13 января · Прп. Мелании Римляныни (439).

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

13 Января МеланьяПреподобная Мелания, первая из знатных римлянок «с юных лет стремившаяся ко Христу, жаждущая телесной непорочности и уязвленная Божественной любовью», родилась в христианской семье. Родители ее — люди именитые и богатые — видели в дочери наследницу и продолжательницу рода. В четырнадцать лет Мела­ния против своей воли была выдана замуж за знатного юношу Апиниана. С самого начала совместной жизни святая умоляла супруга жить с ней в непорочности или отпустить незапятнанной и телом и душой. Апиниан отвечал: «Когда по велению Господа мы приобретем двоих детей в наследники своему имуществу, тогда вместе отречемся от мира». Вскоре святая Мелания родила девоч­ку, которую молодые родители посвятили Богу. Продолжая жить в супружестве, Мелания тайно носила власяницу и проводила ночи в молитвах. Вторые роды Мелании были преждевременными и мучительными. Родился мальчик, его крестили, и он сразу отошел ко Господу. Видя страдания своей супруги, блаженный Апиниан про­сил Бога сохранить жизнь святой Мелании и дал обет провести остаток совместной жизни в непорочности. Выздоровев, святая сня­ла навсегда свои шелковые одежды. Вскоре умерла их дочь. Меж­ду тем родители святых противились их желанию посвятить себя Богу; Только, когда отца Мелании постигла смертельная болезнь, он просил у них прощения и напутствовал следовать избранному ими пути, прося о нем молиться. Святые тут же оставили город Рим, и для них началась новая жизнь, целиком посвященная служению Богу. Апиниану было в то время 24 года, а Мелании — 20. Они стали посещать больных, принимать странников, щедро помогать бедным. Обходили тюрьмы, места ссылок и рудники и освобождали несчастных, которые содержались там за долги. Про­дав имения в Италии и Испании, они щедрой рукой помогали стар­цам и монастырям, покупая для последних земли в Месопотамии, Сирии, Египте, Финикии и Палестине. На их средства было пост­роено много храмов и больниц. Церкви Запада и Востока получа­ли от них благодеяния. Когда они, покинув родину, отплыли в Аф­рику, во время плавания началась сильная буря. Моряки гово­рили, что это гнев Божий, но блаженная Мелания сказала, чтобы они предали корабль воле Несущего его. Волны прибили корабль к острову, на котором стоял город, осажденный варварами. Осаж­давшие требовали от жителей выкуп, грозя городу уничтожением. Святые внесли нужные деньги, и тем спасли от гибели город и его жителей. Прибыв в Африку, они и там оказывали помощь всем нуждающимся. По благословению местных епископов жертвовали на церкви и монастыри. В то же время святая Мелания продол­жала смирять плоть свою строгим постом, а душу утверждала непрестанным чтением Слова Божия, переписывая священные кни­ги и раздавая неимущим. Она сама сшила власяницу и, не сни­мая, носила ее.

В Африке святые пробыли 7 лет, а затем, освободившись, по заповеди Христовой, от всех своих богатств, направились в Иеру­салим. По пути, в Александрии, они были приняты святым еписко­пом Кириллом и встретились в храме со святым старцем Несторием, имевшим дар пророчества и исцеления. Старец обратился к ним, утешая и призывая к мужеству, терпению в ожидании Славы Небесной. В Иерусалиме святые роздали бедным оставшееся у них золото и проводили дни свои в нищете и  молитве. После недолго­го путешествия в Египет, где святые посетили многих отцов-пу­стынников, святая Мелания затворилась в одинокой келлии, на горе Елеонской, лишь изредка видясь со святым Апинианом. Постепен­но возле келлии возник монастырь, где собралось до девяноста дев. Святая Мелания, по смирению, не согласилась быть его игуменией и по-прежнему жила и молилась в одиночестве. В поучениях свя­тая Мелания призывала сестер бодрствовать и молиться, оберегать свои помыслы и возгревать прежде всего любовь к Богу и друг ко другу, соблюдая святую Православную веру и чистоту душев­ную и телесную. Особо увещевала их быть послушными воле Божией. Напоминая слова апостола, советовала соблюдать пост «не с огорчением и не с принуждением: ибо доброхотно дающих любит Бог». В обители ее стараниями была построена молельня и алтарь, где погребли мощи святых: пророка Божия Захарии, святого Первомученика Стефана и Сорока святых, принявших муку в Севастии. К этому времени святой Апиниан отошел ко Господу. Святая Мелания погребла мощи блаженного и провела около четы­рех лет возле этого места в посте и непрестанной молитве.

Святая пожелала построить мужской монастырь на горе Воз­несения Христова. Господь благословил ее замысел, послав христолюбца, давшего средства на монастырь. Приняв их с радостью, святая Мелания в один год свершила это великое Дело. В воз­двигнутом ею монастыре, святые мужи стали неустанно возносить молитвы свои Богу в церкви Вознесения Христова. Окончив свои труды, блаженная покинула Иерусалим, отбыв в Константинополь к своему дяде-язычнику, в надежде спасти его душу. По дороге она молилась у мощей святого Лаврентия, на месте его мучени­чества, и получила доброе предзнаменование. Прибыв в Кон­стантинополь, святая нашла там своего дядю в болезни и беседо­вала с ним. Под влиянием ее бесед больной оставил язычество и умер христианином. В то время многих жителей столицы смущало еретическое учение Нестория. Святая Мелания принимала всех, обращавшихся к ней за вразумлением. Много чудес совершилось по молитвам блаженной. Вернувшись в свой монастырь, угодница Божия почувствовала приближение кончины и объявила об этом пресвитеру и сестрам. В глубокой скорби и слезах выслушали они ее последние наставления. Испросив их молитв и заповедав блюсти себя в чистоте, с радостью и ликованием приобщившись Святых Тайн, кротко и спокойно святая Мелания предала душу свою Гос­поду. Это было в 439 году

КОММЕНТАРИИ ПРОТЕСТАНТА:

  1. Как хорошо сказано – «уязвленная Божественной любовью».
  2. Стремление к непорочности и до брака и после. Странное дело, ведь секс дан Богом, секс в браке. Кажется, что в житиях формируется отношение к этому Божьему дару, как к какой-то мерзости, как к тому, что мешает приближаться к Богу и недостойно набожного христианина. Наверное – это связано с монашеством. Если монахи превосходнее мирян, то и секс вторичен и не нужен.
  3. «смирять плоть свою строгим постом, а душу утверждала непрестанным чтением Слова Божия, переписывая священные кни­ги и раздавая неимущим. Она сама сшила власяницу и, не сни­мая, носила ее». Как удивительно переплетаются глубоко верные вещи и власяница, которую святая носила не снимая. Историческая справка: «власяница ткалась из верблюжьего волоса или овечьей шерсти и надевалась на голое тело, причём жёсткая шерсть постоянно кололась, напоминая монаху о терпении и смирении». Я не могу вспомнить, чтобы в Новом Завете был призыв усмирять свою плоть физически, власяницами. Безусловно такая практика была у некоторых пророков Ветхого Завета, но в Новом и намека нет на подобный стиль смирения. Смирение плоти происходит когда исполняются заповеди Божьи и этого вполне достаточно, потому как в исполнении заповедей могут быть разные уровни и разная степень глубины. Хочешь смиряй до бесконечности, потому, как проявление любви не имеет конца, разве что положить душу за ближнего.
  4. Так же противоречит Божьей заповеди без сексуальная жизнь супругов. Если это семья, то интимные отношения должны присутствовать, если же нет, тогда и разводиться нужно, а развод, как известно, Христом запрещен.
  5. Святая Меланья открыла монастырь, построила его, булла духовной наставницей монашек, а затем еще и мужской монастырь построила, причем за один год. Скорость невероятная и для нашего времени, а для того, тем более странно. Не иначе, как Бог помогал, если это правда.
  6. Потрясающий пассаж по поводу возвращения к своему дяде язычнику для несения ему Евангелия. Это по христиански, когда переживаешь за неспасенных родственников и не только о них молишься, но еще и говоришь об истинности веры Христовой.
  7. То, что вернулась в монастырь после того, как дядя принял христианство и умер верующим, то же важный положительный момент, поскольку следует возвращаться туда, где ты духовно прописан.
  8. Умирала святая женщина в умиротворении и покое, наверное, потому что выполнила миссию Божью, а выполняя волю Божью человек должен испытывать самое большое удовлетворение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *