14 января + Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской (379).

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

14 января - ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙСвятитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокий­ской, «принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и при­носит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим», — так говорил современник святителя Василия, святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 344; память 23 ноября). Ро­дился Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью хри­стианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения Диоклитиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия, Емилия, была дочерью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии.

В семье было десять человек детей — пять сыновей и пять до­черей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Васи­лий, Макрина (память 19 июля) — образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Григорий, впоследствии епископ Нисский (память 10 ян­варя), Петр, епископ Севастийский (память9 января), и праведная Феозва — диакониса (память 10 января). Первые годы жизни свя­той Василий провел в принадлежавшем его родителям поместье на реке Ирисе, где воспитывался под руководством матери и баб­ки Макрины, высокообразованной женщины, сохранившей в па­мяти предание о знаменитом святителе Каппадокии — Григории Чудотворце (память 17 ноября). Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Кон­стантинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины — центр классического просвещения.

После четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями: «Он так изучил всё, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему дру­гому». Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, — «это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вмести­тельно для человеческой природы». В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Позднее, в похвальном слове Васи­лию Великому, святитель Григорий Богослов восторженно говорил об этом времени: «Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном — в учении… Нам известны были две дороги: одна — к нашим священным храмам и к тамошним учителям; дру­гая— к наставникам наук внешних».

Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юно­шества, святой Василий вступил на путь аскетической жизни.

После смерти мужа мать Василия со старшей дочерью Макриной и несколькими девственницами удалились в фамильное по­местье на реке Ирисе и вели подвижническую жизнь. Василий же, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был постав­лен чтецом. Как истолкователь Священных Книг, он сначала читал их народу. Затем, «желая снискать руководителя к познанию ис­тины», святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Па­лестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им. Роздав свое имущество бедным, святой Василий поселился недалеко от Емилии и Макрины на дру­гом берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие. Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Гри­гория Богослова. Святые Василий и Григорий подвизались в стро­гом воздержании: в жилище их, без кровли, не было очага, пища была самой скудной. Они сами обтесывали камни, сажали и по­ливали деревья, возили тяжести. От больших трудов мозоли не сходили с их рук. Из одежды Василий Великий имел только срачицу и мантию; власяницу носил только ночью, чтобы ее не было видно. В уединении святые Василий и Григорий усиленно занима­лись изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена, из произведений которого они составили сборник — Филокалия (Добротолюбие). В то же время Василий Великий по просьбе иноков написал сборник пра­вил нравственной жизни. Своим примером и проповедями святи­тель Василий Великий содействовал духовному усовершенствова­нию христиан Каппадокии и Понта; многие устремились к нему. Образовывались мужские и женские монастыри, в которых Васи­лий стремился соединить жизнь киновиальную с отшельническою.

В царствование Констанция (337—361) распространилось лже­учение Ария, и Церковь призвала к служению обоих святителей. Святой Василий вернулся в Кесарию. В 362 году он был рукопо­ложен Мелетием епископом Антиохийским в диакона, а затем, епископом Евсевием Кесарийским, в 364 году, посвящен в сан пре­свитера. «Но видя, — как повествует Григорий Богослов, — что все чрезвычайно почитают и хвалят Василия за мудрость и святость, Евсевий, по человеческой немощи, увлекся ревностью к нему и начал выказывать нерасположение к нему». Монахи встали на за­щиту святого Василия. Чтобы не вызвать церковного разделения, он удалился в свою пустыню и занялся устройством монастырей. С приходом к власти императора Валента (364—378), решитель­ного сторонника ариан, для Православия наступают тяжелые вре­мена— «предстояла великая борьба». Тогда святой Василий спеш­но возвратился в Кесарию по вызову епископа Евсевия. По словам Григория Богослова, для епископа Евсевия он был «добрым советником, праведным предстателем, истолкователем Божия Слова, жезлом старости, опорой верным в делах внутренних, самым дея­тельным в делах внешних». С того времени и церковное правле­ние перешло к Василию, хотя по иерархии занимал он второе место. Проповеди говорил он ежедневно, и часто дважды — утром и ве­чером. В это время святой Василий составил чин Литургии; им написаны также Беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исайи, на псалмы, второе собрание монашеских правил. Против учителя ариан Евномия, который с помощью аристотелевых построений придал арианской догматике научно-философскую форму, превра­щая христианское учение в логическую схему отвлеченных поня­тий, Василий написал три книги.

Святитель Григорий Богослов, говоря о деятельности Василия Великого в тот период, указывает на «пропитание нищих, странноприимство, попечение о девах, писанные и неписанные уставы для монашествующих, чиноположения молитв (Литургия), благоукрашения алтарей и иное». По кончине епископа Кесарийского Евсе­вия, в 370 году, на его кафедру был возведен святой Василий. Как епископу Кесарийскому, святому Василию Великому были подчи­нены 50 епископов одиннадцати провинций. Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (память 2 мая), с радо­стью и благодарностью к Богу приветствовал дарование Каппадо­кии такого епископа, как Василий, прославившегося святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, тру­дами на благо церковного мира и единства. В империи Валента внешнее господство принадлежало арианам, которые, по-разному решая вопрос о Божестве Сына Божия, были разбиты на несколь­ко партий. К прежним догматическим спорам был присоединен вопрос о Святом Духе. В книгах против Евномия Василий Вели­кий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с От­цом и Сыном. Сейчас же для полного выяснения православного учения по этому вопросу, по просьбе святого Амфилохия, епископа Иконийского, святитель написал книгу о Святом Духе.

Общее печальное положение усугублялось для епископа Кеса­рийского еще и такими обстоятельствами, как разделение Каппадо­кии на две части при распределении правительством провинциаль­ных округов; антиохийский раскол, вызванный поспешным поставлением второго епископа; отрицательное и высокомерное отноше­ние западных епископов к попыткам привлечь их к борьбе с ари­анством и переход на сторону ариан Евстафия Севастийского, с которым Василия связывала тесная дружба. Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утвер­ждал их веру, призывая к мужеству и терпению. Святым еписко­пом написаны многочисленные письма к Церквам, епископам, кли­ру, частным лицам. Низлагая еретиков «оружием уст и стрелами письмен», святой Василий, как неутомимый защитник Правосла­вия, всю свою жизнь вызывал неприязнь и всевозможные происки ариан.

Император Валент, беспощадно отправлявший в изгнание не­угодных ему епископов, насадив арианство в других малоазийских провинциях, явился в Каппадокию с той же целью. Он послал к святому Василию префекта Модеста, который стал угрожать ему разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью. «Всё это, — ответил Василий, — для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается всё мое богатство. Ссыл­ки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? — Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь». Пра­витель был изумлен таким ответом. «Может быть,— продолжал святитель, — ты не встречался с епископом; иначе, без сомнения, услышал бы такие же слова. Во всем ином мы кротки, смиреннее всякого, и не только пред таким могуществом, но и пред всяким, потому что так предписано нам законом. Но когда дело идет о Боге и против Него дерзают восставать, тогда мы, всё прочее вменяя за ничто, взираем только на Него Единого, тогда огнь, меч, звери и железо, терзающее тело, скорее будут для нас удоволь­ствием, нежели устрашат».

Доложив Валенту о непреклонности святого Василия, Модест сказал: «Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви». Ту же твер­дость Василий Великий обнаружил и перед лицом самого импера­тора и своим поведением произвел на Валента такое впечатление, что он не поддержал ариан, требующих ссылки Василия. «В день Богоявления, при многочисленном стечении народа, Валент вошел в храм и смешался с толпой, чтобы показать видимость единения с Церковью. Когда же в храме началось псалмопение, слух его поражен был как громом. Царь увидел море народа, и в алтаре и близ него благолепие; впереди же всех Василия, не воскланяющегося ни телом, ни взором, как будто в храме не произошло ни­чего нового, но обращенного только к Богу и престолу, а клир его в страхе и благоговении».

Святой Василий почти ежедневно совершал Богослужение. Он особенно заботился о строгом исполнении канонов Церкви, вни­мательно следя, чтобы в клир вступали только достойные. Неуто­мимо обходил он свои церкви, наблюдая, чтобы нигде не была нарушена церковная дисциплина, устраняя всякое лицеприятие. В Кесарии святой Василий устроил два монастыря, мужской и жен­ский с храмом в честь 40 мучеников, где хранились их святые мощи. По примеру иноков, клирики митрополии святителя, даже диаконы и пресвитеры, жили в чрезвычайной бедности, трудились и вели жизнь чистую и добродетельную. Для клира святой Васи­лий добивался освобождения от податей. Все свои личные средства и доходы своей церкви он употреблял в пользу бедных; в каждом округе своей митрополии святитель создал богадельни; в Кесарии — гостиницу и странноприимный дом.

Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, забо­ты и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Преставился святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет. Незадолго перед кончиной святитель благословил святого Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры.

По преставлении святого Василия Церковь тотчас стала празд­новать его память. Святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 394), в своем слове в день кончины святителя Василия Велико­го говорил: «Не без причины и не случайно божественный Васи­лий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Кре­щения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и вос­хваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Хри­сту именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством».

КОММЕНТАРИЙ ПРОТЕСТАНТА:

  1. Родители, похоже, были серьезными христианами, и прекрасными родителями, поскольку им удалось воспитать детей, из которых чуть ли не половина вошла в пантеон святых. Пример для нас, современных родителей христиан.
  2. 4 – 5 лет изучал учения лучших философов, познакомился с Григорием Богословом. У Василия Великого была возможность приобщиться к самому лучшему фонду человеческой мысли, что повлияло на глубину богословской мысли.
  3. Начал практиковать христианскую аскетику, пришедши к выводу, что христианство есть истина. Создал монастырь, потому что люди начали тянуться к Василию Великому. Всегда есть люди которые тянутся к святости.
  4. Поскольку в жизни не бывает без испытаний, без соприкосновения со злом, то и Василий встретился с таким злом в виде зависти и притеснений, да еще и от кого? от епископа Евсевия. Завидовали и Христу и Ап. Павлу: «и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие. Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа» (Фил.1:14,15).
  5. Когда же арианская ересь усилилась, тот же Евсевий вызывает Св. Василия, чтобы в лице великого апологета дать отпор заблуждению, распространяющемуся, как рак.
  6. Вскоре Василий становится и сам главой кафедры и руководит 50ю епископами. При этом столь великий духовный начальник не теряет облика человеческого и остается христианином еще больше разворачивая деятельность церкви, помогая всем кому можно и нужно оказывать помощь.
  7. Естественно, что ариане были настроены агрессивно-решительно, чтобы удалить святого. На угрозы императора Валента Василий, имея слабое здоровье, но сильный дух, отвечал что ничего не боится, поскольку первый удар его убьет, тюрьма не может быть страшна человеку имеющему внутреннюю свободу и не ищущего комфорта. Пораженный Валент не тронул епископа.
  8. Все свои деньги, слово «сбережения» не подходит, потому как сбережений и не было, Василий отдавал нуждающимся. А в каждом округе митрополии создавал богодельни, в которых кормили нищих.
  9. Человек был просто удивительного размаха, небывалой широты ума и невероятной глубины духовности. Умер в возрасте 49 лет, послужив воле Божьей достойно и принесши много плода.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *