КОММЕНТАРИИ К НОВОМУ ЗАВЕТУ. ПРОНИКАЯ В ГЛУБИНУ НОВOГО ЗАВЕТА. (Матф.23:13 – 22)

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

ГОРЕ ЛИЦЕМЕРАМ! ГОРЕ ФАРИСЕЯМ! ЧАСТЬ 1.

«13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.

14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.

15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.

17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?

18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;

21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;

22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем»  (Матф.23:13-22).

Христос, довольно высказавшись о том, что не так делали лицемеры, продолжает свою речь, но уже в более обличительном тоне. Каждое последующее обвинение начинается с предупреждения: «Горе!» Можно представить, что фарисеи, хоть они и полные лицемеры, вдруг открывают свой духовный слух, принимают слово Христа и каются? Конечно же, и ради этого Христос проповедует! Он не просто обличает, а обличает в надежде, что до них дойдет, их очерствевшее сердце услышит и они изменят свою жизнь под воздействием силы святости Христовой. Какие же претензии к фарисеям у Христа и за что им будет горе? Рассмотрим подробней:

1)    ««13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете». Фарисеи и книжники закрывали царство Божье для других людей тем, что сами лицемерили и не поступали так, как учили, о чем Христос  говорил выше. Так же они добавляли много ненужных деталей к закону, которые почти невозможно исполнить. Что самое интересное, они сами этих деталей не исполняли, однако от других требовали. Главная же фарисейская беда — непринятии Христа и пути спасения. Мало того, что они сосредоточили все права религиозного учительства на себе, они еще и восстали против Того, кто должен был быть центром их религии. А запрещая людям идти ко Христу и распиная Его, они стали закрывать дорогу к спасению.

2)    «14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение». Фарисеи делали все возможное, чтобы забирать дома вдов. Они находили женщин, с которых можно было поживиться недвижимостью и религиозными способами забирали их имущество. Так происходит в современных сектах, когда под видом религиозной жертвенности прихожане отдают свои квартиры или большие сбережения. Эта практика некоторых культов очень навредила всему христианскому движению. Фарисеи свою энергию отдавали не на служение Богу, а на обогащение, да еще и с кого? С самых обездоленных и не защищенных, женщин, у которых не было мужей.

Кроме того, фарисеи нарочито, показушно долго молились. Они заботились об одном о внешнем благочестии. Их интересовала только слава и уважение. Хоте нет, оказывается их еще интересовали и материальные приобретения. Мы теперь еще больше понимаем возмущения Христа. Впечатление такое, что все пороки, которые только могут быть проявились у религиозных лидеров Израиля. Какая профанация, какой позор, какое издевательство над самим Богом и Его заповедями!

3)    15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. Бакрли по этому поводу пишет: «Цель фарисеев состояла в том, чтобы обратить этих богобоязненных в прозелитов. Слово прозелит — транслитерация греческого слова прозелитос, что значит приблизившийся или пришедший вновь. Прозелит — это совершенно обращенный, принявший обрядовый закон и обрезание, ставший в полном смысле иудеем. Обращенные часто становятся самыми фанатическими приверженцами своей новой религии, и многие из этих прозелитов были еще больше преданы иудейскому закону, чем даже сами иудеи». Да уж, судя по обвинениям Христа, далеко современному христианству до такой ревности в деле евангелизма. Кто кто а фарисеи не спорили с пастором о том, должны ли христиане идти и искать людей, чтобы обратить их в христианство. Нам бы такое рвение по евангелизму. Благо, что мы, христиане, не таковы, как эти… (пишу с горькой иронией). Получается, что обращенные становятся еще хуже самих обративших их фарисеев, а отсюда следует, что человек несет ответственность всегда кто бы его куда не обращал. Я раньше полагал, что обращенные от буддизма не несут ответственности за свою веру, они стали жертвой нехристианского миссионерства. То же с исламом и любым другим мировоззрением. Но Христос таких обращенных называет не жертвой, а детьми геены, а значит, человек всегда несет ответственность за свои поступки и за свой выбор где бы он ни был.

4)    «16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.

17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?» Такие акценты в клятвах показывали фарисеев, как людей, которые очень любят денежки, золото и прочие материальные блага (домы вдов). Они сами себя изобличали, показывая своими формулами клятв, что золото представляет гораздо больше ценности, чем храм, а еще глубже – материальное гораздо более ценно чем духовное, земное более ценно чем Божественное. На самом же деле гораздо более важен Тот, кто освящает, а не то, что освящается.

5)    «18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?» В свойственном для фарисеев акценте на материальном религиозные вожди Израиля учат своих подопечных клясться не жертвенником, а тем, что на нем. Уже не говоря о запрете на клятву, Христос показывает, что опять фарисеи совершают туже ошибку, как и с храмом. Они дар на жертвеннике ставят выше самого жертвенника. Господь и поясняет, что жертву освящает жертвенник, как элемент храма. Жертва приносится в храм и жертвенник показывает, что эта жертва принесена по воле Божьей. Но сам жертвенник, для фарисеев, не представляет интереса, а вот с даров, которые приносятся на жертвенник можно и поживиться.

«20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;

21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;

22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем». Христос постепенно поднимает мысль фарисеев до высоты и широты Божьей. Вначале жертвенник и кто клянется жертвенником, тот клянется всем, что на нем. Затем от жертвенника к храму. Храм, где клянущийся клянется не только храмом, но и Богом, который в этом храме живет. А с храма Христос переводит их взор на Бога. Тот, кто клянется небом, тот клянется престолом Самого Бога и Богом. Так Христос показал фарисеям, что если они клянутся каким –то предметом церкви то такие кляты все равно их приведут к тому, что они дают слово перед самим Богом. Создается такое впечатление, да, наверное, так и было, что фарисеи любили часто клясться, а слов своих не сдерживали, и могли очень просто нарушать клятвы свои. Христос призывает быть ответственным за свои слова, в частности за кляты, и помнить, что все произносимое мы произносим перед Богом.

ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:

1)    Горе тем верующим, которые лицемерят и соблазняют других идти ко Христу!

2)    Горе тем, кто закрывает от людей Христа!

3)    Горе, тем, кто пытается получить корысть и обогатиться материальными благами за счет своих единоверцев.

4)    Горе тем, кто долго молится только для того, чтобы себя показать в лучшем свете, для того, чтобы о нем подумали хорошо. Такие люди ищут любовь не от Бога, потому что Бог учит скромности и кротости. «… творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Матф.6:2). А в фарисейском сборе уважения просматривается только гордость.

5)    Человек всегда несет ответственность за свой выбор, кто бы его не обращал в свою веру.

6)    Ставя земное выше небесного, золото выше храма, — мы тем самым показываем, что для нас Бог вторичен. А в этом случае горе нам от Христа! Горе тем, кто денежки и блага любит больше чем Бога.

7)    Важно не то, что освящается, как Тот, кто освящает, т.е. Бог.

8)    Если даешь слово, помни, что ты говоришь перед Богом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *