3 февраля · Прп. Максима исп. (662)

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

Преподобный Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года и вырос в благочестивой христианской семье. В юности он получил разностороннее образование: изучил филосо­фию, грамматику, риторику, был начитан в древних авторах и в совершенстве владел Богословской диалектикой. Когда преподоб­ный Максим поступил на государственную службу, знания и доб­росовестность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия (611—641). Но придворная жизнь тяготила его, и он уда­лился в Хрисопольскую обитель (на противоположном берегу Босфора — ныне Скутари), где принял иноческий постриг. Своим смиренномудрием он вскоре приобрел любовь братии и был из­бран игуменом монастыря, но и в этом сане, по своей необыкно­венной скромности, он, по собственным его словам, «оставался простым монахом». В 633 году по просьбе одного Богослова, буду­щего святителя Иерусалимского Патриарха Софрония (память 11 марта), преподобный Максим оставил обитель и уехал в Алек­сандрию.

Святой Софроний стал известен к тому времени как не­примиримый противник монофелитской ереси. После того, как IV Вселенский Собор (451 г.) осудил монофизитов, исповедовав­ших одну (Божественную) природу в Господе Иисусе Христе, еретиками-монофелитами было введено понятие единой Божественной воли и единого (Божественного) действования, что приводило к признанию отвергнутого монофизитского лжеучения. Монофелитство нашло многочисленных сторонников в Армении, Сирии, Египте. Ересь, усиливаемая национальной враж­дой, стала серьезной угрозой церковному единству Востока. Борь­ба Православия с ересями особенно осложнилась тем, что к 630 го­ду три патриарших престола на Православном Востоке оказались занятыми монофизитами: Константинопольский — Сергием, Антиохийский — Афанасием, Александрийский — Киром.

Путь преподобного Максима из Константинополя в Александ­рию лежал через Крит, где и началась его проповедническая дея­тельность. Там он столкнулся с епископатом, придерживавшимся еретических взглядов Севера и Нестория. В Александрии и ее окрестностях преподобный провел около 6 лет. В 638 году импе­ратор Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый «Экфесис» («Изложение веры»), который окончатель­но повелевал исповедовать учение об одной воле при двух приро­дах Спасителя. Защищая Православие, преподобный Максим обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех. «Не только клир и все епископы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему», — свидетельствует его житие.

В конце 638 года умер патриарх Сергий, а в 641 году — импера­тор Ираклий. Императорский престол занял жестокий и грубый Констанс II (642—668), откровенный сторонник монофелитов. Уси­лились нападки еретиков на Православие. Преподобный Максим ушел в Карфаген и проповедовал в нем и окрестностях еще 5 лет. Когда туда прибыл преемник патриарха Сергия патриарх Пирр, покинувший Константинополь из-за придворных интриг, по убеж­дениям монофелит, между ним и преподобным Максимом в июне 645 года произошел открытый диспут, на котором Пирр всенарод­но признал свои заблуждения и пожелал даже вручить папе Феодору письменное отречение от них. Преподобный Максим вместе с Пирром отправились в Рим, где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в сане.

В 647 году преподобный Максим вернулся в Африку. Там на соборах епископов монофелитство осуждалось как ересь. В 648 г. вместо «Экфесиса» вышел новый указ, составленный, по поручению Константина, константинопольским патриархом Павлом — «Типос» («Образец веры»), который запрещал всякие рассуждения равно как об одной воле, так и о двух волях при при­знании двух природ Господа Иисуса Христа. Тогда преподобный Максим обратился к сменившему папу Феодора Римскому папе Мартину I (649—654) с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на соборное обсуждение всей Церкви. В октябре 649 года был со­бран Латеранский Собор, на котором присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей Православного Востока, среди которых находился и преподобный Максим Исповедник. Собор осудил монофелитство, а его защитники, Константинопольские патриархи Сергий, Павел и Пирр, были преданы анафеме.

Когда Констанс II получил определение Собора, он приказал схватить и папу Мартина, и преподобного Максима. Этот приказ был выполнен через пять лет, в 654 году. Преподобного Максима обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму. В 656 году он был сослан во Фракию, а затем снова привезен в Константинополь­скую тюрьму. Преподобного вместе с двумя его учениками под­вергли жесточайшим пыткам: каждому отрезали язык и усекли правую руку. Затем их сослали в Колхиду. Но тут Господь явил неизреченное чудо: все они обрели способность говорить и писать. Преподобный Максим предсказал свою кончину (+ 13 августа 662 года). В греческих прологах 13 августа указывается перенесе­ние его мощей в Константинополь; оно могло быть приурочено к кончине преподобного. Возможно, что установление памяти на 21 января связано с тем, что 13 августа празднуется отдание празд­ника Преображения Господня. Над могилой преподобного Максима ночами возжигались три чудесно явленных светильника и совер­шалось множество исцелений. Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое Богословское наследие. Его экзегетиче­ские труды содержат объяснения трудных мест из Священного Пи­сания, толкования молитвы Господней и 59-го псалма, схолии к сочинениям священномученика Дионисия Ареопагита (+ 96; память 3 октября) и святителя Григория Богослова (+ 389, память 25 ян­варя). К экзегетике относится также объяснение Богослужения, озаглавленное «Мистагогия» («Введение о таинстве»).

К догматическим трудам преподобного относятся: изложение его диспута с Пирром, несколько трактатов и письма к разным ли­цам. В них содержится изложение Православного учения о Боже­ственной сущности и ипостаси, о Боговоплощении и об обожении человеческой природы.

«Ничто в обожении не есть произведение природы,— писал пре­подобный Максим в письме к своему другу Фалассию,— ибо при­рода не может понять Бога. Единственно лишь милость Божья об­ладает способностью давать обожение существам… Человек (образ Божий) в обожении уподобляется Богу, он радуется изобилию все­го, что принадлежит ему по природе, потому что благодать Духа торжествует в нем и потому что Бог действует в нем» (письмо 22). Преподобному Максиму принадлежат и антропологические труды. Он рассматривает природу души и ее сознательно-личное существование после смерти человека. Среди нравственных сочи­нений особенно важны «Главы о любви». Преподобный Максим написал также три гимна в лучших традициях церковной гимнографии, ведущих начало от святителя Григория Богослова.

Богословие преподобного Максима Исповедника, основанное на духовном опытном знании великих отцов-пустынников, использую­щее искусство диалектики, выработанное дохристианской философией, было продолжено и развито в трудах преподобного Симеона Нового Богослова (+ 1021; память 12 марта) и святителя Григория Паламы (+ ок. 1360; память 14 ноября).

На русский язык переведены: «Вопросы и ответы Фалассию» (частично — «Богословский вестник», 1916—1917 гг.), «Мистагогия» («Введение о таинстве» — «Писания святых отцов, относящие­ся к истолкованию Православного Богослужения». Вып. 1. СПб., 1855); отрывки из «Глав о любви» и работы догматического и нрав­ственного содержания — в III томе «Добротолюбия»; историко-экзегетический трактат «О цели установления царской власти» («Радость христианина» 1895, ноябрь).

КОММЕНТАРИИ: «Преподобного Максима обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму. В 656 году он был сослан во Фракию, а затем снова привезен в Константинополь­скую тюрьму. Преподобного вместе с двумя его учениками под­вергли жесточайшим пыткам: каждому отрезали язык и усекли правую руку». Ап. Павел в послании к евреям пишет: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр.12:4). Максиму Исповеднику пришлось как-раз сражаться против греха. Как всегда, в таких случаях, поражает стойкость веры и духовная принципиальность, когда человек ради чистоты веры претерпевает муки.

Монофелиты от слова «моно» один доказывали, что во Христе были две природы Божественная и человеческая, но воля одна – только Божественная. Именно максим Исповедник выступил против такой ереси доказывая, что у Христа была так же человеческая природа, которая добровольно подчинилась Божественной, являя и нам пример святости и подчинения своей воли воле Отца Небесного. Иначе в чем тогда подвиг Христа, как Богочеловека? Тем самым Максим Исповедник сделал великое дело, более глубоко открыв природу Христа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *