4 февраля · Прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца (1623).

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

, ро­дился в 1539 году. В ранней молодости он принял постриг с именем Онуфрий и в 1585 году основал Жабынскую Введенскую пустынь близ реки Оки, недалеко от г. Белева. В 1615 году пустынь была полностью разорена польскими войсками под начальством Лисов­ского. Вернувшись на пепелище, преподобный стал возобновителем монастыря. Он снова собрал братию, и вместо деревянного был по­строен каменный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм, с колокольней на воротах. Преподобный проводил жизнь в суровых  иноческих подвигах,  претерпевая   мороз,  зной,  голод  и жажду, как об этом записано было в монастырском синодике. Часто он удалялся в лесную чащу, где в одиночестве молился Богу. Однажды, когда преподобный шел лесной тропинкой, он услышал слабый стон. Он огляделся кругом и увидел прислонившегося к стволу сосны поляка, который в изнеможении полулежал. Рядом валялась его сабля. Он отстал от своего отряда и заблудился в лесу. Еле слышным голосом враг, возможно грабивший обитель, просил пить. Любовь и сострадание превозмогли в преподобном. С молитвой ко Господу он ударил посохом о землю, из которой забил прохладный родник, и напоил умирающего. Когда восста­новленный монастырь окреп во внешней и внутренней жизни, свя­той Онуфрий оставил общемонастырскую жизнь и, поручив бра­тию надежному руководству одного из своих учеников, принял схиму с именем Макарий. Местом своего уединения он избрал верховье протока Жабынки — «кладезь Жабынец», отстоящий от устья протока и берега реки Оки в одной версте.

Схимнические подвиги преподобного Макария были скрыты не только от мира, но и от любящей его братии. Он скончался 84-х лет в 1623 году, в ночной час, когда запели петухи, и был погребен 22 января, на память апостола Тимофея, напротив ворот обители, близ места, где впоследствии была построена церковь его имени. В Иконописном Подлиннике сохранилось описание облика пре­подобного последних лет жизни: он был седой, с небольшой боро­дой, поверх монашеских риз носил схиму. Почитание преподобного Макария установилось в конце XVII — начале XVIII в. Были написаны его иконы; по преданию, мощи его почивали открыто, но уже в 1721 году их скрыли под спуд. В XVШ в. обитель запустела. Память о подвигах и чудесах преподобного Макария настолько за­былась, что, когда в 1816 году при постройке Никольской церкви были обретены нетленные мощи основателя обители, по нем нача­ли служить соборную панихиду. Восстановление памяти преподоб­ного Макария Белевского связано с именем игумена Ионы, который родился в день памяти преподобного Макария, 22 января, и начал свой иноческий путь в Оптиной пустыни неподалеку от Жабынской обители. С 1875 года игумен Иона стал настоятелем Жабынской пустыни. Его прошение о восстановлении памяти преподобного Макария Жабынского было подкреплено ходатайством белевских граждан, через века сохранивших веру в святость угодника. 22 ян­варя 1888 года после долгого перерыва совершилось торжествен­ное чествование памяти преподобного Макария Жабынского. В 1889 году над местом погребения святого был заложен храм его имени. Игумен Иона, который жил в то время на покое в пустыне и деятельно участвовал в строительстве, решил вместе с подрядчи­ком  работ открыть святые мощи преподобного Макария. Когда всё было готово к исполнению самочинного предприятия, преподоб­ный явился обоим участникам в сонном видении и строго преду­предил их, чтобы они не дерзали на не свое дело, а иначе будут наказаны. Память об этом явлении благоговейно хранилась среди иноков обители. Преподобному была составлена служба. Память преподобного Макария Жабынского чтится, помимо 22 января, еще и 22 сентября.

КОММЕНТАРИИ: Пока читал о самой жизни святого все умиляло, особенно скромность. Сложное это дело совершать добрые дела и их скрывать. «Схимнические подвиги преподобного Макария были скрыты не только от мира, но и от любящей его братии». Очень уж падок человек к земной славе. Глубоко в нас заложено стремление нравиться и слышать похвалу. Преодоление такого мощного механизма гордости говорит о великой духовности подвижника.  А вот вторая половина этого жития, как всегда, удручает. Начинается какое-то движение вокруг мощей. А вот самое странное: «Игумен Иона, который жил в то время на покое в пустыне и деятельно участвовал в строительстве, решил вместе с подрядчи­ком  работ открыть святые мощи преподобного Макария. Когда всё было готово к исполнению самочинного предприятия, преподоб­ный явился обоим участникам в сонном видении и строго преду­предил их, чтобы они не дерзали на не свое дело, а иначе будут наказаны». Это ж надо так святому переживать за свои мощи. А может быть он по скромности и после смерти не хотел, чтобы его мощи были открыты? Да еще и предупредил, что двое намеревающиеся открыть мощи будут наказаны. Странно, за грехи, которые совершают все люди святой этим двум не являлся, а тут открытие мощей и вторжение в материальный мир. Такое впечатление, что тема мощей одна из самых важных в православии, по крайней мере, важнее личной святости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *