4 ТИПА ЛЮДЕЙ В БИБЛИИ. К КОМУ ПРИНАДЛЕЖУ Я? ОТ МЛАДЕНЧЕСТВА К ЗРЕЛОСТИ

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

ПОДДЕРЖКАВступление. Сегодня можно достаточно много прочитать книг по психологии, в которых людей пытаются классифицировать. Иногда такие описания достаточно точно характеризуют различные варианты поведения человека. Оказывается, в Библии так же есть своя классификация. «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1Фесс.5:14). Да, речь идет о людях в церкви, но думаю, что это размышление может быть интересно всем. Описаны четыре типа людей и отношение к каждому типу. Все типы можно поделить на две группы. Одна – люди со слабостями, люди у которых есть отклонения от христианской нормы. И Библия, весьма подробно описывает эти отклонения, показывая какими христиане не должны быть. Что же касается второй группы, то вы удивитесь, но оказывается есть еще и четвертый тип. Впрочем, ответ на этот вопрос, несколько позже. Тема, так же интересна тем, что каждому из нас предоставляется возможность посмотреть на себя, определяя принадлежность к одному из типажей. Если, например, к слабому, то вопрос, — как мне от этого избавиться и перейти на боле высокую ступеньку духовного развития? Кроме того, тема поможет понять, как по христиански оказывать помощь каждому из типажей. Между прочим, эта тема поможет и родителям понять, как им следует вести себя по отношению к детям и детям к родителям, и супругам, и гна светской работе. Одним словом, тема интересна и практична.

ГЛАВА 1. БЕСЧИННЫЕ

«…вразумляйте бесчинных…» (1Фесс.5:14). Итак, первая категория – бесчинные. Что значит понятие бесчинство? Слово «бесчинный» переводится, как — беспорядочный, своевольный, не подчиняющийся установленному порядку, непокорный. Как определить человека бесчинного? Наиболее точная и простая характеристика «бесчинного» — непослушный человек. Скажем ребенка, который не слушается своих родителей, можно назвать бесчинным. Работника предприятия, который полностью игнорирует слова своего начальника — бесчинным. Бесчинный в детстве не слушается своих родителей, а выросши — не слушается ни руководства, ни Слова Божьего. Между прочим, если жена не послушна своему мужу ее так же можно назвать бесчинной. Павел пишет во втором послании к фессалоникийцам: «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2Фесс.3:6). Вторая часть, выше приведенной цитаты, показывает, что бесчинный находится между выбором, — поступать ли по заповедям, или поступать как бесчинный считает нужным. Итак, бесчинный не подчиняется заповедям, которые оставил Павел и которые есть заповедями Божьими. А заповедь гласит, что нужно повиноваться и покоряться. В своей пасторской практике я сталкивался с бесчинством грубым, агрессивным, нападающим. А есть бесчинство интеллигентное. Так вежливо человек все время подчеркивает, что он ни с чем не согласен, что он не хочет ничего принимать и делать ничего не будет, потому что, опять — таки, со всем не согласен. Такое себе вежливое, «духовное» бесчинство без крика и шума. Вежливый отказ от повиновения.

БИБЛЕЙСКИЙ ОБРАЗ БЕСЧИННОГО. «Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам» (2Тим.4:14,15). Этот человек до конца остается загадкой. У нас слишком мало информации, но понятно одно, Александ, который занимался изделием из металл, был большим противником тому, что говорил Ап. Павел. Настолько же нужно было досадить апостолу, чтобы он ввел в свое послание это имя, предупреждая других, чтобы они были осторожны с бесчинным человеком?

   Интересно вспомнить, что бесчинство входит в перечень дел плоти: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение…, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал.5:19-21). Первым существом, кто проявил свое бесчинство, был дьявол, когда восстал против Бога.

   Укажем на несколько более детальных характеристик бесчинных людей:

1) Не послушен старшим, которых Бог ставит над ним.

2) Не принимает критику.

3) Ищет себе союзников. Ап. Павел дает молодому пастору Титу некоторые советы и среди прочего упоминает о непокорных, которые собирают себе армию последователей, то жалуясь, то критикуя тех, кто им не нравится: «Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно…» (Тит.1:10,11).

4) Злоупотребляет собственной властью, не подчиняясь власти поставленной над собой.

5) Не уважительно относится к ближним. Высокомерно, агрессивно, презрительно. Считает себя превосходней других, самым умным, самым проницательным.

   Непокорные люди у меня, лично, вызывают жалость, потому что им весьма трудно приходится. Во-первых, внутри у них нет любви. «Любовь долготерпит…, не бесчинствует…» (1Кор.13:4,5). А когда нет любви, жить очень тяжело. Во-вторых, у непокорных нет внутри мира и покоя. Бесчинные живут в тревоге и в досаде, потому что все время теряют мир и покой. Вспомним, как еврейский народ шел через пустыню в землю обетованную и как всю дорогу роптали, возмущались и даже бунтовали против Бога? И Господь сказал, что этот народ будет лишены не только земли обетованной, но и Божьего покоя. Так и сказано, что бесчинные люди не смогли войти в Божий покой: «На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?

Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?» (Евр.3:17,18).

ЧТО ДЕЛАТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К БЕСЧИННЫМ?

1й ЭТАП. Такого человека следует вразумлять. Слово «вразумлять» так с греческого языка и переводится — уговаривать, наставлять, увещевать. Если говорить современным языком, нужно просить и убеждать.

2й ЭТАП. Если человек не слушает ваших слов и продолжает быть бесчинным, стоять на своем и не покоряться, тогда следует строго обличать: «Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере» (Тит.1:13).

3й ЭТАП. Самый печальный. Этот этап работает только тогда, когда два предыдущих этапа были пройдены и показали, что все бесполезно. «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас» (2Фесс.3:6-8). Ап. Павел умоляет удаляться от бесчинного. Еще раз повторим — удаление происходит только после многократных увещеваний, упрашиваний. Апостол обращается к людям, которые склонны к бунту в церкви.

ГЛАВА 2. МАЛОДУШНЫЕ

«…утешайте малодушных…» (1Фесс.5:14). Вторая категория – малодушные. Слово «малодушный» переводится, как малодушный (нерешительный, трусливый, боязливый, слабовольный). Приведем четыре ключевые характеристики малодушного.

1) Не лидер, не решителен. Человек ведомый. Очень подвержен влиянию других людей.

2) Всегда сомневающийся. Нет, человек не сомневается в том, что уверовал во Христа. Его гложут сомнения частного порядка. Правильно ли я поступаю? Правильно ли говорю? Может быть, я не тот выбор в жизни делаю? Ту ли я церковь посещаю? Конечно же, на таких людей легко повлиять. «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф.4:14). Такие люди так и остаются младенцами. Младенец и малодушный часто одно и то же.

3) Человек боящийся людей, ситуаций, иногда и самой жизни. Однажды, Бог обратился к пророку Иеремии с призывом не малодушествовать, то ест не бояться: «И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих. А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их» (Иер.1:16,17). Из этого стиха понятно, что малодушный – это человек боящийся людей больше чем Бога. Например, у малодушного будут обязательно проблемы с проповедью Евангелия. Малодушный будет помалкивать о том, что он христианин все по той же причине. А что подумают обо мне люди, а самое страшное, что они скажут, как будут относится ко мне? Интересно, что самый мудрый человек, богочеловек на земле шел и не боялся, что о нем подумают люди. А между тем, некоторые люди думали о Нем, как о сумасшедшем. Классический пример малодушия, предательство будущего Апостола Петра своего Учителя и Господа: «Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько» (Матф.26:73-75). Смалодушничал Петр, испугался людей, испугался наказания и страданий за Христа. И это малодушие заставило его отречься от Христа.

4) Большие проблемы с волей. Непостоянен. Послушал какого-то талантливого и красноречивого спикера на христианской конференции. Тот его вдохновил на решительные перемены в христианской жизни. Но, по прошествии месяца, все возвращается на круги своя. И так, после десятков и сотен попыток, такой человек перестает верить сам себе.

«А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется» (Матф.13:20,21). Он уже не уверен, что, действительно, сможет победить свою лень и бездействие. Сомнения и неуверенность, вот два крыла, которые ни как не помогают этому человеку взлететь, чтобы парить над реальностью.

   Иногда малодушие приводит даже к возмущению, когда человек понимает, что нужно делать, но чтобы скрыть и оправдать свой страх, начинает возмущаться. Именно так было с еврейским народом, который начал малодушествовать в пустыне, идя в землю обетованную. Народ боялся, что ему не хватит еды и малодушествовал от усталости и опасности пути по пустыне: «От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища» (Чис.21:4,5).

   Малодушные вызывают сожаление, потому что они сами себе не рады. Часто, малодушные, в отличи от бесчинных, хорошо понимают, что их малодушие это безволие, слабость характера и веры. Они корят себя, ругают себя. Можно сказать, что малодушные, как правило, сами от себя мучаются.

ЧТО ДЕЛАТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К МАЛОДУШНЫМ?

Следует не забывать, что мы сами бываем малодушными. Именно поэтому Бог так часто обращается к нам с утешением: «И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня» (Ис.12:1). Сколько раз ругал себя за малодушие. Там не сказал о Христе, когда нужно было сказать. Там не сказал человеку правду в глаза, когда нужно было сказать и так спасти человека. Поэтому, у нас в жизни хватает своего малодушия. Но в жизни христианина это не должно быть тенденцией, потому что Бог делает нас сильными и твердыми. Между прочим, вот это знаменитое место, когда Господь обращается к Иисусу Навину, молодому лидеру еврейского народа, после смерти Моисея, которому предстояло вести освободительные войны, противопоставляет твердость и мужество малодушию, которое может нападать на любого человека. «Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им» (Иис.Нав.1:6). Таких людей следует утешать, ободрять, успокаивать.

ГЛАВА 3. СЛАБЫЕ

«…поддерживайте слабых…» (1Фесс.5:14). Третий тип людей в церкви — слабые. Слово «слабый» с греческого так и переводится — 1 . немощный, слабый; 2 . больной, нездоровый. Это слово используется в значении физической слабости. Например, в послании Петра: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1Пет.3:7). Второе значение слова «слабый» — слабость духовная. Такие люди подвержены невероятным колебаниям. Стоит им только дать почитать какую-то книгу, они не критично ее принимают и готовы следовать за автором этой книги, как бы он не заблуждался. Тут появляется новый человек, с новым учением, которое ошибочно, и что же? Эти люди уже оставляют предыдущее учение и идут за новым. Итак, главные качества слабых: 1) Безвольный. 2) Непостоянный.

   Чем же отличается слабый от малодушного? Малодушный, как Петр, может иногда падать, иногда сходить с дистанции, но затем он поднимается и идет. Но слабый, только и делает, что падает. Он падает при каждой возможности, при каждом соблазне и искушении. Вера таких людей еле «дышит», они колеблются от малейшего дуновения, влияния, основания христианства, не устойчивы и сомнения часто сгрызают их душу.

Слабость слабых проявляется и проверяется двумя моментами:

1. Насколько человек силен в сложных, экстремальных обстоятельствах. Насколько может совладать с собой, оставаться собранным, не «раскисать», проявлять силу: «Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя» (Прит.24:10).

2. Насколько человек не поддается ложным убеждениям и греховным искушениям. Знаменитый пример молодого Иосифа, работающего у высокопоставленного Египетского начальника и имеющего возможность насладиться его женой. Однако, парень дает отпор на соблазнительное предложение жены Потифара: «И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною. Но он отказался…» (Быт.39:7,8). Была у нас в церкви одна сестра, как только она сталкивалась с какой-то ересью, каким-то новым учением, движением, тут же принимала для себя решение, а решения она принимала молниеносно, уйти из церкви. Сколько я встречался с этим человеком, сколько провели бесед, сколько другие сестры встречались и увещевали. И каждый раз она была на волоске от ухода. И вот очередной раз появилось в Сумах какое-то новое протестантское движение. Всё, эта сестра пришла попрощалась и ушла, хотя я в очередной раз ее упрашивал и умолял, тем более, что против этого движения выступили все протестантские пастора Украины. Вот пример слабого человека, у которого нет стержня, который, как говорит моя жена, не понял сути Евангелия. Именно о таких людях сказано: «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф.4:14).

3. Насколько человек постоянен. Открою вам секрет, есть ряд людей, которых нам нужно, как пасторам, хронически поддерживать. Они не могут даже самых простых вещей делать постоянно. То посещают церковь, то не посещают. На них влияет все, огороды, родственники, настроение, люди, обстоятельства. Периодически нужно звонить, умолять, чтобы хотя бы пришли на Богослужение. А не будешь этого делать все бросят и будут жить в своей слабости. У таких людей, как правило, проблемы с постоянством, в чтении и молитве, в служении. Нет непостоянства только с грехом и с угождением собственной плоти.

КАК ПОМОЧЬ?

Слово «поддерживать» переводится, как — держаться, придерживаться, усердствовать, поддерживать. То есть, не просто поддерживать, а усердствовать в этом, поддерживать со всем старанием.

1. Снизойти к слабому и говорить с ним не с позиции превосходства, а стать на его уровень, при этом помочь подняться человеку. «для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор.9:22).

2. Очень хорошо, когда в церкви есть наставничество, — встречи более сильного духовно, более опытного с начинающим или слабым христианином.

ГЛАВА 4 ОТ МАЛОДУШИЯ К ЗРЕЛОСТИ

Нередко мне приходится слышать от людей фразы, — Я просто очень слабый человек. Или, — у меня проблемы с верой. Правда, остается еще одна категория – зрелые люди, которые и должны мудро поступать по отношению к тем, кто слаб или бесчинствует.

Бесчинным, слабым человек рождается или становится? Моно сказать и так и так. В моей практике были люди, которым я оказывал психологическую – христианскую помощь. Выяснялось, что некоторые были почти идеальными детьми, а затем попадали во враждебную среду, то есть в окружение, где дети очень быстро понимали, что нужно сражаться за себя. Как результат, на удивление собственным родителям и своим сверстникам, они становились агрессивными и грубыми. Некоторых же воспитывали так, что они и слова то такого от мамы или от папы, как «люблю» не слышали. Вот вам результат, — агрессивные, бесчинные люди. Другие же воспитывались в среде, где родители всех беспощадно критиковали и никого не слушали. Естественно, дети вырастали бесчинными. Или же, наоборот, ребенок рос подавленным, потому что родители жестко контролировали, не давали проявлять инициативу. Получился слабый, безвольный человек. Возникает вопрос, кто же будет помогать всем слабым, кто будет поддерживать малодушных и увещевать бесчинных? Конечно же, четвертый тип – зрелый христианин. Именно на таких людях держится здоровье церкви. Я понял, что среди всех типов людей, в каждом есть что-то доброе, милосердное, прекрасное. Например, видел, как сложная по характеру женщина из церкви, проявляла невиданную жертвенность, или брат, с которым сложно общаться проявлял сострадательность. В каждом, без исключения, есть прекрасные качества. Однако, все же, Библия говорит о том, что у самых добрых и отзывчивых может быть проблема, которая классифицирует принадлежность к одному из проблематичных типов. Посмотрим несколько цитат из Библии говорящие о том, что если человек развивается в Боге, духовно возрастает, то он становится сильным. «… праведник смел, как лев» (Прит.28:1); «… слабый пусть говорит: «я силен»» (Иоил.3:10); «…самый слабый между ними в тот день будет как Давид…» (Зах.12:8); «ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2Тим.1:7). Все это происходит, когда мы будем жить постоянно со Христом, который и делает нас сильными, мужественными. Вспомните, как изменился Петр, став Апостолом. Такие перемены духовной зрелости должны происходит и с нами постоянно.

   Посмотрим несколько ключевых характеристик зрелого христианина:

1) Стабильно и посвящено духовный. Если человек периодически испытывает прилив духовности, страстного желания и готов часами молиться, а потом ведет себя грубо, вульгарно, происходит спад. А затем, когда этот спад достигает критичной точки, вновь происходит подъем. Такие духовные виражи можно обозначать как угодно, но человек, который не знает, что такое духовная стабильность – не есть зрелым христианином. Таким образом, первый аспект зрелости – стабильность, посвященность, постоянство. «Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную» (Рим.2:6,7).

2) Послушный. «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны…» (Евр.13:17). Я не устану повторять, послушание и повиновение начинается когда вы делаете то, что вас просят делать, но вы не понимаете, не считаете нужным, не соглашаетесь, если, разумеется речь не идет о грехе? Согласитесь, нет повиновения там, где ребенок хочет мороженое и родители ему это морожено покупают? Повиновение начинается тогда, когда ребенок сдерживает себя, соглашается с родителями чрез силу смирения.

3) Зрелый, готов жить не только своими проблемами, но и помогать ближним. Вот представьте такую картину. Зрелый христианин сталкивается с бесчинным, с малодушным, со слабым. Малодушный бесчинному ничего и не скажет, а лишь похихикает. Зрелый же утешит малодушного, вразумит бесчинного, поддержит слабого. Это явление называется наставничеством, когда зрелый человек видит слабости всех отклонений от нормы – Христа и готов помогать людям, встречаясь с ними еженедельно.

ВОПРОСЫ: 1) Кто такие бесчинные? 2) Как определить бесчинного человека? 3) Есть ли в вас бесчинство, может быть в каких — то гранях? 4) Как такой малодушный? 5) Как определить малодушного? 6) Есть ли в вас моменты малодушия? 7) Как помочь бесчинному и малодушному человеку? 8) кто такой слабый и как ему помочь? 9) К какому типу вы себя больше относите, слабый, малодушный или бесчинный? 10) Что вы собираетесь предпринять, чтобы стать зрелым христианином? 11) Как вы собираетесь избавиться от проявлений малодушия, слабости и бесчинства в себе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *