6 СТИХОВ ИЗ БИБЛИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ. ПОСЛАНИЕ ФИЛИМОНУ. ВСТУПЛЕНИЕ

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

ФИЛИМОНУПредание причисляет Филимона к 70ти апостолам. Считается, что Филимон жил в Лаодикии, хотя есть мнение, что в Колоссах. Филимон был другом, соратником Ап. Павла.  Исследователи говорят, что именно в его доме собиралась церковь. Этот человек так же отличался странноприимством. Ситуация, которая вызвала на свет появление послания такова, — у Филимона был раб Онисим. Онисим был обычным рабом, и он не был христианином. По всей видимости, раб был типичным язычником. Между Филимоном и Онисимом произошел какой-то конфликт, который заставил раба бежать от своего хозяина, вероятно, с целью избежать наказания. Во время бегства Онисим встречается с Ап. Павлом, который и обращает его в христианство. Так Онисим стал христианином: «с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем» (Кол.4:9). Когда к Павлу пришел Епофрас, вся темная история с беглым рабом раскрылась, а может быть, именно в этот момент Онисим созрел к тому, чтобы вернуться к своему хозяину. Можно только представить насколько непростое решение пришлось принимать рабу, да еще и сбежавшему. В любом случае понятно одно, если беглый раб становился христианином, естественно, в первую очередь, он должен был вернуться к своему господину. Точно так же, как покаявшийся Закхей полон решимости вернуть все, что он украл, причем в несколько раз больше. Сравнение с Закхеем тем более уместно, что были подозрения Онисима в воровстве. Не даром же Апостол писал: «Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне» (Флм.1:18). Онисима на пути к господину сопровождает еще один верный соратник Ап. Павла, христианин Тихик. Своим посланием Апостол желает помочь Филимону настроиться на прощение и примирение с рабом, который действительно провинился, но став христианином, осознал свою вину и доказал это на деле своим возвращением. Послание, по всей видимости, писалось во время первых уз Апостола Павла, как раз после написания послания к Колоссянам.

   Не только сложно было Онисиму возвращаться к своему хозяину, но и самому Ап. Павлу нужен был человек, который бы был верным, находился рядом с Апостолом и помогал бы ему в деле проповеди Христа, а может быть и чисто физически, поскольку, можно предположить, насколько здоровье Павла было подорванным.

   Послание носит частный характер и в этом его особенность.  Приведем пространную цитату из известного комментатора Нового Завета Уильяма Баркли о положении рабов в римской империи: «Раб не считался человеком, а лишь живым орудием. Хозяин имел абсолютную власть над своими рабами. «Он может дать им пощечину или осудить их на тяжелую работу – заставляя, например, работать на своих полях в деревне или на своего рода фабрике-тюрьме. Или он может наказывать их ударами палки, плети или бича, он может выжигать им на лбу клеймо, если они воры или беглецы, и даже, если они окажутся неисправимыми, распять их на кресте». Римский историк Плиний рассказывает о том, как некий Ведий Поллио обошелся со своим рабом. Раб нес во двор дома поднос с хрустальными кубками, уронил и разбил один из них. Поллио приказал немедленно бросить его в пруд с рыбами в центре двора, где хищные миноги тут же разорвали его на куски. Ювенал описывает одну госпожу, бьющую свою служанку из-за одного каприза и господина, «наслаждающегося криком от жестоких палочных побоев, и считавшего их прекраснее песен всяких сирен». Этот рабовладелец не мог успокоится до тех пор, пока не призывал мучителя, чтобы тот выжег раскаленным железом клеймо за то, что раб украл пару полотенец. Раб действительно находился в постоянной зависимости от каприза хозяина или хозяйки. Хуже еще было то, что рабов постоянно умышленно угнетали. В Римской империи было около 60 миллионов рабов и приходилось опасаться их восстания. Взбунтовавшегося раба тут же убивали, а беглого в лучшем случае клеймили на лбу латинской буквой ф – фугитив, беглый, раскаленным докрасна железом, в худшем же случае – казнили, распинали на кресте. Павел хорошо знал все это, и вследствие того, что рабство настолько пропитало жизнь древнего мира, было довольно рискованно посылать Онисима назад даже к христианину Филимону. И потому Павел дал Онисиму с собой это письмо»

   У Ап. Павла был еще один поводу писать письмо. Он хотел, чтобы Онисим остался с ними, о чем мы уже писали выше, но важно было, чтобы такой подарок Филимона был не вынужденным, но добровольным: «Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе…» (Флм.1:20); «но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно» (Флм.1:14).

   Что же касается дельнейшей судьбы Онисима, приведем еще одну цитату из Уильяма Баркли: «Давайте перенесемся на пятьдесят лет вперед. Игнатия, одного из величайших мучеников, отправили на казнь из Антиохии в Рим. В пути он пишет послания – которые еще сохранились – церквам в Малой Азии. Он останавливается в Смирне и пишет церкви в Ефесе. В первых главах этого послания он много говорит об удивительном ефесском епископе. И как же звали этого епископа? Его звали Онисим. И Игнатий употребляет тот же каламбур, который в свое время употреблял Павел – он Онисим по имени и по своей природе, годный и полезный для Христа. Вполне может быть, что беглый раб стал со временем великим епископом Ефеса».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *