7 ПРИЧИН ДЛЯ УНЫНИЯ И ПОБЕДА НАД НИМИ. ИЗ ЖИЗНИ АП. ПАВЛА

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

«Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (Пс.41:6). Душа человека переживает разные состояния. Одно из них приносит боль и грусть, делает жизнь безрадостной, а в крайних случаях и лишенной смысла и называется это состояние унынием. Библия, с потрясающей правдивостью, рассказывает, как некоторые из героев веры так же переживали состояние уныние. Состояние уныния переживали пророки, например Илия, цари, например Давид, Апостолы, например Петр, когда после смерти Христа решил вернуться к своему прежнему ремеслу рыбака, потеряв надежду на воскресение Мессии. Вопрос в том, как эти великие подвижники веры могли достаточно быстро выходить из состояния уныния, на что мы обратим особое внимание. Так же Библия подробно описывает причину уныния, ее проявление и выход из этого состояния. Уныние переживал и Господь Христос в самый трудный момент жизни, когда молился в Гефсиманском саду незадолго до избиения и распятия. И все же это уныние было кратковременным, потому что Бог сильнее уныния.  В качестве примера, мы возьмем судьбу Ап. Павла. У него было множество причин, чтобы впасть в уныние, но он эти причины победил и вместо уныния излучал непоколебимый дух, радость и твердую веру.

ГЛАВА 1. КОГДА ПРИХОДИТ УНЫНИЕ

Уныние – это реакция на трудности с которыми мы встречаемся в жизни. По сути, могут быть три реакции:

1)    Озлобление или месть, мягкая, скрытая, коварная или открытая, но месть. Когда происходит не так, как я хочу месть и ненависть, которые способны подавить человека и привести к унынию. Но ненависть редко приводит к унынию, в основном наоборот к активной мести, активному деланию зла. Вспомним Ап. Павла до того, как он стал христианином. «…по ревности — гонитель Церкви Божией…» (Фил.3:6) Савл, так звали до уверования Павла, возненавидел христиан и им мстил.

2)    Уныние и подавленность. А вот эта реакция случается гораздо чаще. Трудные обстоятельства задавливают человека и как результат, — парализованный дух.

3)    Радость и духовная воля, основанная на вере в победу. Это идеальная картина реакции на трудные обстоятельства, в которых даже если уныние и прикасается к душе, очень вскользь и быстро уходит, потому что есть покаяние и благодарность Богу. Тот же Ап. Павел писал коринфской церкви: «нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2Кор.6:10).

ГЛАВА 2. ПОЧЕМУ УНЫНИЕ ЕСТЬ СТРАШНЫЙ ГРЕХ

Внимательный читатель сразу же, после названия главы, задаст вопрос, — получается, что грешили все святые, которые переживали уныние в том числе и Христос? Конечно, нет. Суть не в том приходит к вам грех или нет. Он всегда приходит. Суть в том, сможете ли вы его победить? Святые, подвижники веры, и сам Христос, о котором сказано: «… подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр.4:15) быстро преодолевали это состояние молитвами, покаянием и глубоким пониманием пагубности уныния. Например, если мы чувствуем и понимаем, что пришла обида и сразу же начинаем оказывать ей духовное сопротивление, бороться с ней и не выражать обиду на ближнего, тогда это не грех. То же и с унынием. Впрочем, в последней главе мы подробней рассмотрим духовные методы борьбы с унынием. А теперь перечислим, что же страшного в унынии:

— В унынии Бога нет.

— В унынии Бог есть, но безразличен, Бог не помогает.

— В унынии Дух Святой не утешает.

— В унынии нет благодарности за дар жизни. А за что благодарить если все так плохо?

— В унынии нет любви к Богу и к ближнему.

— В унынии нет радости. А как же всегда радуйтесь? (Флп.4.4)

— В унынии Бог меня не любит, а значит, Бог не есть любовь.

ГЛАВА 3. ЛЕСТНИЦА В РАЙ ИЛИ ОЧЕРЕДЬ ИСПТЫАНИЙ

Помните, как в советские времена людям приходилось стоять в длинных очередях начиная от яблок до золота? Так испытания стоят в очередь к нашей душе. Мы знаем, что без испытаний не будет мудрости, силы, а главное веры: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1Пет.1:6,7). Ох, как же редко христиане радуются, когда находятся в испытаниях! Я могу говорить о себе, — отсутствие радости от испытаний – есть показатель слабой веры, слабого доверия Богу. Итак, испытания должны прийти, и как мы уже говорили, суть не в самих испытаниях, но в реакции на эти испытания. Если мы будем знать заранее, что должен пройти каждый христианин тогда нам будет легче принять испытания и в них радоваться. Эти испытания, как экзамен, без которого не состоится глубокое христианство.

ЦЕЛИ ДЬЯВОЛА, ЧТОБЫ ПРИВЕСТИ ЧЕЛОВЕКА К УНЫНИЮ

1)      УНЫНИЕ ОТ ЗЛОСЛОВИЯ. «А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос. Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам» (Де.ян.18:5,6) Ап. Павел, когда пришел к Галатам, которые совсем не поняли, что суть христианства не в исполнении закона, но в послушании Христу получил большую порцию злословия. Когда апостол проповедовал Евангельскую правду верующие из Галатов сильно озлобились против него: «Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?» (Гал.4:16). Ап. Павел знал, что всякий говорящий истину и не заискивающий перед людьми очень рискует получать злословие от людей. Злословие может быть сильным каналом через который «вползает» уныние, особенно тем, кто говорит правду.

2)      УНЫНИЕ ОТ ТРУДНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ. Ап. Павел рассказывает о своих, достаточно сложных обстоятельствах, в двух обширных цитатах:  «но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2Кор.6:4-10). «много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук» (2Кор.11:26-33) Сложно что-то к этому добавить. Какой-то прессинг постоянный обстоятельств, которые могли бы другого человека просто убить, но не Ап. Павла. Сила Божья в нем и радость, от жизни с Богом, оказывалась самым прочным сопротивлением всем сложным обстоятельствам.

3)      УНЫНИЕ ОТ УНИЖЕНИЯ, ОТ НЕОБХОДИМОСТИ ОПРАВДЫВАТЬСЯ. По сути, мы говорим о нелюбви от людей. «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе. Вот мое защищение против осуждающих меня» (1Кор.9:1-3). Человеческая природа не склонна замечать доброе, обычно люди больший акцент ставят на ошибках, на зле, на просчетах. Как-то мне рассказывали, что в церкви «Спасение», что в городе Вишневом, под Киевом, проходила встреча пастора с церковью. Люди писали записки с вопросами. Пастор пересмотревши несколько записок с приятным удивлением отметил, что в основном не сколько вопросы сколько слова благодарности. Думаете, я намекаю, что меня нужно хвалить? Скорее я по хорошему завидую состоянию сердец людей в этой церкви, состоянию духовному христиан. Они имеют благодарное сердцеи выражают свою благодарность и пастырям. О чем мог бы дмать Ап. Павел, который посвятил всю свою жизнь духовной помощи людям, которые его не только не благодарили, но еще и не принимали его, как апостола? Конечно его трогала неблагодарность людей, но он не унывал.

4)      УНЫНИЕ ОТ ОДИНОЧЕСТВА. Ап. Павел пишет молодому пастору Тимофею: «Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас. Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген» (2Тим.1:14,15). Асия, это не материк Азия, а провинция Римской империи. Когда Ап. Павла схватили в Ефесе, ему могли предъявить обвинения не религиозные но политические, а, как известно, любой друг политического бунтаря, да еще против могущественной римской империи становится врагом этой самой империи. Кто же из друзей Павла рискнул запятнать себя такой дружбой? Да, почти никто. Таким образом, Павел хочет сказать юному служителю, что непременно бывают моменты одиночества. Это настолько ранило Ап. Павла, что в этом же письме, все тому же Тимофею он опять говорит о своем одиночестве: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!» (2Тим.4:16). Я так и слышу, как апостолу ставят в вину: «Смотри, с тобой никто не может сработаться. Тебя все оставили».

5)      УНЫНИЕ ОТ ФИЗИЧЕСКОЙ БОЛИ. «знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» (Гал.4:13-15). Говорят, что у Ап. Павла была глаукома, но это трудно доказать с точностью, хотя не сложно предположить как себя чувствовал человек, который был болен серьезной болезнью. Сам Павел писал о себе: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» (2Кор.12:7). «От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской» (2Кор.11:24,25). Вот, что пишет по этому поводу комментатор Нового Завета Баркли: «Это было римское наказание. Гвардейцы мирового судьи, называвшиеся ликторами, наказывали преступников березовыми палками. Эти три наказания, однако не должны были бы случиться вообще, потому что по римскому праву бичевание римского гражданина считалось преступлением. Но, если толпа буйствовала, а судья был слабохарактерным, Павла, несмотря на римское гражданство, подвергали такому наказанию… Иудейский закон установил пределы такого наказания (Втор. 25,1-3), которые не должны были превышать сорока ударов, в противном случае наказывавшего самого подвергали наказанию. Поэтому они всегда прекращали наказание на тридцать девятом ударе. Вот почему такая кара была известна под названием «сорок ударов без одного». Детальное описание бичевания приведено в книге Мишна, в которой детально изложен иудейский закон. «Две его руки привязывают к столбу, по обеим сторонам его, и священник синагоги хватается за его одежду: если она рвется, то пусть рвется, если он разрывает ее, то он разрывает ее настолько, чтобы обнажить его грудь. Позади преступника устанавливается камень, на который становится священник с ремнем из телячьей кожи в руке, который сложен вдвое и еще раз вдвое, да еще и с двумя другими ремнями. Наказуемый получает одну треть ударов спереди, а две трети сзади. Наказывающий бьет одной рукой, и бьет изо всей силы. Если наказуемый умирает под ударами, наказывающий не виноват, но если он нанесет ему хоть один лишний удар, и наказуемый умрет, он должен из-за него уйти в изгнание». Такое бичевание Павел перенес пять раз; бичевание, от которого человек мог умереть».

6)      УНЫНИЕ ОТ ПРЕДАТЕЛЬСТВА. «Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною» (2Тим.4:10). Нам слишком мало известно о том, кем был Димас, однако кое что все же можно узнать из Библии: «Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса, Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои» (Флм.1:23,24). В обращении к Филимону Ап. Павел упоминает Димаса, как своего сотрудника. Если кто-то и был сотрудником Павла, то это были преданные люди. И вот происходит ужасное, Димас оставляет не только Павла, но и христианскую веру.

7)      УНЫНИЕ ОТ БЛИЗОСТИ СМЕРТИ. Ап. Павла предупреждали, что его ждет смерть, но он отреагировал так, как должен отреагировать герой веры, человек до конца исполняющий свою миссию несения Евангелия неспасенным: ««Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим. Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня!» (Деян.21:12-14). И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое (Деян. 9, 16).

ГЛАВА 4. СРАЖЕНИЕ С УНЫНИЕМ

1)       Надеяться и верить на подаваемую благодать, силу Божью. «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор.6:1,2). «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее» (Рим.8:35-38).

2)      Получать утешение от Духа Святого через обращение к Богу. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Иоан.14:16-18).

3)       Продолжать делать что-то доброе для Бога и ближнего в противовес парализующему унынию. Кстати, интересно, что апатия, уныние приходит часто от безделья, от того, что человек не исполняет своей жизненной миссии. «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал.6:9).

4) Думайте о Боге и вечности и не надейтесь на благодарность от людей.

5)      Помните, что вы не одиноки. Когда все оставили Ап. Павла рядом оказался верный человек Онисифор: «Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел» (2Тим.1:16,17). Мало того, что это был верный человек, он еще смог найти Ап. Павла в бесконечной, по своим размерам, римской империи. Иисус Христос, хотя так же пережил оставленность учениками, все же у креста оставался один ученик Иоанн и жены. «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой» (Иоан.19:25,26). «… один Лука со мною» (2Тим.4:10). Когда пророк илия впал в уныние Господь ему ответил, показывая, что пророк не один: «Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3Цар.19:18).

 

По преданию, незадолго до своей смерти апостол Павел проповедовал в Риме при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был осужден и, избежав, по милости Божией, казни на арене цирка через растерзание хищными зверями, был все же ввергнут в узилище — так называемые вторые узы, находясь в которых, написал в Ефес второе послание к Тимофею, приглашая его поспешить в Рим, на последнее свидание. Апостол Павел, видимо, чувствовал приближение смерти. В то время в Римской империи было распространено четыре вида казни: распятие, сожжение заживо, растерзание дикими зверями и усечение мечом. Первый вид казни предназначался для рабов, второй и третий — для свободного низшего сословия, усечение мечом — только для римских граждан. После девятимесячного пребывания в темнице в 67 году в царствование императора Нерона святой апостол Павел, как римский гражданин, за дело евангельской проповеди принял мученическую кончину через усечение мечом. После себя, этот человек веры, ученик Христа оставил великое наследие, а самое главное передал нам свой оптимизм от веры. Где есть верность Христу там нет уныния.

 

One comment

  1. Лушников Алексей:

    Очень хорошая статья. Сечас развёлся с женой в загсе, но мы ещё венчались 6 лет тому наэад. Когда читаешь такие статьи, легче переносить удары судьбы.
    Спасибо, Алексей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *