А такой ли он Благодатный этот Благодатный огонь? СЕНСАЦИОННОЕ РАЗОБЛАЧЕНИЕ

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

Очень любопытная статья была размещена на сайте: Протопресв. Георгий Цецис «Миф и реальность Благодатного огня». Она представлена на греческом языке, но есть её перевод на русский. Интересно, что на греческом языке происходящее в Великую Субботу действо, называется «Церемония зажжения Благодатного огня», а не схождения. «Схождение» — это уже русское народное творчество, внедрённое в сознание людей.

Одними из самых ранних упоминаний о схождении Благодатного Огня в канун Христова Воскресения являются сообщения, которые встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком.В первоначальном варианте церемония чествования Благодатного огня проводилась в ночь с субботы на воскресение. Но постоянные побоища, которые имели место между православными верующими разных стран, привели к тому, что мусульманские иерусалимские власти вынуждены были перенести «божественное» ночное «чудо» на утро.

Профессор Дмитриевский А.А., сославшись на профессора Олесницкого А.А. отмечал, что раньше заутренняя была соединена с праздником огня при Гробе Господнем. Но в виду сильных беспорядков, которые происходили при этом торжестве, по жёсткому требованию местных властей, он был перенесён к предшествующему дню». Отрадно, что в «небесной канцелярии» очень оперативно отреагировали на время проявления «чуда», и перенесли его не более благоприятное…

Благодатный огонь. Разоблачение мифа. Благодатный огонь. Разоблачение мифа. Благодатный огонь. Разоблачение мифа. Благодатный огонь. Разоблачение мифа. Благодатный огонь. Разоблачение мифа.

В былые времена правоверные мусульмане, как первые разоблачители этого «чуда», не очень-то и напрягали себя серьёзными исследованиями. Им достаточно было знать то, что появление огня было связано с приспособлением, которое наполнялось составами для самовозгорания.

Историк 12 века Ибн-ал-Каланиси, описывая эту технологию, подчёркивал, что христиане на Пасху устраивают хитрость, вешая лампады в алтаре, используя приспособления из бальзамового дерева, его масла и масла жасмина. Они ухитрялись провести натянутую железную нить, и скрыть её от посторонних взоров. Полученное самовозгорание приобретало блестящее сияние и яркий свет.

По мнению, практически всех, исламских историков и писателей, между священниками и мусульманскими властями существала давняя договорённость об обоюдовыгодном сотрудничестве и честном дележе финансовых средств пожертвований паломников. Так ал-Джаубари в 13 веке обратил внимание на случай, когда Ал-Мелик ал-Муаззам, сын ал-Мелика ал-Адиля, войдя в церковь Воскресения, сказал приставленному к ней монаху, что не уйдёт от туда, пока не увидит как сходит свет.

На что монах ответил, что наверное царю будет более приятнее не знакомство со способом, а богатство, которое приносит он приносит. Открытая тайна не принесёт денег правительству. Услышав это, правитель сразу понял всю скрытую подноготную дела и оставил всё как оно и было. Богатство в очередной раз покрыло «чудо» завесой тайны.

Доход от такого «чуда» действительно большой. Палестина практически живёт дарами, которые с готовностью приносят ей поломники ко святому гробу из Европы. Вот и получается, что, праздник гроба Господня является праздником благополучия и счастья мусульманской страны. К стати, именно мусульмане додумались брать плату за вход в православный храм, и билеты продаются до сих пор, хотя навар идёт в казну Израиля.

В 13 веке театрализованное представление обретения Благодатного огня, претерпевает существенное изменение — если до этого огонь встречали снаружи от Кувуклии, то после 13 века для получения огня начали входить внутрь. Теперь все разоблачения, говорившие о специальном механизме, стали не актуальны. Однако, очень скоро, священники были пойманы на очередном обмане за руку, дотошным мусульманином-исследователем (Ибн-ал-Джаузи ум. 1256).

Он решил самостоятельно выяснить то, как же на самом деле появляется огонь. Живя в Иерусалиме и посещая храм и в другие дни, а не только на Пасху, он подсмотрел как пользуясь невнимательностью людей, один священник на заходе солнца, открывал нишу в углу часовни и зажигал свою свечу.
Иными словами, огонь зажигают от лампады, которая спрятана за иконой в нише. Конечно, такая мелочь не могла затронуть алчных сердец местных правителей, и об этом разоблачение постарались поскорее «забыть». Сейчас уже не является тайной наличие ниш за иконами. Они хорошо видны на фотографиях паломников, которые позируют на фоне плиты Гроба Господня.

За некоторыми исключениями, в принципе, мусульмане не сомневались в фальсификации «чуда» благодатного огня, но любовь к деньгам, позволяла спокойно сосуществовать с религиозными конкурентами. В некоторых случаях, когда вера и фанатизм брали вверх над здравым смыслом зарабатывания денег, мусульмане не затрудняя себя разоблачениями, просто разрушали храм, «вспоминая» подозрения, которые, как правило, у фанатиков являются царицей доказательств.

Очередным разоблачителем «чуда» Благодатного огня, стал Мелетий Смотрицкий, полоцкий архиепископ. Его попытки примерить католиков и православных, привели его в унию. Но чёрт дёрнул его для укрепления православной веры посетить Иерусалимский храм и приобщиться поближе к таинству появления Благодатного огня.

Своему бывшему учителю, Константинопольскому патриарху Кириллу Лукарису В 1627 году он напишет, что предместник Метелий, доказывая превосходство строго над новым, и борясь против нового календаря, приводил в качестве доказательств различные чудеса, но категорически отказывается упоминать о ежегодном иерусалимском «чуде»и в присутствии патриарха Александрийского и иеромонаха Леонтия, говорил, что турки давно бы уверовали в Христа, если бы чудо было истинным.

На протяжение всех лет существования «чуда» благодатного огня, христиане так и не смогли спокойно совершать этот обряд без того, чтобы не учинить очередной мордобой. Этот срам и позор зафиксирован даже в книге М.Твена «Простаки за границей», где говорится, о том, что уже очень давно доказано, что христиане просто не в состоянии все вместе молится у гроба Спасителя.

Дерутся не только рядовые священники, но и находящиеся внутри Кувуклии в ожидания огня армянский архимандрит и греческий патриарх. Из-за этого власти Израиля решили, что для соблюдения элементарного правопорядка в Кувуклии обязан присутствовать израильский полицейский, и на некоторых видео кадрах видно, как внутрь Кувуклии, в начале входит полицейский, и только потом греческий патриарх, а следом армянский архимандрит.  Одним словом, святые отцы не вызывают доверия у властей с давних времён и по сей день.

Именно беспредел в храме стал причиной самого скандального разоблачения «чуда» Благодатного огня. В 1834 году пришлось вмешиваться турецкой армии, т.к. драка в храме переросла в жестокое побоище, в котором погибло более 300 человек.

Из дневника видного деятеля и учёного, епископа Порфирия Успенского, основателя Русской Православной миссии в Иерусалиме, можно узнать о действиях, предпринятых Ибрагимом Пашой по прошествии 15 лет. Порфирий вёл дневник, куда заносил свои размышления на отвлечённые темы, впечатления от событий исторического масштаба, описания памятников и прочее.

Они были изданы в 8 томах Императорской академией наук под попечительством Императорского Православного Палестинского Общества и под редакцией Сырку П.А. Третий том увидел свет свет в 1896 году. Там говорится, что господин Палестины и Сирии, паша египетский Ибрагим, захотел убедится, что огонь является чудесным, а не зажигается спичками. И что же он предпринял? Он объявил патриаршим наместникам, что будет сидеть в кувуклии и пристально наблюдать за обретением огня.

В случае подтверждения чуда, они получат 2500000 пиастров, но в случае преднамеренной лжи, все деньги обманутых поклонников будут отданы ему. Но и это ещё не всё. Он в обязательном порядке во всех европейских газетах напишет об этом мерзком подлоге.

Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и епископ Филадельфийский Дионисий (нынешний Вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня.

 

После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и был послан к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн.

Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство больше не верит в чудесное явление огня. Рассказавший всё это, митрополит добавил, что от одного Бога ожидается прекращение благочестивой лжи. Только он ведает и может, успокоить народы, которые верят в огненное чудо великой субботы. Другим и начинать нельзя этого переворота в умах, иначе растерзают у самой часовни Св. Гроба.

Они уведомили патриарха Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагима паши, но в своём послании к нему написали вместо «святый свет”, – «освящённый огонь”. Удивлённый этой переменою, блаженнейший старец спросил их о причине, на что получил ответ, что ему открыли сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады всё-таки есть огонь священный, получаемый с места священного.

В этих записях крайне важно обратить внимание на любопытные моменты:

1. Признание было сделано в тесном кругу высших иерархов православной церкви.
2. Успенскому о происшедшем рассказал непосредственный участник тех событий, который, по сути, являлся очевидецем признания о подлоге.
3. Ибрагиму пригрозили обострением отношений с Российской империей. И к слову сказать, Крымская война показала, как опасно светским властям влезать в религиозную жизнь Православной церкви на Святой земле.
4. «Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня». А значит, результатом признания стала потеря веры в «чудо» святогробского духовенства. И этому был свидетель сам епископ Порфирий.

И через 500 лет ничего не изменилось — всё та же лампада за иконой. Уже спустя десятилетия, сомнения распространились и за пределы святой земли. Об этом в 1914 году написал известный учёный — востоковед Крачковский И.Ю.: «У лучших представителей богословской мысли и на востоке заметно то толкование чуда, которое позволяет проф. А. Олесницкому и А. Дмитриевскому говорить о «торжестве освящения огня при Гробе Господне”».

Но в полной мере, православная критика Благодатного огня была раскрыта Успенским Н.Д,

профессором Ленинградской Духовной академии, известным деятелем православной церкви, и была доложена в актовой речи на церковном собрании 9 октября 1949 г. Подробно разобрав древние свидетельства, Успенский пришёл к следующему выводу: «Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, глубокоуважаемые коллеги и дорогие гости! (…)

Мы же можем согласиться с объяснением митрополита Вифлеемского Дионисия, «что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады, всё-таки есть огонь священный, получаемый с места священного”, и к этим словам наместника Иерусалимского патриарха добавить от себя, что для нас этот огонь есть, был и будет священным ещё и потому, что в нём сохраняется древнехристианская и вселенская традиция» .

О реакции РПЦ на этот доклад, оставил записи Осипов А.А., бывший профессор Ленинградской Духовной академии, который порвав с религией, стал одним из самых видных атеистов и критиков религии: «Изучив древние рукописи и тексты, книги и свидетельства паломников, – пишет об Успенском А.А. Осипов, – он доказал с исчерпывающей точностью, что никакого «чуда” никогда не было, а был и есть древний символический обряд возжигания самими церковнослужителями над гробом Лампады.

(…) И в итоге всего этого дела ныне покойный митрополит Ленинградский Григорий, тоже человек с богословской учёной степенью, собрал ряд богословов Ленинграда и сказал им (многие из моих бывших коллег, наверное, помнят): «Я тоже знаю, что это только легенда! Что… (здесь он назвал по имени-отчеству автора речи и исследования) абсолютно прав! Но не трогайте благочестивых легенд, а то падёт и сама вера!”».

Хотелось бы также описать и обратить внимание на последовательность действий во время церемонии.

1. Представитель власти и два священника осматривают Кувуклию.
2. Большой восковой печатью запечатывают входные двери Кувуклии.
3. Когда появляется хранитель, он вносит внутрь Гроба Господнего большую лампаду, накрытую колпаком. Затем снимают печать и хранитель входит внутрь Квуклии,и спустя пару-тройку минут, выходит.
4. Появляется торжественная процессия, возглавляемая греческим патриархом. Процессия обходит три разве вокруг Кувуклия. Одежды патриаршего достоинства снимаются с патриарха,и он вместе с армянским архимандритом в сопровождении израильского полицейского входит внутрь.
5. Уже через 5-10 минут греческий патриарх и армянский архимандрит выходят с огнём.

Получается, что после обыска патриарха и до входа его внутрь, в кувуклию заходит священник с лампадой (а может, той самой, неугасимой?) и ставит её на гроб (а может в нишу, что за иконой), что определённо неизвестно.
Если принять во внимание, что внутрь Кувуклии входит армянский архимандрит, то вызывает интерес его интервью, в котором этот священнослужитель хотя и не сказал прямо о подлоге, но отметил прелюбопытнейший факт.
«- Скажите, а как Вы молитесь? Это специальная молитва по молитвеннику, или молитва импровизированная, та что исходит от души? Как молится греческий Патриарх?

— Да, читается молитва по молитвеннику. Но, помимо молитв из молитвенника, я возношу и свою сердечную молитву, При этом, мы имеем специальную молитву для этого дня, которую я произношу наизусть. Греческий патриарх читает свою молитву по книге, это так же специальная молитва для церемонии Света.
— Но как же вы читаете молитвы по молитвеннику если там темно?
— Да. Из-за мрака не легко читать».

И это так, — во мраке не легко читать!!! Но раз тяжело, но возможно, то это говорит о том, что источник света определённо существует!!! Без света читать невозможно вообще! Где-то должен быть источник! Да и то сказать! Если бы непосредственные очевидцы «чуда» — израильские полицейские не сомневались в его истинности, они бы первые стали православными христианами!

Что же получается? Факт фальсификации «чуда» Благодатного огня на протяжении веков, в принципе, не вызывает сомнений, но — «…не трогайте благочестивых легенд, а то падёт и сама вера!»?!… Вера верой, а деньги-деньгами! Именно это делает союзниками непримиримых религиозных конкурентов. Прекрасный бизнес-проект, который веками будет приносить не хилый доход всем своим соучастникам — религиозным и политическим деятелям. Вот только при чём здесь Бог?…

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *