БАНКРОТСТВО ПРАВОСЛАВИЯ. Статья Романа Косатонова православного УПЦ Московского патриархата

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

Проблема православия – это вовсе не украинский межцерковный раскол и выяснение кто из нескольких упитанных бородачей в рясах является каноничным, а кто нет? Проблема для Украины и России гораздо глубже – какую роль сегодня выполняет в обществе церковь? Это надежный фундамент Веры и Надежды на котором начнется возрождение общества или это паразит, присосавшийся к истощенному телу нации?

Сегодня, спустя 20 лет после начала «христианского возрождения» и уничтожения «безбожного» коммунистического режима пора подвести некоторые итоги. Тем более, что это вопрос важный для самого выживания нации.

Ни один народ не может жить без опоры на систему тех или иных моральных ценностей или, другими словами – нравственный фундамент. Такое общество обречено на смерть. Вопрос лишь в том, как это произойдет – то ли это будет быстрая гибель от руки чужеземного хищника, то ли это будет медленное умирание. Именно так и происходит в современном мире, когда открытая военная агрессия является затруднительной для потенциального захватчика.

Обреченный народ может гнить и деградировать очень долго. Агония может даже время от времени создавать видимость того, что «не так уж все и плохо!» в государстве, но это лишь очередная конвульсия и растягивание смерти.

Церковь наш рулевой

После уничтожения коммунистического строя и его системы ценностей, встал вопрос: чем заменить «Моральный кодекс строителя коммунизма»? Ответ буквально лежал на поверхности, и долго искать его не пришлось. Функция нравственного фундамента была возложена на церковь – прежде всего Православную.

Сегодня, можно однозначно подвести итог – церковь полностью провалила свою общественную миссию. Претензии церкви на роль общественного пастыря и морального авторитета закончились полным банкротством.

Как изменился облик наших городов за последние 20 лет? Все эти годы в государстве активно уничтожались музыкальные и спортивные школы, дома культуры и прочие пережитки коммунизма – вместо них массово возводились храмы. Количество церквей в городах кое-где начинает превышать все разумные пределы. При этом, даже простому обывателю заметна странная последовательность – чем больше у нас строится церквей, тем сильнее моральный упадок, тем ярче процветает в стране цинизм, коррупция и разврат.

Ставка на битую карту

Надо сказать, что изначальная ставка на религию была весьма странной. В выборе своих духовных ориентиров мы вернулись к тому, что сгнило еще до советской эпохи. «Безбожный» коммунизм потому и победил в нашей стране 90 лет назад, что уже тогда прогнило все – включая и православную религию. Церковь уже тогда была неспособна остановить разложение общества и даже сама провоцировала кровавый взрыв в 1917 году.

Почему наш народ громил храмы и вешал священников рядом с помещиками и жандармами? А почему вообще погибла та старая страна, жители которой себя называли не столько «украинцами» или «русскими, а не иначе как «православные»? Это была банальная проблема морали и справедливости. Великий поэт Александр Блок объяснил все как дважды два: «Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? – Потому, что там пороли и насиловали девок; не у того барина, так у соседа. Почему валят столетние парки? – Потому, что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему – мошной, а дураку – образованностью».

А где же в это время была церковь? Стояла рядом похохатывая от приятной взору картины? «Почему дырявят древний собор? Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой» — отвечает все тот же Александр Блок.

И теперь, спустя почти столетие, мы надеемся, что эта же самая церковь станет для нас нравственным фундаментом? Патриархи спокойно наблюдают из окон своих «Мерседесов» как ошалевшие от безнаказанности «хозяева жизни» грабят, давят своими джипами «маленьких украинцев», убивают и насилуют. Хуже того — своим присутствием на пиршестве «новых украинцев», кормясь из их рук, Церковь как бы освящает все происходящее.

Наше общество прекрасно знает, что практически любое богатство в нашей стране создано если не на торговле украинскими младенцами на органы, рэкете, бандитизме или продаже украинских женщин в иностранные бордели, то на разграблении заводов, фабрик и украинской земли. Нет у нас толстосумов, которые как Билл Гейтс смогли заработать деньги своим интеллектом.

Покажите хоть одного священника, не говоря уже о высших иерархах, который отказался бы от денег, полученных таким способом? Иногда кажется, что даже уличный бандит, еще не смывший со своих рук пятна крови, будет желанным гостем, если даст деньги на позолоту куполов. Поэтому церковь, возводя на эти деньги роскошные храмы, становится сообщником преступлений и как бы дает индульгенцию. В лучшем случае, при этом бормоча нечто невнятное про «на том свете Бог рассудит». Интересно, как наш Господь рассудит своих служителей, строящих церковь на слезах и крови своей паствы?

Потому и приходит украинец в церковь, как правило, один раз в год – освятить крашеные яйца и с чистой совестью выпить после этого водки.

Да, но…

Безусловно, не все так просто. Украинским церквям пришлось в начале 90-х годов во многом начинать все сначала. Было даже огромная проблема с подготовкой кадров – в новых церквях не хватало священнослужителей, которых при советской власти готовили в ограниченном количестве. Все это сказалось на качестве профессиональных кадров в только начавших возрождаться религиозных конфессиях.

Кроме того, церковь, будучи формально отделенной от государства, не имеет возможности системно работать с населением, начиная еще с детского возраста. Если та же идеология коммунизма внушалась детям со школьной скамьи, то христианство приходится доносить через СМИ и разные случайные способы коммуникации.

Это объективные факторы, не учитывать которые было бы нечестно. Но все это, к сожалению, не отменяет вышесказанного и не как не меняет породу религиозной системы Украины. Между народом и украинской «элитой», своим поведением напоминающей иностранных оккупантов лежит пропасть. И Церковь стоит не том краю, где оказался народ, а на том, где с комфортом расположились «новые русские и «новые украинцы».

Гнилая подпорка

Самое парадоксальное это то, что если наша «элита», является паразитом на теле нации, то сама церковь оказалась паразитом на теле этой «элиты». Церковь не отрабатывает благ, получаемых от правящих кланов.

Если отбросить моральную сторону проблемы и посмотреть на церковь, как инструмент укрепления политического режима, то и здесь она оказывается крайне неэффективной. Наша церковь, которая полностью и с готовностью ложится под любую власть, в случае нештатной ситуации опорой для власти стать не способна.

Безусловно, церковь отвлекает часть людей от мысли о том, что если наша элита тяжело больна, то ее надо срочно лечить – лекарствами, интенсивной терапией, а если нужно — то прижиганиями, кровопусканием и ампутацией безнадежно больных ее частей. Но такой религиозный опиум все равно не способен сделать легитимным неправедное богатство и купленную за эти деньги власть.

Церковь не захотела осудить преступления власть имущих, прикрываясь удобной формулой: «Любая власть от Бога». Но церковь не смогла и оправдать награбленное богатство, которое украинцы видят как на уровне олигархов, так и в масштабе своих городов и сел. Получая от коррумпированной власти щедрые дары, напоминающие банальную взятку, она не отрабатывает получаемые блага. Поэтому олигархи и уголовники помельче могут сколько угодно давать церкви свои подачки – она не станет для них опорой и спасением.

У некоторых крайних харизматических протестантских конфессий существует философия, которая звучит откровенно: «Если ты богат – значит Бог тебя любит, если ты беден – значит тебя Бог не любит». Это конечно упрощенная и несколько вульгарная трактовка, но суть их проповедей именно такова. Но она и на Западе не доминирует, а у нас она возможна лишь в настоящих сектах. Вряд ли даже самый бессовестный священнослужитель рискнет объяснить, что это Бог из любви к какому-нибудь Коле Гопнику направил того заниматься рэкетом, избивая железным прутом других православных, а потом из той же любви вручил ему депутатский мандат. Ведь все это богатство создавалось на глазах их паствы.

В этой ситуации у Церкви есть два варианта – или сказать правду и перестать прятаться за тонировкой патриарших и епископских лимузинов, или повторять шаманские заклинания: «Любая власть от Бога!», надеясь, что зомбируемая биомасса рано или поздно поверит в это.

Какой вариант выбрала Церковь – очевидно.

Но есть ли альтернатива и другие примеры? — Продолжение следует

Роман Касатонов, православный (УПЦ МП)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *