«БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ». Мифы и реальность. Часть 2. «Техника исполнения»

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

d0bed0b3d0bed0bdd18cЕсли предыдущая статья была посвящена разоблачению мифа вокруг нисхождения Благодатного Огня, то здесь речь пойдет о способе его появления.
Защитники «чуда ниспослания» в основном используют в качестве доказательства воспоминания паломницы IV века Сильвии. Она, упоминая о вечерней службе, пишет:
“В девятый же час (что мы называем вечерней) все собираются в храм Воскресения, зажигаются все лампады и свечи, и делается большой свет. А огонь не приносится извне, но подается из внутренности пещеры, где денно и нощно горит неугасимая лампада, то есть, внутри преграды”. Но в этом рассказе  говорится не о чуде, а о зажигание огня от лампады. Однако с тех пор вплоть до IX века нет описаний этого ритуала. Возможно, именно в этот период данная церемония стала восприниматься как чудо.

В последующие века произошли ключевые изменения в ритуале. Начиная с XII века священники стали входить внутрь Кувуклии (небольшая купольная часовня желто-розового мрамора в центре храма «Гроба Господня» в Иерусалиме) для получения «Благодатного Огня». Ранее для получения огня не требовалось присутствия человека. Вот как ритуал появления «чуда» описывается у известного историка Дамаска Ибн ал-Каланиси (ум. 1162):“Когда они находятся на Пасху там (христиане)… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. Он (огонь) обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку наподобие нити, непрерывно идущую от одной к другой, и натирают ее бальзамовым маслом, скрывая это от взоров, пока нить не пройдет ко всем лампадам. Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника; а они полагают, что там колыбель Исы, да будет ему мир, и что оттуда он поднялся на небо. Они входят и зажигают много свечей, а в доме от дыхания множества народа становится жарко. Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он зацепляется за нее и переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь зажглись лампады” (И.Ю. Крачковский «Благодатный огонь» по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей X-XIII вв. // Христианский Восток. Пг., 1915. Т. 3. Вып. 3)). Другой современникал-Джаубари (ум. 1242) так же вспоминает:“А дело в том, что эта лампада величайший из фокусов, устроенных первыми поколениями; я разъясню его тебе и открою тайну. Дело в том, что в вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом своде купола, и ее не видит никто кроме этого монаха. На этой цепи и есть шкатулка, внутри которой пустота. А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу на подобие “санбусека”, а под ней огонь, расчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева и, когда наступает время, огонь зажигает состав в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады, а он раньше бывает насыщен бальзамовм маслом, и зажигает его” (И.Ю. Крачковский «Благодатный огонь» по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей X-XIII вв. // Христианский Восток. Пг., 1915).

Без всех подробностей вырисовывается следующая картина: в Кувуклии, скорее всего в её куполе, была размещена, хорошо замаскированная, зажженная свечка (или нечто более сложное). К свечке подходила шелковая нить или железная цепочка, смазанная горящим веществом. В момент, когда свечка прогорала до места соприкосновения с нитью, огонь переходил на нить и по ней шёл до нужных лампад. После того, как внутрь Кувуклии стал входить патриарх (нововведение с XII в.), возможности получения огня значительно увеличились.

Разсказ историка Ибн-ал-Джаузи (ум. 1256) интересен, как слова очевидца и иерусалимского жителя: “Я жил в Иерусалиме десять лет и ходил в храм Воскресения на их пасху и в другие дни. Я исследовал, как зажигается лампада в воскресение — праздник света. По средине церкви есть часовня с гробом; христиане веруют, что Христос – мир над ним – после распятия был там похоронен, а затем вознесся на небо. Когда наступает ночь субботы на заре они входят в эту часовню и вымывают в ней лампады. У них есть там ниши, скрытые в мраморе, а в нишах лампады, которые они зажигают с зари; у часовни же есть окна. Когда наступает полдень, собираются люди христианской веры, приходят их священники и входят в часовню. Христиане же с полудня ходят кругом нее, ожидая нисхождения огня. Когда приближается заход солнца, священники говорят: “Христос гневается на вас”. Они поднимают шум, плачут и бросаются на гроб золото, серебро и одежды, так что собирается большое количество. Священники повторяют эти слова, а они плачут, шумят и бросают все, что есть с ними. Когда же солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью прихожан, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад и восклицает: “Сошел свет и смилостивился Христос” (И.Ю.Крачковский).

Найдутся те, кто посчитает, что все приведенные выше высказывания очевидцев и современников – выдумки. Но вот, что о процедуре «нисхождения Благодатного Огня» пишет сам епископ Порфирий (Успенский) в одном из томов своей  автобиографической книги: “В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу есть огонь неблагодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня” (Н.Д.Успенский «Книга моего Бытия » под редакцией П.А.Сырку 1896; стр.299-301 т.3 стр. 299-301). Не стоит забывать, что Епископ Порфирий имел очень большой авторитет, как среди духовенства, так и среди научных кругов и этот случай был известен широкой массе народа. Но, несмотря на прямые доказательства истины, некоторые христианские ученые защитники «чуда» утверждают, что признание служители «Храма Гроба Господня» сделали дабы не допустить иноверца в храм. Но это абсурд, так как о потере веры в «чудо» говорит сам первосвященник.

Что касается вопроса о лампаде, то действительно даже в наши дни врата Кувуклии запечатывают воском и оставляют так в ожидание патриарха. Когда приближается время появления греческого патриарха, печать снимают, но прежде чем войдёт патриарх внутрь Кувуклии, туда входит священник несущий закрытую колпаком лампаду. Возможно, он и ставит её на плиту гроба. Затем в пещеру входит патриарх и представитель армянской церкви. Двери закрываются. Через некоторое время патриарх выходит с зажженными пучками свеч. А пока огонь распространяется по храму, ту же самую лампаду выносят из Кувуклии в том же самом, закрытом колпаком виде.  Вопрос в том, какой смысл в этой лампаде? Что в ней?

Подводя итог можно сказать, что основываясь на свидетельствах паломников, первосвященников и просто современников становится ясно, что никакого “чуда” никогда не было, а был и есть древний символический обряд возжигания самими церковнослужителями над гробом Лампады. И если бы имело место действительное «чудо», то Иерусалим, столица всех религий, поликонфессиональный, каким мы все его знаем, давно бы уже был Христианским. Но, к сожалению, здесь имеет место фальсификация, а христиане, не желая искать истину, живут по принципу, который сформулировал митрополит Ленинградский Григорий: «…не трогайте благочестивых легенд, а то падет и сама вера!» (Осипов А. А. Откровенный разговор с верующими и неверующими. Размышления бывшего богослова. Л., 1983, с. 114-1151). Это объясняет пассивность христиан в разоблачении одного из догмата христианства – нисхождение «Благодатного Огня».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *