БОЖЬИ СУДЫ. ЧАСТЬ 1. ЗА ЧТО НАС БОГ БУДЕТ СУДИТЬ?

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

СУДЬЯ БОГЖивешь, думаешь, поступаешь, строишь свою судьбу и все кажется, что за все отвечаешь самостоятельно и все вокруг говорят, что если сам о себе не позаботишься, то никто тебе не поможет. И вот в какой-то момент жизни узнаешь, что Бог действительно есть, и самое интересное, что Бог не просто есть, а еще будет суд Божий. Вот с этого момента картина мира и личной ответственности человека кардинально меняется. О Божьих судах и будет идти речь. Апостол Павел говорит о дне, назначенном для всего мира: «…Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную…» (Деян.17:31).

ГЛАВА 1. БОГ ЕСТЬ СУДЬЯ

Обычно, когда просишь христиан перечислить качества Бога все с легкостью и удовольствием вспоминают о Боге любящем, добром, милосердном. Однако редко вспоминается Бог как судья. Наверное, так происходит, потому что где-то глубоко, внутри, нам не очень нравится перспектива быть осужденными судьей вселенной. Суд всегда ассоциируется с чем-то крайне неприятным. Однажды к Аврааму пришли три Ангела и сообщили, что в семье патриарха еврейского народа, не взирая на глубокую старость, родиться сын. Затем эти Ангелы направляются в Содом и Гоморру потому что соседние города обращались к Богу с воплем на невыносимые грехи жителей этих городов. «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт.18:20,21). Известно, суть греха жителей этих городов было очень похожа на то, чем сегодня так кичится Европа – гомосексуализм и прочие сексуальные аномалии. Бог говорит, что это весьма тяжелый грех. Но за грех следует платить. Существует много духовных, незыблемых законов, один из которых гласит: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:7). А что же пожнут те, кто живут во зле и аморальности да еще и успешны, имеют прекрасные условия жизни с дорогими машинами, домами, большими деньгами на счетах зарубежных банков? Тем более, что Библия предупреждает – «Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2Тим.3:13). Асаф, один из авторов книги Псалмов, очень откровенно ставит вопрос перед Богом, в молитвенном размышлении: «И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро? Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих. И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их» (Пс.72:12-17). Асаф увидел, что будущее этих людей страшно, потому что они предстанут на суд Божий. Но вернемся к нашей истории. Авраам прекрасно знает, что такое суд Божий, и что Бог будет наказывать за грехи. Поэтому, переживая не столько за города, которые Бог сейчас будет судить, сколько за своего племянника Лота, который там живет, начинает молитвенный разговор с Богом: «И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт.18:23-25). Бог не отвечает Аврааму, потому что все очевидно – город будет наказан, потому что кроме праведного Лота, в нем не осталось больше праведников. Так Авраам столкнулся с справедливым и суровым Божьим судом.

1. Бог – судья. Итак, Бог является судьей всей земли. «Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым» (Пс.93:2), — говорится в 93 псалме. Та же мысль, о Боге, как судье, подчеркивается в 49 псалме: «И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог» (Пс.49:6). Почему Бог нас будет судить, если я совершаю проступок против человека? Пусть тогда мной занимается земной суд, суд людей? — совершенно резонно можно было бы задать вопрос. Давайте вспомним, как блудный сын, осознавши, что бросил отца и глупо, греховно прокутил полагающуюся ему часть, сделал для себя открытие: «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою» (Лук.15:18). Бог всем нам дал жизнь и ведет нас по жизни. Бог несет за нас ответственность, как отец несет ответственность за своих детей, даже если они плохие и совсем не слушаются родителей, поэтому каждый раз когда мы согрешаем мы согрешаем, как сказал блудный сын, как перед людьми, так и перед Богом.

2. Бог – судья праведный. В наше время, когда никто уже не верит в честность судов, Бог выступает судьей праведным, абсолютно справедливым и не пристрастным. Высшая справедливость у Бога. «Бог — судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий» (Пс.7:12). И вот эта великая потребность человека в справедливости будет удовлетворена во время Божьих судов.

3. Бог на суде не подвержен влиянию эмоций. Легко представить себе Бога гневающегося, когда наказывает и судит грешников, по сути восстающих против своего Творца. Но в Боге нет гнева неправедного: «Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем» (Ис.27:4). Его суд происходит объективно и безэмоционально.

4. Бог не лицеприятен в Своем суде: «А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия» (Кол.3:25). Вспомним, как Бог восхищался Давидом, говоря, что этот человек своей великой верой угодил Ему: «Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои» (Деян.13:22). Но и Давиду Бог запретил строить храм, потому что руки Давида были в крови. Как же Богу удается быть нелицеприятным? Если человек смотрит на внешние проявления, да еще и подогревается эмоциями, то Бог смотрит на сердце: «… Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1Цар.16:7).

   Новый Завет продолжает нам открывать Бога, как судью. В Новом Завете на землю приходит Иисус Христос одновременно Бог всемогущий и человек. Мы еще боле глубоко смотрим на природу Бога. С одной стороны, Бог не желает суда над людьми:  «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Иоан.12:47). С другой стороны именно Христу передан весь суд: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоан.5:22,23). В этих двух мыслях мы видим кажущееся противоречие между Богом, Который есть любовь и Богом, Который есть справедливый, праведный судья. Но Божья природа включает в себя и то и другое качество. Бог соединяет в себе и Отца и судью.

ГЛАВА 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА

   Само понятие Божьего суда указывает нам на ответственность человека. Ведь там, где есть суд есть и ответственность. Есть суд для граждан Украины, и есть конституция. А значит, становясь гражданами Украины, мы несем полную ответственность за соблюдение законов страны. Всем, кто эти законы не соблюдает – суд. Получается, что суд ожидает каждого человека. За что же мы будем отвечать и за что несем ответственность? В целом, можно сказать, что Бог будет смотреть на состояние души. Ведь именно он нам вверил это сокровище, чтобы мы достойно формировали, укрепляли духовно и сохраняли в святости свою бессмертную душу. Итак, Бог будет спрашивать с нас, судить нас за состояние души. «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Матф.16:26,27). Обратите внимание, что вначале этой цитаты Христос говорит о возможности повредить своей душе, а далее сразу же мысль о воздаянии Христа каждому по его делам. Таким образом, мы несем ответственность, чтобы не только не повредить нашей душе, но еще и сохранить ее от греха для вечности. Бог утверждает, что человек состоит из трех частей и все эти части, все эти составляющие, должны быть святы: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фесс.5:23). Таким образом мы понесем ответ за вечную душу, дух и даже за то, насколько наше тело было свято. Но давайте по пунктам рассмотрим за что же мы будем давать отчет на суде?

1. За использование талантов и даров, которые Бог нам дал. Бог дает каждому свой талант. «и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе…» (Матф.25:15). Об этой истине говорится достаточно много. Как мы используем то, что Бог нам дал? Приумножаем ли или расточаем? В истории о людях, которым хозяин поручил приумножать таланты, есть те, кто увеличил количество талантов и вернул их хозяину, а один даже не стал приумножать, данные Богом, таланты. Вот реакция Бога на такое легкомыслие и расточительство: «ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Матф.25:29,30). В притчах Христа под талантами и минами подразумеваются деньги, которые были в обороте в древние времена. Но мы более глубоко подходим к этим толкованию этих историй понимая, что в действительности Бог говорит не о деньгах, но обо всем, что Бог нам дал. Ум, темперамент, физическую силу, здоровье, возможности, деньги. Давайте посмотрим на великого композитора И. С. Баха, как пример правильного направления талантов. Несколько интересных цитат из статьи епископа Иллариона Алфеева «В каждой музыке — Бах…»: «Сам Бах отличался глубоким смирением и никогда не думал о себе высоко. Своим главным положительным качеством он считал трудолюбие. На вопрос о том, как он достиг такого совершенства в искусстве, Бах скромно отвечал: «Мне пришлось быть прилежным. Кто будет столь же прилежен, достигнет того же». Бах всегда считал себя учеником, а не учителем… Бах был человеком Церкви. Он был не просто глубоко верующим лютеранином, но и богословом, хорошо разбиравшимся в религиозных вопросах. … В музыке Баха есть что-то универсальное, всеобщее, всеобъемлющее. Как писал поэт Иосиф Бродский, «в каждой музыке — Бах, в каждом из нас — Бог». Бах — явление всехристианского масштаба. Его музыка — вне конфессиональных границ, она экуменична в самом исконном значении этого слова, ибо принадлежит вселенной и всякому ее гражданину. …свои партитуры он украшал надписями «Одному Богу слава» (Soli Deo gloria), «Иисус, помоги» (Jesu, juva), причем эти надписи были для него не словесными формулами, но исповеданием веры, проходящим через все его творчество. Как писал знаменитый исследователь творчества Баха: «Музыка для него была богослужением». Дай Бог, чтобы мы, подобно Баху, все свои таланты направляли во славу Божью.

   Кроме того, Бог нас спросит еще и за то, что Он для нас открывает: «а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук.12:48). В этой связи становятся боле понятными слова Христа к «горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялис» (Матф.11:21).

2. За каждое слово и дело мы дадим отчет.

1) За дела. «всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл.12:14). Очевидно, что за свои дела придется платить. Причем, за свои дела будут отвечать и христиане. Библия указывает даже на то, что судимы будут дела, которые нам удалось скрыть на земле. Как их называют в народе «темные делишки»: «в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим.2:16). Помню, в первые годы нашей семейной жизни, я все пытался что-то делать втихаря от жены, скрывать свои покупки. Денег было очень мало, а я все безумно покупал книги. И понимал, что делаю неправильно, нужно кормить семью и маленьких детей, но все же тихонечко, незаметно покупал книжечки и незаметно ложил под низ стопок книг. Жена же, как то естественно, всегда меня разоблачала. Однажды я не понял, что это сам Бог учит меня в семье ничего не делать тайно, потому что такие таинственные действия лишь разрушают атмосферу единства и любви в семье, разрушают доверие. Помню, когда мои тайны каждый раз вскрывались мне было страшно стыдно, хотя жена ни разу не повышала голос за нерациональную растрату денег. Я могу только представить насколько же ужасно мы будем себя чувствовать, когда предстанем перед судом Божьим и увидим всю нашу жизнь, а уж тем более свои тайные дела.

2) За слова. Но вот что еще более трудно представить, что даже за слова придется дать отчет. Эта истина еще более углубляет нашу ответственность перед Богом: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф.12:36,37). О каких словах и делах идет речь, ведь человек много слов произносит и дел делает? Известно, что женщина, в среднем, за день, произносит порядка 20 тысяч слов, тогда, как мужчина 7 тысяч. В романе Льва Толстого «Война и мир» 188.000 слов. Это значит, что мужчина наговаривает такое количество слов, примерно за 25 дней, а женщина за гораздо меньший срок. И вот представьте такую картину, все эти слова будут на суде представлены! Поэтому нужно быть особо внимательным в своих словах, потому что Библия, через послание Иакова предупреждает, что труднее всего контролировать то, что говоришь: «ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак.3:2). Высший уровень укротителя – это даже не укротитель тигров и львов, это укротитель языка. Сколько же раз нам нужно ошибиться, обломаться, чтобы понять, что со словами нужно быть крайне аккуратным, потому что судится будем своими же словами. Язык великое зло и способность его сдерживать и перенаправлять на духовную пользу слушателю – точный индикатор духовности человека. «а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак.3:8).

 3. За мотивы сердца мы будем давать отчет: «…Господь… осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения…» (1Кор.4:5). Бог, являясь сердцеведцем, будет судить нас даже за мотивы сердца. Именно поэтому Господь так строго обличал фарисеев, которые вели двойную жизнь: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Матф.23:27,28). Для нас это грозное предупреждение. Так происходит, когда мы судим другого за то, в чем сами допускаем грех: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим.2:1).

   Все, без исключения, предстанут на суд. Мысль об ответственности человека перед Богом усиливает и указание Библии, что на суд предстанут все без исключения. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово…» (2 Кор.5:10). Слово «явиться» на суд, говорит о том, что повесточка, однажды, придет каждому. Что интересно, на суд придут все, независимо от того христиане они или нет. Обычно христиане представляют себе, как их минет суд Божий, но не спешите с выводами и не забывайте, что есть еще один стих в Билии показывающий несколько иную ситуацию. Апостол Павел утверждает: «Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу». (Рим. 14:12). Выражение «нас», согласитесь, включает и христиан, ведь апостол писал эти строки уже будучи христианином и он себя не исключается из списка тех, кого Бог будет судить. О судилище Христовом мы поговорим в следующей части.

ГЛАВА 3 .КАК БУДЕТ ПРОХОДИТЬ СУД?

Вначале проходит следствие. Садятся судьи и достают описание всех фактов жизни человека «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан.7:9,10). Библия многократно говорит о книгах, в которых фиксируется все дела и слова человека. «Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и перед лицом Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». (Мал. 3:16). Тот же образ в Новом Завете: «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр.20:12). Книги – это не те современные книги, которые мы можем легко себе представить. Книгой назывался свиток. Этот свиток разворачивался и на этом едином свите перечень всех наших дел. Если использовать современные образы, — на каждого есть диск с информацией, которая хранится в Божьей памяти. И всю эту информацию нам будут показывать. Хотя, есть еще и такая версия, которая мне кажется весьма вероятной, что суд будет состоять из того, что человек будет сам видеть все свои поступки, потому как в подсознании человека хранится вся информация. К тому же совесть, даже если ее душить, не перестает работать и всегда оценивает все, что мы думаем, говорим и делаем.

   К великому престолу подходит Христос, продолжает нам описывать эту величественную картину суда Божьего, Даниил: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого Днями и подведен был к Нему». (Дан.7:13). Христос является ходатаем, а ходатай переводится еще, как адвокат. На суде, в обязательном порядке, будет представлен адвокат. «…мы имеем Ходатая перед Отцем, Иисуса Христа, Праведника». (1 Иоан.2:1).

О чем же будет свидетельствовать Христос, как наш адвокат? Во-первых, за адвоката нужно держаться, чтобы Он мог нас защитить. Наша праведность очень слаба, чтобы помочь защититься от совершенных грехов. «Все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас» (Ис.64:6). Во-вторых, адвокат будет показывать насколько мы слышались Его советов и поступали по истине. А совершив преступление, насколько искренне каялись, насколько искренне боролись с грехом. В уголовном кодексе предусмотрена такая мера, как выплата денег. Например, совершено преступление, мы договариваемся со стороной и компенсируем деньгами ущерб. Та сторона вполне может снять свои обвинения. А как мы, на Божьем суде, будем выкупать себя? Чем будем платить? «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Матф.16:26). Когда говорится, что Христос искупитель, то подчеркивается, что Господь заплатил за наши грехи и простил нам, все преступления против Бога: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою — ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» (Гал.3:13). Безусловно, лучший путь избавиться от Божьего осжудения, — самоосуждение за которым идет покаяния. «От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1Кор.11:30,31).

ВОПРОСЫ: 1) Почему Бог выступает в роли судьи, а не просто, например, как любящий Отец? 2) О чем вы думаете и что чувствуете при мысли, что однажды придется и вам стать перед Божьим судом? 3) За что нас Бог будет судить? 4) Насколько часто, если говорить откровенно, вы вспоминаете о Божьем суде? 5) А часто ли думаете о том, что Бог будет судить даже за молитвы сердечные? 6) О чем эта проповедь заставила вас задуматься? 7) Интересно, как это проповедь повлияет на вашу дальнейшую христианскую жизнь?

Лысенко Вадим

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *