ЧТО ПРОИСХОДИТ С ДУШОЙ ПОСЛЕ СМЕРТИ?

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИВера в то, что душа бессмертна, существует столько, сколько существует человечество. Подобно тому, как нет на земле ни одного народа, который был бы настроен атеистически, так и нет ни одного народа, который бы не верил в существование бессмертной души. Так происходит, потому, что в Библии дается учение о бессмертии души и эта правдивая информация, так или иначе, повлияла на знания, окружающих израильтян, всех народов. Наверное, нет на земле человека, который не задавал бы себе вопросы, — что происходит после смерти? Вечна ли душа или душа это лишь религиозное понятие, метафора, за которой ничего не стоит? Что будет лично со мной после смерти? Христианство не просто религия, христианство духовная наука, излагающая точные знания о потустороннем мире, в том числе и факты о состоянии души после смерти. И хотя все христиане опираются на Библию, все же, существуют разные позиции на тему загробной участи души. Например, адвентистская церковь учит, что душа человека смертна, потому что в Библии написано: «душа согрешающая, та умрет» (Иез.18:4). Наш главный тезис, — душа бессмертна и после смерти не теряет способность осознавать и чувствовать. Интересно отметить, что душе, после смерти, не нужно тело, чтобы думать, чувствовать, себя осознавать. Марк Финли, известный адвентистский богослов, пишет: «В Библии слово «душа» употребляется приблизительно 1600 раз, но ни разу не встречается выражение «бессмертная душа» («Изучаем вместе» стр.73)». Вот самый главный аргумент в пользу того, что нет вечной души. Но с таким успехом Свидетели Иеговы отвергают троичность Бога, потому что в Библии нет слова Троица. Одной фразой, — «такого слова в Библии нет» не отделаться. Нам предстоит собрать все места, говорящие о душе и ее загробной участи, воедино и только получив полную картину можно узнать правду о бессмертии души.

ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ДУША».

Слово «душа» на иврите, языке Ветхого Завета, звучит, как «нефеш» и используется 755 раз. Чаще всего это слово переводится, как жизнь, личность, человек. Еврейское значение этого слова «дышащая», «воздыхающая». Слово «нефеш» может так же переводится, как воля и желание (Быт.23.8); (Втор.21.14) Часто с помощью этого слова, речь идет о сильных желаниях, вожделениях (Втор.12.20); (Иер.2.24). В Новом Завете для описания человеческой души используется 101 раз греческое слово «псюхе». Псюхе обозначает интеллект, эмоции, волю, характер. Однако, слово «душа», в Библии, используется и как отдельная сущность, которая может жить независимо от тела.

ГЛАВА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДУШИ

Никто не спорит о происхождении человеческого тела. Стало аксиомой, что при зачатии сперматозоид сливается с женской яйцеклеткой в результате чего образуется зигота, новая клетка, новая жизнь. С происхождением души все обстоит куда сложней. Существует три взгляда на происхождении души.

1) Теория предсуществования душ. Реинкарнация. Суть идеи сводится к тому, что душа, созданная Богом, в какой-то момент входит в тело человека. Последователи школы утверждают, что душа существует и до того, как войти в определенное тело. Душа может путешествовать по разным телам, а переход души из тела в тело происходит после смерти человека. Душа может «гулять» по разным телам и за редким исключением не помнить, что с ней было в предыдущих жизнях. В этом случае теряется индивидуальность. Если моя душа была в человеке, а затем в свинье то, во-первых, нет разницы между животным и человеком, а во-вторых, я не я. Библия дает совершенно противоположную картину. Вспомним, как Христос, во время своего преображения, беседовал с Моисеем и Илией, которые жили задолго до Христа и уже давно умерли. «и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Матф.17:2,3). Где перерождение? Души Моисея и Илии, за сотни лет, так и не изменились. В VI веке идея перерождения дущи была официально осуждена Церковью на Константинопольском Соборе 543 года и на V Вселенском Соборе. Этой идее отцы Церкви противопоставили учение о том, что каждый человек представляет собой единственную и неповторимую личность, в котором душа неразрывно соединена с телом. «Как каждый из нас получает свое тело через художество Божие, так получает и свою душу, — говорит Ириней Лионский. — Ибо Бог не так беден и скуден, чтобы не мог даровать каждому телу особую свою душу, равно как и особенный характер».

2) Теория переходности. Суть такого взгляда на происхождение души сводится к тому, что душа и тело в равной степени передаются от родителей. Последователи такого учения утверждают, что Бог не участвует в создании каждой души, а она появляется так же естественным путем, как и тело. «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». (Пс.50:7). Похоже, что Давид говорит об унаследовании грешной души от матери. И еще цитата: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян.17:26). Получается, что потомство Адама и Евы участвует в эстафете греха начатой Адамом. Однако, уникальность человеческой души указывает на её внечеловеческое и сверхъестественное происхождение. Проблема данной теории в том, что Бог не участвует в создании каждой души, но душа человека появляется механическим путем без Божьего вмешательства. Даже если Бог сводит двоих людей не случайно, то характеристики будущей личности (интеллект, способности, талант, здоровье) происходят случайно, от сочетания двух начал мужского и женского, с чем невозможно согласиться.

3) Теория творения. Только дарованием свыше можно объяснить индивидуальность, неповторимую человеческую личность, основа которой – душа. Только такой подход может объяснить духовную природу души, показывая, что бессмертная душа не произошла от смертного тела. Этот взгляд так же помогает объяснить, как Христос не унаследовал от Своей Матери грешной души. Библия говорит: «Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное» (Ис.57:16). При этом, каждый из нас рождается с первородным грехом влияющим на тело и душу чем объясняется то, что появляются инвалиды, больные, и мы можем замечать греховные проявления души даже у маленьких детей. Однако, эти факты не противоречит теории творения души Богом. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7). В отличии от животных, душа человека создана Божественным дыханием, иначе чем можно объяснить уникальность и неповторимость каждого человека? А так же это позволяет каждому никогда не чувствовать себя человеком второго сорта, противиться всяческим комплексам, например комплексу неполноценности. В появлении каждого человека на свет Божий принимает активнейшее участие Сам Бог. «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7).

ГЛАВА 3. ТРОИЧНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

   Душа человека живет и не умирает потому, что она создана Богом: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». (Быт.2:7), а душа животных берет свое начало от земли: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так». (Быт.1:24). Между душой животных и душой людей есть громадная разница, и первый контраст, который можно без труда заметить – если душа человека вечна, то душа животного нет. Человек является троичным, и в этом смысле является так же подобием Бога. «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится…» (1Фес.5.23).

ГЛАВА 4. ЧТО ТАКОЕ СМЕРТЬ?

Бог подарил людям возможность жить вечно и свободу, которой они могли распоряжаться по своему усмотрению. Корень любой смерти есть отдаленность от Бога.

1) Духовная смерть. Смерть, как отказ от послушания Богу, что и произошло с первыми людьми, когда они перестали слушаться Творца. Каким образом, если они продолжали жить? Они стали мертвыми для общения с Богом, и поэтому начали убегать от своего Творца, сразу же после грехопадения. Чем дальше мы от Бога тем ближе мы к смерти, и наоборот: «Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут» (Пс.72:27). В духовной смерти происходит отделение Духа Святого от души человека. Этот процесс уничтожения еще назван «угашением, или оскорблением Духа Святого». Адам умер душою сразу же, после того, как вкусил от плода. Телом же умер через 930 лет. Однако первое было непосредственно связано со вторым. Так Библия говорит о живых людях, что они мертвы: «Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов». (Матф.8:22).

2) Физическая смерть. Если духовная смерть это всегда выбор человека, то смерть физическую мы не можем выбирать или отвергнуть. Все без исключения однажды умрут. Смерть есть отделение души от тела. Смерть есть наказание за грех: «возмездие за грех – смерть…» (Рим.6:23)

ГЛАВА 5. БИБЛЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА,

ЧТО ДУША МОЖЕТ БЫТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ТЕЛА?

   Может ли душа быть отдельной от тела? Вот что мы читаем в Ветхом Завете, об одном случае с пророком Илией. Представьте себе умершего юношу, над которым склонился в молитве пророк: «…Господи, Боже Мой! да возвратится душа отрока этого в него. И услышал Господь голос Ильи и возвратилась душа отрока в него!». (3Цар.17:21-22). Очевидно, пророк Илия точно знал, что душа этого мальчика не умерла, а отошла, и оживление ребенка описано словами «возвратилась душа», то есть она может отделяться от тела в результате смерти и возвращаться в него. Нелогично было бы говорить, как это делают Свидетели Иеговы, убежденные, что душа — это кровь, что просто к мальчику вернулась кровь. А для тех, кто убежден, что душа это жизнь, возникает вопрос, – «жизнь» где-то путешествовала, а потом вернулась? Еще более убедительный аргумент находим в книге «Откровении», когда души умерших обращаются к Богу: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр.6:9,10). Это души убитых. Кровь из их тел вытекла, их тела в земле. А души, отдельно от тела, разговаривают, чувствуют, понимают, обращаются.

ГЛАВА 6. ГДЕ НАХОДЯТСЯ ДУШИ УМЕРШИХ

Слово Божье, которое достаточно много говорит на эту тему.

  1. Души грешников находятся в аду:
  • «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» (Лук.16:22,23). Эту историю мы разберем несколько подробней в следующем разделе.
  • «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим». (Откр.20:13).
  • «…нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде». (Пс.30:18).
  1. Души умерших во Христе находятся со Христом:
  • «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово…» (Лук.16:22).
  • «Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил.1:23).
  • «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище…».(2Кор.5:1-4).

ГЛАВА 7. НЕХРИСТИАНСКИЙ ЗАГРОБНЫЙ ОПЫТ

Мы не можем строить доктрины христианства на опыте других людей. Но анализировать, с Библейской точки зрения, этот опыт весьма важно, стремясь познавать окружающий мир. Знаменитая книга Муди «Жизнь после жизни» описывает интересный опыт людей переживших клиническую смерть и после этого вернувшихся в свое тело. Профессор Волков говорит о душе, которая как энергетический сгусток отделяется от трупа. По данным американских ученных сверхточные весы зафиксировали в момент смерти потерю веса от 2,5 до 7 грамм. Французский ученный Иполитт Барадюк зафиксировал выход души после умирания своей жены. Через 15 минут на фотографии запечатлен снимок на котором запечатлена полупрозрачная туманность, сгусток. Через 1 час еще сгусток имеющий очертания. Через 9 часов просматриваются клочья рассеивавшейся туманности. Ученый нейрофизиолог Олег Бахметьев доказывает в своих опытах, что душа это не продукт мозга, а излучение всех без исключения живых клеток организма.

ГЛАВА 8. ВЗГЛЯД НА БЕССМЕРТИЕ ДУШИ ИЗ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

В Ветхом Завете, первой части Библии, есть одно важнейшее понятие — «шеол», без которого наш разговор о бессмертии души не возможен. Слово «sheol» или по русски «шеол» встречается в Библии более 65ти раз и переводится, как гроб, ад, могила. В переводе на русский язык «шеол» переводится 3 раза, как могила, 43 раза, как преисподня, 15 раз, как ад и 4 раза, как гроб. Такое разнообразие переводов этого слова породило совершенную путаницу в вопросе, что же на самом деле есть шеол? Шеол это не просто опустить труп в могилу. Дело в том, что существует еврейское слово, которое имеет точное значение «могила» – «kever». Но Библия использует иное слово, а значит, подчеркивается, что шеол больше чем могила, это слово «sheol». В шеоле, в отличи от другого слова, есть понятие живых существ, которые и после смерти осознают и остаются личностями. Известно, что в шеол пошел праведник, патриарх Иаков, но туда же пошли и нечестивцы Корей и Дафан. Поэтому Бог говорит: «ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада (шеол) преисподнего…» (Втор.32:22). Все попадают в этот шеол: «ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс.15:10) Ветхий Завет делит людей на праведников и нечестивых. Участь тех и других в шеоле будет разной. Праведный Давид пишет, что он попадает в шеол, а затем из него освобождается: «ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада (шеола) преисподнего». (Пс.85:13) О чем говорит автор псалмов? Давид пророчески понимал, что придет время и он будет, как все праведники освобождении из шеола. Однако, все равно его душа попадает в шеол.

ГЛАВА 9. ВЗГЛЯД НА БЕССМЕРТИЕ ИЗ НОВОГО ЗАВЕТА.

ХРИСТОС И СМЕРТЬ

Соломон когда-то говорил, что нет различия между праведным и неправедным, потому что все умирают, но Господь Иисус изменил это состояние: «…Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (Ин.11:25-26). Смерть — это отделение души от тела, и человек, родившийся свыше, имеющий Сына Божия в своем сердце (Отк.3:20=>1Ин.5:12), не идет куда-то во временное небытие, а водворяется у Господа: «…мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водворится у Господа» (2Кор.5:8). Апостол Петр говорит на эту же тему: «Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне» (2Пет.1:13-14). Библия называет состояние умерших сном. Речь идет как раз о состоянии тела, а не души. Интересно заметить, что наша душа никогда не спит. Когда спит тело, душа находится в состоянии бодрствования и видит сны. У души есть начало бытия, но нет конца. Будучи сотворена Богом, она уже неуничтожима. Причем её бессмертие принадлежит ей не по природе, а по дару Творца

   Зато Новый Завет, который является истиной в полноте, показывает нам однозначную картину жизни души после смерти. Христос воскрес первым, что означает соединение с преображенным земным телом. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его». (1Кор.15:22,23). Итак, вопрос, когда мертвые воскреснут нетленными? А у Моисея и Илии, которые стояли рядом с преображенным Христом, еще не преображенные тела. Это преображение будет происходить только в момент второго пришествия Христа, как говорит приведенная выше цитата. Перед вторым пришествием прозвучит сигнал трубы, который будет слышен всеми: «вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1Кор.15:52). Мы утверждаем, что Моисей и Илия находились и после смерти во вполне осознанном состоянии и появились в материальном мире именно тогда, когда их прислал Бог Отец. Можем ли мы на этом основании сделать вывод, что после смерти люди находятся в осознанном состоянии? Если вам этих цитат не достаточно, тогда читаем и анализируем далее.

Где был Христос после того, как умер? Христос победитель смерти. Христос пришел, чтобы самому вырваться из смерти и вырвать нас, которые прилепятся к Нему через веру и христианскую жизнь. Сам Христос есть воплощение жизни, божественной и вечной: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Иоан.1:4). Со смертью боролись и алхимики и философы, маги и врачи. Были известные попытки заморозить свое тело (креоника), чтобы его, когда прогресс науки дойдет до высочайшего уровня, смогли разморозить и оживить. Но, в конце концов, смерть всегда оказывалась сильнее любых человеческих попыток. Ставши христианами, мы узнали путь вечной жизни: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (Иоан.14:6).

Сошествие в ад. Вот цитаты из Библии повестваующие о Христе сходившем в Ад = Шеол: «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Пет.3:18,19); «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1Пет.4:6). О Христе так же сказано, что Он имел ключи от смерти: «…имею ключи ада и смерти» (Откр.1:18). Христос, пройдя все искушения и оставшись абсолютно святым, смело вошел в смерть, зная, что теперь Он выйдет оттуда, потому что смерть не имеет на него права. Еще раз напомним, только грех оставляет человека в смерти, в разлучении с Богом. Отныне хозяин ада (шеола) не дьявол, но Христос. Поскольку у него ключи от смерти. Какова же цель сошествия в смерть? Христос спустился в ад по собственной власти, чтобы освободить мертвых. Он вошел не как пленник, но как царь. Потому и сказано, что у Христа ключи ада и смерти. Подобно тому, как Господь Иисус проповедовал спасение на земле, Он так же проповедовал спасение и в смерти, чтобы сделаться Господом и мертвых и живых: «Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим.14:9). Христос зашел в шеол, в ад, чтобы освободить от плена смертного тех, кто уверует во Христа и примет Его проповедь.

Воскресение Христа. В беседе с Марфой Иисус сказал: «… Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» (Иоан.11:25,26). Известный христианский писатель древности Иоанн Златоуст приводит такой интересный образ, размышляя о смерти. Смерть подобна дракону, который постоянно поедает людей. Но смерть совершила громадную ошибку, когда съела Христа. Она поглотила святое и нетленное тело Христа, но это тело оказалось горьким и не перевариваемым для ада. Дьявол словно изрыгнул тело Христово и вместе с ним всех праведных, которые приняли весть от Христа. Это поедание тела Христа можно сравнить с тем, как будто человек съедает камень, который не только нельзя переварить, но еще им можно повредить желудок. А Христос, как мы помним, назван краеугольным камнем. «но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его». (Деян.2:24). После того, как Иисус благовествовал мертвым спасение, его душа вновь вернулась к телу. Христос воскрес, чтобы нам открыть врата смерти. Мы, умирающие во Христе, умираем, не на вечно. Старая и добрая Библейская аналогия смерти с семенем, которое, падая в почву, не уничтожается но трансформируется в другую форму. Христос уходит в небо, чтобы там приготовить место в небесах: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Иоан.14:1-3).

ГЛАВА 10. СМЕРТЬ В ПОСЛАНИЯХ НОВОГО ЗАВЕТА

Есть несколько мест в посланиях Павла, которые достаточно ясно говорят о том, что происходит с человеком сразу же после смерти: «Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил.1:23); «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный…» (2Кор.5:1,2). Христиане присоединяются «…к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства…» (Евр.12:23). Даже умирая, такой человек предает себя в крепкую руку Божию, которому служил при жизни. Он идет не в небытие, а туда, куда стремился: «Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше…» (Филип.1:23); «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Иоан. 5:28,29).

ГЛАВА 11. ИСТОРИЯ О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ

Тема о взгляде Нового Завета на бессмертие души неможет быть закончена, если мы не разберем историю о богаче и Лазаре. «Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лук.16:20-24). Что такое лоно Авраамово? У иудеев было представление, что после смерти все люди еврейской национальности попадали в небеса. Позвольте привести цитату известного комментатора Библии Уильяма Макдональда: «Когда умер нищий, он был отнесен ангелами на лоно Авраамово. Многие сомневаются, действительно ли ангелы участвуют в перенесении душ верующих на небеса. Мы не видим причины сомневаться в простой силе этих слов. Ангелы служат верующим в этой жизни, и есть, очевидно, причина, по которой они должны делать то же самое и в смертный час. Лоно Авраамово — это образное выражение, обозначающее место блаженства. Для любого еврея мысль о пребывании в общении с Авраамом связана с невыразимым блаженством. Мы придерживаемся того, что лоно Авраамово — это то же самое, что и небеса». А вот, что пишется в энциклопедии «Мифы народов мира»: Лоно Авраамово – потустороннее место блаженного упокоения умерших праведников. Этот образ связан со взглядом на Авраама, как на «отца всех верующих», не только породившего физически избранный народ, но как бы усыновляющего лично каждого прозелита. Сидеть на лоне Авраамовом – значит быть ребенком сидящим на коленях отца…». Итак, мы выяснили, что лоно Авраамово это место за гробом, куда уходят души праведников, сказать проще, присоединяются к умершему Аврааму, который находится в шеоле. Христос, как мы видим, разделял мнение иудеев-раввинов, что есть загробное место шеол, и что в этом месте существует два отделения. Богач отправляется в шеол (по гречески «гадес») и там находится в месте мучений. Он находится в пламени. Однако, что это за пламя и каково его свойство доподлинно сказать невозможно. Мне вспоминается, как несколько лет назад в нашем городе, был случай, когда несколько людей погибли напившись испорченной водки. Говорят, что они рвали на себе одежду, сгорая изнутри. Действительно огонь ада может жечь и изнутри. В любом случае трудно говорить о свойствах этого огня. Понятно одно – огонь в шеоле-гадесе есть абсолютной реальностью.

1) После смерти изменить ничего нельзя. Один мудрый христианин говорил, что однажды переступив за порог смерти мы уже не сможем подхватить чемоданы и поменять место пребывания только потому, что нам не понравилось. Исчезает выбор. Исчезает свобода. Богач находится в месте мучений и ничего поменять нельзя.

2) Богач признает, что все достаточно справедливо и честно. Очевидно из текста, что богач понимает, все с ним происходящее вполне заслуженно, поэтому у него нет возмущений и ропота. А только мысль о том, чтобы его братья не понесли на себе последствия справедливого Божьего суда. Все желания богача сводится к тому, чтобы его родственники не присоединились у нему в это страшное место.

3) Обитатели Гадеса имеют между собой общение, что подтверждали не раз и тексты Ветхого Завета. Авраам ведет отвечает на вопрос богача: «Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». (Лук.16:31).

4) Богач находится не в аду, в Новозаветном смысле этого понятия, а в месте мучений, в шеоле-гадесе.

5) Бог называет бедного по имени – Лазарь, в отличии от богача. В этом есть глубокий смысл. Бог знает своих по именам, у Бога наши имена записаны в книге жизни. Имя Лазарь переводится, как «Бог мой – помощь». Ниже приводим рисунок, на котором схематически дается общее представление о загробном мире времен Ветхого Завета.

Сделаем несколько выводов из притчи касающиеся посмертного состояния человека:

1) Богач, как и Лазарь, умерли и это бесспорная реальность.

2) После смерти душа богача и Лазаря отнесена была на лоно Авраамово. Это произошло сразу же после смерти, что перечеркивает веру православных и католиков в какое-то иное состояние после смерти, когда душа бродит между землей и небом, то ли очищаясь от своих грехов (чистилище), то ли очищаясь по молитвам за усопшего, чтобы он все же попал в рай (православные). Еще и мытарства души, придуманные «блаженной» Феодорой.

3) Душа после смерти продолжает чувствовать и осознавать. Например, богач просит, чтобы отправились к его пяти братьям. Это говорит о том, что он полон здравого осознания ситуации. О каком же сне или бессознательном состоянии можно говорить.

4) Существует два места, где находятся люди после смерти Лоно Авраамово и место страданий.

5) Между теми, кто попал в рай и теми, кто попал в место мучений великая пропасть.

6) Между живыми и мертвыми нет сообщения.

8) В просьбе, которая исходит от богача из места мучений, чтобы послать умершего к живым, отказано, что говорит о ложности всех случаев, когда умершие якобы появлялись перед живыми.

9) Поскольку богач жил на земле без Бога не может быть и в вечности с Богом. Поэтому богач так далеко от Бога, находясь в месте мучений.

   Христос через эту историю приоткрывает завесу тайны невидимого мира умерших.

ГЛАВА 12. ЧТО ДАЛЬШЕ…

Апостол Павел пишет, что смерть это приобретение, а не потеря, потому что проходя через смерть человек, лицом к лицу, встречается с Богом : «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение». (Фил.1:21). Все уверовавшие, до прихода Христа, находились на лоне Авраамовом. Душа в шеоле еще не получила полного воздаяния за сделанное на земле. В шеоле души ожидают время второго пришествия Христа и время Божьего суда. Души же праведников с нетерпением ожидают вхождения в вечные Божьи обители. Один из отцов церкви, Афанасий Великий, приводит такой образ, для лучшего понимания предварительного состояния ожидающих: «Как если бы некий царь созвал друзей на трапезу, а осужденных повелел наказывать, и тогда друзья с радостью ожидают перед дворцом часа застолья, осужденные же, запертые в темнице, «пребывают в печали», пока придет судия покарать их». После же прихода, когда Христос забрал с Собой всех, кто принял Евангелие, эти люди пребывают со Христом в небесах, но при этом в состоянии ожидания соединения с преображенным и духовно обновленным своим телом. Верующие словно находятся в прекрасном дворце, или точнее в зале ожидания. Неверующие же, находятся далеко не в царском дворце, а скорее в камере предварительного заключения для смертников. Все муки, которые переживал богач, это муки неверующих людей, которые до второго пришествия Христа будут находиться в том мрачном месте. В каком месте пребывать, это зависит исключительно от выбора самого человека. И Бог совершенно ясно дает право выбора: «жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор.30:19).

   Нам могут возразить люди православные, что не так все мрачно, потому что в православной традиции молятся за умерших в надежде, что Бог по нашим молитвам, может отменить или смягчить приговор. Увы, Библия четко учит, что после смерти уже нет возможности что-либо изменить. Даже отцы церкви писали по этому поводу достаточно категорично. Климент Римский: «Покаемся, пока живем на земле; пока еще живем в этом мире, должны каяться от всего сердца, в этом зле, которое мы сделали во плоти, чтобы получить от Господа спасение». Ибо по отшествии нашем из мира мы более не можем там исповедоваться или покаяться». Так же пишет и Святитель Василий Великий, что «время покаяния и отпущения грехов – это нынешнее время». Василиадис, греческий православный богослов в своей книге о смерти так и пишет, говоря, что весьма не плохо, когда мы молимся и за умерших, однако мы должны помнить, что «после смерти действительно не возможно покаяться. После нашего перехода в иную жизнь дверь к исповеди и покаянию закрыта окончательно. В аду покаяние невозможно».

ГЛВА 13. СОЕДИНЕНИЕ ТЕЛА И ДУШИ ЧЕЛОВЕКА

И ПОСЛЕДУЮЩИЕ СОБЫТИЯ

Прежде всего, следует заметить, что соединение души с телом произойдет в последний день, о чем достаточно часто говорит Библия: «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день». (Иоан.6:40). Это тело будет не немощным и распадающимся, но сильным и вечным: «сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе» (1Кор.15:43). Тело наше обновленное будет телом духовным и будет подобно телу Христа воскресшего: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Иоан.3:2).

   Теперь давайте по пунктам посмотрим, как будет происходить воскресение:

1) При начале второго пришествия Христа, когда Господь начнет сходить с неба, прозвучит труба, Бог издаст свой трубный зов, и после этого умершие христиане воскреснут. Почему именно воскреснут первыми умершие христиане? Потому что они уже, как личности, пребывают со Христом. А их тела ожидают этого соединения с душой и преображения: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» (1Фесс.4:16) Затем, как говорит Библия, все христиане, которые будут на то время живыми, будут восхищены ко Христу: «потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем». (1Фесс.4:17)

2) После такой встречи со Христом живых, и соединения умершего тела с душой, произойдет преображение смертного тела в бессмертное. Это момент, когда из нашего старого, материального тела произрастет прекрасное духовное тело.

3) Воскресение для неверующих. Неспасенные мертвые воскреснут для суда Божьего, так же в своем теле, но только через 1000 лет спустя. «и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Иоан.5:29). Тела грешников будут вызваны из могил и соединены с их душой. Их проблема в том, что они останутся без ходатая, без адвоката со стороны Христа. Они переживут вторую смерть. После которой опять таки не умирают: «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». (Откр.20:13-15) Озеро огненное предназначено для дьявола и падших ангелов. Однако, все люди, идущие за дьяволом, будут идти за ним до конца и придут к конечному пункту своего назначения. Подобно тому, как верующие буду со Христом в небесах, так же и неверующие будут с дьяволом в озере огненном. Говорят, что грех человека может находиться только в двух местах. Или на самом человеке, или же на Христе. С дьяволом останутся те люди, которые понесут на себе свои же грехи.

Интересно о соединении души и обновленного, духовно тела пишет Иоанн Дамаски: «Если бы душа боролась одна в подвигах добродетели, то одна бы и была увенчана. И если бы одна скатилась в грех, то одна и была бы наказана. Но поскольку тело и душа составляют вместе целого человека и поскольку душа ни добродетели ни зла не совершала отдельно от тела, то справедливо, что оба они вкусят награду. «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие». (1Кор.15:51-53). И еще интересная мысль, воскресшее тело будет изменено, потому что будет изменена атмосфера, среда, в которой это тело будет находиться. Это понятно, что наше тело Богом создано так, чтобы максимально было приспособлено к материальному миру, новое же тело будет максимально приспособлено к новому, духовному миру.

   После соединения тела и души, будет великий Божий суд. «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр.20:11,12). Христиане будут царствовать со Христом в 1000летенем царстве на земле, после чего земля закончит свое существование и верующие будут вечно жить в Новом Иерусалиме. Неверующие же, после Божьего суда, отправится в вечные муки. Так, наша душа, закончит свой путь. Грешники в аду. Христиане — вечно с Богом. На чем путешествие души будет окончено. А вот для живых, пока еще есть шанс и надежда, следует присоединять свою душу ко Христу, чтобы и вечно быть с ним. А присоединение происходит через христианскую жизнь, включающую молитву, Библию, Богослужение и служение Богу, христианское общение и все прочее, что вы можете найти в церкви.

ВОПРОСЫ: 1) Что такое душа? 2) Бог ли дает душу или же душа появляется сама собою? 3) Душа живет отдельно от тела или душа это кровь, жизнь? 4) История о богаче и Лазаре что рассказывает о участи души после смерти? 5) Куда шла душа людей умерших до прихода Христа? 6) Куда идет душа тех, кто умер со Христом? 7) Когда будет соединение умершей души с телом?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *