Что значат слова из Библии «всякая власть от Бога»?

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

ВОПРОС: для многих христиан не до конца понятными остаются слова св. Павла «всякая власть от Бога». Можно ли согласиться с этим высказыванием? Действительно ли от Бога была власть Сталина, Гитлера и других кровавых диктаторов? Интересно, что свои слова, о необходимости подчинения властям и их почитании, святой Павел писал во времена гонений на христиан императором Нероном. Неужели апостол призывал подчиняться этому тирану, виновному в гибели многих христиан? Что он хотел сказать приверженцам Христа?

ОТВЕТ: говоря о важности «каждой власти» св. Павел выразил ту истину, которая проходит через все Священное Писание. Бог сотворил вселенную из пустоты и установил в ней определенный порядок. Он не оставил мир в хаосе, но для его лучшего функционирования установил различные виды власти. Он подтвердил власть человека над природой, мужа над женой, родителей над детьми, царя над подданными. Именно об этом говорит апостол.

Любая власть, сама по себе необходима для общего блага: без ее координационной роли невозможно упорядоченное и мирное сосуществование между людьми. Власть призвана вершить справедливость в конфликтных ситуациях, защищать права всех и каждого, особенно самых слабых и беззащитных. Горе тому народу, у которого нет власти. Примеры таких стран мы знаем и сегодня: достаточно посмотреть на ситуацию на африканском континенте. Для каждого общества власть является важной и естественной и имеет ту же природу, что и само общество. Поэтому власть относят к естественному праву – праву, установленному самим Богом.

Анализируя выражение св. Павла «нет власти не от Бога» надо быть внимательными: если Бог постановил, что человеческое сообщество должно координироваться властью, то нельзя приписывать Божьей Воле то, что во главе сообщества становится тот или иной человек. Св. Иоанн Златоуст писал: «Что говоришь ты? Может быть, каждый отдельный правитель поставлен Богом? Нет, я этого не говорю: здесь речь идет не о каждом правителе в отдельности, но о правлении как таковом. Факт же, что существует власть и что есть повелевающие и повинующиеся, не происходит от случайности, но от установления Божественного Провидения».

Таким образом, следует различать власть и способы ее реализации конкретными людьми. Существование того или иного властителя может зависеть вовсе не от Божьей воли, но от конкретного и иногда ошибочного решения людей. То же можно сказать и в отношении политических режимов, искажающих природу власти. Другими словами если сама власть — от Бога, то нельзя утверждать, что тот или иной политический режим угоден и нравится Творцу.

А как отличить власть, которая нравится Богу от той, которая не нравится. Конечно, по ее плодом — по законам, по приоритетам и установлениям, которые делает власть. Если распоряжения власти правомерны, то послушание им соответствует послушанию Богу. Но если распоряжения власти несправедливы, то их безусловно, нельзя приписывать Богу и нельзя им подчиняться.

На протяжении истории существовало множество примеров, когда христиане отказывались подчиняться несправедливым предписаниям властей. Здесь можно вспомнить первых христиан, которые отказывались почитать государственные языческие культы, что считалось преступлением против государства, предательством и каралось смертью. Но даже несмотря на преследования, верующие не шли против своей совести, потому что были уверены, что не должны поклоняться языческим богам — это против воли Бога. Во время Второй мировой войны многие немецкие христиане не исполняли несправедливые приказы гитлеровских властей и участвовали в вооруженном подполье — выступали против властей.

Подчинение властям имеет границы: если законы и предписания власти противоречат воле Бога, они не носят обязательного для совести христиан характера, так как «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». В таком случае власть перестает быть властью и превращается в насилие над человеком и обществом.

Кто несправедливо руководит людьми, использует власть в своих узких интересах и сознательно наносит ущерб развитию народов, не нравятся Богу и по книге Премудрости Соломона должны будут ответить по всей строгости: «Итак слушайте, цари, и разумейте, научитесь, судьи концов земли! Внимайте, обладатели множества и гордящиеся пред народами! От Господа дана вам держава, и сила — от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения. Ибо вы, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией. Страшно и скоро Он явится вам, — и строг суд над начальствующими».

Таким образом, словами св. Павла «нет власти не от Бога» нельзя оправдать несправедливые политические системы и деятельность диктаторов. Эти слова относятся к самому институту власти, который является очень важным и необходимым.

По материалам «Радио Ватикана»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *