ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ. ПРАКТИЧНЫЕ СОВЕТЫ ИЗ ОПЫТА МНОГОДЕТНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

2BilTxUZoBkЭта тема касается, как молодых родителей так и бабушек и дедушек. Не менее важно знать о воспитании ребенка и молодым людям не для того, чтобы раскритиковать ошибки родителей, но чтобы понимать, как воспитывать своих будущих детей.

   Ребенок, как правило, является абсолютно точным отражением своих родителей. Родители несут полную ответственность за воспитание ребенка до тех пор, пока ребенок совершеннолетний. В описании качеств служителя, без которых невозможно служение пастора, четко очерчена и такая грань, как воспитание детей: «если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тит.1:6). Библия говорит, что если человек не может воспитать своего ребенка как же тогда он будет воспитывать других детей. Воспитанность ребенка есть не только отражение души, сердца и самой жизни пастора, но и каждого из нас. Задача каждого родителя стремиться не просто к тому, чтобы его дети были добрыми, воспитанными, но, в первую очередь, настоящими, качественными христианами, духовными людьми. Если ребенок примет важнейшую ценность своих верующих родителей, ценность Бога, заповедей Библейских, тогда в его жизни будет царить гармония и баланс. Но как же прийти к духовному воспитанию ребенка. Как же воспитать детей живущих в гармонии с собой и Богом?

  1. Воспитание детей — ответственность родителей. Нередко наблюдаю совершенно легкомысленное отношение родителей к своим детям. Вспоминаю уход некоторых людей из нашей церкви. Меня удивляло не только то, что люди с такой легкостью уходили или в другие церкви или вообще в безбожный мир. Удивляло то, что люди напрочь не думали о своих детях. Вспоминаю одну маму, которые бросила церковь и подалась в какую-то маленькую религиозную группку, которая рассыпалась через пару лет. Естественно, ее сын подросток, который у нас посещал воскресную школу, за эти пару лет вырос. Маленькая группка верующих его не интересовала, молодежного служения не было и это повзрослевший ребенок, просто окунулся в безбожный мир приняв его ценности, отвергнув практическое христианство. Думала ли мама о судьбе своего сына?
  2. Бог дает ребенка родителю, как дар, как подарок на определенное время, чтобы родители могли этот дар взращивать. Приведем несколько библейских цитат о том, что дети есть дар от Бога. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт.4:1). Первые люди это абсолютно точно понимали. Давид в псалме 126 об этом говорит еще более прямо: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» (Пс.126:3). Известно, что каждый христианин будет давать отчет о духовных дарах, о чем все время Христос говорит в притчах: «получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета» (Матф.25:18,19). Да и без притч говорится, что каждый человек даст отчет перед Богом за свою жизнь: «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр.4:13). Если дети являются даром то за детей так же придется перед Богом отвечать. Отвечать за условия, которые были созданы для ребенка. Конечно же, материальные условия очень важны. Библия упоминает о родительской материальной ответственности за ребенка. «…Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей» (2Кор.12:14). И все же, если бы спросили у большинства христианских родителей, — считают ли они что духовное воспитание важнее материальных условий, наверняка большая часть бы ответила, что духовность более важна. Однако, практически, нередко происходит нечто противоположное. Родители не строят свою жизнь так, чтобы духовное было приоритетом. Проблема духовного воспитания детей весьма остро стоит не только в обществе, но даже среди христиан, судя по тому, что всегда есть процент детей оставляющих церковь, принимающих безбожные ценности. Почему духовное воспитание всегда будет доминировать над материальной обеспеченностью? Что важнее душа или тело, вечное или временное, духовное или материальное? Мои дочери шли на какие-то встречи поздние встречи, когда им было по 16 лет и старше, а мы с женой были спокойны. Знали, что в них заложен мощный духовный фундамент и они будут точно ориентироваться, что нужно делать, а что нет, каким соблазнам и как противостать.

   Второй пример, когда со взрослыми детьми что-то случается, родители плачут, жалуются, стенают. Сына забрали в АТО, дочь потеряла работу. Я понимаю чувства родителей, и возможно на их месте так же бы плакал. Но, почему же они не плачут, что с их детьми происходит самое страшное? Дети остаются неверующими, игнорируют Бога? Конечно нельзя же все время плакать. Но и привыкать нельзя к неверию детей. Следует молиться и очень сильно молиться. Когда наш старший сын, в подростковом возрасте, начал отпадать от веры, мы с женой объявили войну и начали сражаться за судьбу сына, молясь по нескольку раз в день. Слава Богу, сын сам принял решение о водном крещении. Если бы все родители вымаливали, искали подходы к ребенку, любили бы Божьей любовью своих детей, если бы родители осознавали свою полную ответственность за формирование будущего взрослого человека, который им дан Богом, как маленькое существо нуждающееся в любви, воспитании и поддержке, насколько бы меньше трагедий было бы в этом мире?

  1. Качество веры в Бога ребенка передается от родителей. Конечно, есть исключения из этого правила, но основная тенденция, именно такова — вера от родителя. Сам родитель должен иметь правильные отношения с Богом. Любить Бога, иметь ценность христианской веры приоритетом в своей жизни. «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор.6:6,7). Сначала слова Божьи должны быть у родителя в сердце, тогда он сможет передавать из своим детям. Помните, о матери Христа сказано, что она слагала слова Божьи в сердце своем? «А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лук.2:19). Вот вам и секрет успешного материнства Марии. Но если кто-то скажет, что набожная жизнь родителей достаточна для того, чтобы дети стали христианами и без воспитательных слов — это будет большое заблуждение. Вспомним историю судьи израильского народа Илии. Человек, практически, был безукоризненным. Когда Бог приводит нас к вере, Он имеет в виду не только нас, но и наших детей. И эту духовную аксиому должны помнить все родители. Бог открылся Аврааму не только ради Авраама: «Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд» (Быт. 18:19). Бог через вас смотрит на последующие поколения верующих и формирует эти будущие поколения через родителей. Эстафета веры передается от родителей к детям.

Цель духовного воспитания — научить ребенка самостоятельно всегда покоряться Богу и практически исполнять заповеди Божьи. «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Прит.22:6).

  1. №1 воспитания — безусловная любовь. «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят» (Лук.6:32). Вспоминаю, как однажды мы спросили у нашего сына, которому тогда было лет 12, почему мы, родители, его любим? Он, немного подумавши, сказал, что, естественно за то, что он иногда старается убрать свою комнату, помочь родителям, учить уроки. Нас с женой это крайне удивило. Мы поняли, что не смогли свою безусловную любовь донести до ребенка. Ребенок точно должен знать, что его проступки заставляют нас чувствовать боль, но они не перечеркивают любовь. Ребенку нужно доносить, что родители его любят безусловной любовью, любовью – АГАПЭ. Говорите ребенку, произносите о вашей безусловной любви. Особенно демонстрируйте эту любовь когда сыну или дочери плохо, когда совершаются проступки, когда им самим стыдно за себя. Тогда – эта безусловная любовь будет актуальна и очень правильным фоном построения добрых отношений с ребенком.
  2. Беседы, как инструмент формирования христианских ценностей. Один из главных инструментов воспитания детей, в любом возрасте, беседы, общение. «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор.6:6,7). Внушение Божественных истин происходит через общение. Приходят ко мне некоторые родители с возмущением, что меня не слушают дети. Скажите что-то такое, как пастор, чтобы они меня сразу же начали слушаться. Я же не волшебник. Родители должны создать все предусловия воспитания, например, общение. Выясняется, что общения с детьми нет, но требований громадное количество. Чтобы проходили беседы у вас должно быть несколько продуманных моментов.

1) Место и врем для бесед. Если вы будите говорить с ребенком вскользь, между прочим, только когда вы не заняты у вас вряд ли получится, по хорошему, влиять на ребенка. Следует найти место для таких бесед. Если вы не найдете систематическое, практически, ежедневное время для разговоров, скорее всего ваш ребенок будет расти, как придется. Может быть повезет и он станет верующим, может быть нет? Слово «повезет» подходит, потому что нет системности. Если же вы хотите постоянно оказывать христианское влияние на ребенка, тогда вам следует продумать место и время для общения. Может быть это будет ужин? Для нашей семьи это было священное время. Дети были голодными, очень хотели кушать, но даже в этом случае, если мы где-то с женой задерживались, они нас ждали и все только потому что им было весьма интересно и важно с нами общаться. Мы были их друзьями и с нами можно было поделиться всем. Итак, в нашей семье было место и время, — ужин и кухня. Если, например, вы не хотите кушать поздно, а ваш ребенок приходит достаточно поздно домой, например, после молодежных церковных встреч, или после прогулки со сверстниками, вам ничто не помешает попить с ребенком чай, чтобы поддержать общение. В Библии мы видим постоянно Христос входил в дома и кушал с людьми. Даже евхаристия, причастие имеет форму совместной трапезы. Если ребенок совсем поздно пришел, уставший, и сразу же лег спать, сядьте у его кровати и немножко поговорите с ним, по доброму узнайте, как его успехи. Даже если ваш ребенок стал подростком и отвечает резковато, грубовато, ему все равно очень приятно, чтобы вы так о нем заботитесь. Не иметь время и место — это большая ошибка. Есть опасность, что если вы только видитесь с ребенком для того, чтобы его ругать, он вас не только перестанет серьезно воспринимать, но и будет избегать таких встреч. Тогда не удивляйтесь, что ваш ребенок не хочет с вами кушать. Он просто заранее знает, что вы его будите ругать, ругать и еще раз ругать и больше ничего.

2) О чем говорить? Конечно же, не только ругать. Вы еще не забыли цель? Научить ребенка самостоятельно жить с Богом, любить Бога и жить по заповедям Божьим. Но для этого нужно ребенка научить везде и всюду видеть Христа. Ребенок привыкает к тому, что Бог есть в воскресной школе, когда папа, мама читают Библию, когда есть молитва. Но вот он приходит в детский сад или в школу, играет на улице, где атмосфера агрессивна и безбожна и лишена любви. Как ему вести себя в такой враждебной среде? Если вы не научите духовности — будет только два варианта: или впадать в депрессию, апатию, плакать от отчаянья или стать такими, как они, как сверстники жестким, грубым, циничным. Ребенок нуждается в помощи и эта помощь будет восприниматься от родителей. Родитель дает четкую систему жизненных координат, которую дитя пока еще не имеет. Сын или дочь, подвергаются очень сильному влиянию сверстников и окружающих людей. Каждый раз, в том месте где вы будите формировать святую привычку общения с ребенком, происходит открытое общение. Во время общения вы будите анализировать все ситуации с Библейской точки зрения. Мальчик из класса кричал, порвал дневник и ругался матом. Как себя вести вашему ребенку? Что говорит по этому поводу Библия? Как относиться к врагу?

3) Приоритеты. Вы не просто беседуете с ребенком, но стараетесь донести ему, что же самое важное в жизни. Конечно, в первую очередь, ценности ребенка будут формироваться исходя из образа жизни самих родителей. Если для вас ценность Библия и молитва и эта ценность на первом месте, то, скорее всего, и у вашего ребенка будет такая же ценность. Хотя — только личный пример, как правило, недостаточен. Донесите ребенку, что Бог всегда должен быть на первом месте. И такой вывод будет звучать постоянно с практическими примерами из своей же жизни. О чем бы вы ни говорили, что бы ни делали, напоминайте о Боге, о Его любви, о том, что Бог все видит и слышит, что всегда готов нам помогать. «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор.6:6,7). Приоритеты так же будут проявляться в начале дня. Помню, как мои маленькие трое детей начали регулярно читать Библию и молиться каждое утро. Читали добросовестно по 1 главе и небольшая молитва о благословении на целый день. Мы были приятно удивлены, с женой, таким переменам. Оказывается их учительница воскресной школы рассказала, что с чего человек день начинает то для него и есть самое главное в жизни. И еще добавила, что если день начинается не с Бога и не с молитвы, тогда у человека есть какой-то идол. Они так серьезно восприняли, что всегда начинали день с Бога. между прочим, эта святая привычка, по прошествии лет и лет, у них сохраняется.

  1. Стать другом. Без добрых, доверительных отношений у вас не получится воспитание своего ребенка. Даже Христос называет нас своими друзьями: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Иоан.15:15). Дружеские отношения имеют свои компоненты. Это ваша открытость. Не бойтесь быть открытым с ребенком. Не бойтесь рассказывать о своих поражениях и победах детства. Не бойтесь каяться перед детьми и в этом вы будите для них только хорошим примером. Помню, как я сильно накричал на своих детей за их очередные проделки и мне было ужасно стыдно. Захожу к ним в спальню, чтобы извиниться, а они уже лежат в своих кроватях и ждут. «Папа, а мы знали, что ты придешь каяться». Второе, что следует помнить, никогда нельзя отпихивать ребенка с его проблемами, какими бы они вам наивными не казались. постарайтесь вникнуть, понять, посочувствовать. И, наконец, третье, старайтесь, как можно чаще, говорить с ребенком на его уровне. Не свысока, не ставя акцент на том, что я больше живу. Понятно, что это правда, но таким аргументом следует пользоваться только в крайних случаях. Говорите на уровне самого ребенка. Христос всегда снисходил и снисходит на уровень проблем человека, хотя ему, большинство наших проблем кажутся бесконечно смешными и наивными, возможно еще и глупыми. «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1Иоан.4:9). Я не люблю футбол. Мой сын, будучи подростком, очень интересовался футболом. И мне пришлось вникать, чтобы снизойти на уровень сына и иметь с ним добрые отношения. Мы часто прогуливались с детьми по субботам. Маршрут был не изменен. Я шел с детьми по книжным магазинам, а они стояли, меня ждали и думали, — когда же эта прогулка закончится? Наконец, молодой папа, понял, что прогулки должны строиться не на моих интересах, а на интересах детей. Поэтому, чтобы выстроить с сыном добрые отношения я с ним прогуливался по спортивным магазинам, хотя меня это совершенно не интересовало.
  2. Молитва и Библия. Конечно, именно родители призваны помочь детям познавать духовный мир. Очень хорошо, когда каждый день вы читаете с ребенком Библию. У меня младший сын еще маленький, ему 4 года. Ему не очень интересно читать детскую Библию всю подряд. Я читаю некоторые особо яркие истории, которые легко представить и которые будут захватывать его приключенческой канвой. Например, мы во всех подробностях разобрали, как маленький Давид победил здоровенного Голиафа. Довольно часто, по дороге в детский сад мы идем с молитвой. Первый раз когда мы так сделали, малыш посмотрел на меня подозрительно и спросил, почему я не закрываю глаза? Я объяснил, что когда дома есть возможность сосредоточенно помолиться то нужно именно так и делать. А вот когда мы молимся на улице то нужно учиться с открытыми глазами быть сосредоточенным на Боге. Дорогой мы разбираем разные вопросы, например, кто такой Христос? Сын со мной начал спорить, что Христос это Ангел. После моих весомых аргументов признал, что Иисус Христос — всемогущий Бог. Ребенок должен привыкать к тому, чтобы молитва и Библия были в начале дня и молитвой заканчивать день. Когда просыпаемся нуждаемся в том, чтобы поблагодарить Бога и попросить благословения на день. Когда же заканчиваем день следует благодарить за бесценный подарок Божий, целый прожитый день.
  3. Благодарное сердце ребенка. Следует учить ребенка иметь благодарное сердце которое, в первую очередь, должно быть направлено на Бога. Сердце человека полно грехов. А главный грех — это жизнь без Бога, когда человек обходится своими силами. Учить не просто говорить «спасибо» хотя ребенок и этот урок должен усвоить. Благодарить Бога за все. Мы с женой долго скитались по квартирам жили в невероятно сложных условиях, однако все прошли и пережили Божье благословение в виде собственной квартиры и прочих необходимых материальных условий. Но по прошествии лет мы не забываем через что проходили и, практически, каждый день благодарим Бога за жизнь, за квартиру, за деньги, за здоровье, еду и одежду. И так воспитываем и к этому приучаем детей быть благодарными за все детали и тонкости, которые, в обычном режиме, люди забывают и то, что кажется подразумевается само собой. Научить ребенка быть благодарным Богу за все — это исполнение заповеди: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фесс.5:18). Эта цитата приводит нас к еще более сложной задаче, научить ребенка благодарить даже за сложные моменты жизни, благодарить за испытания. Где-то упал, остались без ключа и долго ждет родителей у подъезда, кто-то обидел. Научить ребенка видеть руку Божью и в трудных обстоятельствах и благодарить за все Бога.
  4. Наказания и духовность. Еще одна довольно интересная и не простая тема. Начнем с типичной ошибки, которую некоторые родители, надеюсь, по незнанию, частенько совершают. Мы не будем раскрывать всю тему наказания детей. Это достаточно обширная, тонкая и сложная тема. Возьмем одну грань, — как наказания могут быть связаны с духовностью? Ребенок с удовольствием ходит на все, что церковь предлагает для детей, подростков. И тут родители видят, что ребенок потерял баланс, где-то не слушает родителей, где-то не выполняет свои обязанности. Немного в школе ухудшились оценки. И что же? Родители принимают решение запрещающее посещать детский хор, или молодежку, воскресную школу. Апофеозом неумности бывает запрет посещать ребенку Богослужения. Сиди дома и осознай как ты себя плохо ведешь. Как раз родителям следует делать обратное. Никогда не наказывайте ребенка отрезанием духовной подпитки!
  5. Баланс между духовным и обыденным. Ребенок теряет баланс между помощью родителям, учебой, церковными мероприятиями, потому что держать баланс достаточно сложно и взрослым. И тут на помощь приходят родители, которые готовы с любовью помочь создать этот баланс. Первое, о чем мы уже говорили, ребенок будет начинать день всегда с Бога и заканчивать молитвой. Второе — помогите ребенку составить график всех бытовых обязанностей и напишите, еще лучше напечатайте на А4 листке. Не на огрызке, не на какой-то бумажке, которая потеряется через 2 дня. А напечатайте. обсудите и повесьте на видном месте, например, на кухне. Ребенок дал слово, что будет исполнять свои обязанности, но вы-то знаете, что пройдет не так много времени и нужно будет подсказывать, корректировать, помогать, потому что далеко не все будет исполняться. Лучше так заранее и сказать, — давай договоримся, что когда у тебя будут сбои, я буду тебе подсказывать. Затем, после того, как список составлен, нужно будет посмотреть время на служения. Что-то придется отсечь, а куда-то наоборот, нужно будет призывать. Например, если подросток и не идет на домашнюю группу, лучше его подбодрить и пригласить на группу. Может быть даже где-то помочь, взяв часть обязанностей ребенка на себя. Но этот баланс вам нужно обсудить, обговорить и затем не раз еще к нему возвращаться. Некоторые родители хотят очень быстрых результатов. Воспитание ребенка кропотливый процесс, гораздо кропотливее чем прополка вашего огорода. Между прочем, нередко бывает так, что подросток бегает по всем мероприятиям церкви не столько потому что любит Бога, сколько потому что хочет просто, как можно реже, быть дома. Одним словом, сбежать из дому.
  6. Любовь к ближнему. Какая же духовность без любви к ближнему? Естественно, что вашего ребенка будут обижать. Это будет случаться и со стороны детей и воспитательниц детского сада. Затем, одноклассников и учителей. Ребят с района. И так далее. Что же делать? Учить ребенка как правильно относится к ближнему. Ваш ребенок точно не должен быть «нюней» и «размазней». Разве Христос производит впечатление бесхарактерного, мягкотелого? Отнюдь. Так и ваш сын или дочь, они должны быть достаточно сильными людьми. Но эта сила будет силой духа, а не силой кулаков для мальчиков, или силой мстительности и оскорбительных слов для девочек. Вы будите учить ребенка молиться за врагов, не обижаться и прощать. Для начала всегда разговаривать с обидчиком. «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12:14). Объяснить ребенку почему нельзя обжаться на ближнего, обзывать ближнего, не оскорблять? Почему не следует мстить и что как Бог будет вступаться за того, кто не мстит? Как вести себя, когда тебя обижают? Как остановить обидчика, но без драки? Молиться за эту ситуация вместе с родителями, чтобы Бог изменил сердце обидчика, но и самому не быть размазней. Христос себя физически не защищал, но отвечал твердо.
  7. Духовные тормоза. Нет греху!
  8. Обращаясь не прямо к ребенку, без морализаторства, описывать ужасы греха на примере известных деятелей искусств, звезд шоу бизнеса, известных людей и просто соседей, общих знакомых.
  9. Принципиальность, твердость, непоколебимость. Наши дочери могли идти на вечер с друзьями, с однокурсниками, но при этом мы были спокойны, потому что им все долго и убедительно объяснялось, почему христианство приоритетней, чем ценности светские.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ, МЕШАЮЩИЕ ДУХОВНОМУ ВОСПИТАНИЮ

  1. Раздражение. «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4). Отчего же раздражаются дети и что раздражает детей? Если бы этого стиха не было в Библии наверняка папы и мамы бы и не придавали значения тому, что дети раздражаются на неправильные действия родителей. Но Библия ставит запрет на раздражение детей. И вот с этим предстоит разобраться. Раздражение детей происходит по нескольким причинам:

1) Тирания родителей. Тиран — это тот, кто никогда не считается с личностью ребенка. В своих детях он видит лишь инструмент достижения своих целей, как маленьких так и больших. Например, сын стоит рядом с отцом, когда тот, что-то ремонтирует. Сын ненавидит это дело, но вынужден. Кажется, довольно типичная ситуация, но мудрый отец будет объяснять сына, убеждать сына и, что очень важно, постарается стать на уровень сына и показать, каким он был сам в его возрасте не совершенным. Так снимается давление, хотя бы отчасти. Даже когда родители бьют ребенка все равно следует это делать редко, корректно: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Прит.13:25). Если с этим делом переусердствовать то ребенок может быть духовно потерян.

   Особо следует отметить тиранию духовную. Довольно типичная зарисовка, когда родители заставляют ребенка, достигшего подросткового возраста, читать Библию, посещать церковь, не взирая на чувства ребенка, не взирая на его внутреннюю борьбу.

2) Оскорбления и крики. Странно, но то, что никогда не приемлемо к взрослому человеку, многими родителями воспринимается, как абсолютная норма по отношению к своим детям. Например, кто мы начал кричать на человека на улице даже при условии, что поведение этого человека не очень нравится. Этикет помогает сдерживать свои эмоции. А вот ребенок, рассуждают родители, это же моя собственность? А значит с этой собственностью я буду делать и вести себя, как хочу. Не забывайте, что это существо еще и Божье, и в первую очередь, Божье. В ребенке нужно всегда видеть человека, личность. Возьмите себе за правило никогда не орать на ребенка, на ровном месте. Крик это уже какая-то совсем крайность в поведении ребенка. Библия говорит нам, что раздражение и крик уже сами по себе плохой инструмент для влияния на человека.

3) Безразличие. Ребенок приходит со своими бедами, проблемами, иногда смешными, иногда глупыми, но ведь это детский мир, целая вселенная ребенка.

Одним словом, все, что заставляет ребенка раздражаться, причем, по причине невнимательности или грубости родителей. Ребенок будет раздражен, понимая, что со своими переживаниями, проблемами он особо никому не нужен. Суть даже не столько в том, чтобы понять ребенка сколько в том, чтобы сначала его понять, чтобы вывести на должный духовный уровень. Сначала становимся на один уровень с ребенком, говорим его языком, его образами, и только потом выводим его на более высокий, духовный уровень, обращая внимание на Божью поддержку, на мудрость Божьих заповедей, на защиту.

  1. Не искать дружбы с ребенком. Это вторая грубая ошибка, которая приводит к потере ребенка. Духовность маленького существа будет подпитываться, развиваться через добрые, в определенном смысле, дружеские отношения с родителями.
  2. Одного ребенка возвышать над другим. Твоя сестра гораздо лучше тебя, а ты не удался. Что ж ты так плохо учишься, в отличии от твоего младшего брата? Он большой молодец, в отличии от тебя. Каждый раз когда родители подчеркивают недостатки своего ребенка сравнивая его с братом или сестрой, они, сами того не ведая, формируют очень мощный комплекс неполноценности.
  3. Критика без хвалы. Если человека только критиковать и не уравновешивать критику любовью тогда у ребенка будет складываться впечатление, что его не любят, что он отвергнут и никому не нужен. Практически гарантировано, что ребенок будет использовать все возможности, чтобы только избегать быть дома. Кому понравиться если его критикуют за каждый шаг, за каждый вздох и находится в такой атмосфере постоянно?

ВОПРОСЫ: 1) Как определить когда родители несут ответственность за воспитание ребенка, а когда нет? 2) Почему родителям придется отвечать перед Богом за воспитание детей? 3) Почему качество веры ребенка зависит напрямую от качества веры детей? 4) Прочему так важна безусловная любовь к ребенку и что это такое? 5) Знают ли ваши дети (внуки) о том, что вы их безусловно любите? 6) Почему так важно стать другом вашему ребенку? А вы друг? Как определить когда родители дружат с детьми, а когда нет? 7) Как вы учите ребенка (внука) читать Библию и молиться? 8) Как вы воспитываете благодарное сердце у ребенка? 9) Как вы помогаете ребенку любить ближних? 10) Как избежать морализаторства? 11) Как не раздражать детей и что значит раздражать ребенка?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *