ФОРМУЛА БЛАГОДАРНОСТИ. ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ — 2014

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

БЛАГОДАРНОСТЬРанее утро. Семеро разочарованных внезапной смертью учеников Христа, вернувшиеся к своему привычному занятию, ловят рыбу. Еще живы воспоминания. В памяти все всплывали картины то воскрешения умершего Лазаря, то насыщение пяти тысяч, то нежность, с которой Учитель молился о детях и строгость к лицемерным и надменным фарисеям. И вдруг, в мерцании утра, ученики видят силуэт Христа, своего Учителя умершего несколько дней назад. «А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы» (Иоан.21:4-6). Их Учитель, воскрес. Он среди них. Иисус, как всегда, дает советы, которые показывают Его вездесущность, всезнание, всемогущество. Ученики Христовы поймали такое количество рыбы, что не могут справиться с уловом, и это при том, что речь идет о профессиональных рыбаках. Все эти события мерцают удивительностью и загадочностью. Бог вернулся, вышел из смерти и Его имя Иисус Христос.

ГЛАВА 1. ДВОЕ НА БЕРЕГУ

Ученики выходят с лодки и видят Христа, сидящего у костра. «Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали» (Иоан.21:9,10). Петр, совершенно подавленный своим недавним предательством Христа, отрекся до того, как пропел петух, ловит рыбу в состоянии где-то между унынием и апатией. Такие чувства окутывают душу, когда злишься на самого себя за грубую, досадную ошибку. И тут появляется Христос. Шесть учеников вдали. А с седьмым сам Христос разговаривает. Господь вновь смотрит на Петра, тем же взглядом полным любви и прощения. Бог сидит рядом с человеком. Тот, кому еще предстоит быть распятым и войти в смерть, сидит рядом с тем, кто уже пережил смерть и воскрес. «Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых. Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих» (Иоан.21:14,15). Христос задает лишь один вопрос, но, сколько смысла заложено в этом вопросе?

ГЛАВА 2. ЧТО ТАКОЕ БЛАГОДАРНОСТЬ?

Благодарность — это реакция не добрые дела. Нелепо будет, если я поблагодарю соседа, с которым мы только здороваемся. Но однажды соседи, когда моя старшая дочь осталась зимой без ключа и должна была простоять на улице пару часов до прихода родителей, приняли ее еще и чаем напоили. Конечно, после такого поступка я благодарил соседей. В любом случае, благодарность — это выражение признательности за то, что сделано для меня или за то, чем я могу воспользоваться. Вряд ли кто-то будет благодарить президента Аргентины или Турции, которые в своей стране делают реформы. Но я благодарен каждому солдату, который защищает Украину от агрессоров из соседней страны. Благодарность является вратами в Царство Божье. Благодарность нас подключается к Богу. Благодарность размягчает наше сердце и открывает христианина для воздействия Духа Святого. Одно из моих любимых мест в Библии говорит о том, что когда мы благодарим, таким образом, словно приближаем Бога, приглашаем Его быть на месте благодарности: «Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля» (Пс.21:4). Эти слова были сказаны в древние времена к Израильтянам, а сегодня эта истина уже относится к людям любой национальности уверовавших во Христа.

ГЛАВА 3. БЛАГОДАРНОСТЬ, КАК НОРМА ЖИЗНИ. КОГДА И СКОЛЬКО?

Даже не зная законов Библии, человек ожидает благодарности за добрые дела. С детства ребенка учат быть благодарным. Родители изо всех сил стараются, чтобы в десятку первых слов обязательно входило слово «спасибо». Благодарность, говоря современным языком, просто «вшита» в человека.

   Проблема людей в том, что благодарность всегда ожидается, но сами мы далеко не всегда благодарим. Всякая благодарность начинается с благодарности Богу. Ведя диалог с неверующими или сомневающимися, всегда задаю вопрос, — а что для вас норма в моральном плане? Как вы определяете что плохо или что хорошо? Люди, обычно очень сильно плавают в своих ответах. Я слышал, как один представитель ДНР объяснял украинскому журналисту, что сражается он за те ценности, в которых его воспитывали родители: «Молодая гвардия», Ленин, СССР. А ведь нормой является именно Бог, сотворивший этот мир и давший людям заповеди, которые так же являются нормой человеческого поведения. Всякое отклонение от нормы приводит к отклонениям.

Норма жизни выглядит так:

1) За все благодарить. За все, что происходит в жизни. «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фесс.5:18).

2) Всегда благодарить: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол.4:2).

   Ап. Павел, описывая глобальную проблему человечества, отход от нормы жизни, стандартов установленных Богом, объясняет причину войн и конфликтов, деградации общества и прочих проблем, указывает на один очень важный пункт: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим.1:21). Как видим, для людей, которые не благодарят Бога, приходит мрак и суета. И действительно, можно ли представить человека, который всегда благодарит Бога и при этом оскорбляет ближнего, ворует, ругается и убивает? Едва ли.

ГЛАВА 4. ОТКУДА БЕРЕТСЯ БЛАГОДАРНОСТЬ?

Откуда же берется благодарность?

1. Помнить, что сделано для меня. Мои отец и мать не были идеальными родителями, потому что их никто этому не учил, и они не были христианами. Но я, имеющий четверых детей, понимаю, что значат бессонные ночи матери над младенцем, терпеливые беседы со мной, мальчишкой, совершающим невероятное количество ошибок, не только при подготовке уроков, но и в целом, по жизни. Сколько книг прочитано, сколько правильных и мудрых ценностей привито. И вот когда все это вспоминаешь благодарностью наполняется сердце. Соответственно, когда я предстаю перед Богом в молитве, работает тот же принцип. Я вспоминаю, что сделал для меня Бог. Однажды, Бог обратился к израильскому народу с таким предупреждением: «Когда же введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил, и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться, тогда берегись, чтобы не забыл ты Господа, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Втор.6:10-12). Вот это предупреждение «берегись» открывает глубокое понимание Богом человеческой природы. Грехопадение совершило искажение всего, что можно исказить. Вместо добра к ближнему, человек стал эгоистом, вместо сексуальной энергии, которая должна быть направлена на нежность и интимность в браке, люди начали изменять своей второй половине. Вместо гнева на себя за свои проступки и грехи, начали гневаться на ближних, за гораздо меньшие проступки, чем сами себе позволяют. То же произошло и с благодарностью. Вместо того, чтобы иметь благодарное сердце, люди стали более неблагодарными.

2. Вспоминать. Важно помнить и не забывать хорошее. Кажется, в первом пункте мы уже сказали о важности помнить, но между «помнить» и «вспоминать» есть некоторая разница. Помнить, это то, что хранится в нашей памяти и нам лишь нужно выразить благодарность. Вспоминать, это уже процесс, когда нужно подумать и выудить все то доброе, что сделал для вас человек. Вспоминать — это уже творческий процесс, требующий вспоминания под определенным углом, углом добра. Есть один человек, который сделал очень много доброго в моем формировании, как христианина. Но затем и много злого сделал. Не вдаваясь в подробности, скажу, что до сих пор во мне доминирует доброе, что сделал этот человек для меня. И когда у меня с этим человеком был примирительный разговор, который, к сожалению, так ничем и не закончился, я прямо сказал, что в любом случае, добро сделанное по отношению ко мне всегда будет перевешивать зло. Чтобы быть благодарным нужно не только помнить, но еще нужно и вспоминать.

   Сейчас Христос смотрит на Петра. В самую трудную минуту для Иисуса Петр предал своего Учителя. Он оставил его одним. Иногда бывает так важно, когда рядом с тобой находится любимый и дорогой человек. Некоторые люди мне рассказывали, когда им делали операцию, без общего наркоза, и они знали, что рядышком, в коридоре, сидит родной человек и тебя поддерживает уже тем, что он рядом, то как-то все легче переносится. Какой бы поддержкой было присутствие при истязаниях Христа его учеников? Но их не было. Они сбежали. И вот Христос смотрит на предавшего Его Петра и задает ему лишь один вопрос, повторенный трижды: «Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих» (Иоан.21:16). Можно догадаться, что происходило в сознании Христа. Он помнил не только предательство ученика. Он помнил, что Петр оставил все и последовал за Христом, хотя громадное количество людей этого не делали и сегодня не делают. Он старался быть хорошим учеником и любил Учителя. И все же, произошел срыв. Но Христос продолжает помнить все доброе, что было и остается в Петре.

   Когда я вспоминаю свой путь, как пастора, я благодарю сопастора Станислава, который трудится со мной плечо к плечу. Служителей церкви, администратора, дьяконскую команду и группу приветствия, учителей воскресной школы и группу прославления и все другие служения церкви, которых множество.

ГЛАВА 5. КАК ДОЛЖНА ВЫРАЖАТЬСЯ БЛАГОДАРНОСТЬ?

Благодарность выражается двумя способами. Формула благодарности достаточно проста.

1. Слова благодарности. Еще раз вспомним, что воскресший Христос говорит Петру: «Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих» (Иоан.21:17). Первое, что хочет услышать Христос — это слова благодарности. Бог всегда ожидает этих слов. И если у нас зародилось подозрение в том, что Бог как то болезненно относится к Своей славе, это совершенно неверно. Родители, которые постоянно воспитывают ребенка, чтобы он всегда говорил слова благодарности, в том числе и своим родителям, разве эти родители озабочены собственной славой и почетом? Напротив, полагаю, что их, в процессе воспитания ребенка, это мало беспокоит. Они заботятся о воспитании сердца ребенка, о его ценностях. То же происходит и с Богом, который заботится о воспитании души каждого человека. Именно поэтому Христос ожидает благодарности. Помните историю о десяти прокаженных, которых исцелил Христос? Возглас удивления Иисуса, кода из десяти к нему вернулся только один, показывает, что Господь всегда находится в состоянии ожидания благодарности от людей за все, что Он для них сделал и продолжает делать: «Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (Лук.17:17,18). Вот поэтому Христос задает простой вопрос Петру, — так ты меня любишь? После падения, этот вопрос для Петра наиболее сложный, и все же, сейчас Петр вспоминается все, что сделал для него Христос и отвечает: «Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя…» (Иоан.21:16). Слова о любви есть словами благодарности.

2. Поступки благодарности. Петр, который отвечает Христу словами любви, слышит: «Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих» (Иоан.21:16). Если ты любишь, если ты благодаришь, тогда будешь служить Богу, что-то делать для славы Божьей. Любовь всегда облекается в поступки. Где нет поступков, там нет и любви.

3. Ваши поступки, за которые будут люди благодарить Бога. Это третья грань, наиболее интересная и о которой так редко говорится. Если мы делаем так, что люди за наши поступки будут благодарить Бога, тогда это так же эффективная благодарность Богу: «Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу» (2Кор.9:12). Ап. Павел описывает, как церковь в городе Коринфе собирала деньги на христиан в Иерусалимской церкви, которые очень нуждались в материальной поддержке. Этот сбор денег вызывал в людях благодарность Богу. То же происходит и сегодня, когда христиане собирают деньги для АТО, для беженцев, для церквей и мирного населения находящегося в зоне боевых действий на Украине. Вчера мы были в христианском лагере и познакомились с беженцами, которые от всего сердца благодарили Бога, что их приняли, накормили, дали жилье. Сегодня, за все послания Петра, за то, что он понес огонь христианской веры, за то, что в конце жизни, перед казнью, не отрекся, погибши за Христа, вот за все это мы благодарим Апостола и воздаем славу Богу.

ГЛАВА 6. КАК ПРИНОСТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ? ЕСТЬ ЛИ КАКИЕ — ТО УСЛОВИЯ?

«Если приносите Господу жертву благодарения, то приносите ее так, чтоб она приобрела вам благоволение» (Лев.22:29). Слово «благоволение» переводится, как благосклонность и милость. Скажем проще, когда благодарите Бога, делайте это так, чтобы Бог принял такую жертву и проявил милость. Представьте, что человек вас обворовал, а затем принес маленький подарок, скажем, подарил вам цветы и вазу. Вы, в лучшем случае, возьмете эту вазу, но в любом случае будите просить и требовать, чтобы все украденное вор вернул, понимая, что правильная благодарность строится на добрых отношениях. Представьте человека, который всегда грешит перед Богом, но при этом приходит периодически к Богу, чтобы Его прославить и поблагодарить. Что скажет на это Бог? Пророк Амос, еще до прихода Христа, обличал общество, погружавшееся в болоте греха: «Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных» (Ам.5:12). И далее: «Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву…» (Ам.5:22). Говоря современным языком, Бог указывает последовательность благодарности. Сначала человек должен покаяться, потому что грех, в глазах Божьих, отвратителен. После покаяния, благодарность Богу, которая, теперь уже будет приниматься. Если тот, кто вас обворовал, придет с повинной, признает, со слезами на глазах, свой грех, после чего даст тот небольшой подарочек цветами и вазой, вы примите с прощением и с благодарностью.

ГЛАВА 7. КАК ЛЮБОВЬ СВЯЗАНА С БЛАГОДАРНОСТЬЮ?

Все слышали справедливую мысль, что от влюбленности до любви большое расстояние. Влюбленность всегда связна с внешними параметрами, но любовь, это когда ты знаешь и недостатки, и скверные привычки, и все же ты любишь человека, не взирая ни на что. Благодарность связана с любовью. Если я активно не люблю человека мне его и сложно поблагодарить. И наоборот, если я люблю, мне хочется благодарить за все. Например, я часто думаю о том, что меня терпит и любит моя жена, со всеми моими недостатками, а у меня их не мало. Мне хочется ей платить такой же благодарность, которая обусловлена любовью.

   И еще важный момент. Если вы будите проявлять любовь к человеку и одновременно причинять ему боль, это так же перечеркнет все ваши попытки выражения любви. Бог об этом говорит достаточно прямо: «Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших» (Ам.5:22).

2. Поступки благодарности. Кроме слов, важно иметь еще и поступки. Обратите внимание, как Христос после слов любви Петра, дает ему сразу же задание, — «Паси агнцев моих». Пасти овец, — означает быть пастором. И, как известно, Петр был пастором в громадной Римской церкви. Вот откуда католики утверждают, что они приемники Ап. Петра. Служить Богу — есть выражение любви к Творцу: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Иоан.12:26). Без служения Богу к нему нет любви. А чего стоит благодарность только словесная? Отсутствие дел лишь перечеркивают любовь. Или иначе, любовь, не подтвержденная делами, остается лишь жалкой тенью, пародией на любовь.

Таким образом, приходим к выводу, что благодарность имеет два крыла: слова и поступки. Птица с одним крылом так же не сможет полететь, как и благодарность, которая обходится без одного крыла, без поступков.

3. Благодарность — это жертва. Бог проявляет милость, когда мы приносим жертв у благодарности: «По окончании же сих дней, в восьмой день и далее, священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы; и Я буду милостив к вам, говорит Господь Бог» (Иез.43:27). Жертва — это кода не хочется, не можется, нет настроения, но все же, понимаешь, что нужно благодарить и просто поступаешь по воле Божьей.

ГЛАВА 8. БЛАГОДАРНОСТЬ ХРИСТА

Господь Иисус, показывает нам прекрасный пример благодарности.

— Христос благодарит отца небесного за чудо, когда накормил тысячи людей пятью злебами и двумя рыбками: «И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу» (Матф.15:36).

— Христос благодарит Отца, когда дает ученикам первое причастие, хотя абсолютно точно понимает, что вино символизирует его страдания и кровь, которую нужно будет еще пролить за грешников, а хлеб страдания тела Христа, издевательства, унижения и боль: «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все» (Матф.26:27).

— Христос благодарит, когда побеждает смерть, воскрешая Лазаря, вырывая его из цепкой хватки смерти. И это того Лазря, который уже разлагался и источал жуткий запах: «Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня» (Иоан.11:41).

   Как видим, жизнь Христа была пронизана благодарностью. Благодарность Небесному Отцу была средой, в которой жил Христос и это при том, что жизнь Спасителя была полна невзгод и испытаний.

ГЛАВА 9. КАК БЛАГОДАРИТЬ, КОГДА ВСЕ ПЛОХО?

Всегда ли есть за что благодарить? Кажется, что просто невозможно, когда переживаешь страдания, когда кто-то тебя обидел, оскорбил, причинил боль, просто невозможно благодарить. И все же, если присмотреться, углубиться, всегда есть видимая ниточка, ведущая нас к благодарности в любых обстоятельствах. Одной женщине, которая пришла ко мне со словами ненависти о бросившем её муже, я посоветовал все же быть благодарной этому человеку. Она посмотрела на меня как-то по особенному, всматриваясь пристально, не найдет ли в моих глазах признака сумасшествия. Да и правда, как можно советовать быть благодарным человеку, который тебя предал? Да, с одной стороны чувства этой женщины понятны, но я начал приводить ей один за одним аргументы. То, что ваш муж бросила вас, означает, что он не любил вас. Вы бы хотели всю жизнь жить с человеком, который вас не любит? Далее, наверное, даже своим оскорбительным поведением — этот человек сделал вам очень больно, но ведь справедливо утверждение, негативный опыт это то же опыт. А любой опыт строит дорого и ведет нас к мудрости. И еще, именно от этого мужчины у вас ребенок, которого вы так любите. Но ведь если бы не этот мужчина, у вас бы не было именно этого ребенка, которого вы так любите. Женщина уже не смотрела на меня. Она смотрела куда-то в глубину своей души, и было очевидно, что ее озарила Божественная мудрость. Она понимала, что даже в такой сложной ситуации есть за что благодарить. А вся ситуация с Украиной? Разве что ленивый не высказал мысль, что именно президент России научил украинцев любить свою Родину. Заставил, просто таки, некоторых людей перейти на украинский язык. Укрепить нашу армию, и стимулировать руководство страны, быстрыми шагами, идти к реформам.

   Ап. Петр предал Христа и ненавидел сам себя. Он не мог себе простить такой жалкий, трусливый поступок. Но то, что даже сами себя мы не можем простить, прощает Бог. Но, с другой стороны, благодаря этому предательству, Петр перестал быть таким самоуверенным, перефокусировав взгляд с себя на Христа. Стал менее категоричным и боле мудрым. Научился снисходить к людям. И смог стать подлинным пастором, который отдал свою жизнь за веру Христову. Как известно его распяли вниз головой. Приходим к выводу, что воистину, — «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фесс.5:18). Это вовсе не означает, что мы должны сами искать, как согрешить, чтобы затем за этот грех благодарить. Но уж если и случилось, если и пришло глубокое осознание, тогда благодарите, и в первую очередь, за то, что Бог нас делает мудрее.

ГЛАВА 10. УРОВНИ БЛАГОДАРНОСТИ

Можно себе легко представить шкалу, по которой каждый сможет себя протестировать, имеет ли он благодарное сердце и умеет ли благодарить, как должно? Итак, уровни посвящения:

1) Неблагодарный. Это очень просто и примитивно. Обычно неблагодарные люди, как правило, большие эгоисты.

2) Благодарный за любовь. Если такого человека не любят он и не благодарит.

3) Умеющий благодарить даже за трудности, когда он точно видит и понимает некоторые проявления любви.

4) Умеющий благодарить за все и всегда. Вот это самый высокий уровень.

Интересно, что в последнее время, как утверждает Библия, количество неблагодарных людей будет все время возрастать: «Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны…» (2Тим.3:2).

ГЛАВА 12. БЛАГОДАРНОСТЬ ВЕЧНОСТИ

Извечный вопрос, что люди будут делать в вечности? Кто-то спросит, — а зачем это знать? Именно то, что люди будут делать в вечности, открывает нам суть человеческой жизни? Отчасти это можно сравнить с традиционным сюжетом, о двух молодых семейных парах. В один миг, супруги переживают великое банкротство и лишаются всех сбережений и даже жилья. Жена первой семейной пары, говорит своему мужу, — я тебя настолько люблю, что и в бедности и в богатстве мы будем вместе. Жена другого же, с нескрываемым разочарованием оставляет супруга, и уходит к тому, кто богаче. Сразу понятно, где была любовь, а где некая ложная форма, чтобы пользоваться сугубо материальными благами. Временное все однажды опадает и остается сама суть человека. А уж тем более отпадает все временное в небе и остается вечное. И вечное это как раз прославление Бога. «…двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр.4:9-11). 24 старца, в книге Откровения, символизируют 12 колен Израилевых и 12 Апостолов, сказать проще, духовных представителей человечества, которые только и делают, что славят Бога и поклоняются Ему. Важно заметьте, что среди этих людей, которые от всего человечества славят Бога, находится и наш герой, который в жизни совершал и ошибки, и переживал поражения. Однако, был прощен Богом, и за свою любовь к Творцу, поставлен на высокое и почетное апостольское служение, которое с честью исполнил. А теперь Апостол в раю и славит Господа неба и земли. Тем же занимаются в небесах и Ангелы Божьи: «И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь» (Откр.7:11,12). Это значит, что когда мы славим Бога мы соприкасаемся с вечностью, мы, в духовном измерении, переходим в рай, мы на прямую выходим на Бога.

ВОПРОСЫ: 1. Что такое благодарность? 2. В каких случаях нужно благодарить? 3. Как часто нужно благодарить? 4. Часто ли вы благодарите, когда вам плохо и когда по отношению к вам плохо поступают? 5. Из чего состоит благодарность? 6. Как часто вы благодарите жену/мужа, родителей, детей, коллег по работе, начальство, людей в церкви, пастора, служителей? 7. Как любовь связана с благодарностью? 8. Как служение Богу связано с благодарностью? 9. Как часто благодарил Христос, вспомните? 10. Какие вы для себя важные уроки открыли? 11. Что изменится в вашей практической — христианской жизни, в связи с этой темой?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *