ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ЛЫСЕНКО ВАДИМА » Христианство и культураПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ЛЫСЕНКО ВАДИМА

Христианство и культура

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, — не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Иоан. 2:15-17).
«Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Иоан. 17:15).

Проблема взаимоотношений христианства и культуры (мирской культуры), проблема поведения христианина в обществе — тема этой cтатьи. После определения понятия «культуры» мы представим основные подходы к разрешению проблемы, оценим вклад христианства в культуру, представим библейский взгляд на культуру и сделаем некоторые выводы.

1. Определение

Что мы понимаем под культурой? Из многих определений мне больше всего нравится следующее:

«Культура — совокупность всего сотворенного человеком, а также сама его способность творить, процесс и результат творчества… Культура, прежде всего, выражается в материальных вещах: книгах и картинах, в архитектуре и музыке, в учреждениях, в символах, в писаных и неписаных нормах человеческого поведения, права и т. д.» (И.Подберезский).

Хотя под культурой можно понимать практически все, что творит человек, а также его поведение, мы будем иметь в виду, прежде всего, различные формы искусства: архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, литературу.

Отдельно можно говорить и о церковной культуре, или, лучше сказать, культуре, которая формируется в стенах церкви. Хотя с начала истории христианства больше внимания уделялось духовной стороне веры, искусство не исчезло совсем. Археологи находят много изображений сцен из Библии на стенах римских катакомб и в местах христианских погребений (картины хлеба и рыбок, в частности). Позже церковное искусство проявлялось в строительстве соборов, изготовлении фресок и мозаик, написании икон, в архитектурных стилях, церковной меблировке, такой так кафедры, алтари, баптистерии, в великолепии священнических одежд.

В протестантских церквах сегодня большее внимание уделяется проповеди и личной вере, хотя и искусство не остается без внимания. Оно проявляется в музыкальном служении церкви (особенно на праздники мы устраиваем музыкальные пиры), архитектуре Домов молитвы, оформлении вечери и водного крещения, в некоторых общинах — в живописи, выражающейся в картинах на библейские темы или стихах из Библии на стенах церковного здания. Среди молодежи популярны драмы (сценки), кое-где создаются литературные кружки. Таким образом, мы воздействуем на все стороны человеческого естества: тело, разум, чувства, воображение, память.

2. Христианство и культура: подходы к разрешению проблемы

2.1. Христос против общества (модель конфликта).

Каким должно быть отношение христианина к культуре, или к искусству, этого мира? Мнений здесь столько, сколько и людей, даже больше. Но все многообразие подходов можно свести к трем основным формулам: 1) Христос против общества, 2) Христос и общество в согласии и 3) Христос как преобразователь общества (Р. Нибур).

Первый подход утверждает несовместимость культуры и веры: «мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19) и «кривое не может сделаться прямым» (Еккл. 1:15). Царство Божие на земле построить невозможно.

Христианский богослов Тертуллиан, живший в конце второго — начале третьего веков, был хорошим знатоком римского права, литературы, но, обратившись, он порвал с этим миром. Он отрицал не только пиршества, оргии, театры, но и языческую литературу, поэзию. «Искусство, — восклицал он,- находится под покровительством двух дьяволов: страсти и вожделения — Бахуса и Венеры».

Подобных взглядов придерживались многие христианские группы. В шестнадцатом веке, например, анабаптисты (будем помнить, что между ними и баптистами нет такой прямой связи, как может показаться из названия) в своем вероисповедании утверждали: «Мир, фактически, принадлежит дьяволу, так что с ним нельзя иметь отношений. Надо выйти из Вавилона и Египта (мира), чтобы не подвергнуться наказанию вместе с ним». Когда Сын Божий придет — Он все изменит, а сейчас общество и его культуру едва ли можно реформировать.

2.2. Христос и общество в согласии.

Второй подход: Христос и общество в согласии. Иисус рассматривается как выдающаяся личность в истории культуры, а произведения искусства способны направлять мысли и чувства человека к высшим ценностям, побуждать к богоискательству.

Как родоначальника такого взгляда можно вспомнить Климента Александрийского (начало третьего века). Климент считал, что культура готовит к восприятию Евангелия. Ведь всякое искусство и всякое знание исходит от Бога.

Позже Василий Великий писал юношам, что они могут извлечь пользу из эллинской культуры. Пример тому — апостол Павел, который цитировал языческих поэтов. В его посланиях мы находим два таких примера: «мы Его и род» (Деян. 17:28) и «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые» (Тит. 1:12).

2.3. Христос преобразует общество.

Третий подход: преобразование общества. Сторонником этой модели был Августин (пятый век). Он полагал, что все науки и искусства могут быть облагорожены преображенной любовью человека и стать орудием прославления Бога.

Отчасти эту теорию воплощал в своем служении Мартин Лютер. В предисловии к Сборнику псалмов в 1524 году он писал: «Я не придерживаюсь мнения тех, кто думает, что Евангелие уничтожит все искусство, как считают некоторые святоши, но я очень хотел бы видеть искусство, и особенно музыку, на службе у Того, Кто это создал и дал нам. Поэтому пусть всякий благочестивый христианин действует в этом направлении в меру сил, дарованных ему Богом».

Такой подход был характерен для евангельских христиан России в начале двадцатого века, и особенно для их лидера — И. С. Проханова. Нельзя не вспомнить воззвание «Евангельский образ жизни», которое было принято единодушно и с большим подъемом Всероссийской конференцией евангельских христиан в 1926 году. Вот некоторые его пункты:

— Евангелие должно оказывать влияние на науку, евангельские христиане должны, по возможности, изучать все научные достижения как сами, так и их дети, а также принимать участие в распространении научных знаний… Все члены церкви, родители и дети, должны пытаться достичь высшего образования и обогащаться знаниями любыми средствами.

— Евангелие должно найти выражение в развитии искусств, таких как литература, музыка, архитектура, живопись и скульптура.

В других пунктах речь шла о том, что культура христианина должна выражаться и в условиях жизни человека. Место проживания должно отличаться особой чистотой, быть привлекательным, окруженным цветами и прекрасными садами, а на стенах домов должны быть орнаменты со стихами из Священного Писания.

Таким был подход И. С. Проханова, и положения этого воззвания и сегодня разделяют многие верующие, стремясь показать примеры культуры в своей жизни, служении, быту.

3. Вклад христианства в культуру

История учит, что само христианство внесло большой вклад в культуру. Самое важное, конечно, заключается в том, что в лице христианства языческий мир получил эталон нравственности. Доброта, любовь, милосердие, прощение стали мерилом прекрасного, поскольку христианство связало культуру с нравственностью. Ведь, согласитесь, мы не назовем культурным просто элегантного человека, который вхож в высшие слои общества, знает некоторые фразы («будьте так любезны» и др.), приобретает изысканные манеры, одевается по последней моде; человека, имеющего чувство прекрасного и склонность к живописи, поэзии, музыке; человека, который начитался много книг, но при этом обманывает не краснея или изменяет жене. Культура имеет (должна иметь) нравственную основу. Настоящая культура должна выражаться в крепких браках, заботе о больных, престарелых, а также не только в вежливости, но и в скромности, прощении и кротости, воздержании от всякого рода зла.

Вернемся, однако, непосредственно к искусству. Библия открывает смысл существования, смысл страданий, смысл красоты, потому она дала толчок сотворению шедевров. Можно ли представить себе мировую литературу без произведений христианских авторов, произведений, которые создавались под влиянием Библии? «Божественная комедия» Данте, «Потерянный рай» и «Возвращенный рай» Джона Мильтона, многие стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Федора Тютчева, Бориса Пастернака, творения В. Гюго, Л. Толстого, Н. Лескова и др. Прославляла нашего Господа и музыка. Вспомним композиторов: И. С. Баха, Г. Генделя, Д. С. Бортнянского, П. И. Чайковского. Лучшие творения архитектуры прошлого были посвящены Христу. Мировая живопись и скульптура немыслимы без библейских повествований. Микеланджело, Рафаэль и др. оставили нам прекрасные изображения Христа и библейских персонажей.

4. Взгляд Библии на культуру

Что говорит о культуре Библия?

Начнем с того, что в самом акте творения Бог продемонстрировал Свое творчество. Он — Творец всех форм, всех узоров, цветов и конфигураций. Он — Великий Архитектор, Скульптор, Художник, Композитор. Божье творчество простирается от кончика травинки и очертаний насекомого до форм облаков, звезд и человеческих существ. Бог сотворил все «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Какая картина может превзойти в своей красоте сотворенные им поля и луга, моря и горы, даже самый скромный цветочек или маленькую птичку? «Все соделал Он прекрасным в свое время» (Еккл. 3:11), все Его творение удовлетворяет самым изысканным вкусам. Самые тонкие ценители искусства найдут в нем нечто, достойное восхищения.

Конечно, люди, сотворенные по образу и подобию Бога, наделены способностью к творчеству. Человек преображает природу, творит прекрасную музыку, стихи, скульптуры. Эти формы искусства процветали уже в ветхозаветное время, особенно в оформлении храма и храмовом служении. Литература, песенное искусство достигли своей вершины при Давиде и Соломоне, и до сего времени едва ли кто может превзойти этих поэтов, написать что-то подобное Псалтири или Песне Песней.

Израильтян, правда, обвиняют в противокультурной деятельности (с Божьего одобрения), потому что они уничтожали безобразных (что подтверждается и археологическими раскопками) хананейских идолов. Но подумаем, почему они так делали? Так называемые «произведения искусства» хананеев имели религиозный смысл, служили проводниками и средствами распространения разврата и других вопиющих грехов, так что ради сохранения духовного здоровья их надо было уничтожать. Р.Уэббер справедливо замечает, что израильтяне вырубали священные рощи не потому, что недопонимали значения растительности или ненавидели природу. Они уничтожали определенные деревья из-за их религиозного значения. Да, сегодня древние изображения идолов считаются просто произведениями искусства, но тогда люди имели другое миропонимание и сознавали, что является искусством, а что — предметом культа. Эти идолы не могли рассматриваться в отрыве от веры и религии. Им поклонялись. Им приносили в жертву людей(!). Разве это просто искусство?

Еще раз повторим, библейское понимание прекрасного связано с внутренней красотой, с моралью, нравственностью. На первом месте — «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3:4). Никакой ценности нет во внешнем великолепии, если внутри — хищение и неправда (Матф. 23:25). В связи с этим указывают на известное библейское выражение «благолепие святыни» (красота святости). Красота и святость в поклонении неразделимы (см. 1 Пар. 16:29; 2 Пар. 20:21; Пс. 28:2 и 95:9 («поклонитесь Господу во благолепии святыни»)).

Сегодня искусство пытаются определять как нравственно нейтральное. Но, например, картины могут быть просто уникальными с точки зрения техники живописи, однако, если они проповедуют ложный взгляд на мир, с библейской точки зрения их нельзя назвать красивыми, как нельзя назвать прекрасным сатану, когда он «принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11:14). В то же время обезображенный Христос, не имеющий ни вида, ни величия, прекраснее всех сынов человеческих (Пс. 44:3), потому что преисполнен благодатью и любовью. (Не позволим обмануть себя внешней красотой!)

Настоящая культура несет свет, радость, добро, гармонию, любовь. Ее высшим источником является Бог, Его нравственные принципы. Она служит прославлению Бога!

Мирское искусство поражено грехом. И это касается как культуры массовой (поп-культуры), так и «высокой, элитарной» культуры. Сатана использует разные виды и уровни культуры, с тем чтобы увлечь верующих и неверующих. Он может принимать вид ангела света (кажется, это его любимый метод), используя высокие стили. Через гармонию, красоту форм он искушает и порабощает ум образованного и культурного (с точки зрения мира) человека, заставляя его погружаться, скажем, в музыку, и в ней, а не в Боге находить утешение и радость. Сатана использует в поклонении ему драгоценное, красивое, утонченное (Дан. 3:1-10; Ис. 44:13-17).

Без Бога искусство идет по пути отрицания нравственных идеалов, стирает границы между прекрасным и безобразным. Ф. Шейфер размышляет об упадке культуры и приводит примеры того, как сегодня в музеях обычные предметы, такие как бутылка из-под кока-колы или велосипедное колесо, демонстрируются как предметы искусства. Еще один момент. Раньше художники и композиторы верили в Бога как Творца Вселенной, в Его владычество, и это понимание выражали в своих произведениях, достигая гармонии и целостности. Отрицание же владычества Бога ведет к утверждению принципа случайности. Один композитор, чтобы выразить эту идею, с помощью случайности создавал музыку. Иногда, например, он подбрасывал монетку, чтобы решить, какова должна быть следующая нота. Другой художник прославился тем, что подвешивал над холстом банки с краской, и она (краска) разбрызгивалась самым невероятным образом. За большие деньги музеи покупали эти картины.

В таких условиях верующие должны сыграть свою преобразующую роль в области культуры. Это не главная наша цель. Проповедь Евангелия прежде всего. В конце концов, церковь не призвана удовлетворять эстетические потребности человека, но мы не можем не признавать наличие этих потребностей. Человек хочет не просто послушать пение хора. Желательно, чтобы пение было красивым, профессиональным, чтобы ласкало слух. И мы учитываем эти моменты в работе с нашими хорами. Человек идет в музей, концертный зал, даже кинотеатр, и хорошо, если там он действительно может прикоснуться к возвышенному, приблизиться к Богу, лучше познать Его, так же, как он познает Его из общения с природой.

Главное произведение искусства, конечно, христианская жизнь, как писал Ф. Шефер. К такому искусству призывал Христос: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф. 5:16).

Добрые дела, сострадание, милосердие, любовь — этих шедевров нам недостает. Но, если Бог дал христианину способность творить музыку, писать картины, снимать фильмы, почему бы не использовать таланты для Его славы? Так делал Иоганн Себастьян Бах, и на его партитурах часто можно было видеть слова «Soli Deo Gloria» — «Единому Богу слава». Будем и мы славить Его во всех произведениях рук наших, и через это других вести к познанию Бога и восхищению Им

Автор: Леонид Михович

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *