ХРИСТИАНСТВО, ЦЕРКОВЬ, ХРИСТИАНИН И ПОЛИТИКА. ДОЛЖНА ЛИ ЦЕРКОВЬ БЫТЬ ПОЛИТИЧЕСКИ АКТИВНА?

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

МАЙДАН И РЕЛИГИЯПризнаюсь, годы собираюсь с духом и мыслями, чтобы говорить на столь сложную и неоднозначную тему, как церковь и политика. В интернете, по этому поводу, совсем  мало информации и, думаю, все потому, что не многие решаются браться за эту тему. А может быть есть друга причина? Обычно, когда государство находится в спокойном состоянии, то и особо напряженно об этом не думаешь. Есть политика, как фон жизни. Посмотрел программу Савика Шустера и лег спать. Но когда в стране происходят невероятно напряженные события, когда страна находится на грани переворота, когда на глазах пустеет казна и люди затаились в ожидании чего-то серьезного и значительного, когда часть церкви готова идти на баррикады, а вторая часть осуждает эту первую, тут, поневоле, начинаешь возвращаться к попытке понять, с точки зрения Библии, какие же должны быть отношения между церковью и государством, между Царством Божьим и царством Кесаря? К тому же звучат очень правильные вопросы. Например, должна ли церковь четко выразить свою политическую позицию? Может ли христианин участвовать в демонстрациях протеста? Если Священное Писание призывает к повиновению всякой власти, то, как же тогда наши симпатии могут быть на стороне бастующих? Вот на эти и другие вопросы мы и постараемся ответить, пристально вчитываясь в послание Богу человечеству, в Библию.

ВОПРОС 1. ЧТО ЕСТЬ ПОЛИТИКА? Греческое слово «politi» — переводится, как политический порядок, порядок в стране, права граждан и осуществление власти. Первым этот термин, в 3 веке д.н.э., ввел философ античности Аристотель Если попытаться выразить гораздо проще и понятней что есть политика – политика – это получение государственной власти и использование этой власти для управления страной. У всякого государства существует два вектора развития страны – это внутренний, внутренняя политика направлена на благополучие граждан внутри страны. Внешний вектор — отвечает за построение страны отношений с другими странами. Мы с вами каждую секунду сталкиваемся с политикой. Например, по какой цене мы покупаем продукты, как ведут себя судьи, чему учат наших дети в школах и в университетах, что позволяют церкви, а что нет? – все это есть политика. Мы никак с вами не можем делать вид, что не имеем никакого отношения к политике. Сталкивался ли Христос и Апостолы с политикой? Постоянно. Базовый стих, на котором будет построено наше рассуждение, говорит об ответе Христа на вопрос лукавых людей, о необходимости платить налоги: «позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Лук.20:22-25). Сразу следует сказать, что кесарь – это император который олицетворял высшую власть в стране.

   Какова задача политиков, с точки зрения Библии? «ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:4). Власть дается для того, чтобы государство, в лице высокопоставленных чиновников, сдерживало зло на благо народу, зло экономическое и социальное. Власть призвана охранять страну от бандитизма и терроризма. Власть не только призвана поддерживать порядок в стране, но и развивать страну на благо народу. В том числе и экономически, о чем говорится ниже в этом же отрывке из послания к Римлянам: «Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые» (Рим.13:6).

ВОПРОС 2. К КАКОМУ ЦАРСТУ ПРИНАДЛЕЖАТ ХРИСТИАНЕ? «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Иоан.18:36). Христос говорит, что если бы Его царство было от мира, и работало по мирским ценностям, тогда бы ученики его физически защищал своего Учителя от иудеев, от римских воинов. Но из этой цитаты никак нельзя сделать вывод, что мы принадлежим только царству Божьему. Мы, в отличии от монахов пустынников, живем в этом царстве так же, как и в царстве Божьем. Конечно же, Царство Божье не от мира сего, кто же с этим спорит? Но эта мысль Христа не перечеркивает наше гражданство в царстве земном царстве кесаря, а лишь говорит о том, что христианин не использует силовые методы разрешения конфликтов, которые присущи царству этого мира. Между прочим, хотелось бы узнать у тех, кто только граждане Царства Небесного, а как же они пенсию получают, как пользуются благами государства, например, пусть плохой, но бесплатной медициной? Получается как-то не логично. Уж если никакого отношения к государству, тогда нужно и паспорт выбросить и не пользоваться никакими благами. Христианин принадлежит двум царствам, земному и небесному. Да, кроме того, есть Божий призыв: ««и заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир» (Иер.29:7).

ВОПРОС 3. ДОЛЖНЫ ЛИ ХРИСТИАНЕ БЫТЬ ПОЛИТИЧЕСКИ АКТИВНЫМИ? Если с Царством Божьим для христианина понятно, — следует всегда пребывать в этом царстве. А вот с царством Кесаря, под которым подразумевается наша жизнь в государстве, несколько сложнее. Хотя, Библия достаточно ясно говорит: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол.3:23). Этот стих говорит нам о полной отдаче во всем, что мы делаем. Получается, что все, чем просят нас заниматься мы должны делать очень добросовестно. Например, даже налоги мы должны платить добросовестно. Трудиться на работе, мы должны добросовестно. Одним словом, как говорит Библия – «все»! Это все имеет отношение к политике? Есть вещи, которые государство от нас просит, настоятельно просит. Например, государство просит, чтобы мы голосовали, чтобы мы высказывали свое мнение и именно на основании этого мнения происходят выборы. А что такое выборы? Это очень важно. Даже если оставить экономическую составляющую, посмотрим на душевную, то есть национальную политику. Приходит новый президент, который говорит, нужно из Украины выгнать всех русских, а Украина теперь будет только для украинцев. А христиане не голосовали, и, как результат, русских изгоняют. Или приходит новый президент проправославный и говорит, что отныне протестанты религия низшего уровня и их нужно притеснять, потому, что они угроза нашему исконному православию. А христиане не голосовали, потому что они остаются «чистыми» и «святыми». Заметьте, я не говорю какую партию нужно поддерживать, но говорю, что нужно голосовать и обязательно голосовать и голосовать, пристально глядя на программу того, за кого вы будите голосовать. Изучайте, смотрите, читайте, ведь вас же кесарь просит, чтобы вы голосовали, а кесарю нужно отдавать кесарево, не так ли? В этом смысле христиане обязательно должны быть политически активными. Вы можете со мной не соглашаться, но я убежден, что игнорировать голосование – это грех, потому что если ваш голос которым вы не воспользовались, будет отдан за власть, которая будет не только разворовывать страну, что отразится на ваших же детях, но и, возможно, уничтожит церковь. Безусловно, грех не из тех, что вот так сразу в ад. Это грех младенчества, незрелости, нездравой позиции.

Если христианин даст отчет Богу за все, что он говорит и что делает, то естественно даст отчет и за то, как и за кого голосовал. Так, что следует очень серьезно подходить к этому вопросу.

ВОПРОС 4. ДОЛЖЕН ЛИ ХРИСТИАНИН АКТИВНО ЗАНИМАТЬСЯ ПОЛИТИКОЙ? Христианин может, добавлю, даже должен заниматься политикой. Христос дал одну из вечных истин в нагорной проповеди: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Матф.5:13,14). Разве плохо если бы христианин был политиком и нес Евангелие и был солью в политике? Позвольте привести пример по поводу депутата Украинской Верховной рады Павла Унгаряна. Победивши на выборах, член баптистской церкви становится депутатом парламента нашей страны, организует группу по изучению Библии и молитвы, но группа это еще не все. Эта группа принимает законы, которые напрямую поддерживают церковь и способствуют духовности в обществе. Закон о выделении земли для церкви. Закон о запрете на пропаганду сексуальных аномалий и другие законы, принципы которых заложены в Библии. Я был потрясен, когда узнал, что мэром Тольятти города, где находится гигантский завод АвтоВАЗ, который выпускает самые знаменитые машины России, ладу. И только представьте, что на выборах, в России, подчеркиваю, победил член баптистской церкви Сергей Андреев, которого пропаганда травила, как американского шпиона. И сейчас, этот скромный человек, который продолжает быть членом церкви, делает колоссальную работу. Страх перед властью, раболепие, скажу откровенно — это синдром, оставшийся в нас от Советского Союза. Христиане должны идти во власть и христиан там должно быть как можно больше.

ВОПРОС 5. НА КАКИХ УСЛОВИЯХ ХРИСТИАНИН МОЖЕТ ЗАНИМАТЬСЯ ПОЛИТИКОЙ? Да, эти условия есть, и мы их перечислим:

1. Не брать оружие в руки при политической борьбе. Я слышал много аргументов от христиан по поводу того, что нужно защищаться оружием. Боюсь, что тот, кто взял меч, может не всегда рассчитывать свои силы. Христос когда-то сказал такие слова, когда будущий Ап. Петр решил применить оружие для защиты своего Учителя от противоправных действий власти: «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матф.26:51,52).

2. Избегать ненависти и не прощения в любом случае. Если присоединяться к одной партии, тогда важно продолжать любить представителей другой партии. Визитная карточка христианина – это любовь к Богу и ближнему.

3. Не присоединяться к партии цели, методы и задачи которой противоречат христианству. Может ли быть христианин коммунистом или может быть христианин членом партии, в составе руководства которой в основном олигархи бесстыдно разворовывающие свою страну, увеличивающие свои капиталы, вместе со своими семьями, в течении месяцев? Для сравнения, министр транспорта и водного хозяйства Польши Славомир Новак ушел в отставку на фоне скандала вокруг его часов, стоимостью пять с половиной тысяч долларов, которые он не указал в своей декларации об имуществе. Вот это уровень открытости общества! Как же я могу быть частью такой партии аморальных людей, готовых физически уничтожать мирных людей и прикрывающей свои темные дела?

4. Не допускать злословие. «Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси» (Исх.22:28). В послании к Титу есть Божий запрет вообще кого нибудь злословить, в том числе и власть: «никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Тит.3:2).

ВОПРОС 6. ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ, КАК ТАКОВАЯ, НЕ МОЖЕТ ЦЕНТРАЛИЗОВАНО И ОРГАНИЗОВАНО ЗАНИМАТЬСЯ ПОЛИТИКОЙ? Да, в целом и прямо, церковь политикой заниматься не может, в том смысле, что не может присоединяться к какой либо партии или сама создавать партию. Церковь не может участвовать в политической борьбе. Есть несколько причин, по которым церковь централизовано заниматься политикой не может. Почему я говорю централизовано им организовано, потому что каждый из нас, как гражданин, может заниматься политикой?

1) В церкви есть люди с разными политическими взглядами поддерживающие различные партии. Пастор не может игнорировать взгляды одних людей и просить, чтобы все поддерживали его политические взгляды. Иначе, это будет злоупотреблением пасторской власти. Один пастор рассказывал, как к нему подошла женщина из церкви и сообщила, что она переходит в другую церковь, потому что чувствует, что ее пастор недолюбливает президента. Конечно, это было годы назад, но, тем не менее, этот эпизод, как мне показалось, пастор запомнил надолго. И это при том, как сообщил пастор, что он никогда не говорил, как ему казалось, прямо о своих политических симпатиях.

2) Может ли на себя брать ответственность пастор, который призывает людей к открытому противостоянию различных политических сил за то, что во время разгона демонстрантов, кто-то будет избит, покалечен, а то и убит? Я на себя такую ответственность ни за что не возьму.

3) Люди в политике не постоянны, потому что они всего лишь люди. Мне вспоминается история с Черновецким Леонидом, который был мэром Киева. Увы, он со временем превратился в посмешище и в главного героя большинства анекдотов, но в начале, перед тем, как стать мэром, свозили, чуть ли не всех протестантских служителей в Киев, чтобы поддержать будущего мэра, который на тот момент был протестантом, потому что его жена была членом церкви Сандея Аделаджи. И вот когда этот человек получил власть, он, во-первых, так и не стал протестантом, а заявил, что я православный. А во-вторых, начал вести себя так, как не подобает христианину. И какой вывод сделали христиане? Надеюсь, сделали, что не следует поддерживать одну партию или одного человека, разве что если он является членом протестантской церкви и зарекомендовал себя хорошими плодами. А вот фотографии, которые облетели весь интернет, как пастор Сандей говорил о том, что власть Ющенко – это власть от Бога и ее нужно поддерживать. А потом прошло несколько лет, и этот же пастор говорил то же только по отношению к партии регионов.

4) У церкви не политические задачи. Если партия имеют задачу заниматься сугубо политикой, то церковь имеет принципиально другую ответственность – проповедовать о Христе, приводить неверующих людей ко Христу, а верующим помогать возрастать.

ВОПРОС 7. И ВСЕ ЖЕ… ЦЕРКОВЬ В ПОЛИТИКЕ. В политике есть несколько составляющих – экономическая, военная, дипломатическая, если речь идет о внешней политике государства, но есть и моральная сторона. И если, конечно, церковь не может говорить о военной, экономической или дипломатической стороне, то церковь может возвышать свой голос по моральным вопросам. Я бы сказал, что церковь обязана заявлять свою позицию, потому что церковь – это голос совести страны.

1. Высказываться через письменные заявления. Например, премьер министр страны выступил за подписание закона Евросоюза о необходимости однополых браков. Какова реакция церкви? Убежден, что церковь должна написать петицию во все ключевые органы власти, курирующие внедрение закона, чтобы выразить свой протест.

2. Мирные демонстрации церкви в связи с аморальностью в обществе и принятия аморальных законов. Например, церковь выходит на улицу и выступает против введения того же закона об однополых браках. Церковь выступает за изменение закона позволяющего женщинам делать аборты. В Хорватии были отменены законы об однополых браках, хотя эта страна находится в Евросоюзе. Католическая группа «Во имя семьи» собрала 740 тыс. подписей в поддержку референдума, заставив парламент страны дать зеленый свет этой инициативе. В итоге за запрет однополых браков высказались, по предварительным данным, почти 66% проголосовавших. «Я счастлив, потому что с этого момента ни одно будущее правительство не сможет легализовать однополые браки», — заявил, комментируя итоги референдума, лидер группы «Во имя семьи» Желька Маркич. Почти 90% из 4,4 миллионного населения Хорватии – католики, а Ватикан настоятельно призывает своих сторонников утвердительно ответить на вопрос референдума. Как видим, католическая церковь дает прекрасный пример политической борьбы сугубо христианскими методами. Церковь оказалась сильней грехов Евросоюза.

   Церковь не может выходить на улицу по каждому лживому слову сказанному президентом или премьер министром. Такие мирные демонстрации могут происходить только по очевидным вопросам тесно связанным с моральностью и церковью и христианством. Например, в Германии, периода второй мировой войны, одна часть церкви названные Фюрером — «немецкими христианами», которая сама себя называла «штурмовики Иисуса Христа» поддерживала Гитлера. И это не взирая на уничтожение евреев и других национальностей, на захватническую войну против множества стран, что явно противоречило Библии. Другая же часть церкви, называемая «Исповедующая церковь», в том числе в лице знаменитого протестантского мученика пастора Дитриха Бонхоффера, выступила против власти Фюрера, что стоило множеству искренних христиан жизни. Самого Бонхоффера повесили за несколько дней до победы над фашизмом.

3. Церковь, принципиально не связывается ни с какими партиями. Партия всегда сильно завязана на лидере. Как правило – лидер человек со своими слабостями, лидер партии это не пастор и к нему таких высоких Библейских требований не предъявишь и получается, что если этот человек оступится, соврет, себя как-то скомпрометирует то его грехи люди будут связывать с церковью, которая его поддерживает.

4. Церковь может выступать и против конституции, если эта конституция принимается вопреки Слову Божьему. Например, насколько церковь может быть законопослушна в фундаминталистской исламской стране, где собрания верующих категорически запрещены? Или при изменениях закона, которые вносил Адольф Гитлер в свое время в законодательство Германии 40х годов 20 века.

ВОПРОС 8. ДО КАКИХ ПОР СЛУШАТЬСЯ ВЛАСТЬ? Вот теперь пришло время ответить на очень важный вопрос, который, как правило, задают христиане, — как же можно выражать свое несогласие власти, как можно бунтовать и присоединяться к протестам, если Библия призывает быть послушными всякой власти? Например, в послании к Титу Ап. Павел пишет: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти» (1Пет.2:13).

   Нам следует сделать маленький экскурс в популярную политологию и посмотреть какие существуют устройства общества в мире. Кстати, таким образом, мы ответим на еще один справедливый вопрос христиан – зачем голосовать, если однажды евреи проголосовали и выбрали Саула? Итак, перечислим политические системы доминирующе в политической конструкции общества:

1) Монархия. Это строй, при котором правит царь, король. Преимущество в том, что монарх может быть добрым, и тогда стране будет хорошо. «превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране» (Еккл.5:8). Но если царь попадется злой, тогда стране не позавидуешь. Вспомните царей Израилевых, которые вводили народ в грех и вся страна невыразимо страдала, люди погибали. Царь является хозяином, так сказать собственником страны.

2) Демократия. Казалось бы, лучшая система, но проблема в том, что очень часто вместо того, чтобы народ решал каких достойных людей можно выбрать, чтобы они управляли страной, в действительности к власти подбираются те, кто приплачивает политтехнологам, пайкам, за которые покупаются избиратели и больше дает насквозь лживой рекламы, а так же покупает целые каналы и газеты, чтобы его прорекламировали. Как правило, эти методы работают и в результате к власти приходят совсем не те, кто действительно переживает за народ, а те, кто хочет разворовывать страну. Христианам следует понять, что когда Библия призывает быть покорными власти, а речь шла о политической модели, при которой страной правит царь, тогда да, нужно помалкивать. Но при демократической модели страной управляет народ. Народ нанимает себе президента и свои же налоги содержит этого президента. Президент подотчетен народу от своих доходов, до успешности реализации предвыборной программы. Президент, не хозяин страны, в отличи от царя или императора, как было во времена первых веков христианства, президент это всего лишь чиновник выбираемый народом. Достаточно собрать 3 миллиона подписей, чтобы президент был устранен со своей должности если он добровольно не хочет идти в отставку. При такой модели народу нужно высказывать свое мнение и церкви, как части народа, так же нужно высказывать мнение по разным вопросам, потому что церковь может очень сильно влиять на мнение людей, которое, в свою очередь, влияет на политику.

3) Авторитаризм. Это когда к власти, часто, демократическим путем, приходит человек, который потом резко меняет законы и максимально концентрирует власть в своих руках. Начинает, практически единолично управлять страной. Как правило, придушиваются все оппозиционные СМИ, а оппозиционеров садят в тюрьмы или уничтожают. Да Бог, чтобы с Украиной не случилось подобного.

4) Теократия. Когда страной управляет Бог. Такое управление было начиная с первых людей и заканчивая выбором еврейским народом Саула. Бог позволил людям выбрать любую систему управления, но предупредил, что выбор царя принесет большие проблемы. Люди, как всегда выбрали проблемы, а не благословения Божьи. Некоторые христиане наивно думают, что если они отказываются участвовать в выборах, провозглашая своим президентом Иисуса Христа, то так поддерживают Бога. Да простят меня, мои дорогие братья и сестры, которые так думают, но это никакого отношения ко Христу не имеет. В действительности часто непорядочные, подлые политик просто пользуются их голосами. А эти христиане все никак не поймут, что когда мы находимся в демократическом режиме, то нужно выявлять свою волю, потому что мы ответственны перед Богом за каждый свой поступок, в том числе и за тех, кого мы вбираем. Впрочем, об этом мы уже говорили.

   Нам следует еще раз усвоить одну важную истину, — все эти фразы типа: «Я ничто все только Бог» часто оказываются просто пустым звуком, когда человек ничего не делает и прикрывается такой фразой. Давайте посмотрим, в каком контексте это сказано: «посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1Кор.3:7). А перед этим: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1Кор.3:6). Библия дает нам другое основание: «Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1Кор.3:9). Мы соработники. Бог меняет этот мир через нас. А значит и наша позиция политическая должна быть достаточно активна.

ВОПРОС 9. НА ЧТО ЖЕ НАМ, ХРИСТИАНАМ, НАДЕЯТЬСЯ? ЦАРСТВО ЗЕМНОЕ ИЛИ НЕБЕСНОЕ. Власть, всякая власть есть несовершенна. Нам не следует надеяться:

1) Не надейтесь на людей. Мы должны это понимать, чтобы не быть жестко разочарованными. «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Иер.17:5). Американцы, в частности христиане, очень сильно надеялись на Бараку Абаму. И что же? Теперь они переживают страшное разочарование. Барак Абама, вдруг, меняет свой курс и начинает выступать за однополые браки, за аборты и так далее.

2) Не надейтесь на Европу. Там своих проблем хватает, хотя курс Европы наиболее прогрессивен, в контексте развития мировой политики.

3) Не надейтесь на совершенную политическую систему. Ее не существует.

4) Не надейтесь на совершенную экономическую модель.

5) Не надейтесь на справедливость на земле. Ее на земле никогда нет и не будет.

   Наступит момент, когда в небесах будет править Господь – вновь вернется эпоха теократии правление Бога. Вот что сказано о людях, которые всегда будут верными Христу: «За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр.7:15-17). Одним словом, политикой занимайся, но помни, что, прежде всего, мы есть христиане, мы носители Духа Святого, мы соль земли и свет миру. Так давайте же нести этот свет везде и всюду где мы находимся, и помнить, что самое идеальное устройство общества – Новый Иерусалим, рай, веность с Богом.

ВОПРОСЫ: 1) Что есть политика? 2) почему правильно думать, что христианин является гражданином двух царств? 3) Должен ли христианин быть политическим активным и насколько? Значит ли цитата из Библии, что мы должны делать все, как для Бога, что и политикой и своим гражданскими правами, например голосованием на выборах, мы так же должны активно заниматься и делать, как для Бога? 5) Как вы понимаете выражение «кесарю кесарево»? 6) Какие правила нужно помнить христианину, который занимается политикой или рассуждает о политике? 7) В каких ситуациях может церковь заниматься политикой, например ситуация с Хорватией, чем она интересна? 8) Какие политические системы вы знаете? 9) Почему при демократии христианам можно и даже нужно критиковать (а не злословить) власть, высказывать публично свою позицию по вопросам морали и нравственности, по вопросам, которые Библией поднимаются и которые власть может переступать? 10) На что же нам надеяться? Когда же вернется теократия, когда же Бог станет главным управляющим?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *