ХРИСТОС ОТВЕТ НА ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ ЧАСТЬ 2. (Мтф. 5.4 – 8)

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ 2Мы продолжаем цикл по нагорной проповеди Христа. В этом цикле отвечаем на ключевой вопрос, — как Христос может быть ответом на проблемы человечества? Безусловно, речь не идет об экономических или экологических проблемах, хотя я просто уверен, что если бы люди, в большинстве своем, уверовали в Господа и Спасителя, тогда бы решались и эти проблемы. И все же, мы полностью сконцентрируемся на Нагорной проповеди, которая открывает секреты подлинного счастья и дает ответы на самые жгучие вопросы тревожащие практически каждого, живущего на земле. Иллюстрацией к истинам Нагорной проповеди будет эпизод из жизни Давида, которому еще предстояло стать царем и который скрывался от завистливого, видящего конкуренцию в Давиде, первого царя Израиля, Саула. В жизни Давида наступил сложный момент. После того, как он одержал победу в качестве полководца Израильской армии, народ начал восторгаться им гораздо больше, чем царем Саулом. Царь Израиля, отравившись ядом зависти, начал охоту на Давида. Давид убегает с отрядом недовольных людей и вот ситуация, когда Саул идет по нужде и у нашего героя появляется возможность убить своего преследователя. Но перед этим несколько слов о построении самой нагорной проповеди. Христос называет какую — то характеристику, какое — то качество человека, например плачущий, ищущий правду, кроткий и говорит, что такой человек блажен.

1. Слово «блажен» переводится, как счастье, которое не зависит от обстоятельств – это духовное счастье внутри человека, который никто не может забрать.  «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? …» (Рим.8:35).
2. Может создаться впечатление, что Христос говорит о будущем счастье. Например, блаженны плачущие в настоящем времени, потому что когда-то в будущем они будут утешены. Наверное, многие думают, что речь идет только об утешении в вечности? Конечно, из самого текста Нагорной проповеди складывается ощущение только утешения  в будущем. Кажется, что блажен человек от того, что после смерти ему Бог поможет. Но думать только так не верно. Все блаженства строятся на двух пунктах, на двух перспективах. Кроме вечности Бог еще и помогает в настоящем, поэтому мы счастливы, как в настоящем так и в будущем. В качестве примера, вспомним цитату из послания к коринфянам: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13). Видите, что Бог дает облегчение, что более точно переводится с греческого языка, как выход. Бог поддерживает человека в момент испытаний. И это счастье в настоящем. Так же Бог обещает большие благословения в будущем, когда мы войдем в райские обители.
3. Как же можно одновременно плакат и быт счастливым? Стоит задать этот справедливый вопрос. Позвольте привести пример с моей мамой, которой поставили онко диагноз и которая, в этот сложный момент свой жизни, уверовала и чувствует себя счастливо, при том, что конечно сильно переживает. От чего такое счастье? От того, что Бог с тобой. Вот так и определите, насколько близко вы переживаете Бога. Если ваша печаль или гнев безутешны, тогда вы далеки от Бога и наоборот.

   Первую заповедь мы разобрали в предыдущей проповеди, поэтому перейдем сразу ко второй и последующим.

2я ЗАПОВЕДЬ. СЧАСТЬЕ ПЛАЧУЩИХ

 «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Матф.5:4). Давид, будущий царь Израиля, знал цену страданиям, цену мудрости и духовного опыта – это слезы. «У Тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя, — не в книге ли они Твоей?» (Пс.55:9). Так пишет царь Израиля о своих переживаниях. С одной стороны Саул жёстко преследует Давида, желая его смерти. Будущему царю Израиля пришлось скрываться у очень опасного народа, у филистимлян. Чтобы лучше понять какой страх мог испытывать Давид вспомним, что именно он убил гиганта Голиафа, лучшего воина филистимлян. Наш герой находится между молотом и наковальней. И в это время на лице сурового и сильного мужчины появляются слезы, о которых он открыто пишет в 55 псалме. Какие же признаки человека не утешенного в своих слезах, в своей боли? 1) Человек жаждет крови, жаждет справедливости; 2) Человек впадает в обиду и отчаянье и никого не хочет видеть.

   Представляет если бы Давид реагировал именно так? Он бы устраивал разборки с Саулом. А ну кайся, почему ты не каешься?! Однако будущий царь слишком хорошо понимал, что нужно дать место Богу. Мы эту фразу знаем, а вот, чтобы практически так поступать, уступая место обидчику, это явление достаточно редкое. Давиду открывал Бог в псалмах, что если ты плачешь ради Бога, если не отвечаешь своим обидчикам тем же, тогда твои слезы будут утешены: «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои» (Пс.125:5,6). аешься?! однако будущий царь слишком хорошо понимал, что нужно дать место Богу. ести, первого царя Изо

   Кто же утешит человека плачущего? «Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, — утешителей, но не нахожу» (Пс.68:21). И вот тут то мы приходим к более глубокому пониманию 2й заповеди Нагорной проповеди, — утешает Бог, когда видит слезы. Сам Бог называет себя утешителем. И так, как Бог утешал Давида, так он будет утешать и нас. Вот слова самого Христа: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Иоан.16:7).

ВЫВОД – Счастье в слезах, которые утешает Христос. Христос утешающий ответ на слезы человечества.

3я ЗАПОВЕДЬ. СЧАСТЬЕ КРОТКИХ

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Матф.5:5). Давайте определенно выясним для себя кто такой кроткий человек? Некоторые полагают, что это какая-то размазня, безвольный человек. А Христос, который себя характеризовал как кроткого, никак не производил впечатление несобранного и мягкотелого существа. Кротость – это уступка своего законного права ради Бога и любви к ближнему. Самая яркая иллюстрация кротости, когда уважаемый и уже пожилой Авраам, уступает племяннику право выбора лучшей земли, когда они уже не могли поместиться на одном участке из-за расплодившихся стад. Племянник был обязан своему дяде буквально всем, однако с удовольствием воспользовался его уступкой: «И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево» (Быт.13:8,9). Авраам имел право самому выбрать лучшую землю по старшинству, однако уступил сове право. Возьмем пример из обыденной жизни. Муж имеет полное право не мыть посуду, потому что они с женой договорились что это его ответственность. Но вот придя домой обнаруживает жену больной и разбитой усталостью. Вместо того, чтобы требовать своего законного права не касаться посуды, муж, закатывает рукава и отправляется на кухню сражаться с горой посуды в раковине.

   Давид очень кротко поступает по отношению к Саулу и не пользуется своим правом защищаться от преследующего его и может быть даже правом убить того, кто ищет его смерти. Давид проявляет полную кротость, хотя мог бы отомстить и защититься: «И пришел к загону овечьему, при дороге; там была пещера, и зашел туда Саул для нужды; Давид же и люди его сидели в глубине пещеры. И говорили Давиду люди его: вот день, о котором говорил тебе Господь: «вот, Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно». Давид встал и тихонько отрезал край от верхней одежды Саула» (1Цар.24:4,5). Обратите внимание, какие слова. Встал тихонько.

«возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матф.11:29). Христос есть воплощение кротости.

ВЫВОД – Счастье кротких в том, что они не теряют, а получают Божью помощь. Христос помогает кротким.

4я ЗАПОВЕДЬ. СЧАСТЬЕ ЖАЖДУЩИХ ПРАВДУ

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Матф.5:6). Алчущий и жаждущий правды – это как сильно желающий есть и пить. Нормальное состояние человека, так нас, по крайней мере, создал Бог – это поиск основ жизни, поиск правды. Человек должен искать до тех пор пока не найдет этой правды. Отец моей жены, живущий в селе человек, начал читать книги, так в его душе была не замутнена потребность в правде. Перечитавши самые крупные произведения Достоевского, Толстого понял, что есть Бог, что умные люди верили в Бога и что нужно искать церковь. Отслуживши в армии, он приехал в Чернигов и начал прямо на улице расспрашивать где собираются верующие. Таким образом, попал в баптистскую церковь. Вскоре начал проповедовать и всю жизнь, до последнего дня, прослужил Господу.

   Бог спросит с каждого, насколько человек искал правду. А знаете, почему люди не ищут правду? Ничего не хотят менять в своем привычном мировоззрении и укладе жизни. Когда Ап. Павел проповедовал в Афинском Ареопаге он увидел три реакции на проповедь о Христе: «Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время»; «Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (Деян.17:32,34). Одни смеялись, другие говорили, что готовы послушать в другое время. И только третий тип принял слово о Христе. А ведь о Христе так или иначе, но все что-то слышали, что-то знают. Так вот же тема самая важная в жизни это же тема, от которой зависит вечность. И тем не менее. Впрочем, Библия описывает одних людей, которые абсолютно правильно отреагировали: «Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую. Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян.17:10,11).

   Давид, что бы ни происходило, как бы не было спасительно ему врать, чтобы сохранить свою жизнь держался правды, и так держался самого Бога. Вот, что писал великий псалмопевец в знаменитом 22м псалме: «Псалом Давида. Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего» (Пс.22:1-3). Бог всегда ставит и направляет нас на путь правды, потому что он есть правда. Ведь, правда и истина это одно и то же понятие. А истина во Христе: «правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия» (Рим.3:22). Интересно, что вечность так же характеризуется, как царство правды: «Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет.3:13).

ВЫВОД – Счастье стремящихся к правде, потому что правда ими будет найдена. Христос ответ на поиск правды. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6).

5я ЗАПОВЕДЬ. СЧАСТЬЕ МИЛОСТИВЫХ

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Матф.5:7). Известен знаменитая история, когда мать просила за своего сына сбежавшего с поля боя у императора Наполеона явить милость. Император ответил, что по закону не может освободить ее сына. На, что мужественная и мудрая женщина ответила, что она просит не справедливости, а милости. Скажем кратко, милость – это прощение, когда простить не следует, когда можно не прощать, по закону. Милость – это проявление любви: «Любовь долготерпит, милосердствует…» (1Кор.13:4). Милостивый приготовляет путь Богу к сердцу грешника. Гордость готова убить всех, гордость будет разбираться до последнего, устраивать выяснения пока все не выяснит. Милость способна простить, даже если прощение, нам как людям, может показаться не искренним. Вы же помните закон зеркала, — как ты к ближнему так и Бог к тебе. Продолжаем историю о Давиде: «И сказал он людям своим: да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазанник Господень. И удержал Давид людей своих сими словами и не дал им восстать на Саула. А Саул встал и вышел из пещеры на дорогу. Потом встал и Давид, и вышел из пещеры, и закричал вслед Саула, говоря: господин мой, царь! Саул оглянулся назад, и Давид пал лицем на землю и поклонился ему. И сказал Давид Саулу: зачем ты слушаешь речи людей, которые говорят: «вот, Давид умышляет зло на тебя»?» (1Цар.24:7-10).

Саул настолько был потрясен поступком Давида, настолько велика была надежда Давида на Бога, что даже, столь злой человек, заметил великую милость Давида. А почему наш герой смог проявить милость? Потому что всегда сам помнил о милости Божьей, проявленной к нему.  «и сказал Давиду: ты правее меня, ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом; ты показал это сегодня, поступив со мною милостиво, когда Господь предавал меня в руки твои, ты не убил меня» (1Цар.24:18,19).

Жил в одном селении сапожник. Жил он праведно, имел веру сильную. И вот перед одним из великих церковных праздников сапожник занемог. Опечалился он, что не сможет попасть в храм, Как вдруг, накануне самого праздника, приснилось ему, как будто чей-то голос, совсем тихий и кроткий говорит: «Раз ты не сможешь прийти ко мне, я приду к тебе в этот день». Проснулся сапожник и обрадовался: «Неужто сам Господь ко мне пожалует?» — думал он. Всё утро он наводил порядок и готовился к приходу желанного Гостя. И вот, во время подготовки он увидел за окном рыдающего мальчика у которого порвались туфельки. Сапожник успокоил мальчик и сказал:

— Давай мне свои ботинки, я починю тебе их. Через короткое время мальчик, весь сияющий от счастья, стоял в отремонтированных ботинках. Проводив его, сапожник продолжил своё дело. Наступил вечер. И вот, приходит к нему бедная женщина и говорит: — Прости меня, пожалуйста! Я отдала тебе в ремонт свои сапоги, а заплатить тебе мне нечем… Но ходить без сапог теперь нельзя — холода наступили… Сапожник только улыбнулся и сказал: — Готовы твои сапоги. Носи и не снашивай! — И отдал их женщине, так ничего не потребовав. Наступала ночь. Давно закончив все свои дела, сапожник сидел у окна и ждал обещавшего прийти к нему Гостя. Дело уже близилось ко сну, когда сапожник, приуныв от бесплодного ожидания, стал стелить себе постель. И тут в дверь постучали. Открыв, сапожник увидел перед собой путника. Тот сказал: — Пусти меня к себе переночевать. Я весь день в пути, но податься мне не к кому: никто к себе на ночь не пускает… Сжалился сапожник над ним и пустил к себе в дом. Дав отдохнуть путнику с дороги, сапожник уложил его спать на свою постель, а сам постелил себе на полу. И вот, отходя ко сну, он думал про себя: — Наверное, я оказался недостоин Гостя, потому что он так и не явился ко мне сегодня… Видимо, он не удостоил меня чести справить с ним этот великий праздничный день, — с такими невесёлыми мыслями и уснул сапожник. И вот снова снится ему, как всё тот же тихий голос говорит ему: — Я сегодня приходил к тебе трижды, и каждый раз ты меня радушно принимал.

ВЫВОД – Счастье милостивых в том, что они любят людей и сами будут помилованы.

6я ЗАПОВЕДЬ. СЧАСТЬЕ ЧИСТЫХ СЕРДЦЕМ

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матф.5:8). Что же такое чистое сердце? На самом деле – чистое это то же, что святое. Святой, чистый от греха. Посмотрите, с каким отчаянием и упорством женщины ведут борьбу с мужчинами за чистоту помещения. Вот так бы нам сражаться за чистоту сердца. Давид знал, что сердце человека наполнено всякой грязью и оскверняется даже мыслями. Потому и просил в молитве: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс.50:12). В этой ситуации с Саулом он увидел руку Божью. Сам Саул, расплакавшись от поступка Давида, говорит ответ, от Бога. Заметьте, когда человек поступают по Божьему тогда он сразу чувствует Божью поддержку, Божье вдохновение, Божий ответ: «Кто, найдя врага своего, отпустил бы его в добрый путь? Господь воздаст тебе добром за то, что сделал ты мне сегодня. И теперь я знаю, что ты непременно будешь царствовать, и царство Израилево будет твердо в руке твоей» (1Цар.24:20,21).

Чистое сердце – это чистая советь, это поступки по воле Божьей, это никогда не идти на компромиссы с Богом, это сражаться с грехом до крови, до последнего. Давид сохранил свое сердце в чистоте. И тут вы спросите, как же это может быть если сам Давид соблазнил чужую жену и косвенно убил ее мужа? Он омыл свое сердце покаянием. Его покаяние, когда самого царя посмел обличить пророк, было молниеносным: «И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь» (2Цар.12:13). А разве не понятно, что человек, который способен так быстро каяться, уже имеет дух кротости и смирения, близок к Богу А в наше время сердце во грехе омывается кровью, жертвой Христа. Позвольте привести притчу о чистом сердце. Одна семейная пара переехала жить в новую квартиру. Жена выглянув в окно увидела соседку, которая развешивала на просушку выстиранное бельё. — Посмотри, какое грязное у неё бельё, — сказала она своему мужу. Но тот читал газету и не обратил на это никакого внимания.
— Наверное, она совсем не умеет стирать. Надо бы её поучить.
И так всякий раз, когда соседка развешивала бельё, жена удивлялась тому, какое оно грязное. В одно прекрасное утро, посмотрев в окно, она вскрикнула:
— О! Сегодня бельё чистое! Наверное, научилась стирать!
— Да нет, сказал муж, — просто я сегодня встал пораньше и вымыл окно.
Так и в нашей жизни! Всё зависит от окна, через которое мы смотрим на происходящее. И прежде чем наводить критику на других, необходимо убедиться, что наши сердца и намерения чисты.

   «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит.4:23).

ВЫВОД – счастье чистых сердцем в том, что они очищают свое сердце и увидят Бога.

Итак, мы счастливы от того, что как в будущем так и в настоящем, Бог нам помогает.

Бог всегда заботиться о нас, готовы ли мы позволить ему нас утешать, защищаться и заботиться о нас: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим.8:32).

ВОПРОСЫ: 1) Еще раз о значении слова «блажен». 2) Почему так отличается представление о счастье у Бога и у людей? 3) Почему блаженный – это тот, кого Бог поддерживает и дает счастье не только в будущем, но и в настоящем. 4) Объясните, что значит блаженство плачущих? Расскажите, как вас утешал Бог? 5) Почему блаженны кроткие и какую землю они наследуют? Было ли в вашей жизни, когда Бог вступался за вас, а вы проявляли кротость? 6) Почему блаженны милостивые? 7) Что значит алчущие и жаждущие правду? Как вы ищите Божью правду в каждой ситуации? 8) Почему счастливы те, кто имеет чистое сердце и почему именно с чистым сердцем можно узреть Бога? Как вы понимаете выражение «Бога узрят»? Было ли у вас такое, что вы точно и отчетливо слышали волю Божью, когда были наполнены Божьей благодатью?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *