КАК НАУЧИТЬСЯ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ НЕ ЭМОЦИЯМИ, А РАЗУМОМ

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

«Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло» (Прит.15:28).

Сколько же бед, сколько проблем в нашей жизни от того, что мы руководствуемся не разумом, но эмоциями. Что ж плохого, когда человек живет эмоциями, тем более, что эмоции, с которыми человек уже рождается, это Божий подарок людям. Не нам рассказывать, что чаще всего, когда человек руководствуется только эмоциями, он совершает глупости, ошибки и грехи, а потом об этом сам сожалеет. Но, увы, бывает иногда слишком поздно и сожаления ничего не возвращают назад. Например, скандал в семье и супруги разводятся. Потоки негативных эмоция разрушили некогда крепки брак, разрушили судьбы двух молодых людей, и еще вопрос, насколько глубоко этот развод родителей войдет в душу детей болезненно переживающих разрыв отношений папы и мамы? А все потому, что руководствовались, уже взрослые люди не мыслями, но эмоциями. Не даром же, Библия учит: «ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак.1:20).

ГЛАВА 1. БИБЛИЯ ОБ ЭМОЦИЯХ И РАЗУМЕ

Бог действительно дал человеку, кроме остальных даров, еще два бесценных – разум и эмоции. Постараемся разобраться и доступно сформулировать, зачем нужны разум и эмоции? В христианских кругах можно нередко услышать призыв: «Только не нужно руководствоваться разумом. Давайте руководствоваться тем, тем, что Бог открыл, откровениями». И действительно, с одной стороны, Слово Божье, как будто призывает нас не пользоваться разумом: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» (Прит.3:5). С другой стороны, все та же цитата, выведенная в эпиграф: «Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло» (Прит.15:28). Так нужно ли руководствоваться разумом или же нужно просто полагаться на Бога и не сильно думать?Как соединить эти, на первый взгляд, противоположные цитаты? Чтобы ответить на этот вопрос давайте подумаем, что такое эмоции и что есть разум? Эмоции – это первая реакция на все, что с нами происходит. Например, нам нагрубили, а мы, прежде чем что-то подумать, уже чувствуем зло. Вот почему Иаков в своем послании просит, чтобы мы были не быстры на гнев, а гнев это эмоция, а быстры на слушанье, то есть духовно реагировали: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак.1:19). Я уже как — то рассказывал, как однажды, когда мы прогуливались с женой, на нас напала собака и я со всем мужеством, которое у меня было, оставив жену, бросился удирать. Шагов через 10 остановился, чтобы понять, что произошло. Мы долго с женой смеялись с моего героизма. Эмоционально, реакция была машинальна. Так человек реагирует эмоционально, а эмоции наши греховны, потому что греховен человек: «… все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23). То же и с мыслями, которые наполнены грехом: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5). Но, в отличии от эмоций, которые как вода прорываются куда только можно, а точнее в слова и поступки, мыслью можно обуздывать эмоции, потому что мысль может быть обращена к Богу. Получается, что когда на нас нападают злые эмоции, Бог ожидает, что мы их будем обуздывать, прежде всего, мыслью, духовной уздечкой для всех греховных проявлений. Например, когда мы изнемогаем, слабеем, начинаем думать о Христе и эта мысль вселяет в нас силы: «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр.12:3). А как же быть с местом говорящим, что нам не нужно надеяться на разум (Пртч.3.5)? В нем речь идет о разуме, который не учитывает Бога, разум, который не надеется на Божью помощь, но только на свой разум. Так мы и пришли к выводу, что раз эмоция это первая реакция, а первые реакции греховного человека греховны, значит нужно между эмоцией и высказанным словом или поступком, ставить духовную мысль, обращенную к заповедям Божьим. Теперь мы лучше понимаем, почему Бог учит нас: «Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло» (Прит.15:28). Например, приглашают на хорошую работу, а работа в воскресенье, да еще и водку продавать. Поразмыслив, христианка отказывается, потому как это грех и Божьих благословений не видать. Хотя первый эмоциональный порыв, это крикнуть: «Ура! Я согласна!». Однажды я как-то присутствовал на одной встречи коллектива, который решал покупать землю для строительства. Одни кричали: «Это безобразие! Не нужно нам всего этого!». Другие молчали, но внутри закипали, от негодования. А третьи, которые давно поняли, что нельзя эмоции пускать впереди мышления сидели, анализировали всю информацию и молитвенно размышляли, стоит покупать или нет? И дело не в том, чтобы все были согласны, хотя хотелось бы, а в том, как люди принимали решение. По эмоциям или получивши всю полноту информации. А, самые мудрые, это те, кто не был согласен, но которые внутри себя сделали вывод: «Да, пока мне не нравится, но я пойду поговорю с людьми которые знают об этом участке больше. Как минимум я выслушаю все стороны и сделаю вывод, на основании всего высказанного». Дело все в том, что когда человек кается, Христос касается не только сердца, а и разума, перенаправляя его на духовно правильные и мудрые решения. Давайте посмотрим на важнейшую цитату по нашей теме, объясняющую действие разума: «Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1Кор.2:16). А вот как опасно не руководствоваться эмоциями, об этом мы будем говорить далее.

ГЛАВА 2. ПОСЛЕДСТВИЯ РУКОВОДСТВА ТОЛЬКО ЭМОЦИЯМИ

Давайте более пристально посмотрим на последствия и опасности, когда человеком руководят только эмоции:

  1. Проявление не любви. Причинение боли ближнему. Как правило, человек, который не обдумывает слова, причиняет боль ближним. Даже если эти ближние причиняют нам боль, мы то, как христиане, не должны им причинять боль в ответ. Не пустившие Христа с учениками в Самарянское селение причинили боль Господу и будущим апостолам, но что из этого? Разве греховные реакции неверующих когда нибудь оправдают греховные ответы христиан? Разве нужно было негостеприимных самарян убить за это не гостеприимство, (а ведь именно так хотели поступить будущие апостолы)? А о боли, которую причинил Петр, отрубивши ухо воину, бравшему в плен Христа, и говоре не приходится. Христос останавливает эти бездумные и эмоциональные реакции: «Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа» (Лук.9:55). В нас не тот дух, который руководствуется только эмоциями и открывает путь гневу и крику.В нас Дух мира.

  2. Мы отталкиваем от себя Бога, угашаем, оскорбляем Духа Святого: «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф.4:30,31). Раздражение, ярость, крик – это и есть перечень неконтролируемых эмоций вырывающихся наружу. Как и насколько в момент, когда Петр рубал ухо слуге первосвященника, бравшем Христа под стражу, действовал Дух Святой? «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх» (Иоан.18:10). Он, Дух Святой действовал и говорил Петру те же слова, которые сказал Христос вслух: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матф.26:52).

  3. Мы провоцируем людей на ответную греховную реакцию. Цитата, которую мы только что привели в пункте два, говорит о гибели от меча тех, кто его берет. Своими эмоциями мы можем провоцировать людей на обратную негативную реакцию, тогда, как Христос призывает нас к совершенно противоположному, — останавливать гнев, злобу даже ценой собственного унижения и боли: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую…» (Лук.6:29).

  4. Мы становимся посмешищем для других, в своих не мудрых, глупых реакциях: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним» (Лук.14:28,29). Когда мы поступаем по эмоциям, скорее всего, будем выглядеть глупо, сами давая повод смеяться над нами. Вы когда нибудь видели, как глупо выглядит человек, который в приступе эмоций начинает кричать: «Я больше никогда не буду это делать!». «Все, я теперь всю жизнь буду молчать». Не даром, в народе говорят: «никогда не говори никогда». То есть, никогда не высказывайся категорично.

  5. От нас страдают люди. Пострадал воин, которому Ап. Петр отрубал ухо? Мы даже знаем имя пострадавшего человека: «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх» (Иоан.18:10). И чуть было не пострадали те, на кого ученики Христа хотели метать огонь с неба.

  6. Эмоциональные реакции нас могут погубить. Однажды Бог сказал Моисею подойти к скале и приказать ей, чтобы пошла вода. Нужно было просто сказать, чтобы из скалы потекла вода и только от произнесенного слова должно была произойти чудо. Моисей не выдержал и эмоционально выплеснул весь свой гнев и раздражение на непокорный народ: «И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его. И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему» (Чис.20:10-12). Посмотрите, как мы поверхностно подходим к своим грехам. Ну, подумаешь, раздражался и злился я, это не так страшно. А получается, что из- за такого, на первый взгляд, маловажного момента, выплеснувшегося наружу раздражения, Моисей потерял возможность войти в землю обетованную. Библия и нас предупреждает, причем уже в Новом Завете: «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим» (Евр.4:1). Так что самоуверенность в деле спасения неуместна и на забудьте, мы спасаемые, а не уже спасенные: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1Кор.1:18).

ГЛАВА 3. ОПРЕДЕЯМ ЧЕЛОВЕКА РУКОВОДСТВУЮЩЕГОСЯ ЭМОЦИЯМИ

Попробуем определить человека, который чаще руководствуется эмоциями, а не разумом.

Вот несколько пунктиков, которые словно зеркало, помогут увидеть самого себя:

  1. Вы часто жалеете о сказанном: «Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него» (Прит.29:20). Слово «опрометчивость» — переводится, как спешка.

  2. Вы нередко высказываетесь категорично, используя такие слова, как «всегда», «никогда», «все», «ничего», и вот еще любимое слово движимых эмоциями — «вообще». Даже внешне сдержанные люди могут внутренне испытывать напряжение и эмоционально говорить в категорических тонах. Не однажды было так, что мне приходилось мягко критиковать начинающих проповедников, и что же вы думали, я слышал в ответ? «Я понял, я больше вообще не буду никогда проповедовать!». И это вместо того, чтобы смиренно принять критику и работать над собой. А сколько ребят, которые мечтали быть пасторами, при первых проблемах заявляли, что они поняли пасторство не для них?

  3. Часто обещаете и не делаете. Эмоциональный порыв, хочется всем помочь, но нет духовной продуманности. «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее» (Лук.14:28).

  4. Вы хотите быстрого решения и раздражаетесь, если быстро не достигаете цели. Вы хотите решить проблему быстро, а не постепенно, хотите идти не эволюционным путем, а революционным. Еще раз обратите внимание, как ученики хотели решить проблему неверия людей, не пустивших Христа в Самарянское селение: «Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» (Лук.9:54). Разумеется, иногда нужно действовать быстро и решительно, но если речь идет о помощи человека в изменении его мировоззрения и ценностей, тогда быстрого результата ожидать не следует.Однажды Фригийский царь Гордий принес в дар храму Зевса колесницу. К ее дышлу было привязано воловье ярмо — привязано таким сложным узлом из кизилового лыка, что никакой искусник не мог его распутать. Недостатка в попытках не было: оракул предсказал, что человек, который распутает гордиев узел, овладеет всем миром.И вот столицу Фригии покорил величайший из полководцев древности Александр Македонский (356-323 годы до н. э.). Молодой воин вошел в старый храм, пригляделся к прославленному узлу и вдруг, выхватив меч, рассек его одним ударом. Сегодня «гордиевым узлом» называется любое запутанное и трудно разрешимое дело. «Разрубить гордиев узе» это не всегда хорошо. Чаще в жизни лучше узел распутать, чем его разрубать, потому что так пропадает узел и тем более люди, если решать проблемы людей с мечом.

Особо осторожны с грехом руководства эмоциями, должны быть люди с быстрыми реакциями, хотя эмоциональные реакции присущи всем. Тот же Ап. Петр был очень категоричным человеком с темпераментом холерика. Вот описание холерика взятое из викепедии: «Холе́рик (греч.χολή, холе, «желчь»). Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, преодолевать значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.

ГЛАВА 4. КАК НАУЧИТЬСЯ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ДУХОВНЫМ РАЗУМОМ

  1. Руководство эмоциями, без обдумывания — путь ведущий ко греху. На этом пути нет святости. Утвердите себя, путь это станет вашей ценностью, что всегда нужно быть праведником, который обдумывает ответ. Молитесь, чтобы Бог избавил вас от этой давней привычки реагировать только эмоционально. Между прочим, я об этом сам молюсь, потому как считаю это серьезной и своей проблемой.

  2. Перед тем, как реагировать эмоционально, выслушайте человека и задайте вопрос, точно ли вы поняли человека? Если нет, тогда задавайте вопросы до тех пор, пока не поймете. Если, не понимая, вы начинаете делать выводы, ругаться и возмущаться или сразу же давать советы, — это эмоционально, греховная, не мудрая реакция.

  3. Обдумывание занимает время, поэтому не бойтесь не сразу отвечать. Не бойтесь сказать человеку, что вам нужно время обдумать. Даже Христос не всегда сразу отвечал. Помните, когда Иисуса Христа спросили, что делать с женщиной взятой в прелюбодеянии, Он ведь не сразу отвечал, а дал время успокоиться вопрошающим и сам обдумывал ответ: «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Иоан.8:3-7).

  4. Обдумывание включает в себя молитву. Для меня один из самых ярких примеров, как нужно перед ответом и в самом обдумывании, молиться, даже если у вас есть только несколько мгновений. Так умел делать Неемия, легендарный лидер еврейского народа: «И сказал мне царь: чего же ты желаешь? Я помолился Богу небесному и сказал царю: если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицем твоим, то пошли меня в Иудею, в город, где гробы отцов моих, чтоб я обстроил его» (Неем.2:4,5).

  5. Чаще советуйтесь с мудрыми, чтобы принять правильное решение и не поступать эмоционально: «От высокомерия происходит раздор, а у советующихся – мудрость» (Прит.13:10).

  6. Все делайте со Христом и для Христа. Пусть каждое ваше решение будет связано с Богом: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодарячерез Него Бога и Отца» (Кол.3:17); «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы» (Матф.12:18-20).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *