КАК НЕ ПОПАСТЬ В СЕТИ ОБИДЫ

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

КАК НЕ ПОПАСТЬ В СЕТИ ОБИДЫ
Ком из нас не знакомо это чувство? Чуть ли не каждый день мы страдаем от «ущемленного» самолюбия. Закон выживаемости мира требует от нас утверждать себя через гордость и не терпеть унижения. Если не унизишь ты — унизят тебя. Вспомните Ромео и Джульетту Шекспира, детей двух кланов смертельно враждующих друг против друга? Вспомните кровную месть среди кавказских народов, когда убивают в следующих поколениях, уже не помня причину обиды? Наконец вспомните смерть Пушкина, Лермонтова на дуэлях, причина которых, оскорбленное самолюбие, обида? Христианство стоит на принципиально отличающейся от «законов джунглей» философии. Не только не обижать, но и не обижаться. Возможно ли это, когда мы пронизаны самолюбием и каждая наша клетка наполняется гневом, если нас, очередной раз, обидели? Со Христом и в Духе Святом – возможно! Не обижаться есть норма христианской духовной жизни. Как прийти к этой норме?
Об этом и разговор, а помогут нам две знаменитые женщины Марфа и Мария, причем, в большей степени, Марфа. «В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лук.10:38-42).
ГЛАВА 1. ЧТО ЕСТЬ ОБИДА
Вы помните ощущения от гнойной раны? Вспомним, как реагирует организм: Гной отторгается от организма, и рана напухает, образуя свищ, гнойник. Болит не только рана, но, кажется, все тело. Повышается температура. Думать о чем — либо другом не возможно. Если дотронуться до гнойника, это вызывает нестерпимую боль. Представьте, что все эти же признаки переживает наша душа и дух, когда мы обижены. ОБИДА – гнойная рана на нашем духе и душе. ОБИДА – не прощение, не любовь. ОБИДА – скрытая форма гордости. ОБИДА – борьба против собственного унижения. ОБИДА – страх быть отвергнутыми, страх неприятия и не уважения. Нужно заметить, что человек устроен Богом таким образом, что нуждается в любви и принятии. И если этого нет, человеку свойственно страдать и искать этого принятия, часто и, к сожалению, любой ценой. Детки, когда капризничают, хотят вызвать на себя любовь и принятие своих родителей, которые им этого не додавали. Потом эти детки вырастают, но ставши дядями и тетями, они продолжают вести себя, как дети. Например: обижаясь, обиженный ждет сострадания от людей, а значит любви, которую он не научился брать от Бога. ОБИДА – несоответствие моего представления о себе с представлениями других. Рассмотрим простой. Вы думаете о себе, как о талантливом художнике или музыканте. И вдруг кто-то заявляет, что вы совершенно бесталанный художник или музыкант. Ваша естественная реакция – обида. ПОЧЕМУ вы обиделись? Потому что ваше понимание себя (картинка о себе) не совпадает с пониманием вас другим человеком и это унизительно. Вот здесь и включается гордость, которая заставляет обижаясь сопротивляться. Обижаясь – вы бунтуете против Бога и ближнего. А если бы тот же человек сказал вам, что вы бездарный космонавт, разве бы вас это обидело? Скорее всего, нет, потому, что вы о себе не думаете, как о талантливом космонавте. Ваше представление о себе совпало с представлением о вас другого человека и это было не обидно. Между прочим, дьявол, в какой то момент подумал, что он ничуть не хуже Бога. За обидой последовал бунт. Вообще первым обиженным во вселенной был именно дьявол.
ГЛАВА 2. ЧТО ПРОИЗВОДИТ ОБИДА
  1. Разрыв отношений с Богом и ближним. Во время обиды Дух Святой угашен и оскорблен. Обижаясь, т.е. греша мы распинаем Христа: «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф.4:30), а так же (Еф.4.30); (1Фес.5.19); (Евр.6.6). А иногда, обижаясь на человека, у нас появляется даже обида на самого Бога. Разрыв отношений с ближним происходит тогда, когда мы обижены на человека и нам его уже не хочется видеть. Обратите внимание, как обижена на свою сестру Марфа, в результате, ее обида «распухает», «разрастается» до таких размеров, что уже выливается на Христа: «Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне» (Лук.10:40).
  2. Боль внутри, когда даже физически болит душа. Можно только догадываться, сколько боли переживала Марфа, когда обида начала свое разрушительное дело в ее душе.
  3. Искажение взгляда на мир. Появляется мнительность, подозрительность. Бывает, что только поздороваешься с таким человеком, а ему уже кажется, что вы не так посмотрели, не так сказали и не так сильно пожали руку, как прежде. Это, как с гнойной раной, к которой не возможно прикасаться, потому что она постоянно болит. Самое не приятное, что страдает сам обиженный, который не как не может найти покоя. Разве есть покой в душе Марфы, разве не искажен ее взгляд на реальность, в которой она видит только ен помогающую ей сестру и не поддерживающего ее Христа? «Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне» (Лук.10:40).
  4. Обиженный прикован мощной цепью обиды к обидчику. Эта цепь причиняет ему страдание. Он не может духовно развиваться дальше, чем длина этой цепи. Он не может стать свободным, потому что на цепи. Очевидно, что Марфа сейчас не радость переживает, что в ее доме Христос, а все время думает о Марии, которая никак ей не помогает.
5.  Обиженный носит на себе грех обиды. Однажды ученик спросил учителя: — Ты такой мудрый. Ты никогда не злишься и не обижаешься. Помоги и мне быть таким. Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет. — Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то положи этот картофель в пакет. — И это всё? — Нет, ты еще должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портиться, покрылся скользким гадким налётом, который пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах. Ученик пришёл к учителю и возмущенно сказал: — Это невозможно носить с собой постоянно, потому что пакет становится все более тяжёлым, да и картофель испортился запах резкий. Учитель ответил: — То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки — в характер, который рождает зловонные грехи. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужна ли тебе эта зловонная тяжесть?
ГЛАВА 3. ФОРМЫ ОБИДЫ
Нужно начать с того, что обида —  это форма мести. Как ведет себя обиженный?
  1. Не разговаривает с обидчиком. Еще немного и Марфа перестанет говорить со своей сестрой.
  2. Готов драться, агрессивно кулаками, или силой других людей защищать себя от унижения. У Марфы до этого дело еще пока не дошло.
  3. Закрывается и более не бывает открытым и искренним с обидевшим.
  4. Избегает встреч с обидчиком.
  5. Умирают чувства в результате жизни обиды внутри человека. Жена, которая давно уже не интересуется и не живет жизнью своего супруга. В ней давно поселилась обида, которая и вытравила все чувства.
  6. Злорадствует и глубоко внутри, не признаваясь себе (я же христианин!), желает неудачи своему обидчику и печалится его успехам. Создается впечатление, что Марфу злит не только то, что ей не помогают, но и то, что Христос больше внимания уделяет Марии.
  7. Хочется все время возвращаться к ситуации, когда тебя обидели и рассказывать повторяя и повторяя эту ситуацию. «…от избытка сердца говорят уста его» (Лук.6:45).
  8. Это самый интересный пункт. Поскольку, как мы уже говорили, обиженный страдает от непринятости другими людьми, ему, во что бы то не стало нужно быть кем то принятым. Поэтому обиженный ищет тех, кто бы его поддержал и посочувствовал и вместе с ним бы критиковал обидчика. Ситуация похоже на партии в Коринфской Церкви: «Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов» (1 Кор. 1:12).
  Это очень удобно. Вместо того, чтобы посмотреть правде в глаза. (Может быть ты действительно не очень талантливый художник?) Обиженный, хочет только одного – самооправдания. Удовлетворения справедливости, а на самом деле удовлетворения гордости. Когда пастор был еще вторым пастором в баптистской Церкви одна сестра, обиженная на первого пастора, прибежала к нему, чтобы излить все обиды и найти в его лице союзника. Вместо того, чтобы ей поддакивать, тот предложил все простить, как учит Христос, и подумать о том, как ему трудно приходится, потому что все не могут быть довольны тем, миссия которого говорить правду. Та сестра до сих пор вспоминает с благодарностью, как ей помогли остановить распространение пожара обиды в ее душе тем, что не стали сочувствовать, а сказали правду. Если бы пастор стал поддакивать, она бы первая, пришедши в себя, после обиды, презирала бы того, кто ее поддержал.
ГЛАВА 4. ПРАКТИКА БОРЬБЫ С ОБИДОЙ
Давайте вначале посмотрим, как реагировали на ситуации, в которых «непременно нужно обидеться» те, кого называют мужами Божьими, а так же наш Господь И. Христос: Авраам на нахальство своего племянника Лота, после того, как он сам выбрал себе землю более лучшую, а не предложил это сделать почтенному дяди и вследствие этого попал в плен к врагам. Так вот; Авраам не злорадствует, но сразу же отправляется во вражеский стан, рискуя собственной жизнью, чтобы спасти обнаглевшего племянника, которого Бог хорошо проучил. (Быт.13.7,8; 14.12-14). Иосифа родные братья хотели вначале просто убить, а затем продали в рабство. Через годы Иосиф не только их великодушно прощает, но еще и благословляет, помогает им, понимая, что то зло, которые хотели сделать ему братья Бог обернул на добро. Быт.46 гл. Моисей, на бунт сестры против власти данной ему Богом и после того, как Бог ее за это наказал, сильно молится за свою неблагодарную сестру, чтобы Бог ее исцелил (Чис. 12.1,2,10,13). О Христе говорится так: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет. 2:23). Ап. Павел говорит о себе: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор.12:10). А вот, что пишет один мудрый человек по поводу разновидностей обиды: «Обида бывает Малая, Средняя и Большая, а также Острая и Хроническая, — объяснил мудрец. Все эти обиды суть разновидности болезни и требуют каждая своего лечения.  Малая Острая Обида похожа на укус слепня — ее лучше всего не заметить, подобно тому, как слон не обращает внимания на вопли обезьян. Малая Хроническая Обида подобна постоянно гноящейся царапине, про которую человек может забывать, хотя она отравляет его подобно гнилой воде из болота. У этой Обиды важно найти ее Корень, после чего она превращается в Острую, а затем исчезает. Средняя Острая Обида может заставить человека пошатнуться; она подобна рыси, прыгающей с дерева на спину оленя. К такой Обиде следует развернуться лицом и победить ее в открытой схватке оружием Мудрости и Самоотречения, усмиряя ее подобно тому, как всадник укрощает норовистую лошадь. Средняя Хроническая Обида подобна ядовитой змее, свившей себе гнездо в сердце человека и отравляющей своим ядом всю его душу. Однако человек незаметно для себя привязывается к этой змее, тем более что она поддается дрессировке. Ее нельзя выгнать, иначе как договорившись с ней по-хорошему и поселив на ее место основательную Добродетель. Большая Острая Обида подобна стреле, поражающей воина и на время повергающей его в беспамятство. Такому человеку нужны помощь и сострадание, а иногда и крепкие путы, как обезумевшему от боли медведю. Большая Хроническая Обида поглощает человека целиком, подобно тому, как удав заглатывает овцу и не спеша переваривает. Единственный выход здесь это полное преображение, подобное превращению куколки в бабочку».
  1. Первая святая привычка на все случаи жизни: Молитва. Это привычка обращения к отцу. Многие родители знают, как приходиться долго воспитывать детей, чтобы у них выработался навык все спрашивать у родителей. Молитва имеет еще одно очень важное значение. Светские психологи говорят, что чувства ни в коем случае нельзя подавлять или загонять в подсознание, скорее их нужно выплескивать, но не так, как в японских фирмах, когда есть возможность после работы избить чучело своего хозяина. В христианстве это естественное излитие своих чувств и мыслей Богу в молитве. Библейский пример, это плачущий пророк Иеремия: «Ты видишь, Господи, обиду мою; рассуди дело мое» (Плач Иер. 3:59).
    1. В это время мы вспоминаем, с помощью Духа Святого, места из Библии, которые помогут нам сориентироваться в данной ситуации, подобно тому, как водитель вспоминает все дорожные знаки. «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф. 5:44). ВАЖНО!!! Бог может убрать любовь к вам  от всех людей. Именно это переживал Христос, когда оставался один, когда Учителя оставили все ученики. Но Христос учил нас, что мы никогда не бываем одиноки, когда одни, потому что с нами Бог: «Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною» (Иоан.16:32).
    2. У вас так же должна сформироваться привычка думать о себе так: «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук. 17:10). Чем меньше вы для себя представляете ценность, тем меньше вы будете обижаться и наоборот.
    3. Вы спросите: «Куда же деть из памяти все эти обиды?». Вычеркнуть их практически невозможно, но вот поменять отношение к тем, кто вас обидел возможно и эту силу вам даст Бог в Духе Святом, когда вы сделаете то, что велит Христос в таких случаях
— Проклинающих благословолять (желать добра).
— Ненавидящих нас благотворить.
— За обижающих молиться.
Тогда мир Божий сойдет на вас и заполнит ваше сердце жизнь Духа Святого. Попробуйте!
  1. Прощение — вот главное качество, которое освободит вас от обиды, потому что обида и есть форма непрощения: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мар.11:25). «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лук.6:37): «но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4:32). К одной старой женщине в селе явился Бог.
Она рассказала об этом батюшке, который, заботясь о духовном устроении своей прихожанки, сказал ей: Если Бог явится вам в следующий раз, попросите Его рассказать вам о моих грехах, которые лишь Ему одному известны. Это будет достаточным доказательством того, что именно Бог, а не кто-то другой является вам. Женщина пришла через месяц, и священник спросил, являлся ли ей Бог снова. Она утвердительно кивнула. — Вы задали Ему вопрос? Да, задала. И что Он сказал? — Он сказал: «Скажите своему священнику, что Я забыл его грехи». Действительно, это был Бог, сказал батюшка.
  1. «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:18) Благодарность – мощное орудие против обиды. Один монах, живший еще в третьем веке, искал общения с теми, кто его постоянно обижал и говорил, что они и являются виновниками его исправлений и помогают ему становиться совершенней. Когда Павел говорит, что он благодушествует в обидах это значит, что он доволен даже тогда, когда его обижают.
  2. Не ищите оправданий! «И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1 Кор. 6:7).
  3. И последний совет: Бог создает для вас учебные ситуации, преодолевая которые вы движетесь вперед. Воспринимайте их, как от Бога. «Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?  Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Иоан. 19:10,11); «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.  Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:19-21); «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,  оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Матф. 5:23,24).
ВОПРОСЫ: 1) Почему человек обижается? 2) Что стоит за обидой? 3) Почему бывает сладко обжиться и не хочется расставаться с обидой? 4) Что нового или важного для себя по этой теме вы услышали? 5) Поделитесь, как вы преодолевали обиды или что вы с ними делали? Если у вас есть люди, к которым вы не имеете претензий, а они к вам имеют (они обижены на вас) нужно ли идти к ним, чтобы искать мира, тем более если вам кажется, что такая встреча ничего не изменит?  6) Что труднее всего дается на пути прощения? 7) Что делать если молишься, а прощение не проходит?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *