КАК ПЕРЕСТАТЬ ЗАВИСЕТЬ ОТ МНЕНИЯ ЛЮДЕЙ

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

Однажды царь Ирод попал в щекотливое положение. Перед ним плясала дочь Иродиады: «Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит» (Матф.14:6,7). Ирод, широким жестом царя, пообещал сделать все, что ни пожелает дочь Иродиады. Небольшая справка из Библейского словаря: «Ирод Антипа, сын Ирода Великого и Малфаки, правил Галилеей и Переей до 38 г. по РХ. Был женат на Иродиаде , жене своего сводного брата Филиппа, за что и был обличаем Иоанном Крестителем. Иудея после смерти Архелая  долгое время была без царя, но позже отошла к нему же. Он обезглавил Иоанна Крестителя и глумился над Иисусом Христом. Калигула, римский император, сослал его, как и его брата, по жалобе иудеев в Лион, где он и умер». Кто же такая была Иродаида?

«Согласно Флавию, она была замужем за своим дядей Иродом Филиппом I и имела от него дочь Саломею, но увлеклась преступной связью с его сводным братом, Иродом Антипой (у них был общий отец, Ирод Великий, но различные матери). Эта преступная связь произвела на иудеев тяжёлое впечатление. Согласно синоптикам, мстителем за поруганный закон выступил Иоанн Креститель, который, наподобие своего первообраза Илии, смело явился к тирану и высказал ему горький укор. Это разъярило Иродиаду и она, воспользовавшись непредвиденной возможностью, добилась того, что голова «величайшего из рождённых жёнами» пала под мечом палача (см. Мф.14:1-12; Мк.6:14-29; Лк.9:7-9)» (Из викепедии). Мрачноватые персонажи, нужно заметить. Что же происходило дальше? «Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей» (Матф.14:8,9). Сложность ситуации заключалась в том, что с одной стороны царь дал слово, которое нужно сдержать, с другой стороны, ему просьба Иродиады, переданная через дочь, кажется неоправданно жестокой, поэтому царь и печалится, жалко ему, ни в чем неповинного, святого человека Иоанна Крестителя. И еще больше царь опечалился, потому что стоял перед трудным выбором, или поступать по совести или же поступать по мнению людей, чтобы сохранить свое царское достоинство? По большому счету перед Иродом стоял вопрос, — ради чего или ради кого поступать? Ирод делает свой выбор и поступает ради своей клятвы, ради себя, ради своего имиджа. Но какова цена? «И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей» (Матф.14:9-11). Зависимость Ирода от мнения людей стоила Иоанну Крестителю жизни, а человечество потеряло одного из самых праведных людей на земле.

ГЛАВА 1. ПОЧЕМУ СЛОЖНО НЕЗАВИСЕТЬ ОТ МНЕНИЯ ЛЮДЕЙ

Мы созданы для любви и суть всего любовь – эта мысль звучит в каждой христианской проповеди и это правда. Вопрос в другом, что мы делаем, когда этой любви не получаем? «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» (1Пет.4:3,4). Цитата из Библии до сих пор не теряет своей актуальности, — реакция неверующих людей, или тех, кто себя считает верующими, по прежнему делится на два пункта; — удивление и злословие. Помню, каким для меня было неприятным удивлением, когда спустя два месяца после покаяния я сказал одному известному в Сумах рок музыканту, что стал христианином. Он ответил: «Ты шо богомольный?» — и в этих словах было столько презрения, что хотелось провалиться сквозь землю. Это не просто удивление, что мы стали верующими, это недоброе и презрительное удивление и злословие, — вот реакция неверующих на настоящее христианство. И если нас не любят, отвергают, кому же понадобиться такое отвержение, мы же созданы для любви? Итак, нам сложно быть независимыми от мнения людей, потому что люди могут нас отвергнуть, а это порождает в нас пустоту и боль.

ГЛАВА 2. КАКИЕ ПРИЗНАКИ ЧЕЛОВЕКА ЗАВИСИМОГО ОТ МНЕНИЯ

Возможно, большинство людей сказали бы, что это не их проблема. Так думал и я пока не начал работать над этой темой. И вот когда был выписан список, который вы сейчас прочтете, пришло просто озарение, оказывается и у меня есть проблемы и, наверное, так или иначе, но проблема зависимости от мнения людей есть у каждого и ее, как сорняк убивающий огород, нужно уничтожить. Итак, перечень проявлений зависимости:

1)        Делает не то, что правильно, а то, что угодно людям. Пилат Понтий, который делал все, чтобы Христа, в котором не моли найти вины, отпустить, все же решил угодить людям: «Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие» (Мар.15:15). А ведь даже жена предупредила своего супруга Пилата, чтобы не делал зла Христу, потому что она видела сон, который указывал на Иисуса, как на праведника (Матф.27:19). Обратимся к нашему времени. Вся студенческая группа собирает деньги на взятку преподавателю, а что делать христианину? Ирод, очевидно, делает то, что угодно людям, но при этом Ирод идет против Бога.

2)        Не может отказать людям, когда нужно отказать. Тратит свое время только потому, что не хочет обидеть человека, а не потому что человек действительно нуждается в помощи. Как правило, такие люди вызываются помогать всем даже тогда, когда помочь не смогут. В результате на них обижаются те, кто не получил помощь, да и сами эти люди огорчены, потому что, как правило, не сдерживают своего слова.

3)        Смеётся когда не смешно. Сложно устоять, когда вокруг все смеются, например, с какого — нибудь пошлого анекдота, а ты стоишь и не смеешься. Все начинают на тебя коситься. Ты словно бросаешь вызов всем, кто смеется, делая их глупыми и виноватыми. Кстати, это была одна из причин по которой Христа ненавидели. Он ведь даже одним своим видом обличал людей во грехах. А тут ты не смеешься со всеми. Это обидно!

4)        Внутреннее ощущение, что находишься в конфликте с собой. Помните, как сказано об Ироде, он не хотел убивать Иоанна Крестителя, но убил. Можно только представить, что должен был чувствовать человек, убивающий другого, чтобы только угодить мнению своего окружения? Как он должен был себя ненавидеть, это именно и есть то чувство, которое возникает от конфликта собой. «И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице» (Мтф.14.9)

5)        Не говорить человеку необходимую правду, из-за страха обидеть. Выбор молчания или «заглаживания», «заминания» конфликта. Конечно, христианин не будет искать конфликта, но иногда конфронтация неизбежна. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Матф.18:15). Зависимый от мнения людей будет всеми силами избегать конфликта, да еще себя оправдывать тем, что он просто добрый человек. Проведите грань и постарайтесь увидеть разницу между малодушием, страхом и миротворчеством. Ирод не миротворец, и не такой уж добрый, он просто, подобно Пилату, проявляет малодушие.

6)        Лжешь в угоду людям. Эта проблема очень актуальна для студентов, которые списывают. А заставляет списывать страх перед мнением преподавателя и студентов. Я такой сильный страх относительно недавно переживал, когда учился в автошколе. Каждый раз жутко боролся с соблазном немножко соврать или немножко списать, чтобы только не предстать перед всей группой незнающим. А еще и преподаватель попался такой, что все недостатки подчеркивал. Все время пытался понять себя, чего я боюсь, а боялся я плохого мнения преподавателя и студентов обо мне, или сказать другими словами, неуважения. Именно эта неправильное чувство мотивировало сильнее всего. Внутренне я работал над тем, чтобы все качественно учить, но не ради преподавателя, делать все, как для Господа. Что заставило лжесвидетелей клеветать о Христе на суде? То же, что заставило Ирода отдать приказ об убийстве Иоанна Крестителя – гордость.

7)        Когда играешь роль лучшего человека, чем есть на самом деле. Это синдром молодого человека, который очень хотят произвести впечатление на девушку и поэтому рассказывает о папе дипломате, о своих медалях по каратэ, о том, как недавно вынес мальчишку из огня рискуя собственной жизнь. Хотя на самом деле это все ложь. Христос достаточно жестко обличал фарисеев за эти преувеличения и объяснял причину такого поведения: «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Матф.6:2). Ирод хотел играть роль более злого, более властного чем был на самом деле и ради чего, ради неправильных представлений о «крутом» царе?

8)        Когда не можешь сказать о своей вере во Христа. На работе никто не знает, что я верующий. Среди одноклассников, среди одногруппников, соседи и другие люди с которыми я сталкиваюсь, почти никто не знает о моей вере во Христа, почти никогда никого не приглашаю в церковь. Господь Иисус ободрял учеников своих такими словами: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придёт в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мар.8:38). Когда-то мы еще мальчишками студентами со своим другом очень следили за стилем одежды. И когда кто-то одевал что-то безвкусное у нас была шутка: «Иди на три шага вперед, чтобы никто не подумал, что я иду вместе с тобой». Это, кстати, пример зависимости от мнения людей. Не так ли мы поступаем со Христом, когда его стесняемся? А вот теперь представьте, что мы выбираем молчание, когда нужно говорить о Христе и так многократно и вот мы предстали перед Иисусом. Какова будет Его реакция?

ГЛАВА 3. САМЫЙ ВЕЛИКИЙ ПРИМЕР НЕЗАВИСИМОТСТИ ОТ МНЕНИЯ ЛЮДЕЙ. «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1Иоан.2:6). Конечно цель христианской жизни в подражании Христу, в послушании Богу. Наш Господь дает прекрасный и сильный пример того, как не зависеть от мнения людей, выполняя главное дело жизни Иисуса, которое вверил Ему Бог Отец.

1)        Над Христос смеялись. Для человека, не утвержденного в христианстве, смех с издевкой, почти равен смерти. Иногда, кажется, что лучше умереть, чем пережить осмеяние. Оказывается, что над Христом смеялись не однажды: когда Христос собрался воскрешать умершую девушку (Мтф.9.24), когда Христос сказал, что нельзя служить Богу и мамоне, т.е. богатству (Лук.16.14), когда избивали Христа (Мрк.15.20). Жуткое унижение, когда над тобой смеются.

2)        Считали Его сумасшедшим. «И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя» (Мар.3:21).

3)        Просили сделать так, как считали правильным люди, но против воли Божьей. На праздник кущей, например: «Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь» (Иоан.7:3); «Ибо и братья Его не веровали в Него. На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время» (Иоан.7:5,6). Христос не зависит от мнения братьев, потому что понимает время действия от Бога.

4)        Упрашивали не идти на распятие: «… Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Матф.16:22).

5)        Давили, чтобы отказаться от сыновства Божьего: «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоан.5:18).

6)        Обвиняли в богохульстве и хотели смерти Христа: «Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти» (Матф.26:65,66).

ГЛАВА 4. КАК ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ЗАВИСИМОСТИ МНЕНИЯ ЛЮДЕЙ

Однажды Христос привел аналогию между твердостью христианина и солью: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Матф.5:13). Соль это наша сила, это Дух Святой в человеке. Соль ценна как вещество, в малых количествах, влияющее на вкус всего блюда, а так же, как вещество сохраняющее от распада. Как же мы будем солью, если зависим от мнения людей и боимся их?

  1. Осознайте, что зависимость от мнения людей есть грех, потому что на этом пути, как мы уже и говорили ложь, страх и другие поступки в угоду людям. Если посмотреть еще более глубоко, то зависимость от мнения людей это разновидность греха гордыни. Ведь понятно, что тот, кто зависит, боится быть неуважаемым, нелюбимым, а это уже крах, смерть души для человека.
  2. Каждый день, если вы действительно хотите избавиться от этого греха, молитесь к Богу. Если вы начинаете врать, преувеличивать или преуменьшать, искажать факты, чтобы вызвать к себе жалость, сострадание или уважение, кайтесь в этом грехе сразу. Беда зависимого от мнения людей в том, что такой человек перестает быть зависимым от Бога. «И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною. Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» (Быт.39:7-9). Иосиф наверняка испытывал давление и не только сексуальных инстинктов. Он так же подвергался искушению гордостью. К нему пристает женщина, которая вполне могла ему сказать: «Ты мужчина или нет?» Эта ситуация могла унизить его мужское достоинство, но Иосиф зависим от Бога, а не от мнения людей, тогда, как Ирод, наш антигерой, полностью зависит от мнения людей и совершает преступление.
  3. С верой «ныряйте» в Божью смелость. «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев» (Прит.28:1). Почему я использую именно такое выражение: «ныряние»? Вы когда нибудь прыгали в воду испытывая страх? Забрасывали вас на средину реки, чтобы вы выплыли? Успех приходит тогда, когда вы ныряете решительно и смело, а когда вы размышляете, колеблитесь, сомневаетесь шансы, что вы нырнете, прыгните уменьшаются. Именно поэтому, ясно представляя Божью поддержку, протянутые руки Христа, вы сразу же ныряете где бы вы не находились. Апостол Павел о своей независимости от мнения людей сказал так: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1Кор.4:3,4). Этот великий миссионер научился быть зависимым от Бога, именно в Боге он получал удовлетворение любви и справедливости, нужности и неотверженности. Вы пришли на работу, и всем сказали, — я верующий человек, христианин, вы студент, говорите своим одногруппникам, — я христианин или христианка. Одна женщина мне рассказывала, как рядом с ней остановился джип, когда она стояла на остановке, и сумской мачо приказным тоном повелел ей садиться в свою крепость на колесах. Женщина спокойно ответила и ответила сразу: «Я христианка». Тот закашлялся, смутился и уехал. А другая женщина рассказывала такую же историю, только дело было поздним вечером и ей не хватило духу ответить нет. А потом она всю ночь проплакала и через несколько дней пришла ко мне, чтобы рассказать о своем падении. Той женщины уже давно и в церкви нет, а вот пример, к каким последствиям может привести малодушие, остался. Дух Святой, которого мы принимаем в момент покаяния, ведет внутри нас работу и Он, третье лицо Божественной Троицы, не хочет, чтобы мы вели себя малодушно, заискивали перед неверующими, боялись их, но наоборот дает нам силу и твердость влиять на других людей светом Христа: «ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2Тим.1:7). Это значит, что у нас достаточно силы, чтобы никогда не зависеть от греховного, неправильного мнения людей.  Но в том то и суть, что настоящий христианин должен быть готов к отвержению, ведь Христос предупреждал об этом: «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Иоан.15:20). И об отвержении предупреждал: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16:24). Но мы учимся не бояться отвержения, потому что Бог с нами, Он всегда поддерживает нас, Он самый близкий нам. Самая известная молитва начинается словами: «Отче наш». Насколько мы боимся отвержения настолько Бог далек от нас и мы не испытываем Его поддержку. Здесь мы вплотную подходим к вопросу веры. Если вы опираетесь на Бога, доверяете Ему и верите, что Дух Божий в вас, и Он вас делает сильным человеком, тогда у вас получится. Речь идет не просто о вере в Бога, речь идет о вере в конкретную помощь в конкретной ситуации Бога лично вам и так в каждой ситуации должно происходить. И, кстати, так вы будите возрастать в вере. «Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего» (Иоан.1:47-50). Христос видит каждую ситуацию, видит, что нам сложно, что нас будут отвергать, но мы не боимся, Бог с нами: «…Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф.28:20).

КЛЮЧЕВОЙ СТИХ ПРОПОВЕДИ: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1Кор.4:3,4).

ВОПРОСЫ: 1) Почему так сложно быть независимым от мнения людей? 2) Как определить зависимы вы от мнения людей или нет? 3) Опишите, как Христос был не зависим от мнения людей в тех ситуациях, когда другие люди, как правило, зависят. 4) Что делать, чтобы быть независимым от мнения людей? 5) Как вы боритесь с зависимостью от мнения людей?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *