КАК ПОБЕДИТЬ ГРЕХОВНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ПРИОБРЕСТИ ХАРАКТЕР ХРИСТА

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

Привычка — вторая натура. (Цицерон)

Казалось бы, тема привычек не столь важна, ну подумаешь, привычка? Человек же не определяется привычками? Как раз наоборот, потому то мы, христиане, и должны хорошо понимать эту тему, и практиковать правильные привычки, заменяя ими неправильные, потому что важность привычки трудно переоценить. Привычка – это то, что создает характер и судьбу. Судите сами, нам не приятно иметь дело с людьми сложного характера. Сколько семей разводятся потому что у супругов, или у одного из них сложный характер? Сколько людей, которые не смогли раскрыть свои таланты, потому что им мешал скверный характер? Характер – это сам облик человека, это лицо души. Сама судьба человека определяется не только и не сколько его талантами или деньгами, сколько его характером. Что же такое характер и что такое привычка? Как они формируются? Как определить какие привычки плохие и от каких нужно избавляться? И как избавляться от привычек? Как Бог смотрит на характер человека и какой характер Бог ожидает от нас? На все эти вопросы постараемся ответить с помощью Слова Божьего.

ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ ХАРАКТЕР

Слово «характер» первоначально означало одежду, например воин в доспехах или в форме, это характер. Со временем понятие расширилось и стало означать самого человека, его внутренние качества. Говорят, сколько людей столько и характеров. Можно сказать, что характер – это то, как человек обычно реагирует на других людей и обстоятельства.

   Характер человек получает при рождении или воспитывается? — задают нередко вопрос. Есть склонности человека к агрессии или наоборот к тихим размышлениям, есть темперамент, есть таланты все это врожденные качества. Но сам характер, который базируется на всех этих качествах, все же формируется. Из всех перечитанных мною афоризмов о характере лучший принадлежит немецкому философу Эммануилу Канту, который, кстати, был протестантом: «Характер состоит в способности действовать согласно принципам». У верующего человека христианские принципы, которые основываются на Божьих заповедях.

ГЛАВА 2. ЧТО ТАКОЕ ПРИВЫЧКА И КАК ОНА ФОРМИРУЕТСЯ

Как только человек родился, он сразу же начинает реагировать на этот мир. Маленький мальчик ведет себя истерически в магазине, он требует своего. Я шел недавно мимо детской площадки и наблюдал картину, как мальчик лет пяти так кричал, толкал, дрался со своим сверстником, который попросился присоединиться к команде футболистов, что поневоле подумалось о тюрьме, в котором этот парень может закончить свой путь если его характер не изменится и если родители не поймут, что именно они, больше всех отвечают за характер ребенка. Вот почему так важно воспитание правильное, потому что высшая задача воспитания и его результат – это характер. Повторимся, человек не рождается с готовым характером. Первую часть жизни характер воспитывают родители, а вторую человек сам себе воспитывает свой характер. Характер человека показывает насколько человек работал над собой или же наоборот пассивно накапливал все недостатки и пороки.

Что же такое привычка? Привычка – это многократно повторяемый поступок, который доводится до автоматизма. Эти постоянные поступки становятся образом жизни, характером: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5). Например, когда мы учились ездить на велосипеде, казалось, что это просто не возможно передвигаться на 2х колесах. Затем появилась привычка, навык, ощущение и мы начинаем ехать на велосипеде. Приведем несколько примеров привычек души. Сына все время подавляли родители, называли его глупым, неудачником, и теперь он замкнутый человек, который в случае конфликтов и необходимости решительных действий уходит в себя. Другому же ребенку позволялось в детстве все и он до сих, даже после 50ти лет, считает, что он король и ему все должны прислуживать. Некоторым привычкам людей столько лет, сколько и самим людям. Представьте себя привычку, которой 20 лет, 30 лет, какие она уже пустила корни, как могучий дуб и ее нужно выкорчёвывать?

   Характер так же состоит из привычек, как дом из кирпичей. Привыкание – это дар Божий. Например, втянулся к тяжелому труду, или мамы привыкают просыпаться часто по ночам из-за крика маленького ребенка, привыкаем вставать рано на работу. Но грех извратил привычки и наполнил их разрушительной, антибожественной силой. Именно греховные привычки – крик, раздражение, грязные слова, ложь, сексуальная нечистота и прочее, такие привычки ведут человека в ад. Рассмотрим причины привычек, а поможет нам в этом история, как еврейский народ шел по пустыне и по пути приобретал греховные привычки, которые Бог все время стремился разрушить, меняя их на святые привычки:

1)      Воспитание. Одна женщина рассказывала, как она была потрясена, когда вскоре после свадьбы увидела мужа, кушающего лежа и засовывающего, после еды, тарелку под диван. Женщина долго не могла понять, откуда такая диковинная привычка, пока однажды не увидела, как отец ее мужа, лег покушать, а затем тарелку задвинул под диван. Так влияние родителей обуславливает привычки поведения детей. То же происходило во все времена. «И делал он неугодное в очах Господних так, как делал Манассия, отец его; и ходил тою же точно дорогою, которою ходил отец его, и служил идолам, которым служил отец его, и поклонялся им» (4Цар.21:20,21); «Итак бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу» (Иис.Нав.24:14).

2)      Опыт. Еврейский народ продолжает идти по пустыне. Бог, заботясь, делает чудо, ежедневно с неба снисходит манна, которая кормит миллион людей. Евреи возмущаются, и это возмущение у них становится привычным. Они все вспоминают свой опыт, который возвращал их в Египет, страну вкусной еды и рабства: «Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших» (Чис.11:5,6). В еврейском народе образовывается еще одна привычка быть всем недовольным.

3)      Окружение. «смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас» (Исх.34:12). Для еврейского народа самая большая опасность заключалась в ассимиляции с языческими народами (слиянии с греховной культурой другого народа).

Читая эти примеры мы еще больше понимаем, что суть и сердцевина большинства привычек — это угождение себе, эгоизм. Почему евреи ходили по пустыне 40 лет вместо 40 дней? Их водили так долго греховные привычки. Они уже шли не сами, но велись привычками, как рабы, но уже рабы привычек. «И подняло все общество вопль, и плакал народ во всю ту ночь; и роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и все общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! и для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет? И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет» (Чис.14:1-4). Привычка к ропоту, недовольству, привычка не видеть руку Божью, а видеть только плохое, привычка к страху и недоверию к Богу, привычка смотреть в прошлое, привычка преувеличивать пошлое, привычка к критике духовных лидеров народа, привычка искать крайнего в своих проблемах – это Моисей, поэтому его нужно убрать, привычка не смотреть в себя и не видеть своих проблем. Посмотрите сколько привычек мы увидели только в одном небольшом эпизоде. Кто читает Библию и помнит историю о выходе из Египетского рабства и движении по пустыне еврейского народа, тот помнит, что все перечисленные действия постоянно повторялись. Греховные привычки укреплялись и пускали корни. Последствия этих привычек страшны – потерянное, погибшее поколение. Евреи пробыли 400 лет в Египетском плену, что сформировало в них пагубные привычки, а новые приобретать они не хотели, как их Бог не увещевал. В землю обетованную должно было войти новое поколение не имеющее рабских привычек. Даже Моисей не смог войти в землю обетованную, потому что разгневался и ударил по скале, проявив неверие. В частности, Бог указывает на одну привычку, за которую евреи не вошли в землю обещанную Богом. «Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой» (Евр.3:7-11). Один богослов сказал, что евреи были в школе по избавлению от греховных привычек, но они провалили все экзамены.

   Заметьте, очень важно, можно сказать, что Бог боролся с греховными привычками еврейского народа, чтобы они вошли в землю обетованную. «Ибо отцов ваших Я увещевал постоянно с того дня, как вывел их из земли Египетской, до сего дня; увещевал их с раннего утра, говоря: «слушайтесь гласа Моего»» (Иер.11:7).

   Важно заметить, что за свой характер, за свои привычки мы несем полную ответственность перед Богом. Некоторые люди полагают, что они не виноваты в своем характере. Но характер, который состоит из привычек – это наш продукт, результат наших желаний и поступков. Бог обращался к еврейскому народу с обличением, показывая механизм зарождения привычки и ответственность народа за эти привычки: «Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости» (Иер.9:5). «Приучили» — так люди сами формируют свои привычки.

ГЛАВА 3. КАК БОРОТЬСЯ С НЕХРИСТИАНСКИМИ ПРИВЫЧКАМИ

Привычки без боя не сдаются. Мы все знаем выражение «сила привычки». Каждое повторенное действие, как мы уже говорили, создает канавку в мозгу человека. Теперь, чтобы измениться нужно закопать старые канавки и на их месте выкопать новые. Работа, на первый взгляд не сложная, если дело касается земли, но весьма непростая, если касается привычек. Человек, если можно так сказать, привыкает к своим привычкам, и дай Бог, чтобы он вообще захотел эти привычки менять. Привычка, когда она часто повторяется, напоминает дерево, которое растет не только в высоту, но еще и корнями в глубину. Когда привычке годы, когда корни росли годы, трудно освобождаться от привычки, которая вросла в нас. Но это возможно, потому что сила Господа сильнее силы привычки.

   Мы заменяем старые, греховные привычки, новыми. Посмотрим, как это происходило у Израильского народа. Моисей дает целую инструкцию, как происходит замена: «Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу, и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне. Но Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте — и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки; Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (Исх.14:10-14).

КАК ВОЕВАТЬ С ПРИВЫЧКАМИ?

  1. 1.       Нужно вычислить нехристианские привычки. Это достаточно несложно сделать.
  2. У каждого из нас есть внутренний голос и Бог, используя этот голос, проговаривает нам, через молитву, если, конечно, наше сердце чисто. Нужно услышать голос Духа Святого, когда мы будем молиться и просить, чтобы Бог нам указал какие именно привычки у нас греховные, нехристианские, причиняющие боль ближним и самому Богу. Давид, царь Израиля молился так: «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения» (Пс.18:13,14). «Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою» (Пс.142:8).
  3. Попросите, чтобы вам указали на ваши привычки друзья из церкви или близкие, родственники, в первую очередь, ваша жена или муж. Помните, как Давид согрешил забрав чужую жену красавицу Вирсавию. Он до последнего не воспринимал себя, как грубо согрешившего пока ему не сказал об этом грехе пророк Нафан. И только тогда Давид увидел, понял, только тогда покаялся: «И сказал Нафан Давиду: ты — тот человек. Так говорит Господь Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула» (2Цар.12:7). «И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь» (2Цар.12:13). Кто-то должен нам сказать правду о наших греховных привычках?
  4. Протестируйте себя на вредные привычки. Перечень вопросов, по которому можно вычислить наличие греховных привычек:

1)      Подчинены мои планы моим привычкам? Если я раздражаюсь, когда мои планы не осуществляются.

2)      Испытываю ли я чувство вины от своих привычек?

3)      Насколько я себя оправдываю, когда мне говорят об очевидных привычках? Скажу, что любое изменение в человеке убивается привычкой себя оправдывать.

4)      Я злюсь если не могу исполнить свое желание?

5)      Из-за угождения привычкам разрушаются мои отношения с Богом и людьми, особенно с близкими?

  1. Запишите свои привычки в молитвенную тетрадь и молитесь об изменении столько пока греховные привычки не заменятся на новые, христианские. Скорее всего, после этой темы, большинство христиан так ничего не будут делать, увы. Но всегда есть искренние верующие сердце, которых наполнено желанием изменяться в образ Божий, быть искренним христианином. Почему же так важно записать в молитвенную тетрадь перечень ваших греховных привычек? Во-первых, мы все быстро забываем. Во-вторых, люди не склонны концентрироваться на сложных моментах, скорее на приятных. В-третьих, молясь мы получаем помощь от Бога и Бог видит наши искренние намерения и конечно же нам помогает Своей силой благодати. Не даром же Христос призывал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Матф.7:7,8). Очень просто узнать хотите вы обновления во Христе, есть ли у вас христианские цели или нет? Если вы будите применять все сказанное тогда вы действительно хотите перемен, а если нет, тогда …
  2. Повторяйте каждый день поступок. Новые, христианские привычки формируются только многократным повторением. Психологи говорят, что привычка формируется от 21 дня. Вот, что говорил выдающийся русский писатель Лев Толстой: «Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то же дело становится привычкой» Второе основание привычки – громадное желание измениться. Христианин – это тот, кто постоянно работает над собой, постоянно меняется. «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3:18). Это процесс преображения происходит постоянно. «ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим.8:13).

   Я хочу вселить в вас вдохновение и уверенность. «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем»  (Гал.6:9) Я был молчаливым, но стал разговорчивым, не занимался бытом, теперь стараюсь каждый день. Я хочу поблагодарить братьев, второго пастора, и всех, кто приходит на наши встречи. Мы вдохновляем друг друга на святые привычки, мы завели тетрадь, в которой каждый день отмечаем, что должно измениться, что мы делаем, чтобы выработать новые привычки и вы знаете, получается.

ГЛАВА 4. КАКОЙ ХАРАКТЕР И ПРИВЧКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬУ ХРИСТИАНИНА

Есть несколько цитат, которые указывают на цель христианина, как изменение характера: « Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего…» (Рим.8:29). Ап. Павел прямо пишет о цели своего духовного труда над людьми: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19). Следующее место так же говорит о необходимости иметь характер Христа: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:5-8). И наконец, последнее место из Библии призывающее подражать Богу: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф.5:1). В чем? В качествах Бога, в Его характере. Надеюсь, что эти места убедили всех читающих эту статью в необходимости бороться за христианский характер. Эта битва и есть битва за святость. А путь к святости называется «освящением», иными словами, «освящение» есть работа над христианским характером.

   Мы уже говорили, что характер состоит из привычек. Говорит ли Библия что нибудь о привычках Христа? Христос имел привычку ходить в синагогу каждую субботу: «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать» (Лук.4:16). Следует помнить, что церквей тогда не было, поэтому субботняя синагога. Христос ходил на гору, чтобы уединяться для молитвы и это была еще одна святая привычка Господа: «И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лук.22:39,40). Наша цель – стать подобными Христу, иметь характер Христа, что, как мы сегодня выяснили, формируется привычками: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19). Сам Бог призывает нас к святым привычкам, главная из них – любовь. «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1Пет.1:22).

   Даже в трудных обстоятельствах мы видим благо, потому что и в этих обстоятельствах формируются святые ривычки, если мы к ним правильно относимся.
Геолог отправился в экспедицию высоко в горы. Поначалу ему было трудно дышать и работать, к тому же его сильно утомляла бессонница. Сослуживцы успокаивали его:
— Привыкнешь к высоте — потом будет легче.
Прошло некоторое время, и приехавший освоился с высокогорьем. Он успешно работал и даже совершал небольшие путешествия. Когда ему предложили краткую поездку по делам в город, он с неохотой согласился покинуть на время высокогорье, к которому уже успел привыкнуть, и которое даже полюбил. В городе у него спросили:
— Ну как, молодой человек, нашли что-нибудь?
— Да, — ответил он, — терпение.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО. «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу» (Оноре Де Бальзак) Мы призваны быть победителями. Спортсмены тратят энергию, чтобы победить в спорте, музыканты, в различных конкурсах, христианин же призван победить себя, свои грехи, свои недостатки, чтобы прийти к святости. И эта победа, единственная победа, которая важна в очах Божьих и которая приведет нас в вечность со Христом. «Вы не можете посеять дурные привычки и пожать добрый характер. Вы не можете посеять обман и пожать доверие. Вы не можете посеять гневные и злые слова и получить в ответ добрые и доверительные взаимоотношения. Вы не можете посеять непрощение и получить в ответ прощение. Вы не можете посеять небрежное отношение к Богу и получить в ответ Божий мир в своем сердце» Джун Хант. Итак, будем формировать святые привычки и делать это постоянно:  «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1Пет.1:22). ВОПРОСЫ: 1) Что значит характер? 2) Что есть привычка? 3) Чем страшны греховные привычки? 4) Как выявить греховные привычки? 5) Как себя протестировать на греховные привычки? 6) Скажите честно насколько вы настроены воевать с греховными привычками?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *