КАК ПОБЕДИТЬ НЕГАТИВНЫЙ ОПЫТ ПРОШЛОГО

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

Почему так важна тема преодоления негативного опыта прошлого? Разговариваем с женщиной, которая высказывает категоричное презрение ко всем мужчинам, и все потому, что много пострадала от своего мужа. Говорим с христианином, который панически боится говорить о своей вере, потому что несколько раз его унижали и смеялись над его жизнью по заповедям Божьим. Встречаем работника, которого обманул начальник не выплативши всю зарплату, теперь этот мужчина уверен, что все начальники достойны лишь презрения. И это далеко не полный перечень последствий негативного опыта. И с таким тяжелым грузом живут христиане годами, сами не ведая того, что внутри себя носят яд, отравляющий всю их жизнь. Этот яд называется негативный опыт прошлого.

Разобраться более детально с тем, как опасен негативный опыт прошлого, как он влияет на человека и что с ним делать нам поможет знаменитый герой Библии Иосиф о котором рассказывается в книге Бытие с 36й главы до 50й. Кроме того, речь пойдет об известной христианке Джони Эриксон, которая 30 июня 1967 года в 17 лет неудачно прыгнула в воду и повредила позвоночник, что приковало ее навсегда к инвалидному креслу. Мы будем приводить цитаты из дневников Джони.

ЧАСТЬ 1. ПРИЧИНЫ НЕГАТИВНОГО ОПЫТА

Уж у кого у кого, а у Иосифа негативного опыта было хоть отбавляй. Начнем попорядку.

  1. 1.       Обстоятельства против меня. Такое ощущение, что все против меня. Заболел ребенок. Потерял работу. Кризис в стране. Долги, которые не могу отдать. Что же происходило с Иосифом? Вначале одиннадцать родных братьев Иосифа, который пришел их проведать во время пастушечьего дежурства и принес им еду, хотели его убить: «И увидели они его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его» (Быт.37:18). Затем Иосиф попадает в плен к египтянам, где становится помощником самого Потифара, царедворца Фараона: «Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей. И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина» (Быт.39:1,2). Казалось бы, удача, но жизни никогда не состоит из белой полосы. Итак, 1я причина негатива – обстоятельства против меня. Положительный пример: Трудности есть трамплин для взлета вверх. Постоянные неудачи с квартирами и частые болезни учили нас с женой долготерпению. Страдания и сложные обстоятельства учили мудрости. Боль учила сострадать другим. Однажды эти трудности закончатся, а даже если не закончатся, вы научитесь жить с ними и сможете утешать других. Прошу вас вдуматься только в одну мысль из быта Христа: «И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Матф.8:20), но тем не менее Господь Иисус продолжал жить в радости. И давайте наоборот. Если бы не было у нас страданий мы бы не сострадали другим. Если бы все было в нашей жизни только гладко мы бы превратились в эгоистов думающих только о себе. Джони Эриксон писала в своем дневнике: «Я поняла, что Господь знает то, что мне нужно, бесконечно лучше, чем я сама. И мы всегда можем на Него полагаться, как бы ни сложилась наша жизнь». Джони стала художником, литератором, она поет, выступает с лекциями, занимается адвокатской практикой, возглавляет христианскую миссию (JAF Ministries), которая защищает права инвалидов». И вот еще цитата с ее книги: «Я решила, что если верю в Слово Божье, если Он все-таки со мной в этом аду, то наверное из этой бренной плоти может возникнуть нечто столь прекрасное, чего я даже представить себе не могу.Теперь, спустя много лет, моя постель из ложа скорби превратилась в алтарь прославления. Вынужденная физическая неподвижность пробуждает в моей жизни нечто, чего никогда бы не случилось, если бы я была здорова и могла весело бегать. Возможно, я занималась бы тем, что укладывала спать третьего ребенка, или же собирала вторую порцию белья для стирки, или вынимала посуду из посудомоечной машины. Но я бы не молилась».
  2. 2.  Личные неудачи. Нередко приходит такое ощущение, словно все за что ты берешься рушится и личные неудачи следуют одна за другой. Иосифа домагается жена царедворца, которому он добросовестно служил: «И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною. Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки» (Быт.39:7,8). Тогда жена Потифара решает отомстить непокорному, унизившему ее достоинство, юноше: «случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было; она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон. Она же, увидев, что он оставил одежду свою в руках ее и побежал вон, кликнула домашних своих и сказала им так: посмотрите, он привел к нам Еврея ругаться над нами. Он пришел ко мне, чтобы лечь со мною, но я закричала громким голосом» (Быт.39:11-14). Казалось бы, только только жизнь Иосифа на чужбине начинает обращаться к нему лицом, и опять неудача. Легко предположить, что к Иосифу приходили мысли: «Не напрасно ли он так сохраняет святость, а результат – тюрьма?» Положительный пример: Известно, что многие великие люди весьма плохо учились. Томас Эдисон, например, не был исключением. Под видом умственно отсталого его выгнали из школы. Из истории мы знаем продолжение его жизни. Эдисон стал богатым предпринимателем, чьи изобретения сделали нашу жизнь намного легче. Ньютон считается одним из четырех гениев, которые отвратительно занимались в школе (трое других – Эйнштейн, Эдисон и Пастер). Он был круглым двоечником, имел к тому же прозвище «тупица». Рассерженная мать забрала его из школы и стала заниматься с ним сама – и это, как показало дальнейшее, дало блестящие результаты. Библия описывает героев веры, которые переживали не лучшие времена. Ап. Петр отрекается от Христа, предает своего Учителя: «Не пропоет петух дважды, как ты трижды отречешься от Меня». Затем Петр разочаровавшись в себе призывает других учеников вернуться к старому ремеслу, ловле рыбы, словно не было 3,5 года ученичество со Христом: «Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего» (Иоан.21:3). Продолжаем читать дневники Джони:

«В каком-то смысле я благодарна жизненным обстоятельствам, ведь мне приходится опираться на Господа независимо от того, нравится мне это или нет. У меня почти нет выбора. Обычно к восьми часам вечера я должна уже быть в постели. Раньше я ненавидела этот час, потому что в постели моим главным врагом становилось земное притяжение. В инвалидном кресле я не чувствую себя такой беспомощной: у меня действуют плечевые мышцы и бицепсы. А в постели я не силах даже пошевельнуться, могу лишь повернуть голову на подушке. Поистине моя постель была ложем скорби. Однажды кто-то прикрепил рядом с моей кроватью пластинку с надписью: «Остановитесь и познайте, что Я — Бог». Я смотрела на эти слова и думала: хорошо, вот я остановилась, в физическом смысле. Может быть, это и есть те рамки, те границы, которые Господь создает для меня для того, чтобы я поняла какую-то другую, наделенную более глубоким смыслом, неподвижность».

  1. 3.       Разочарование в людях. Когда — то именно эта мысль стала последней каплей приведшей пророка Илию к депрессии: «Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее» (3Цар.19:14). Откуда мы это можем знать, что человек, сидящий под кустом и просящий себе смерти страдает от разочарования в людях? Да очень просто, ответ Божий: «Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом…» (3Цар.19:18), показывает, что именно в людях был разочарован пророк. А разве не то же происходило с Ап. Павлом: «Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген» (2Тим.1:15); «Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!» (2Тим.4:14). Скажите, как тут не разочароваться людьми? Положительный пример: Но все не так уж плохо. Как у пророка были 7.000 искренне верующих людей сохранивших верность Богу так и у Ап. Павла, был искренний друг Анисифор разыскавший апостола среди всех Римских тюрем, подвергая и свою жизнь риску: «Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел» (2Тим.1:16,17).
  2. 4.       Разочарование в самой жизни, в несправедливом отношении жизни лично ко мне. Почему я одинокая, спрашивают себя женщины потерявшие мужей? Почему богатые еще больше богатеет, а я, порядочный не ворующийчеловек, все беднею и беднею? И приходит человек к обобщениям: «я неудачник», «мне никогда не везет». А это в свою очередь человека убивает еще больше. Чего можно достичь, когда у тебя нет ни доли оптимизма? Фатализм. Все заранее предрешено. Кому быть богатым кому бедным. Кому счастливым, а кому всю жизнь страдать. Зачем тогда к чему – то стремиться? Иосиф в тюрьме истолковывает сны двум чиновникам, и казалось бы те должники нашего героя за его поддержку. Когда виночерпия выпускают из тюрьмы, одно лишь слово за Иосифа и юноша свободен, но…: «И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его» (Быт.40:23). Люди не благодарны, а обстоятельства жизни жестоки.

Так человек, пережившие подобные неудачи, приходит к тяжести всего негативного жизненного опыта. К каким же последствиям приводит негативный опыт жизни?

ГЛАВА 2. ПОСЛЕДСТВИЯНЕГАТИВНОГО ОПЫТА

  1. Духовный паралич. Нет движения вперед, потому что есть пассивность. А из-за чего пассивность? Мне приходится слышать: «Я уже боюсь с людьми связываться». Меня всегда поражало в Иосифе, что он никогда не унывал. Удар за ударом, а он последовательно продвигается вперед, и знаете почему? Потому что его стержнем был Бог.
  2. Страх. Если я попробовал и это было тяжело, попробовал и у меня не получилось, естественно появляется страх. А человек готов делать все, чтобы только избежать страх. Боится ли теперь Иосиф людей, например после того, как его царедворец, которому он так верно служил, упрятал в тюрьму даже не разобравшись, или после того, как виночерпий о нем не вспомнил? Страх перед обстоятельствами. Возвращаемся к дневникам Джони:

«Хорошо известны слова Иова: «Господь создал вокруг меня изгородь». Эта изгородь была с шипами, высокой и густой, из нее невозможно было вырваться. Единственное, что мог делать Иов, это стремиться вверх.По ночам я иногда смотрела на четыре стены моей спальни и говорила: «Изгородь удерживает меня в постели, я прикована к ней, но именно это заставляет меня смотреть наверх».

  1. Кризис веры. После нескольких ударов обстоятельств человек может потерять веру. Я нередко слышал от некоторых людей как — будто у них что – то внутри выключилось или оборвалось в плане Бога, как говорили мне попавшие в капкан негативного опыта прошлого. Положительный пример. Джони преодолевает эти кризисы:

«Мысли, которые обращают нас внутрь самих себя, направлены на то, чтобы мы размышляли только о себе, оценивали самих себя, потакали своим прихотям. Это отнимает слишком много времени. Думать только о себе становится привычкой. Это путь к поражению.Женщина, которая приходит ко мне каждое утро, рассказывает мне о своих проблемах. Я могла бы ей сказать: «Прекрати эти разговоры. Я парализована уже много лет. Тебе только кажется, что у тебя есть проблемы».Но я должна выслушать ее. Как мне помочь ей? Как мне стать бальзамом для ее души, когда она страдает? И я прошу Бога: «Господи, от моей слабости дай мне сил помочь ей».И мы молимся вместе и вместе поем гимны. В ванной, после того, как она почистит мне зубы и перед тем как причешет меня, мы читаем четыре строфы из «Воздадим хвалу Господу Иисусу Христу».И эти маленькие решительные ступеньки повиновения чудесным образом становятся благословением для нее и источником сил для меня».

  1. Разочарование людьми. Так дьявол ловит людей, которые уходят из церкви. Он шепчет: «Ты посмотри какие лицемеры вокруг. Наверное, ты один тут нормальный, но может быть еще парочку человек». Человек слышит эту гадкую мелодии на сломанной сопилке и верит и принимает, как свои мысли. Какие же признаки разочарования людьми: 1) Полна закрытость; 2) Стремление не иметь с людьми никаких совместных дел; 3) Стремление все делать самому вместо того, чтобы обращаться к людям.Может быть это и правильно, со светской точки зрения, но Христос явил нам совсем другой образ. Во-первых, Иисус не стремился все делать сам, а учил апостолов и учеников. Во-вторых, Христос мог говорить открыто и Ему не мешала гордость и разочарование людьми. Уж кто-кто, а Иосиф мог разочароваться людьми. Что ожидать от Фараона, человека, который себя воспринимал, как Бога? Однако Иосиф предлагает ему свой план по выходу из кризиса: «Да повелит фараон поставить над землею надзирателей и собирать в семь лет изобилия пятую часть с земли Египетской; пусть они берут всякий хлеб этих наступающих хороших годов и соберут в городах хлеб под ведение фараона в пищу, и пусть берегут; и будет сия пища в запас для земли на семь лет голода, которые будут в земле Египетской, дабы земля не погибла от голода» (Быт.41:34-36). Иосиф продолжает иметь дело с людьми.
  2. Полная капитуляция перед трудностями. Мечтал человек стать пастором, и пару раз столкнулся с трудностями. На следующий день этот молодой человек говорит, что он пережил разочарование и уже не хочет быть пастором. Большинство людей на земле это люди, которые сдались, капитулировали перед трудностями. А знаете, почему так дьявол ликует особенно по этому пункту? Потому что в Божий план для каждого человека входит еще и подаренный Богом талант. А нередко талант обуславливает и саму жизнь. Я знаю, что духовные лидеры домашних групп живут своими группами, служители живут милосердием, молитвой, прославлением и другими служениями. А вот человек, который попробовал много различных служений и во всем разочаровался кроме разочарования, еще и Богу ничего не принесет. Дьявол ликует и радуется когда человек капитулирует, как радуется армия, когда из крепости с поднятыми руками выходят проигравшая армия. Положительный пример: Много лет назад в Лондоне молодой человек мечтал стать писателем. Он закончил всего четыре класса. Отца бросили в тюрьму за неуплату долгов. Мальчик рано узнал, что такое голод. Его взяли на работу наклеивать ярлыки на банки с ваксой в кишащем крысами подвале. Ночевал он на чердаке в обществе таких же нищих мальчишек. Он писал рассказы, которые, естественно, никто не печатал. И вдруг один рассказ напечатали, денег за него он не получил, но редактор его похвалил. Эта похвала придала ему силы. Так в Англии появился великий писатель Чарльз Диккенс.
  3. Агрессия. Наглость. Вы думаете, что люди становятся наглыми сами по себе? Нет, их заставляют такими становится обстоятельства. Наглые люди, в принципе, бывают по двум причинам. 1я – эгоистическое воспитание. Иосифа его отец любил больше всех остальных сыновей. Конечно, это было неправильно со стороны отца, но Иосиф сохранил себя от эгоизма, потому что доверял и воспитывался так же Богом. 2я причина – когда человека в жизни обижали, подавляли и жертва сделала для себя вывод, если ты не будешь нападать, то будут нападать на тебя. В любом случае наглых людей стараются избегать. И это одна из причин, почему стоит избавляться от агрессии в поведении с людьми. А теперь вспомним, как Иосиф общался со своими братьями, которые пришли к нему через годы и которых привел в Египет великий голод. Наступил, как говорят, звездный час Иосифа, все высказать, всех поставить на место, не отомстить, а помочь восторжествовать справедливости. Однако Иосиф не делает этого. Он Агрессию заменяет на милость и любовь, как это делает наш Господь: «И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его» (Быт.45:15). Кстати, многие люди, со своим негативным опытом живут еще и в непрощении. Его корни то же там.

ГЛАВА 3. КАК НЕГАТИВНЫЙ ОПЫТ ПОБЕДИТЬ ВЕРОЙ. ТРИ ШАГА

«ибо мы ходим верою, а не видением» (2Кор.5:7).Действительно, мы же живем не видимым, а верой! А это значит, что нам нужно поднять глаза и посмотреть на Бога и на все, что Он дает.

  1. Поблагодарить Бога за негативный опыт. Именно поблагодарить. Негативный опыт показывает нам две самые важные вещи, что нам не нужно делать и что нужно. Иосиф видит положительное в своем негативном опыте и благодарить Бога за него. Кстати, уже сама благодарность меняет отношение к этому опыту. Я прошел армию, наверное, самое мрачное воспоминание, и никому бы не пожелал там побывать, где был я, но с другой стороны, именно армия помогла мне стать тем, кем я есть, формируя лидерские качества. Эти два года очень эффективно готовили меня к будущему пасторству. А страдания Христа? Ведь именно они привели к той славе, к тому, что последующие 2.000 лет неверующие люди становились детьми Божьими, христианами. Эти страдания привели Христа на крест, где он взял на Себя все наши грехи. Ап. Павел удивительно позитивный человек, оптимизм которого обусловлен верой во Христа. Когда он попал в тюрьму то вместо того, чтобы плакать о себе, он всматривается, чтобы увидеть положительные последствия негативного опыта, увидеть благость и мудрость Бога: «Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие» (Фил.1:12-14). А что касается негативного опыта, как указателя куда нам двигаться, судите сами. Попробовал человек чем-то заниматься в церкви и не пошло, многократно пробовал все не идет, возникает вопрос, может быть это не мой талант, не мое дело и не мой дар? Как говорит моя старшая дочь, если человек на своем месте он будет приносить плод. Ап. Павел переживает негативный опыт, который направляет его в правильное русло: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их. Миновав же Мисию, сошли они в Троаду» (Деян.16:6-8). Давайте посмотрим, что помогало Иосифу продержаться все эти годы, каковым было его отношение к трудностям? А ведь понятно, что он постоянно задавал себе этот вопрос. И, главное, как Иосифу удалось преодолеть негативный опыт прошлого? Вот, что он отвечает своим братьям, после того, как они поняли, что перед ними сам живой Иосиф: «но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни» (Быт.45:5).

И еще из дневников Джони: «Порой жизнь так ко мне жестока, что хочется исчезнуть.Я не имею в виду мысли о самоубийстве. Но иногда бывают дни, когда я думаю: «Я написала несколько книг. Я смогла помочь другим. Господь, ты использовал мое инвалидное кресло. Моя жизнь повлияла на других людей. Может, я могу теперь идти домой? Пожалуйста, разреши мне уйти домой. Я так устала бороться с греховностью людей».Но Святой Дух снова и снова возвращает меня к Посланию Филиппийцам, где апостол Павел говорит: «Для меня жизнь — Христос, а смерть — приобретение… имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас».

  1. От негативного опыта всегда идти вперед. Вас предали и оставили? Бог вас не оставит, как Он не оставлял Иосифа. Ваш Бог тот же Бог, который вел Иосифа: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17). Ап. Павел пережил страшные испытания. Его жизнь была наполнена глубочайшими страданиями, но никто не мог забрать  него радость, никто не мог его остановить. Дьявол желает нас остановить, чтобы мы не продвигались в Боге. Сколько, думаю, было моментов, в которые Иосифу хотелось бы остановиться, чтобы плакать над своей судьбой, но он шел вперед с Богом. И все же об Иосифе постоянно говорится: «И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы» (Быт.39:21). А был Господь с Иосифом, потому что сам Иосиф был с Господом. Ап. Павел является для меня самым большим вдохновением, как нужно преодолевать проблемы. Этого человека ничего не могло остановиться, потому что он руководствовался главным принципом оптимиста, принципом доверяющего Богу: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил.3:13,14).
  2. Не просто помнить, что Бог с нами во всех обстоятельствах, но переживать Его присутствие, Быть с Ним даже в негативных обстоятельствах. Вы спросите, — как этого достигнуть? Во-первых, нужно знать на память несколько стихов о Божьем присутствии: «не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис.41:10). То же сказал Бог Ап. Петру, когда тот находился в тюрьме: «Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай. Эти стихи помогут сделать правильно первый шаг – взывать к Богу о его помощи и поддержке.  Во-вторых, нужно помнить, что Бог с нами во всех обстоятельствах. Когда юноши еврейские из-за верности Богу пошли в огонь. О чем говорится в книге пророка Даниила, то среди них появился еще некто, который ходил в огне: «А сии три мужа, Седрах, Мисах и Авденаго, упали в раскаленную огнем печь связанные. И ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа» (Дан.3:23,24); «Навуходоносор царь изумился, и поспешно встал, и сказал вельможам своим: не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Они в ответ сказали царю: истинно так, царь! На это он сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию» (Дан.3:91,92). Куда бы мы ни пошли с нами всегда Христос. Он, как пастух, следит за каждой своей овечкой и указывает путь истины и любви., ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе» (Деян.18:9,10). Именно об этом говорил Христос: «…Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф.28:20). Иосиф понял одну великую истину, все, что с нами не происходит, если причина не в нашем грехе, происходит по воле Божьей. Эта мысль делала Иосифа сильным и непоколебимым: «Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской» (Быт.45:8). Вот, что было сказано о Джони одним христианином, который работает с ней: «То, что вы слышите от Джонни – это настоящая Джонни, — сказал он ChristianPost. — Это женщина великой веры, которая провела 43 года в инвалидном кресле. Это не женщина, которая притворяется. Вы видите женщину, которая действительно искренне выражает свои глубокие и личные мысли и чувства, доверяет и верит в Бога, не стремится к показухе на людях, она действительно такая, как есть».«Это та, которую сформировал Бог за 43 года страданий и 43 года ее подчинения воле и призыву Божьему, — продолжает он. — Вы видите женщину, преданную Богу, говорящую – Господь, вот моя жизнь, возьми и используй ее. Я доверяю Тебе».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *