ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ ДЛЯ ХРИСТИАНИНА. КАК ПРАВИЛЬНО ОТНОСИТСЯ К ВОСКРЕСНОМУ ДНЮ

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

Возможно, в современном христианстве тема соблюдения воскресного дня может показаться несколько старомодной, однако, когда в воскресный день человек для себя решает работать или не работать, идти в церковь или пропустить Богослужение, ну хотя бы один раз в месяц, оставшись дома отдохнуть, тогда вновь поднимается вопросы, которым уже две тысячи лет, какое же должно быть отношение к воскресному дню? Вот перечень вопросов, на которые мы сегодня постараемся дать ответы: 1) Нужно ли христианину соблюдать воскресный день и что это значит? 2) Почему евреи соблюдали субботний день и как сегодня быть с этой Библейской заповедью? 3) Перешел ли субботний день на воскресный? 4) Можно ли работать в воскресный день? 5) Что делать с воскресным днем, если вторая половина или родители неверующие? Можно ли в таком случае не соблюдать воскресный день?

ЧАСТЬ 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СУББОТНЕГО ДНЯ

Бог дал еврейскому народу 613 заповедей, из них 10 самых важных, самых ключевых, которые еще называют моральным законом Творца. Серди этих заповедей особовыделим одну, непосредственно относящуюся к нашей теме: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:8-11). Из этой цитаты мы можем сделать три важных вывода:

1)       Субботний день Бог «благословил и освятил» (Быт. 2, 3). Бог просит, чтобы еврейским народом этот день святился, т.е. отделялся от обычных дней недели. Этот день Бог не только отделил от остальных дней, но и благословил. Получается, что этот день находится под особым Божьим благословение, или иначе, благословляется более обычных, а слово «благословение» означает Божью помощь.

2)       Как святить Бог объясняет, — нельзя было работать ни человеку ни домашним животным. Шесть дней Бог работал, а на седьмой почил, чтобы показать людям пример отношения к седьмому дню. Бог собой показывает, что седьмой день – это день покоя, день, когда не следует работать. Кроме того, этот день освящался тем, что еврейский народ собирался на Богослужение. Обратите внимание, что этот день должен был быть посвящен Богу: «шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу…» (Исх.31:15).

3)       Человек, который почитал субботний день, уподоблялся Богу, который почил в седьмой день. Конечно, у нас возникает вопрос, зачем Богу отдыхать, ведь понятно, что Бог не устает?«Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим» (Ис.40:28). Речь идет не об отдыхе Бога, а о том, что Бог создал свое творение и теперь это творение работало в совершенстве, потому что еще грех не вошел в мир. Богу оставалось только наслаждаться тем, как все прекрасно устроено. Это был период, в который уже создан был человек, в шестой день, и отношения между Богом и человеком были лишены суеты и греха. Таким образом, соблюдающий субботу, словно возвращается в те идеальные, правильные отношения с Богом, отношения наполненные покоем и миром.

4)       Суббота, как символ освобождения от рабства. «и помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор.5:15). Аналогия очевидна. Воскресный день – это день, в который верующие были освобождены от рабства греха. Но об этом мы поговорим позднее.

Отношение Бога к соблюдению субботнего дня было настолько строгим, что те люди, которые не соблюдали этот день, должны были погибнуть, причем от руки всего народа. Нарушителей субботы забрасывали камнями до смерти:«и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исх.31:14-17). Один такой эпизод описан в Ветхом Завете: «Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы; и привели его нашедшие его собирающим дрова к Моисею и Аарону и ко всему обществу; и посадили его под стражу, потому что не было еще определено, что должно с ним сделать. И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана» (Чис.15:32-35). Бог знал о свойстве суетности, которая, как болото, засасывает человека в самую пучину неверия и человек может захлебнуться этим самым неверием.

Пророки Ветхого Завета строго обличали за несоблюдение субботы. Один из самых интересных моментов, показывающих суетную упрямую сущность человека, описан в книге Неемии: «В те дни я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы и навьючивают ослов вином, виноградом, смоквами и всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим. И я строго выговорил им в тот же день, когда они продавали съестное. И Тиряне жили в Иудее и привозили рыбу и всякий товар и продавали в субботу жителям Иудеи и в Иерусалиме. И я сделал выговор знатнейшим из Иудеев и сказал им: зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний? Не так ли поступали отцы ваши, и за то Бог наш навел на нас и на город сей все это бедствие? А вы увеличиваете гнев Его на Израиля, оскверняя субботу. После сего, когда смеркалось у ворот Иерусалимских, перед субботою, я велел запирать двери и сказал, чтобы не отпирали их до утра после субботы. И слуг моих я ставил у ворот, чтобы никакая ноша не проходила в день субботний. И ночевали торговцы и продавцы всякого товара вне Иерусалима раз и два. Но я строго выговорил им и сказал им: зачем вы ночуете возле стены? Если сделаете это в другой раз, я наложу руку на вас. С того времени они не приходили в субботу» (Неем.13:15-21). 1й раз Неемия строго выговорил за нарушение субботы. Не подействовало. Затем Неемия приказывает запирать двери перед субботой для купцов. Но даже в этом случае торговцы оставались ночевать в надежде, «проскочить» в город, в субботний день с товаром для торговли.  И только строжайший выговор и угроза наложить руки помогли остановить нарушение субботнего дня.

ЧАСТЬ 2. ХРИСТОС И СУББОТА

Как известно, сам Христос исполнил весь закон: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф.5:17). А уже после того, как наш Господь исполнил закон, Он этот закон и отменил. Есть несколько мест, которые достаточно явно говорят об акте отмены закона Ветхого Завета: «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр.7:18,19). Соответственно отменена и заповедь о субботе. А вместо законов Ветхого Завета Иисус принес свои законы, свои заповеди. Христос учил о соблюдении заповедей, подчеркивая, что нужно соблюдать его заповеди: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоан.14:15). Но сам Христос, хотя и соблюдал субботу, но достаточно свободно к ней относился. То есть, когда была необходимость, он то срывал колосья, когда шел полями с учениками, то исцелял людей. Одно из обвинений против Христа, которое выдвигали фарисеи, касалось и субботы: «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоан.5:18).

ЧАСТЬ 3. ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕ И ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ

Уже с первых шагов молодая церковь Христова определилась, какой день будет днем покоя, что очевидно из цитат Нового Завета:

1)      Христос воскрес именно в воскресный день, а не в субботу. «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» (Матф.28:1).

2)      Христос являлся своим ученикам воскресшим именно в воскресный день, по крайней мере, несколько эпизодов, описывающих явление Христа, говорят именно о первом дне недели: «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!» (Иоан.20:26). Как пишет Проханов, родоначальник евангельских христиан: «Первое Его собрание с учениками произошло через неделю также в 1-й день недели (Иоан, 20. 26). Сошествие Духа Святого было через семь недель, также в 1-й  день недели  (Деян. 2. 1). Посчитайте, 7 недель это 49 дней, и считались эти дни от субботы. Получается, что действительно, сошествие Святого Духа было в воскресный день».

3)      Первые христиане продолжали собираться в воскресный день: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» (Деян.20:7). Как видим, причастие происходило в воскресный день, то есть в первый день недели.

4)      «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1Кор.16:2).  Ап. Павел говорит, что когда христиане, в первый день недели, идут на Богослужение и берут с собой деньги для пожертвования, пусть дома откладывают еще сумму для сбора дополнительной финансовой помощи верующим в Иерусалиме, которые остро нуждались в финансовой помощи.

5)      И наконец, Иоанн получил откровение (книга «Апокалипсис»), которое и записал для будущих поколений именно в день воскресный. «Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний» (Откр.1:10).

Приходилось слышать, что, якобы, христиане впали в язычество, когда вместо дня солнца, языческого праздника в Римской империи, император Константин назначил празднование седьмого дня, как дня воскресения Христа. Правда состоит в том, что не по постановлению императора Константина начали христиане праздновать воскресный день. Император узаконил уже практиковавшийся праздник христиан. Заметьте, что христианские праздники празднуются государством не потому, что государство эти праздники создало, а потому что оно лишь утвердило то, что уже праздновалось.

Вот, что известно из цитат отцов церкви об отношении первых христиан к воскресному дню:

ПЕРВЫЙ ВЕК. Апостол Варнава: «Мы и проводим в радости восьмой день, в который Иисус воскрес из мертвых» (Послание Варнавы, 15).

Послания свт. Игнатия Богоносца (ученика ап.Иоанна): «Жившие в древнем порядке вещей при­ступили к новому упованию, и уже не субботствуют, но наблю­дают в своей жизни день Господень, в который воссияла и наша жизнь через Него и через смерть Его» (Магнез., 9).

ВТОРОЙ ВЕК В «Дидахе» («Учении 12 апостолов») предписывается: «В день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши грехи свои, дабы чиста была ваша жертва» (Дидахе, 14). Климент Александрийский: «В день Господень он славит воскресение Гос­пода в нем самом» (Строматы 7, 12).

Подобно этому говорил и Святой Иоанн Златоуст современным ему Христианам: «Хвалю вас за ревность, ни в один Воскресный день вы не покидаете нас, но оставляя все, спешите в церковь, как на крыльях слетаетесь к слушанию слова Божия, предпочитая сие всему земному» («О покаянии.Беседа 3»).

Древняя история гласит: Гонитель Христиан царь Валент, узнавши, что в некоем месте в известный день соберется множество Христиан для Богослужения, приказал своему префекту всех их умертвить, но сострадательный префект упредил о сем Христиан, и что ж? Их собралось несравненно более обыкновеннаго! Когда префект отправился для исполнения бесчеловечнаго повеления своего царя, то встретил на пути, женщину с грудным ребенком, которая так поспешно вышла из дома, что даже забыла запереть его и одеться как бы следовало. На вопрос префекта куда она так спешит, истинная Христианка отвечала: «В собрание Христиан». «Но разве ты не знаешь, — возразил он, — что префект едет туда, дабы всех предать смерти? – «Знаю, — отвечала она, — а потому и спешу так, дабы и меня умертвили вместе с другими». «А дитя зачем несешь с собою?» – спросил изумленный префект, –«Дабы и оно сподобилось мученичества», – отвечала блаженная (RufinLib 2).

В день Воскресения, называвшийся в те времена днем солнца, по свидетельству Святого Иустина Мученика, и городские, и сельские жители, все единодушно собирались на славословие Божие, читали Пророчества, Святое Евангелие и послания Святых Апостол, говорились настоятелями поучения народу, по окончании же чтения молились, предлагался хлеб, вино и вода для подкрепления молящихся; по совершении же настоятелем благодарственных молитв народ единодушно возглашал Аминь (Иустин. 2. Апол.)

Что же сделали христиане первого периода? Они перенесли отношение к субботе на воскресный день. Зададимся одним из самых важных вопросов; должно ли переносить отношение к субботе на воскресный день? Если столько свидетельств из жизни первых христиан, то, как можно, относится иначе к воскресному дню, как с благоговением и трепетом? Утверждать, что суббота отменена и теперь все дни равны, было бы рискованно и легкомысленно. А теперь давайте проведем аналогию между понимаем субботы Ветхого Завета и воскресного дня Нового Завета

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ НОВЫЙ ЗАВЕТ
1 Соблюдать субботу, потому что Бог почил. А почил, потому что дела были совершенны и не было греха. Соблюдать воскресенье, потому что Бог воскрес. Мы словно возвращаемся к восстановлению совершенного, безгрешного мира, через воскресение Христа.
2 В этот день евреи освободились от рабства египетского. В этот день христиане освободились от рабства греха, через победу Христа над грехом и смертью воскресением
3 Евреи в этот день не работали, а собирались в храме. Христиане в этот день не работают, а посвящают воскресный день Господу собираясь в церкви.
4 Бог наказывал тех, кто не соблюдал субботу смертью. Бог не благословит тех, кто не посещает церковь в воскресный день и кто предается суете. Не почитание дня воскресного есть начало духовной смерти.
5 День покоя, день Богослужения. День духовного покоя. День служения Богу.

ЧАСТЬ 4. СОВРЕМЕННОЕ ХРИСТИАНСТВО И ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ

А что же с современными христианами? Они уже давно себя оправдали, дескать, нигде не сказано, что нужно соблюдать воскресный день. Соблюдение субботы и правило не работать в этот день – это все постановления Ветхого Завета, который прошел. А значит, мы можем в воскресный день работать, не всегда посещать церковь и вообще, воскресный день, как день. Некоторые утверждают, что теперь у нас все дни, как суббота, потому что мы с Богом, а сами суетятся и суетятся даже в воскресный день. Боюсь, что все эти аргументы звучат, как оправдание, звучат весьма неубедительно.

Для меня, первый период моего христианства, когда я жил в Чернигове в доме пастора, оказался очень важным. Я видел, какие традиции есть в благочестивых христианских семьях. Эта семья готовила еду, как бы сейчас это странным не показалось, в субботу, чтобы в воскресный день насладиться духовным. Это был день, в который проводили Богослужение, ездили по селам, где собирались верующие. А так же общались в кругу семьи, отдыхали.

А вот причины, по которым христиане не могут избавиться от суеты и святить воскресный день.

1)      Страх за материальное обеспечение. Неверие. Если я недоработаю, то моя семья умрет с голоду. Хорошо было бы вспомнить один эпизод, когда Бог учил доверять Ему. Евреи собирали манну еду в пустыне, которую Бог им подавал чудесным образом, но были предупреждены, что в субботний день собирать нельзя. «И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет; а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, поскольку собирают в прочие дни» (Исх.16:4,5). Бог, таким образом, воспитывал доверие: «И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра. Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, — и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей. И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло. В шестой же день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого. И пришли все начальники общества и донесли Моисею. И он сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра. И отложили то до утра, как повелел Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем» (Исх.16:19-24).

2)      Привычка к суете. Не так давно шел поздно домой и слышу разговор встретившихся двух знакомых мужчин. «Что ж ты так поздно?» «да только с работы» «А, вперед к инфаркту, бегом к инсульту». Я подумал о себе, потому что было около десяти часов вечера. Бог дает покой одного дня в неделю, чтобы мы могли, в том числе и отдохнуть физически и избавиться от суеты и освободиться от болезней. Воскресный день прерывает бесконечную цепочку суеты, позволяя периодически останавливаться и смотреть в небеса.

3)      Отсутствие страха Божьего. Конечно, если я не боюсь Бога, то я и не выделяю воскресный день, как день особый, не посвящаю его Богу. Что ж, иногда Богу приходится наказывать людей за работу в воскресный день, чтобы они поняли, и посвящали воскресенье служению Господу.

Бог не благословит за презрение к воскресному дню: «Так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими, и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь никакою работою, но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим, которые впрочем не послушались и не приклонили уха своего, но сделались жестоковыйными, чтобы не слушать и не принимать наставления» (Иер.17:21-23). Мало того, что Бог не благословит такого верующего, еще и у самого пренебрегающего воскресным днем ожесточается сердце. Скажу определенно из своего пасторского опыта, первые три сигнала падения человека: 1) Отсутствие чтения Библии; 2) Отсутствие молитвы; 3) Не почтительное отношение к воскресному дню и не посещение Богослужения.

Кстати, нередко спрашивают, как быть если родственники неверующие и предполагается, что работа в воскресный день? Когда я стал верующим, сразу же объявил родителям, что не буду ездить по воскресным дням на дачу им помогать. А как же, ты христианин, собираешься почитать родителей? На это я ответил, что могу ездить только по субботам. Вначале выражали гнев, а затем планировали время поездок на дачу так, чтобы я мог помогать по субботам. Проявляйте принципиальность и не идите на компромиссы.

КАК ПРАКТИЧЕСКИ ПРОВЕСТИ ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ

1)    В субботу приготовьтесь к воскресному дню. Если нужно сварите еду, приготовтье одежду с учетом, что Богослужение начинается в 10 утра.

2)    Молитва. Короткое чтение Библии.

3)    Если есть причастие можно и попоститься.

4)    Помолились за Богослужение, чтобы получить духовную пищу.

5)    Наметьте, к кому сходить после служения. Идеально, если вы посетите, кого -нибудь из знакомых и в конце пригласите на Богослужение в следующее воскресенье.

 

ВОПРОСЫ: 1) Что значит, благословил Бог и освятил субботу? 2) Как нужно было святить субботу? 3) Как человек, который святил субботу уподоблялся Богу, точнее в чем и чем? 4) Почему Бог так строго наказывал за несоблюдение субботы? 5) Что показал пример с Неемией? 6) Как доказать, что заповеди Божьи Ветхого Завета отменены? 7) Отменено ли почитание субботы? 8) Как доказать, что христиане сместили празднование субботнего дня на воскресный? 9) Почему некоторые христиане бояться воскресный день посвятить Богу и не суетиться? 10) Как следует провести воскресный день? 11) Что делать, если неверующие родственники ожидают, что в воскресенье вы не пойдете в церковь и будите с ними? 12) Что же делать с огородом летом, который нуждается в ухаживании и в воскресный день?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *