КАК В СПОРЕ, ОСОБЕННО О ПОЛИТИКЕ, ОСТАВАТЬСЯ ХРИСТИАНИНОМ. НЕТ СЛОВЕСНОЙ ВОЙНЕ!

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

СПОРМне достаточно часто приходится слышать жалобы мужей христиан как им сложно вести диалог с женами, когда мнения расходятся по любой проблеме, будь то бытовые вопросы или Библия. Пока мнения совпадают все прекрасно, как только мнения расходятся, супруги становятся солдатами по разные стороны баррикад. Такое обострение эмоций, в спорах, происходит далеко не только между супругами, но и между друзьями, родственниками, знакомыми. Как любит говорить один мне близкий человек, — ничто так не отдаляет людей, как разница в мировоззрении. Особенно эта проблема становится острой во времена, когда все общество напряжено и пристально следит за международным конфликтом. Нет, мы не будем освящать политические вопросы, потому что церковь над политикой, хотя христиане и должны давать свое суждение и оценку происходящим событиям, но у этой темы другая цель. Важно разобраться с ключевым вопросом, — как оставаться христианином, когда ведешь дискуссию, и когда становишься злым и раздражительным от того, что твой оппонент придерживается принципиально другой точки зрения? А самое печальное, когда оппоненты самые близкие и дорогие нам люди. В этой теме мы постараемся ответить так же на следующие вопросы: 1) Приходилось ли спорить библейским героям и как они это делали? 2) Зачем мы спорим? 3) Есть в этом какой-то смысл? 4) Какие обычно духовные проблемы мы переживаем во время спора? 4) Как спорить по христиански?

ГЛАВА 1. БИБЛЕЙСКИЕ ГЕРОИ В СПОРЕ

Праотец еврейского народа и его племянник Лот обнаруживают, что пастбища для них тесны. «И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле» (Быт.13:5-7). Как видите между ними произошел спор. В Библии, как в жизни, многим героям, приходилось спорить, доказывать свою правоту. И нам, конечно же, интересно посмотреть, как люди, знающие Бога, занимались столь сложной темой, как споры. Посмотрим на Стефана, первого мученика, дьякона ранней церкви. «А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» (Деян.6:8-10). Дьякон и миссионер Стефан, вступает в активный спор с противниками Христа, доказывая истинность учения Спасителя.

То же происходило и с выдающимся Апостолом. Павел спорил, например, с иудеями: «А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос» (Деян.9:22).

Так же спорил и новообращенный христианин Аполлос: «Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос» (Деян.18:26-28).

Представление, что христиане не имеют права спорить, таким образом, мы перечеркиваем. Спорили, но смотря как, смотря на какую тему и с каким мотивом? Вот об этом мы и поговорим.

ГЛАВА 2. ЗАЧЕМ МЫ СПОРИМ? ПРИЧИНЫ, ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА

Вы когда нибудь задумывались над вопросом, а зачем мы вообще спорим? О чем имеет смысл спорить, а о чем нет? Есть несколько причин, которые заставляют нас спорить.

1) Хотим избавить человека от заблуждения. Когда христианская семья Акилла и Прискилла, служение которых описано в книге Деяния Апостолов, услышали, как проповедует, недавно обращенный в веру, Аполлос, допуская ошибки и неточности, супруги ему точнее объяснили: «Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень» (Деян.18:26). Это, пожалуй, единственно правильная мотивация. Весь вопрос в том, в какой упаковке мы подаем эту правду. Проблема в том, что неправильной формой подачи мы можем и истину перечеркнуть. Вспоминается реальная история о маленьком мальчике из верующей семьи, который пришел домой и, не без гордости, сообщил своим родителям, что только что, в песочнице, он дал другому мальчику в глаз, потому что тот сказал что-то плохое о Боге. Каково же было удивление мальчугана, когда его начали ругать родители, ведь он же стоял за истину? Хороший мотив для спора, помочь человеку избавиться от заблуждения. Весь вопрос, как мы это делаем?

2) Хотим доказать, во что бы то ни стало, свою правоту. Нам сложно оказаться проигравшим, потому что в таком случае мы унижаемся, мы, получается, глупее чем победивший в споре. Гордость этого не терпит. Люди, иногда, готовы и жизнь свою отдать только, чтобы не быть проигравшим. Мне рассказывали, что на одном мраморном надгробии была выгравирована надпись «Он был прав!». Вот, что говорит Библия по этому поводу: «От высокомерия происходит раздор, а у советующихся – мудрость» (Прит.13:10). Я представляю, что бы было если бы Авраам доказывал Лоту, что он, как более старший, имеет права первым выбирать землю. Была бы ссора, скандал.

3) Азарт. Азарт можно объяснить, как страсть, сильные эмоции, которые возникают при увлеченности человека. С азартом ассоциируются люди, прежде всего, играющие, в карты, в игры, особенно если речь идет о компьютерных играх. Но азарт очень присущ и процессу спора. Можно очень просто определить, когда собеседник или вы сами находитесь в состоянии азарта в споре, — это когда уже не в моготу молчать, спокойно выслушивать собеседника и мы начинаем перебивать. Самое интересное, когда вы отвечаете на вопросы собеседника, а он, это видно по его глазам, думает над своими аргументами, и вдруг на вашем полуслове, начинает перебивать и говорить свое. Еще одно определение азарта, когда совесть и духовный разум подсказывают, что этот спор не нужен, это не принципиальные мелочи, а вы все равно, уже, не владея собой, продолжаете битв до конца. «тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения» (1Тим.6:4). Интересное слово поставлено перед «страстью» — «заражен». Слово «заражен» переводится, как болеть. Получается, что человек любящий спорить, спорящий и не могущий остановиться заболел, или как говорит один мой знакомый, приболел.

ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ ВХОЖДЕНИЯ СПОРА В ФАЗУ АЗАРТА

Человека, воспаленного спором, можно сравнить с процессом нагревания сковородки. Вначале она еле тепленькая, но огонь ее подогревает. Затем сковородка накаляется, а уж затее, в свою очередь, она начинает гореть и все тесто, которое сейчас на сковородочке, соответственно пригорает. Так же и со спорщиком. Нагревается, накаляется и начинает дымить, гореть. У горящего в споре краснеет лицо, глаза становятся шире, повышается эмоциональная амплитуда. И другие проявления, показывающие накал страстей.

ГЛАВА 4. ЛЮБОВЬ ИЛИ ПРАВДА?

1) Борьба за правду. В пылу битв за правду мы забываем, что истина это любовь. Бог себя характеризует, как Бог любви: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Иоан.4:8). Отстаивая вторичные вещи мы теряем самое важное. Особенно сейчас, когда Украина переживает сложные времена, люди самым жестким образом спорят между собой, да так спорят, что перестают разговаривать с родственниками и знакомыми, которые не разделяют их взглядов, начинают ненавидеть самых близких людей. Вот эта самая ненависть становится большим забором между людьми. Справедливость должна уступить место любви, а правильность информации истине.

2) Борьба за собственный эгоизм. «И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники» (Быт.13:7,8). Авраам, гораздо старше. Лот является его племянником, который своему дяде обязан многим. Но, тем не менее, он не собирается уступать. Лот думает только о себе, о своих выгодах и желаниях и вот за свои привилегии, за материальное Лот готов ничего не уступать своему родственнику, которому он обязан и своей жизнью. Хотя Лот и не спорит, но спорят его пастухи, а он не препятствует им, а скорее поддерживает. Так, нередко, спорщиками правит эгоизм.

ГЛАВА 5. КАК НЕЛЬЗЯ СПОРИТЬ?

1) Грубая интонация. Интонация настолько важна, что из-за неправильной интонации вас могут не услышать, могут закрыться или же ваша агрессивная интонация может разрушить весь диалог. Интонация может унизить, оскорбить человека. А ведь у христиан все должно быть с любовью. «будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим.12:10). Так же Слово Божье предупреждает нас, в этой же цитате, что следует вести диалог уважительно т.е. почтительно разговаривать со всеми.

2) Грубые слова. Все начинается очень мило, мы любезно ведем дискуссию. Затем, начинается разговор на повышенных тонах, но спорщик еще сдерживается. А уж потом и срываемся и начинаем использовать грубые слова. Типичные всплески, в стиле: «Как же ты не понимаешь?», «Ты говоришь все глупо!» Есть очень интересное место, которое показывает, что даже Ангел, споря с дьяволом, не смеет использовать грубые слова: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»» (Иуд.1:9).

3) Гнев и крик. Все мы помним, что Библия запрещает , как кричать так и раздражаться. А это, нужно заметить, две родные сестры: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф.4:31). Вы знаете, что раздражение и крик вещи заразные? Как правило, если сами, в споре повышаете голос, то вы, сразу же, пытаетесь заразить таким же нервозным настроением и вашего собеседника.

ГЛАВА 6. ПОСЛЕДСТВИЯ СПОРОВ

1)        Самое страшное последствие спора – это его крайне негативное влияние на наше спасение: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал.5: 19 — 21). Во-первых, обратите внимание, в этой цитате, указано, как минимум, 5 слов, описывающих негативные последствия: 1) Вражда; 2) Ссоры, 3) Гнев; 4) Распри; 5) Разногласия. И вот уже отсюда, из этого комка греховной грязи, накипи, которая образуется во время споров, проистекает все последующие последствия.

2)        Не хочется видеть человека. Как правило, после таких споров, как то глаза, сами по себе, отворачиваются от того, кто вел с тобой словесную войну. Внутри происходит какой-то надлом и тебе уже просто не хочется видеть этого человека. Это естественная реакция нашей греховной природы.

3)        Остается осадок горечи. Самые неприятные ощущения. Как говорит Библия — огорчения. И это огорчение строит забор между людьми, разрушая святую любовь.

4)        Обида, за то, что с тобой не согласны, подбирается и вползает, как коварный змей, причем вползает очень глубоко.

5)        Спор противоположен назиданию. Разрушает веру ближнего. Если назидание укрепляет душу, в ее стремлении к Богу, укрепляет веру, то спор, который сеет огорчение и распри, не угоден Богу. проблема в том, что спор производит противоположное назиданию – упадок веры и отношений с Богом, а так же не любовь к ближнему: «и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере» (1Тим.1:4).

6)        Споры расшатывают нашу нервную систему. Встречаешь человека пожилого, у которого трусятся руки, а они у него трусятся, потому что всю жизнь раздражался, злился, спорил и в спорах всех оскорблял.

7)        Оскорбление Духа Святого, Божьего присутствия в нас, через злобу и раздражение. «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф.4:30,31).

ГЛАВА 7. В КАКИХ СЛУЧАЯХ НЕ СЛЕДУЕТ СПОРИТЬ?

1)        Споров, в принципе, следует избегать, насколько это возможно: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1Кор.11:16). Если спор можно избежать, то лучше избежать. Но более высокий уровень – вести спор, но доброжелательно и с любовью. «Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» (1Фесс.5:21,22). Бросайте спор, если он ведет к огорчению и злости. Вы спросите, как же выяснять позицию, как же разобраться кто прав, а кто нет? Хороший и правильный вопрос. Ответим позже. «Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны» (Тит.3:9).

2)        Когда оппонент агрессивно настроен, или когда хочет вас подловить, уличить. То есть, создается провокация. Обратите внимание, как Христос ведет дискуссию, в подобных ситуациях: «Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал» (Матф.27:11,12). Спаситель, отвергает спор, понимая провокационный настрой стороны задающей вопросы и молчит, в таких случаях.

3)        Когда тот, с кем вы спорите, не слышит ваших аргументов и не хочет слушать. Часто в споре людям важно высказать только свои взгляды. Им совсем не интересно слушать ваши аргументы. Кажется, это очень ярко проявляется в беседах со свидетелями Иеговы. Они говорят только свое, а ваши аргументы их не интересуют.

4)        Когда спор идет о вторичных вещах. Но вы спросите, получается, что о важных вещах нужно спорить? Пока человек вас слушает и задает вопросы, и готов продолжать выслушивать ваши аргументы, продолжайте. Так поступал дьякон Стефан. С ним жестко спорили, но слушали его аргументы.

5)        Если речь идет о мнениях. Если человек не хочет слушать и вести спокойно себя, тогда не следует спорить, тем более если разговор идет о мнениях: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях» (Рим.14:1). Высказали несколько раз весомые, серьезные аргументы, человек не принимает. Важно, чтобы вы понимали позицию соперника в споре. Вы его должны хорошо, очень хорошо понимать. И только тогда, когда человек с вами принципиально не согласен, тогда оставляйте его Богу. Например, с еретиками так и следует поступать: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит.3:10).

6)        Споры о совсем не нужных темах. Можно спорить о том, какая певица лучше поет, какой хлеб вкуснее, какая кастрюля удобней или в какой день было это событие, в понедельник или во вторник? Но христианин, мудрый от Бога человек, не будет растрачивать себя и себя же раздражать пустыми спорами: «Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких» (1Тим.6:5).

7)        И наконец, когда спор, явно ведет к ссоре. Интересно проанализировать обращение Павла к Коринфским христианам, которых Апостол упрекает за то, что они спорят: «…если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1Кор.3:3). В данном стихе слово «спор» переводится, как распря, раздор. Если спор превращается в распри, приводит к ссоре, тогда спорщики «сползают» с духовного уровня на уровень плоти, то ест на уровень греха.

ГЛАВА 8. КАК СПОРИТЬ ПО ХРИСТИАНСКИ?

1) С любовью. И это в первую очередь. Никакой спор не стоит того, чтобы оскорблять, обижать, унижать ближнего. И помните, унижая другого, мы унижаем себя в Божьих глазах. Важная мысль! Собираясь спорить – вы идете не на войну, а лишь делитесь аргументами и взглядами по какой-то одной теме, которая интересна двум собеседникам.

2) С уважительностью к оппоненту. Разве если человек не прав, можно его за это не уважать? Конечно, если человек грешит, совершает подлые поступки, мы его, как христиане, будем продолжать любить. Но вот установка должна быть на уважительное выслушивание аргументов. Библия дает нам заповедь: «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил.2:3). Очень интересное слово «любопрение» переводится с языка оригинала, как раздор, распря, интрига. Более точно это любовь к распрям и раздорам. Есть категория людей, которые очень любят спорить. Думаю, что у таких людей есть серьезные проблемы. Если человеку, во что бы то ни стало, нужно всегда побеждать в спорах, то боюсь, у него очень заниженная самооценка. Вот именно к таким людям относится второе слово приведенной цитаты «тщеславие». Вот что бы то ни стало нужно себя показывать выше других, подчеркнуть свое превосходство. А зачем? Он не может переносить своего поражения. Тогда, как человек, свободный, христианин не забывающий, что его любит Бог, совершенно спокойно может признать свою неправоту. А чего ему переживать, ну ошибся человек, разве от этого он становится хуже? Да скорее даже луче, если умеет признать свою неправоту.

3) Умейте признать свои ошибки и не правоту. Вы от этого только выиграете. Нередко спор не может закончиться ничем, потому что никто из спорщиков не хочет признать ошибочность своих взглядов. Вам не нужно делать из себя всезнающего интеллектуала. Я часто вспоминаю пастора из Чернигова, который на вопросы мальчика, несколько месяцев тому назад только покаявшегося, мог, честно, мужественно и мудро, сказать, что не знает ответы на поставленные вопросы. Библия по этому поводу так же говорит: «Ибо мы отчасти знаем…» (1Кор.13:9). Скорее всего, в споре, вам покажут ошибки, если ваши аргументы будут неубедительными или неправильными. И тогда, признайте свою неправоту: «Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым» (Прит.19:20).

4) Определитесь, о чем вы спорите? Обозначьте тему спора. Сфокусируйтесь на теме. Нередко, где-то в середине спора все стороны уже забывают, о чем шла речь, спускаясь на уровень мелких споров по тысячи спорных вопросов.

5) Приводите аргументы, а не эмоции. Скажите, какие аргументы в репликах: «Как же ты не понимаешь?», «Вы, что там все сума сошли?»? Это лишь эмоциональные выкрики. Проблема в том, что эмоции выплескивать гораздо проще, чем приводить аргументы. Спор, еще раз повторим, это не выброс эмоций, а способ поделиться различными точками зрениями. Выслушать позицию собеседника и высказать свою и все для того, чтобы лучше и более глубоко понять суть проблемы, о которой идет спор. Библия, описывая спор Ап. Павла с иудеями, использует слово — «убеждать». «Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов» (Деян.18:4). А убеждать можно не эмоциями, а аргументами.

6) Не спешите с выводами, но выслушайте все приводимые  аргументы до конца, стараясь не перебивать. Выслушивайте точку зрения собеседника. Не перебивайте. «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак.1:19). Бойтесь делать выводы, не выслушав до конца. У вас будет опасность все неправильно понимать, сделать неправильно выводы. И, в конце концов, наделать ошибки, за которые вам потом будет стыдно.

7) Твердость и спокойствие. Ведите диалог беспристрастно, не эмоционально, насколько это возможно. Не подключайте эмоции негативные. Они будут в вас входить и это неизбежно. Все, что мы ни говорим, как правило, соединено с эмоциями. Они всегда параллельно высказанному слову. Старайтесь их сдерживать, как сдерживают солдаты, защищающие родину, натиск врага. Ваша родина царство Божье. Не позволяйте врагу его завоевать, разрушить, вас же уничтожить вашим же оружием. Внутренне, не забывайте, молиться. Помните, что вы входите в зону повышенной опасности. Спор нередко это яд, который способен разрушить все доброе по отношению к человеку. Не забывайте, что одно из проявлений присутствия Духа Святого в человеке: «Плод же духа: любовь… воздержание…» (Гал.5:22,23).

8) Ведите спор, с корректностью и любовью, с учетом, что мы можем и не убедить человека. Вы не должны расстраиваться. Христос, как известно, не смог всех убедить. Так же происходило и с самым великим миссионером вех времен и народов. Ап. Павлом, когда он спорил с Фестом, прокуратором Иудеи: «Когда он так защищался, Фест громким голосом сказал: безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия. Нет, достопочтенный Фест, сказал он, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла. Ибо знает об этом царь, перед которым и говорю смело. Я отнюдь не верю, чтобы от него было что-нибудь из сего скрыто; ибо это не в углу происходило. Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь. Агриппа сказал Павлу: ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином. Павел сказал: молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз» (Деян.26:24-29). Обратите внимание, Павел спокоен, не выходит из себя, не оскорбляет Феста. Он доказывает истину, не входя на территорию греха.

   Нам следует помнить, что споры могут нас сами привести к ожесточению сердца и к погибели. Бог, оказывается, и для меня это было большим открытием, ненавидит споры, которые ведут к раздорам. «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную…лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» (Прит.6: 16,17,19). Слово «раздор» переводится, в том числе и как спор.

   Желаю всем спорить, доказывать свою позицию сугубо в рамках христианства, не теряя мир с Богом, Его благодать и присутствие Духа Святого. Да благословит вас Господь признавать с легкостью свою неправоту, и всегда проявлять любовь к ближнему, даже если он оппонент в споре. Пусть спор никогда вам не заслонит величие и славу Иисуса Христа.

ВОПРОСЫ: 1) Может ли христианин спорить? Спорили ли библейские герои? 2) Назовите три главные причины, почему мы спорим? 3) Было ли у вас такое, чтобы вы спорили за правду и при этом начинали не любить человека, раздражаться? Как вы выходили из такого положения? 4) Перечислите все пункты, как нельзя спорить? Какие из этих пунктов вы часто допускаете и как намерены с этим бороться? 5) Какие последствия споров, негативные? Как вы негативные последствия испытывали на себе? 6) В каких случаях не следует спорить? Расскажите о своем опыте, как вы спорили, понимая, что спорить не нужно? 7) Как спорить по христиански? Подробней, с этого места, о вашем опыте христианских споров, что получается, а что нет? 8) Что вы открыли для себя и над чем собираетесь работать и каким образом?

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *