КАК ВЕСТИ СЕБЯ ХРИСТИАНИНУ В ОБЩЕСТВЕ. ХРИСТИАНСКИЙ ЭТИКЕТ. ЧАСТЬ 2.

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

«Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» (Сервантес)

«Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками» (2Кор.3:2).

И снова мы говорим об этикете, о том, как христианин себя ведет. Вновь мы говорим о том, что главный мотив христианского поведения – не просто выглядеть прилично, чтобы о тебе хорошо подумали. Главный мотив выражен в важнейшей заповеди охватывающей все остальные: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф.22:36-39). Помните, знаменитый гимн любви из 1го послания Коринфянам (1 Кор. 13. 4 – 7)? В нем говорится о многих аспектах любви, в том числе и о том, что « любовь все переносит», и еще более важно: «не ищет своего». Если хотите, этикет – это исполнение заповеди служения другим в мелочах, в деталях, в повседневности.

   Есть письма, которые предназначены только для одного человека, читать такие письма, ктсати об этикете, не прилично. А есть письма, которые носят публичный характер, для всех. Например, послание для всех – это Евангелие. Мы христиане являемся открытым письмом, которое все читают. «Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками» (2Кор.3:2). Причем письмо пишется не чернилами, как говорит Библия, но Дух Божий пишет это письмо в нашем сердце. «вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2Кор.3:3). Письмо – это как мы вяглядим, что делаем, как говорим, как себя ведем, когда нас никто не видит и не знает. Как только мы приняли Христа мы сразу еж становимся его письмом, которое читают все. И еще несколько цитат, которые связаны с этикетом (поведением): «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф.5:3); «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол.3:23); «чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались» (1Фесс.4:12); «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1Иоан.2:6).

ГЛАВА 1. ЕДЕМ В ГОСТИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Нельзя вести себя агрессивно. Библия, передавая Божественную мудрость, учит нас насколько сильно влияние окружающих нас людей. «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33) Уже не говоря о том, что окружающий мир постоянно диктует нам свои условия и модели поведения, черед кино, передачи и просто рассказы людей с оценкой, как справедливо поступать, мы подвергаемся таким атакам постоянно и наш разум начинает принимать эту ложь, как свою. Агрессия заразительна и нам чаще хочется отвечать так же агрессивно, при этом мы оправдываем себя тем, что хама нужно поставить на место, иначе он другим будем причинять такие же неудобства, как и нам сейчас. И все же Библия говорит о другой модели поведения. Однажды, мы со вторым пастором, выезжали из моего двора, и на встречу нам автобус. Водитель притормозил и в этот же момент мне позвонила жена, чтобы сообщить что мы забыли взять что-то важное. Пока я две минуты разговаривал по телефону водитель автобуса рассвирепел, выскочил и начал ругаться и кричать, что он тут остановился и никуда не поедет дальше, а мы, как хотим так дальше и поедем. Во мне поднялся адреналин, но Дух Святой напоминал, что нужно искать мира: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:18). А значит, каждый из нас должен сделать все возможное, чтобы найти этот мир. Я обратился к водителю с просьбой, во-первых, не кричать, а во-вторых, смягчая его гнев, напомнил, что все мы люди и с каждым может быть такая ситуация. Он немного подобрел и отъехал. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матф.5:9) Не поднимайте скандалов, ищите мира, тем более, что Христос вообще учил подставлять щеку»: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую…» (Лук.6:29) Противостаньте агрессии вокруг нас и несите мир Христов.

Нужно уступать место женщинам, детям и инвалидам. Сегодня, увы, это уже большая редкость, чтобы мужчина уступал место женщине. Уступить место – это все из той же серии, угождать себе или угождать ближнему, который более нуждается. Почему нужно уступать место детям, женщинам? Потому что они Бог их сделал физически более слабыми, а значит: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим.15:1,2) Это относится, как к духовной силе, так и к физической. Помню, однажды, я не уступил место женщине в маршрутке. То ли плохо себя чувствовал, то ли так себя оправдывал. Совесть сильно мучила. А на следующий день, один брат из церкви меня подвозил и вдруг спрашивает: «А это нормально, когда служитель церкви не уступает место женщине в маршрутке?»  Мне показалось, что в меня вонзили одновременно несколько ножей сразу. Я настолько растерялся, что слово не мог вымолвить. А брат сказал и сразу начал говорить о другом даже не ожидая ответа. Через несколько недель я, опять встретившись с братом, спросил, — кого он имел ввиду? Он ответил, что видел христианина из другой церкви, но я то понял, что Бог проговаривал прямо ко мне.
Нужно быть везде вежливым и тактичным. Христос учит нас, что все тайное становится явным: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным…» (Мар.4:22) Жена однажды рассказала, как она ехала в маршрутке и увидела служителя прославления из другой церкви, которому передавали деньги, а он начал хамить и возмущаться. Жена находилась под большим впечатлением, а главное мы извлекли урок, как нужно всегда себя вести. Ап. Павел пишет: «Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми» (Деян.24:16).

Мне вспомнился еще один любопытный эпизод, на тему, как вести себя в общественном транспорте. Знакомая христианка поведала историю, как один брат зашел на переднюю дверь автобуса и увидел вошедшую на заднюю дверь сестру из его же церкви. Обрадовавшись, он крикнул на весь автобус: «Сестра, как твое духовное состояние!»

ГЛАВА 2. ПРИХОД В ГОСТИ

Когда мы идем в гости нужно помнить несколько правил и в гостях являть свет Христов:

Позвоните заранее и договоритесь о том, когда можно прийти. Не тактично приходить без предупреждения, разве что в особых случаях. Для хозяйки дома, самая большая трагедия, если кто-то застанет ее квартиру не убранной. Женщинам кажется, что отношением к ним обусловлено чистотой в квартире. Кроме того, у людей могут быть гости, люди могут болеть и вообще, им может быть не до вас. Это так же проявление любви к ближнему. Когда я болею, и ко мне приходят гости и сидят у меня час, это сложновато. Одна христианка рассказывала как ее заболевшую, в совершенно разбитом состоянии, пришла проведать подруга и через 15 минут своего пребывания у больного человека заметила: «Ой, у тебя так хорошо. Посижу еще пару часиков, хоть от своего мужа отдохну». Это пример, когда человек не думает о другом. Если мы, как христиане, призваны всегда являть любовь, значит, мы всегда должны думать о ближнем.
Не ходите слишком часто в гости и не будьте слишком долго. «Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя» (Прит.25:17).  Мудрый человек знает, что значит всему свое время. А чтобы это было правильно, нужно перед тем, как вы идете в гости помолиться, чтобы Бог подсказывал. У меня есть брат во Христе с хорошим чувством юмора, он когда заходит к нам в дом говорит: «Не переживайте, я буквально на 2 часа». Кстати – мудрая цитатат из книги притч относится и к телефонным разговорам. Есть люди, которые любят звонить несколько раз в день: «Ну, что ты покушала? А что ты кушала? А на обед, что планируешь готовить?» Нужно интересоваться есть ли у человека время для таких содержательных разговоров.
Когда приходите в гости, старайтесь что — нибудь принести.  В народе это называется гостинец. Тем более если в семье дети. Таким образом, вы проявляете уважение и внимание. И не думайте, как часто думают на Украине. А что ему нести у него все есть. Я всегда восхищался многодетной  семьей Полтавцевых. Едут к нам в гости, обязательно везут немного молочка, немного овощей. Таким людям особенно хочется помогать и делать добро. «Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу» (Фил.4:17).
Как приветствоваться. Христос учил учеников своих поступать по духовному, христианскому этикету. Он даже учил, что нужно говорить, когда заходишь в дом: «а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему» (Матф.10:12). Иногда, особенно к молодым христианам заходишь в дом и говоришь: «Мир дому вашему» А в ответ, слышишь: «Здрасьте». Хозяева дома отвечают: «С миром принимаем». И тогда понятно, что нас в любом случае принимают.

ГЛАВА 3. ОБЩЕНИЕ В ГОСТЯХ

Итак, началась беседа. Есть много нюансов и в том, как христианину следует общаться, чтобы и в этом деле являть любовь Христа и внимание к собеседнику.

Говорите по сути и без лишних деталей. «Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере» (1Тим.1:3,4). Иногда, мне кажется, что христиане в беседах часто занимаются баснями и ненужными деталями. Например, собеседник начинает вспоминать: «это было в 83м году, нет в 84, нет все же в 83. А месяц? Да вспомню месяц, январь кажется?» Вам интересно, в каком месяце, какого года это было? Думаю, что это может быть интересно только историкам, изучающим детально вашу биографию. Мне всегда немножко странны такие усилия вспоминания дня, часа , месяца и года. Так же, не следует свой рассказ перегружать ненужными деталями. Некоторые люди начинают свой рассказ с того, что вначале они поздоровались с тем, о ком рассказывают. Не тактично утомлять собеседника. Можно без труда определить, что человеку, который вас слушает становится не интересно. Он то ли будет смотреть на часы, то ли будет смотреть по сторонам. В его глазах будет полное отсутствие интереса к вашему нудному и неинтересному, для него, рассказу. Только вслушайтесь, как Иисуса Христос лаконично и по сути всегда говорит. Стремимся и в этом подражать учителю.
Не увлекайтесь мемуарами. «Эх помню по молодости …» Это невоздержание увлекаться тем, что не интересно другому: «Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен» (Прит.17:27).
Не перебивайте разговаривающих. Вот то, что нередко происходит после Богослужения: стоят двое разговаривают, тут без всякого такта подходит третий, становится между двумя разговаривающими и начинает, всех перебивая, говорить свое. Люди с удивлением должны терпеть вторжение. Удивительно, как часто люди не думают о любви к ближнему. В такой ситуации нужно постоять и подождать пока не закончится разговор и только потом обратиться или же корректно, попросив прощение, предупредить, что только на 1 минуту и только тогда говорить.
Не унижайте собеседника. Не говорите собеседнику: «Это бред! Глупая идея! Ну и тупо!» Кстати, когда вы переглядываетесь, улыбаетесь и шепчитесь – это так же неприлично, и может заставить человека думать, что вы смеетесь над ним, а это унижение. А вы бы хотели, чтобы с вами так поступали? Чтобы было если бы каждый христианин постоянно повторял золотое правило Евангелия: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф.7:12).
Не произносите грубые слова. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф.12:36,37). В переводе с греческого в выражении «праздное слово» речь идет о словах не обдуманных, которые могут ранить. «Дурачки», «блин», «елки – палки» и прочее. Старайтесь избегать подобного, чтобы речь ваша была чистой. Греческий философ и математик Пифагор сказал: «Лучше бросить наугад камень, чем высказать случайное слово». Как только произнесено ранящее или порочащее слово, его уже ничем нельзя вернуть назад, и оно причинит ущерб, куда бы оно ни попало. Однажды к древнегреческому философу Сократу (470-399 гг. до н.э.) прибежал взволнованный человек и попытался что-то ему рассказать: – Сократ, я хочу тебе рассказать, как один друг… – Подожди, подожди! – прервал его мудрец. – Ответь мне сначала на вопрос: просеял ли ты то, что хочешь рассказать мне, через три сита? – Какие ещё три сита? – удивился мужчина.
– Позволь мне объяснить тебе: попытайся сначала пропустить свой рассказ через три сита. Если он просеется, тогда расскажешь мне. Первое – это сито правды. Правда ли то, что ты хочешь мне рассказать? – Не знаю… – с сомнением в голосе сказал посетитель. – Я слышал это от других… – Но тогда ты, должно быть, просеял твой рассказ через второе сито! – продолжал Сократ. – Это сито доброты. Действительно ли то, что ты хочешь мне сказать, – это нечто доброе, созидающее? – Нет, не думаю, – честно признался собеседник. – Но… Мудрец снова остановил его: – Тогда возьмём ещё третье сито и поставим вопрос: так ли уж необходимо, чтобы ты сказал мне то, с чем ты пришёл? – Нет в этом необходимости… – Значит, – улыбнулся Сократ, – если в этом нет ни правды, ни доброты, ни необходимости, то оставим это! Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя.

ГЛАВА 4. СЛОЖНЫЙ ВЫБОР. МЫ В ГОСТЯХ

Больше всего меня из 2х лет в армии поразили даже не физические перегрузки, а то, как люди из-за куска мяса предавали дружбу. Мои же земляки, стоило мне остаться на дежурство и прийти в столовую позже, не оставляли ничего. Голодай друг, потому что нам нужен твой «лишний» кусочек! Иногда такое же я наблюдаю в жизни христиан. Чем — то угощают и некоторые берут по принципу, кто первый тому и все достанется. Если бы у вас на подносе было два яблока, одно большое, а другое маленькое, какое бы вы выбрали? Авраам, однажды предложил своему племяннику такой выбор: «не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево» (Быт.13:9). Уважаемый, мудрый человек в возрасте дает право выбора лучшего своему племяннику. И что интересно, Бог благословил именно Авраама и вас благословит, когда вы даете лучшее. Помню, как в Дании, делегация служителей попала в мэрию на шведский стол. Украинцы так быстро все смели, что представитель мэрии подошел к нашей делегации, с удивленными глазами, чтобы успокоить и заверить, что нам не нужно съедать все, что мы видим, потому что еще принесут сколько нужно. Бог заботится и о служителях, судя по тому, что нам все же принесли еще еду. Это же относится и к месту, которое мы выбираем: «Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук.14:10,11). Поступая по этому принципу, мы не будем в церкви забирать охапку цветов, не будем настаивать, что именно это мое место в церкви, как возмущенно заявила одна женщина человеку, пришедшему первый раз: «Это мое место вот уже 10 лет!»

ГЛАВА 5. МЫ УХОДИМ. ЧТО ОСТАНЕТСЯ ПОСЛЕ НАС?

Берем деньги в долг. Немаловажный момент, как мы берем деньги в долг. Лучше конечно не брать, но в жизни всякое бывает. Если уже вы и взяли деньги в долг и у вас не получается в срок отдать, как минимум, перезвоните. У меня есть один знакомый, взял деньги 5 лет назад, но что приятно, звонит один раз в году и объясняет, почему он не может отдать, перечисляя все свои бесконечные проблемы. Сумма то небольшая, а мне приятно, что человек не забывает, да и повод есть пообщаться.
Оставляем после себя порядок и чистоту. Иногда утром заходишь в церковный офис и наблюдаешь, горы чашек, недоеденное печенье и весь пол в крошках на фоне разлитого чая. Группа закончилась и все пошли домой. Такие проблемы у нас случаются, потому что люди обычно думают, что мой дом – это мой, а церковный офис это чей – то. Этикет помогает нам понять, что где – бы мы ни были после нас остается чистота, кроме как в гостях. Чем отличаются украинцы от европейцев? Я живу недалеко от веритиновского парка. Когда приходишь отдохнуть, нужно долго искать чистое место, где можно было бы остановиться. Мы не думаем о том, что после себя оставляем, тогда как европеец будет думать, что он оставляет своим детям. Все в церкви – это наше, общее. Офис, стулья, столы, чашки, чай и печенье. Этикет так же в том, что мы будем относится трепетно,  к людям и к церковному имуществу.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Христианский этикет есть проявление любви к ближнему. Недаром Библия говорит: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Иоан.4:8). Получается, что если мы не тактичны, не проявляем любви, мы не познали Бога, по крайней мере, в те моменты, когда грешим бестактностью? Мы говорим о мелочах и вот к какому выводу я пришел: чем более глубокий христианин, более духовно зрелый, тем более он обращает внимание на мелочи. Попытаемся это представить в виде трех уровней.

1й уровень – угождаю только себе.

2й уровень угождаю, прежде всего, себе, а потом уже ближнему.

3й уровень, уровень духовной зрелости, — угождать другим. «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал…» (Рим.15:1-3).

ИТОГ. ПРАВИЛА ЭТИКЕТА

  1. Не ведите себя агрессивно в конфликтных ситуациях. Ищите мира.
  2. Уступайте место женщинам, старикам, детям.
  3. Будьте везде, где бы вы ни были, вежливым и тактичным.
  4. Не задавайте вопросы личного характера в обществе если это не тактично.
  5. Приветствуйте по христиански, когда заходите в дом верующих людей: «Мир вам!» «С миром принимаем!»
  6. Перед тем, как прийти в гости перезвоните или договоритесь заранее.
  7. Не ходите в гости слишком часто к одним и тем же людям.
  8. Идя в гости принесите какое – нибудь угощение.
  9. Говорите по сути и без лишних деталей.
  10. Не увлекайтесь мемуарами.
  11. Не перебивайте разговаривающих.
  12. Не унижайте собеседника.
  13. Не шепчитесь, когда находитесь в группе людей, чтобы не подумали кто – либо, чтобы вы шепчетесь именно о нем.
  14. Не используйте грубые слова.
  15. Выбирайте худшее, а оставляйте лучшее —  это и есть духовность.
  16. Если берем деньги в долг стараемся отдать во время, а если не получается, говорим когда собираемся отдавать и перезваниваем точно в обещанный срок.
  17. Оставляйте после себя всегда чистоту, если это зависит от вас.
  18. Придерживайтесь двух золотых правил:
    1. Поступайте с другими, как хотели, чтобы поступали с вами.
    2. Угождайте не только и не столько себе, а подражая Христу, угождайте ближнему.

One comment

  1. Тамара:

    Спасибо, брат за научение. Смешно и стыдно иногда бывает от того,как мы себя ведем, угождая себе любимому.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *