КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ЦЕРКВИ. ХРИСТИАНСКИЙ ЭТИКЕТ. ЧАСТЬ 1

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

Слово «этикет» французского происхождения и означает, ярлык, этикетку или правила поведения в обществе. Нужен ли христианам знать правила этикета? Именно христианам, тем более, нужно знать, как себя вести, поскольку мы являемся светом, примером и на нас смотрят более пристально, чем на неверующих людей. Почему же христианам нужно говорить правила этикета? Потому что в сердце христианина есть грех, который искажает и поведение верующего, а так же, потому что не всегда мы слышим голос Духа Святого. Вот и получается, что иногда нужно подсказывать и всегда нужно учить, как себя вести. Так же следует заметить, что отношение христианина к церкви есть отношение к Богу. Как мы готовимся к Богослужению, как себя ведем на служении все выдает нашу духовность. Мы с женой сами себе удивились, знаете, бывает на себя иногда смотришь со стороны, что так тщательно готовились к приезду дочери из Германии, с особым вдохновением убирали квартиру, все одели одежду получше чем обычно. Семья слишком ждала этого момента, и для нас приезд дочери был очень желанным. В этой связи интересно, как мы готовимся к тому, что нам дорого, как мы готовимся к церкви? Библия обращает наше внимание на этикет, на поведение среди христиан и поведение в церкви. Вот, что пишет Ап. Павел молодому пастору Тимофею: «чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15).

1. ПОДГОТОВКА К БОГОСЛУЖЕНИЮ. Нужно ли готовиться и как же следует готовиться к посещению Богослужения? Я помню, как рассказывал один мой хороший знакомый, христианин о проповеднике, который его просто потряс силой духовных прозрений и откровений. А поскольку знакомый был оператором группы прославления и приходил на служение пораньше, то имел возможность видеть, как этот проповедник пришел заранее и ходил за сценой очень старательно настраиваясь на Божью волну. Сильная проповедь была обусловлена правильным настроем, который состоит из следующих моментов:

1)           Установка, настрой. «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс.5:8). Давид, царь Израиля, о котором мы будем часто вспоминать в нашей теме, выражал свое внутренне настроение предвкушения радости от посещения Богослужения и любви к храму. А что значит любовь к храму? Не архитектура же привлекала царя Давида, а богослужение, на котором переживается присутствие Божье. Первое, что желает делать Давид – войти в храм, а затем он говорит о поклонении храму, то есть месту, на котором пребывает сам Господь. Мы христиане, не посещаем Иерусалимский храм, но по всей земле есть церкви, в которые собирается народ Божий, и отношение к месту, где прославляется Господь остается неизменным. Мы так же предвкушаем радость. Еще с субботы меня великая радость наполняет от того, что в  воскресный день я иду в церковь. Причем, это связано не только с моим служением проповедью. Даже когда я не проповедую, та же радость.

2)           Молитва. «Да будут очи Твои отверсты на храм сей днем и ночью, на место, где Ты обещал положить имя Твое, чтобы слышать молитву, которою раб Твой будет молиться на месте сем» (2Пар.6:20). Богослужение – это наше общее дело. И характер Богослужения зависит не только от проповедника и группы прославления, а в большой степени, от молитвы. Когда мы ставили евангелизационную храм —  палатку сестры каждый раз очень ответственно молились. Я помню это незабываемое ощущение наполненности Духом Святым. У меня, как у проповедника, рождался только один образ – «как на воздушной подушке». Прошу христиан воспринимать себя, в контексте Богослужения, не как зрители на концерте. Давайте вместе, молитвенно готовить служение. Перед служением нужно молиться за новых людей, за христиан, за проповедником и группу прославления, за силу Духа Святого и атмосферу праздника, за дьяконскую команду и ведущих, о том, чтобы Бог избавил от беспорядочных людей и привел тех, кто ищет Бога. И знаете, что интересно, тогда мы вряд ли сможем не прийти на Богослужение – это же мои молитвы, я же переживаю и готовлю его молитвенно.

3)           Подготовка и планирование. Готовьтесь к служению с субботнего вечера. «Готово сердце мое, Боже; буду петь и воспевать во славе моей» (Пс.107:2). Давид готовился к прославлению Бога, готовил свое сердце.  Возьмите с собой Библию, ручку, тетрадь, в которую вы будите писать мысли проповедника. Планируйте заранее воскресный день так, чтобы попасть на служение. Сварите еду, если это возможно, чтобы не суетиться перед Богослужением. Расставляйте приоритеты правильно, ставя на первое место Бога, а значит служение Ему. Постарайтесь избавиться от всякой суеты, которой хватает на неделе рабочей и не планируйте, пожалуйста, перед служением побыстренькому сходить на рынок. Скорее всего, не успеет, а на Богослужение опоздаете. Субботу отдавайте семье, домашним делам, быту, покупкам, а воскресный день служению Богу и отдыху

2. ПРИХОДИМ НА СЛУЖЕНИЕ.

1)           Приходим вовремя. Я часто вспоминаю, как пасторов из Украины сделал за 5 минут пунктуальными, датский фермер, у которого мы гостили две недели в составе делегации служителей церквей из Украины. Каждый день мы выезжали с фермерского хозяйства в разные города Дании на экскурсию и конечно же подавляющее большинство братьев на первую поездку опоздало минут на 10 – 15. Фермер посмотрел на нашу «пунктуальность» в кавычках и сказал, что завтра мы никого не ждем ни минуты, все кто опоздают будут наслаждаться видом бескрайних датских фермерских полей до самого вечера. Почти все пастора пришли заранее, а некоторые, запыхавшись, подбежали к автобусу минута в минуту, но никто не опоздал. А значит, сделал я вывод, что когда у человека есть сильный стимул, он становится пунктуальным. К чему я это рассказываю? Да к тому, что если для нас Богослужение – это святыня, это радость и яркое переживание Бога, тогда мы будем планировать заранее и будем приходить немного пораньше, чтобы с самого начала прославить Бога, спокойно настроиться на духовность и ничего не пропустить. Регулярное опоздание на Богослужение есть выражение неуважения к Богу. Вот как евреи смеются над тем, кто не вовремя приходит в синагогу: «Многие из тех, кто приходит в синагогу, похожи на Хаима: опаздывая на утреннюю молитву, на бегу бормочут наизусть первые строки, чтобы догнать миньян. Прибегают к своему месту в молельном зале, запыхавшись, и потом долго не могут сосредоточиться. Конечно, никто посреди молитвы не отвечает на звонок мобильного телефона, но всё же иногда раздается приглушенное дребезжание и тихое «Угу, угу, гхм!» — которое означает «Я сейчас в синагоге, закончу и сразу перезвоню!» Да и вообще молитва у евреев длинная, пока бормочешь текст, можно успеть подумать о разном. О новостях, которые успел краем глаза прочесть в газете, пока одевался в синагогу; о том, куда идет во-о-о-о-он тот человек в большой шляпе, и какой анекдот надо первым делом рассказать соседу, вернувшись с утренней молитвы. До мысли о том, зачем, собственно, ты сюда пришёл, иногда очередь просто не доходит: как только собрался сосредоточиться и подумать о Всевышнем — молитва уже закончилась. А ведь евреи приходят в синагогу как раз за тем чтобы, помолиться о здоровье детей и близких, произнести хвалу Всевышнему и поблагодарить его за всё добро, которое он делает людям каждый день». Мы христиане тем более приходим вовремя на Богослужение.

2)           Одежда на богослужении. Будет не лишне заметить, что на Богослужение следует одеваться не так, как на пляж и не так, чтобы прогуляться по двору. Мы идем на встречу с Богом, а значит одеваем самое красивое — это очевидное первое правило этикета водежды в церкви. Второе же правило гласит: «чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием…» (1Тим.2:9). Это правило обусловлено психологией мужчины, которые все воспринимают глазами, особенно манеру одеваться женщин, а учитывая, что у нас есть еще браться не женатые и находящиеся в состоянии интимного воздержания, то можно представить, о чем думают мужчины, когда сестры в церкви одеваются в сексуальную одежду. Так одеваться не этично.

3)           Привести на Богослужение нуждающихся в помощи. Кто на машинах, давайте возить на Богослужение больных и инвалидов. Господь воздаст за каждого, кого вы подвезете. «И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мар.9:41).

4)           Привести на служение нового человека. Как известно, небеса радуются о каждом, кто кается. «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лук.15:7). А как же люди покаются, если их не привести на Богослужение?

3. ВМЕСТЕ ПОКЛОНЯЕМСЯ БОГУ. Сам Христос славил Отца Небесного: «И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мар.14:26)

1)       Поем все вместе духовные песни. Даже если нет слуха. Я знаю, что есть люди, которые не поют, причины могут быть разными. Кому-то не нравится песня. Кто-то не очень любит петь. Кто-то полагает, что у него плохой слух, поэтому лучше молчать. Что сказать? Все неправы. «Господь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей со звуками струн моих будем воспевать песни в доме Господнем» (Ис.38:20). Бог в этом месте Священного Писания не говорит, что будут петь только те, кто со слухом. Воспевать Богу это внутренняя потребность человека Божьего. Маша, моя жена любила бывать в Киеве в одной очень набожной семье. Когда глава семьи, прекрасный проповедник, но не имеющий слуха, занимался разными бытовыми вопросами, а чаще бывая в гараже, все время пел слова из христианского гимна: «Братья мои, братья мои». Он пел фальшиво и над ним, по доброму, подсмеивались, но суть в том, что сердце это христианина пело каждый день. Лаврентий Петрович, маленький, очень старый человек, у которого я жил после покаяния на квартире, был для меня во многом примером. Он каждое утро вставал, чтобы читать Библию и молиться, хотя был настолько болен, что все остальное время лежал. После молитвы и Библии, он, продолжая стоять, пел каждый день новые и новые духовные гимны, являя пример важности песнопений. Кстати сказать, слуха практически не имел, но душа пела.

2)       Поем даже когда песня нам не очень нравится. Поем, чтобы прославить Бога. А если песня вам кажется сложной, в нашей церкви звучат песни, как менее сложные, так и более, тогда вы можете во время прославления молиться. Первая часть – служение прославления это молитвенная часть Богослужения, мы вместе возносим наш голос к Богу.

3)       Не мешаем петь другим. Пусть ничто не разрушает единство совместного пения, потому что когда мы поем вместе сила Божья наполняет все вокруг: «И пришел Давид к Саулу и служил пред ним, и очень понравился ему и сделался его оруженосцем. И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих. И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (1Цар.16:21-23) И еще, когда славим Бога, можно поднимать руки: «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим.2:8). Но руки поднимать так же нужо корректно. Однажды мы с женой были в одной крымской церкви и там молодой человек поклонялся Богу, так широко расставив руки, что мы заподозрили его прямое отношение к авиации. Находится рядом с ним было решительно не возможно. Когда вы поклоняетесь Богу, поднимайте, руки, пойте, но не забывайте, что рядом с вами люди. Вот, что Библия говорит о том, как следует учитывать взгляд других людей на вас во время Богослужения: «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?» (1Кор.14:23). Гости церкви должны видеть, что в этой церкви, как сейчас принято говорить, адекватные христиане.

4.  ПОВЕДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ

1)       Есть ли жизнь в коридоре церкви? Коридор, как показатель духовности. Я помню времена, когда посещал баптистскую церковь и был далек от служения Богу, когда у меня было плохое духовное состояние, я, в основном, бывал в коридоре. Было слышно, что старается проповедник, что – то доказывает, к чему то призывает, а у меня состояние, с одной стороны выполненного долга, я же пришел в церковь, а с другой, легкости, потому что не нужно сидеть в зале и слушать какие-то проповеди. Можно стоять в коридоре с такими же, как и я и разговаривать на всякие тем, как то машины, деньги, продажа недвижимости и предлагать товар сетевого маркетинга. Но это было в прошлом и теперь вспоминая тот худший период моей духовной жизни, я ужасаюсь. Именно обо мне, когда я был в таком жалком состоянии, Бог сказал: «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис.29:13). Конечно же, есть матери, которые с маленькими детками приходят, чтобы хотя в коридоре побыть. Я вами восхищаюсь! Вы молодцы, потому что приобщаетесь сами к служению и детей приобщаете, чтобы они росли в этой атмосфере Божьего присутствия и влияния. Дети в церкви освящаются. В Церковь люди идут не для того, чтобы в коридоре общаться на светские темы, а чтобы на Богослужении слушать проповеди, молиться и воспевать Богу.

2)       Как я слушаю. «Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми» (Прит.15:31). Если человек внимателен к слову Божьему и у него, как говорит стих из Библии, есть благоговение перед Богом, чтобы изучать Писание тогда он будет сосредоточен максимально и не будет ходить по залу: «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис.29:13)

3)  Записывайте главные мысли проповеди, что поможет вам более глубоко вникнуть в суть проповеди.

4)  Не разговаривайте во время Богослужения, потому что вы мешаете людям слушать проповедь. Вместо того, чтобы слушать проповедь ваш сосед будет думать как же тактичней вам сделать замечание или внутренне возмущаться бестактностью разговаривающего во время Богослужения.

5. ХОЖДЕНИЕ ПО ЗАЛУ. Кстати, о правилах этикета, ходить по залу неприлично, потому что это нарушение этикета. Если вы когда либо бывали на концерте классической музыки, вас не пустят во время исполнения произведения, потому что вы можете скрипнуть, ступив на паркетный пол или когда садитесь в кресло концертного зала. Вас просто не пустят, чтобы вы не мешали другому. Тем более в церкви, где на сем месте Бог. На концерт, опоздавший,  заходит только тогда, когда есть небольшая пауза между частями произведения. Представляете, что может думать проповедник, когда человек спокойно выходит из зала? «Может я что — то не так сказал? А может быть это демонстрация протеста против проповеди? А может этот человек из церкви сейчас уйдет и никогда не вернется?» Безусловно, есть ситуации когда нужно выйти, но старайтесь, чтобы без необходимости, просто так не ходить по залу.

6. БЛАГОГОВЕЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Этикет поведения в церкви учит нас во всем выражать трепет, радость и благоговение. Во время Богослужения не плюют семечки, не жуют жвачку. До и после, пожалуйста. Я сам, в семейном кругу, очень люблю погрызть семечки, но не в церкви. А что касается жвачки, мне вспоминается сюжет одной юмористической передачи, где показывали обращение к Богу разных групп людей. Обращается к Богу бизнесмен, активно жующий жвачку и показывающий всем видом, что у него все в порядке: «Господи, если Тебе, что — то нужно, обращайся». Вряд ли мы будем в тихой уединенной молитве жевать жвачку, так же и на служении, которое есть концентрация наших отношений с Богом. Не даром же Бог, использовал слово «святое» когда призывал людей собираться на Богослужение: «в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте» (Лев.23:7)

7. ДЕТИ В ЦЕРКВИ. Что меня всегда поражало в баптистских церквях моей духовной юности, так это дети. Бывало, выйдет отец семейства проповедовать, а дети сидят перед всей церковью, мал мала меньше, семьи были многодетными, сидят не шелохнувшись. А если шелохнуться, то отец на них посмотрит с такой суровой любовью, что они сразу же становятся больше похожи на восковые фигуры из музея мадам Тюссо. А знаете, почему так? Потому что отец воспитывал их дома, объясняя, как нужно себя вести в доме Божьем. «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Прит.22:6). Иногда я наблюдаю за поведением детей в зале и такое впечатление, что некоторые мамы словно хотят всем сказать своим ребенком: «Смотрите, какое у меня хорошенькое дитя. Да он бегает и кричит, да, он всем мешает и громко кричит, но какой миленький и хорошенький  и это мой!» Некоторые же мамы, в порыве гнева, выводят ребенка в коридор и так с ним разговаривают, что сидящим в зале становится страшно уже за свою жизнь, а не только за жизнь ребенка. Я как – то смотрел один православный сайт, на котором затрагивался вопрос поведения детей в церкви. Батюшка дал два коротких и мудрых совета, цитирую: «Я бы дал такие советы: 1. Не оставлять ребенка без присмотра ни на минуту. 2. Чередовать пребывание в храме с выходами на улицу…». Следите за ребенком, чтобы он не бегал по залу, чтобы не кричал и не мешал людям слушать проповедь.

8. КОНЕЦ БОГОСЛУЖЕНИЯ:

1)      До конца. Как приходить, опаздывая, так и уходить раньше времени считается признаком невоспитанности. Тем более, что в конце мы молитвенно благодарим Господа молитвой Отче Наш. Помню, как меня родители с детства воспитывали, что уходить со спектакля, даже за несколько минут до конца, признак невоспитанности. Представляете, симфонический оркестр доигрывает 9ю симфонию Бетховена, звучит самый напряженный и трагический момент, до конца концерта остается две минуты, и все кинулись в раздевалку, чтобы не стоять в очереди за одеждой. На Богослужении нужно быть до конца, чтобы, вместе с народом Божьим завершить служение благодарственной молитвой и не спеша, после служения, иметь возможность пообщаться, в первую очередь, с новыми людьми, а во вторую, с верующими.

2)      Подходим к гостям. Золотое правило Евангелия гласит: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф.7:12). Один мой знакомый рассказывал, как попал в одну киевскую церковь. После Богослужения стал в коридоре, где царило всеобщее ликование и радость и никто не подошел, никто даже слова доброго не сказал. И вот, продолжает свой рассказ мой приятель, смотрю, девушка невероятной красоты бежит прямо на меня да еще и руки расставила, вот вот сейчас обнимет. Я просто расплылся в улыбке и готов был покаяться в плохих мыслях о гостеприимстве этой церкви. И вдруг девушка проносится мимо меня, словно я человек невидимка, и обнимает другую девушку, по всему видно так же из этой церкви. Так и ушел я ни с чем, никем не замеченный. Хотя богослужение было хорошим, но впечатление осталось не самое лучшее». А вы бы хотели, чтобы к вам так отнеслись, если бы вы были гостем в другой церкви? Подходите к новым людям, приветствуйте их и желайте Божьего благословения, как минимум.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО. Этой проповедью мне никак не хотелось создать атмосферу законничества и зажатости. Наоборот, я представляю себе христиан, как высоко организованных людей, которые в прекрасное воскресное утро приходят немного пораньше в церковь, чтобы с благоговением и радостью прославлять Творца, петь Ему, молиться, слушать проповеди, исполнять Духом Святым. И чтобы чувствовать себя свободно, нам вовсе необязательно ложить в церкви ноги на спинку переднего сиденья, или прославлять Бога подпрыгивая на месте. Если я здороваюсь с человеком, не плюю в его присутствии и не тычу пальцем ему в лицо, когда разговариваю, не ковыряюсь в ухе и не пчихаю на собеседника, разве от этого я зажат? Правила приличия, этикет, нужен для того, чтобы мы являли любовь Христа. Я убежден, что после каждой качественной проповеди сам Дух Святой побуждает покаяться, потому что покаяние показывает, что мы осознаем проблему, которая у нас есть и хотим становиться лучше, сильнее, ближе к Богу и не огорчать Отца Небесного и ближних, хотим во всем быть послушным Богу. Я задал себе вопрос, в чем же нам каяться, после проповеди о поведении в церкви? И тут же, внутренне, получил ответ от Бога. Согласитесь, что нам две вещи мешают быть тактичными: 1) Не хватка терпения. Многие правила, мы знаем, но вот можем сорваться дома, кому то нагрубить, не сдержаться на работе и сказать то о чем будем жалеть. 2) Второе качество, которое нам необходимо, чтобы быть тактичными и воспитанными христианами – чуткость. Чуткость — это когда ты думаешь не только и не столько о себе, а о ближнем, и тогда поведение становится тактичным, где бы мы ни были. Один христианин сказал, что если бы Дух Святой нас наполнял, нам не нужны были бы правила этикета, а так нужно корректировать свое поведение. Конечно же, чуткость дает Дух Святой, указывая на Христа, который был самым чутким человеком на земле. Будем молиться и просить Божьего обновления, чтобы мы всегда были тактичными, воспитанными, долготерпеливыми и чуткими людьми. Аминь.

КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕЬ 15ти ПРАВИЛ ЭТИКЕТА В ЦЕРКВИ:

  1. Готовьтесь к Богослужению, чтобы не опаздывать и не мешать другим, чтобы иметь возможность прославлять Бога в самом начале.
  2. Молитесь, участвуйте молитвенно в подготовке Богослужения.
  3. Приходите на Богослужение вовремя.
  4. Одевайтесь на служение празднично и не сексуально.
  5. Приводите на служение инвалидов, нуждающихся в помощи и новых людей.
  6. Поем песни даже если нет слуха и песня не нравится.
  7. Во время прославления поднимая руки не мешаем другим.
  8. Во время Богослужения не находимся в коридоре.
  9. Записываем тезисы проповеди.
  10. Не разговаривайте во время Богослужения.
  11. Не ходите по залу.
  12. Не жуем жвачку и не плюем семечки во время служения.
  13. Следим, чтобы дети не кричали, не мешали слушать проповедь. Можно периодически выходить в коридор.
  14. Не уходим раньше окончания Богослужения.
  15. Подходим к гостям в церкви, оказывая гостеприимство и любовь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *