КОММЕНТАРИИ К НОВОМУ ЗАВЕТУ. Медитация над СЛОВОМ (Матф.12:1 — 8)

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

«В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма» (Матф.12:1-6) Христос продолжает идти, и Его не останавливают традиции иудеев, например соблюдение субботы. А что вообще значит соблюдение субботы с Божественной точки зрения, в отличии от иудейских традиций, которые постепенно потеряли первозданную суть и смысл? Так уже случалось в истории осмысления иудеями Божьих заповедей, когда первоначальный замысел Бога был практически утрачен из-за испорченности людей: «Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует». (Матф.19:7-9) Фарисеи, точно придерживаясь своих преданий, были просто возмущены тем, как они нарушаются учениками Христа. Послушаем знатока древних традиций Уильяма Баркли: «Во времена Иисуса зерновые поля и прочие обрабатываемые участки представляли собой длинные, узкие полоски, а межа, земля между полосками, была в правовом отношении дорогой; по ней можно было ходить. Вот по такой меже и шли ученики Иисуса, когда это произошло. Против учеников вовсе не выдвигалось никаких обвинений в краже. В законе было ясно сказано, что голодный путник имеет право делать как раз то, что делали ученики Иисуса, если он рвал колосья руками, а не использовал для этого серп: "Когда придешь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими, но серпа не заноси на жатву ближнего твоего" (Втор. 23,25) В книге "Земля и книга" У. Томсон рассказывает, что этот обычай существовал еще тогда, когда он путешествовал по Палестине. Одним из любимых вечерних блюд путешественников является слегка поджаренное зерно. "Когда мы путешествовали в пору жатвы, — пишет У. Томсон, — погонщики мулов часто готовили вечером, после постановки палаток, поджаренное зерно. Сбор таких зеленых колосьев для жарки никогда не считался воровством… И я также видел, как мои погонщики мулов, когда мы проходили вдоль пшеничных полей, срывали колосья, растирали их в руках и ели зерна нежареными, прямо как это сказано об апостолах". В глазах книжников и фарисеев вина учеников заключалась не в том, что они срывали и ели хлебы — не зерна, а в том, что они делали это в субботу. Закон субботы был очень сложен и очень детально разработан. Заповедь запрещает работать в субботу, но толкователи закона не могли быть удовлетворены таким простым запрещением. Нужно было определить, что такое работа. Итак, было установлено 39 основных действий, выполнять которые было запрещено в субботу, в числе которых были жать, веять, молотить и готовить пищу. Но толкователи закона не хотели остановиться даже на этом. Теперь нужно было тщательно установить каждый пункт в списке запрещенных действий. Так, например, в субботу было запрещено носить тяжесть, бремя. Но что такое тяжесть? Тяжесть — это все, что превышает вес двух винных ягод. Был запрещен даже всякий намек на работу, все, что даже символически можно было рассматривать как работу. Позже великий иудейский учитель Маймонид (1135-1204 гг.) говорит: "Срывать колосья — это отчасти то же, что жать". Срывая колосья, ученики нарушили закон даже не один раз. Во-первых, они были повинны в том, что жали; растирая колосья они были повинны в том, что молотили; отделяя мякину от зерна они были повинны в том, что веяли; а вообще они были повинны в том, что готовили пищу в субботу, потому что все, что ели в субботу, должно было быть приготовление накануне. "Ортодоксальные иудеи очень серьезно относились к этому закону о субботе. В "Юбилейной книге" есть глава о соблюдении субботы. Осужден каждый, кто лежит со своей женой, или планирует делать что-нибудь в субботу. В субботу запрещено отправиться в путешествие или даже размышлять о работе, планировать, что купить или продать. Осужден каждый, кто достает воду или поднимает груз. Всякий человек, выполняющий работу в субботу (будь-то в своем доме или где-либо еще), отправляющийся в путешествие, обрабатывающий землю или зажигающий огонь, едущий верхом на животном или плавающий на судне по морю; всякий, кто ударит или убьет какое-нибудь животное, кто поймает животное, птицу или рыбу; кто постится или воюет в субботу — умрет. Соблюдение всех этих заповедей и было соблюдением закона Божьего, нарушить их — значило нарушить закон Божий. Нет никаких сомнений в том, что с их точки зрения книжники и фарисеи совершенно оправданно искали нарушения в поведении учеников, нарушавших закон, и в поведении Иисуса, позволявшего им это.

На возмущения фарисеев Христос приводит три аргумента:

1)      Пример с Давидом: «итак, что есть у тебя под рукою, дай мне, хлебов пять, или что найдется. И отвечал священник Давиду, говоря: нет у меня под рукою простого хлеба, а есть хлеб священный; если только люди твои воздержались от женщин! И отвечал Давид священнику и сказал ему: женщин при нас не было ни вчера, ни третьего дня, со времени, как я вышел, и сосуды отроков чисты, а если дорога нечиста, то хлеб останется чистым в сосудах. И дал ему священник священного хлеба; ибо не было у него хлеба, кроме хлебов предложения, которые взяты были от лица Господа, чтобы по снятии их положить теплые хлебы». (1Цар.21:3-6) Давид пришел к священнику Авимелеху, чтобы взять хлебы предложения своим солдатам. Хлебы предложения,описаны в Лев. 24,5-9, были двенадцать хлебов, которые каждую неделю клали на стол пред Господом в Святом Святых в два ряда по шесть штук, что символизировало жертвоприношение. Хлебы меняли еженедельно, а старые отдавались священникам, которые могли их кушать. И тут, совершено неожиданный оборот, то, что могли вкушать строго только священники, сам священник дает Давиду для вкушения его солдатами и Бог, явно, не против. В этом прослеживается великий принцип – ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ СВЯЗАНЫ СО СПАСЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА, КАК ФИЗИЧЕСКИЕ, ТАК И ДУХОВНЫЕ, БОЛЕЕ ВАЖНЫ, ЧЕМ СТРОГОЕ СОБЛЮДЕНИЕ РИТУАЛОВ И ОБРЯДОВ!

2)      Пример с нарушением субботы в храме. «Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?»  И снова обратимся к Баркли: «Храмовой ритуал всегда был связан с работой — разведение огня, забой и обработка животных, поднос и укладка их на жертвенных и массы других дел. В субботу объем такой работы даже удваивался, потому что в субботу приносили жертвы вдвойне (ср. Числ. 28,9). Все эти действия считались бы противозаконными, если бы их выполняли в субботу любой другой человек. Зажечь огонь, забить животное, поднять его на жертвенник — все это было бы нарушением закона и, следовательно, осквернением субботы. А для священников исполнение всех этих действий было совершенно законно, потому что богослужение и почитание Бога в храме должно продолжаться непрерывно. Другими словами, почитание Бога стояло превыше норм и правил субботы».

3)      Третий аргумент Христа связан с принципом: «милости хочу, а не жертвы». «Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы». (Матф.12:6-8) Однажды Бог, через пророка Осию, объяснил, что для Него более важно сердце человека и поступки исходящие из веры, чем ритуальная сторона: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений». (Ос.6:6) Конечно же, Бог является сам автором многих  ритуалов и их не стоит  перечеркивать, но беда фарисеев и их последователей в том, что обряды были поставлены выше необходимости духовности, выше принципа любви.

   С чего все начиналось? С возмущения, что ученики Христа срывали колосья в субботу. Господь говорит, что его ученики не виновны перед законом «не осудили бы невиновных», потому что шли субботними полями, во-первых, с Богом, а во-вторых, чтобы выполнять дело милости, дело веры и любви Христа. Мы можем сделать следующий вывод, что любое нарушение ритуалов ради спасения ближних является правильным. Например, представьте картину, когда в воскресный день идет причастие уже в христианской церкви. Каждый, любящий Бога, и уважающий себя христианин не может пропустить причастие. Но именно в это время заболевает самый близкий человек и ему нужна экстренная помощь, возможно вопрос жизни и смерти. Что выбрать? На основании принципа Христа, выбирать следует практическую любовь к человеку, а причаститься в следующий раз. И при этом нужно быть крайне осторожным, чтобы такие исключения не стали правилом. А вот есть вещи, которые не так остро стоят. Воскресный день, причастие, а христиан нет, потому что в этот день они поехали на дачу или на рынок покупать дочери сапоги. Вот вам Божье предупреждение: «облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». (Рим.13:14)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *