КОММЕНТАРИИ К НОВОМУ ЗАВЕТУ. Медитация над СЛОВОМ (МТФ. 13. 24 – 30)

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

«24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;

25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;

26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?

28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

29 Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,

30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою». (Матф.13:24-30)

 

Христос продолжает говорить притчами в надежде, что сможет через простые образы донести людям важные духовные истины. Линия образов с сеятелем продолжается только на этот раз речь пойдет об отношении к грешникам в душу которых дьявол сеет грех, впрочем давайте попорядку. Когда сеется доброе семя всегда будет сеется так же и бурьян. «когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел».

1) О плевелах. Если семя нужно сеять, прилагая усилия, то бурьян сеется сам собой, а точнее его постоянно сеет дьявол. Небольшая историческая справка: «Плевелы — сорная трава — были бичом, против которого нужно было тяжело бороться крестьянину. Это была трава, которую называли вика мохнатая. На ранних этапах развития эти плевелы были так похожи на пшеницу, что их невозможно было отличить друг от друга. Их можно было легко различить, когда они начинали колоситься, но к тому времени корни их были настолько переплетены, что плевелы нельзя было прополоть, не вырвав заодно и пшеницу. Пшеницу нельзя хорошо отделить от плевел во время роста, но это просто необходимо сделать в конце, потому что семена мохнатой вики немного ядовиты. Они вызывают головокружение и тошноту и действуют как наркотик, и даже в небольших количествах у нее горький и неприятный вкус. Обычно их разделяли вручную после молотьбы. Один путешественник так описывает это: "Нужно нанять женщин, чтобы выбирать плевелы из семян, которые идут на мельницу. Обычно отделение плевел от пшеницы осуществляется после молотьбы. Зерно раскладывают на большом подносе, поставленном перед женщинами; женщины могут выбирать плевелы, семена которые по размеру и по форме похожи на пшеницу, но окрашены в синевато-серый цвет". Таким образом, на начальных стадиях плевелы неотличимы от пшеницы, а в конце они должны быть с большими затратами труда отделены от нее, чтобы избежать серьезных последствий. Картина человека, умышленно высеивающего плевелы на чье-то поле, вовсе не плод чистого воображения. Иногда такое действительно делали. И сегодня в Индии самой ужасной угрозой крестьянину может быть такое: "Я засею твое поле вредными семенами". В кодифицированном римском праве было особо оговорено наказание за такое преступление. Все образы и картины этой притчи были знакомы слышавшим ее впервые жителям Галилеи».

   Если семя, как объяснено в прошлой притче – есть слово Божье (Библия, заповеди Господни), то бурьян – это что-то противоположное; греховные мысли, побуждения, которые и производят явные грехи. «Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть». (Рим.6:20,21)

2) Семя сеется, когда люди спят. Семя сеется когда люди спят, а спящий человек находится в состоянии неконтролируемого сознания, а значит, в это сознание, читай в душу, можно вбрасывать что угодно. Разумеется, речь не идут буквально о сне. Библия нередко использует образ сна, чтобы говорить о стоянии духовной расслабленности: «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения». (1Фесс.5:6-8) Спящие – это те, кто занимаются грехом и не идут к свету. И в целом сон, в данном отрывке, ассоциируется с тьмой, властью дьявола.   

3) Кто сеет плевелы. «Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это». Сколько же приходится, за христианскую жизнь, выслушивать претензий к Богу по поводу зла и несправедливости в мире? Откуда в совершенном и прекрасном мире, созданном Богом, – зло? Христос, словно предвидя все эти вопросы, объясняет, что источником любого зла является отнюдь не Бог, но дьявол: «враг человека сделал это».

4) Ошибочная готовность быть судьями. « А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы». В небольшой исторической справке мы уже говорили о схожести плевел и пшеницы. Чтобы не совершить роковой ошибки и не осудить человека, который не заслуживает наказания, Бог вообще запрещает судить: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога». (1Кор.4:5) Конечно же, есть и другие места говорящие о необходимости осудить христианина грешащего, удалить его с церкви, чтобы он не порочил имя христианина: «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело». (1Кор.5:1,2) Как же быть, кажется на лицо противоречие? Судить или не судить? А вот и Библейский ответ, причем достаточно точный: «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? (людей не церковных) Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас». (1Кор.5:11-13) Получается, что церковного человека мы имеем право судить, а внешнего, не церковного не имеем. И то еще нужно разобраться, что значит судить. Если человек совершает грех, но кается, сожалеет, тогда он остается в церкви, тогда дальнейший суд не уместен. Если же не кается, тогда он становится внешним и этим человеком уже занимается Бог. Возможно главная мысль этой притчи в том, чтобы мы не судили внешних, полагая, что пока они живут в теле на земле, они могут покаяться в любой момент. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». (Матф.18:15-17)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *