КОММЕНТАРИИ К НОВОМУ ЗАВЕТУ. Медитация над СЛОВОМ (Матф.14:1-12)

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

ОТ МАТФЕЯ. 14 глава 1 – 12 стихи.  11 ЯНВАРЯ 2010 год 

«1 В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе

2 и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

3 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,

4 потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.

5 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.

6 Во время же [празднования] дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,

7 посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.

8 Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.

9 И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,

10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице.

11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.

12 Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу» (Матф.14:1-12).

 

Царя Ирода постоянно преследует страх, чувство вины. Интересно, если за крупные грехи преследует крупная вина, тогда получается, по логике вещей, за маленькие грехи преследует маленькая, но вина? Всех тиранов, убивающих невинных людей, преследовали муки вины, порождающие страхи, скажем еще раз. Поэтому, когда Ирод услышал об Иисусе Христе, образ невинно убитого им Иоанна Крестителя, тот час возник в его раненой грехами совести. Что же заставило Ирода так испугаться, как ему казалось, воскресения Иоанна Крестителя?
Караваджо. Усикновение главы Иоанна КрестителяПослушаем комментатора Нового Завета Баркли: «По Иосифу Флавию именно подозрительность и зависть побудили Ирода убить Иоанна. Ирод, подобно всякому слабому, подозрительному и напуганному тирану, видел лишь один выход и способ устранить соперника — убить его.   б) Но авторы Евангелий смотрят на все дело с другой точки зрения. Они заявляют, что Ирод убил Иоанна за то, что он говорил правду. Всегда опасно укорять тирана, а ведь именно это и делал Иоанн.   Дело обстояло очень просто. Ирод Антипа был женат на дочери арабского царя из Набатии. В Риме у Ирода Антипы был брат, которого тоже звали Иродом; авторы Евангелий называют его Филиппом. Возможно, его полное имя было Ирод Филипп. Ирод (Филипп) проживал в Риме как богатое частное лицо; у него не было своего царства. Во время визита в Рим Ирод Антипа соблазнил жену своего брата и убедил ее бросить своего мужа и выйти замуж за него. Для этого он, однако, должен был отослать свою жену, что имело для него, как мы увидим ниже, губительные последствия. Отослав свою жену, Ирод, если даже не говорить о нравственном аспекте всего дела, нарушил два закона: во-первых, он развелся со своей женой, не имея для этого никакого основания, и, во-вторых, женился на своей невестке, что было запрещено по иудейскому закону. Иоанн, не колеблясь, осудил это».

   Ирод возненавидел Иоанна Крестителя за то, что тот стал для него обличающим голосом Бога. Кто же любит горькую правду о себе? Одни, преодолевая свою греховную плоть и инстинкты, смиряются перед указанием Божьим на грехи и стараются меняться. Вторые же, озлобляются и готовы убрать каждого, кто стоит на пути их комфорта, получения жизненных удовольствий. Вывод первый: в той или иной степени люди не любят тех, кто говорит им суровую правду. Только Ирод довел этот принцип до логического конца. Так Ирод стал убийцей практически, а мы все, без исключения являемся убийцами духовными: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Иоан.3:15). «В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего».

1)      Обратите внимание на еще один, весьма распространенный порок. Люди в большей степени бояться других людей, чем Бога. Конечно, если человек не верит от всего сердца Богу, тогда и чего Творца бояться? Страх Божий является одним из важных критериев глубины веры человека. Насколько веришь настолько и боишься. «И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» Великое дело страх Божий. Конечно же, если бы Ирод, как и большиснвто убийц, думали о Боге и имели страх перед ним, не было бы совершено множество убийств, не было бы такого количества трупов, продолжающих наполнять недра земли. Итак, Ирод не совершает убийства только лишь потому, что Иоанн невероятно популярен среди народа.

2)      Ради чего, преодолевается внутреннее нежелание убивать Иоанна Крестителя? Побеждает мнение людей о царе и желание быть популярным среди народа. Все попирается ради элементарной гордыни. Слово царя стоит жизни. Гордость и имидж царя перевешивают невинную кровь праведника. Как меня будут воспринимать окружающие люди, которые были свидетели слова, данного царем? «Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей» . Может быть именно гордость вершит историю, кровавую историю человечества, гордость порождающая чудовищ разума?

3)      «и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу». Дочь Иродиады, просит голову Иоанна Крестителя у Ирода. Иродиада, желает получить голову Иоанна, потому что он ей так же мешал, как и Ироду, пожалуй, еще в большей степени. Блюдо смерти, блюдо греха, блюдо кровавой гордости и на нем последствия все той же гордости. Это блюдо всех пороков человечества. На этом блюде, через руки дочери Иродиады, которая так же понесет вину за свое молчаливое согласие и соучастие, говоря юридическим языком, в преступлении против Бога и человека, подается голова праведника.  

4)      И последнее. Почему Бог допустил быть убитым Иоанну Крестителю? Разве Бог особо не заботится о своих, самых верных Ему детях? Давно пора оставить миф, по поводу того, что Бог охраняет жизнь своих детей не позволяя к ним прикасаться страданиям, болезням и смерти. Как бы это жестоко не звучало, но Бог может допустить даже смерть, потому что заботится о душе и хранит душу, готовя ее к вечности. А всем продлевать физическую жизнь до 100 лет, кажется это не совсем то, что хочет Бог. Библия описывает смерти многих выдающихся мужей Божьих. Например, среди Апостолов, как известно, до старости дожил только один – Иоанн, автор Евангелия и Откровения Иоанна богослова. А вспомните, как погиб первый мученик Нового Звета – Стефан? «Дорога в очах Господних смерть святых Его!» (Пс.115:6) Господь ценит каждую каплю крови, каждую рану, которую получают Его дети   и все же цель – спасении остается неизменной – спасение души, а не тела. К каким выводам приводят нас подобные размышления?  Нужно быть сосредоточенным не на вечной жизни на земле, но на вечной жизни в небе. Нужно быть сосредоточенным на самом Боге и ничего не бояться. Вот Ирод боялся, а закончил печально.  Мы же, как христиане приходим к воодушевляющей мысли: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано» (Рим.8:35). Иоанн прожил достойную жизнь и перенес достойно смерть. Он умер за правду с верой во всеблагого Бог

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *