КОММЕНТАРИИ К НОВОМУ ЗАВЕТУ. Медитация над СЛОВОМ (Матф.11:13 — 15)

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

«ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна». (Матф.11:13) Иоанн знаменует собой начало новой эпохи. Историю человечества можно делить не только войнами, экономическими революциями, но и духовными вехами. Например, Библия делит историю на заветы, которые Бог заключал с человечеством. Ветхий Завет до прихода Христа и Новый Завет, заключенный с человечеством через веру во Христа. Сейчас Иисус Христос подчеркивает это деление, говоря о том, что Иоанн был последним человеком Ветхого Завета и находится на стыке Ветхого и Нового, на стыке исторических перемен, причем самых глобальных. Выражение «закон и пророки» используется для описания Ветхого Завета. Таким образом, на Иоанне заканчивается эпоха закона, с Иоанна, призывающим к покаянию, к очищению души для принятия Бога в свое сердце, начинается эпоха милости и любви, спасения и надежды Божьей, которая выше законов.  

«И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти». (Матф.11:14)

Бог обращался к евреям, через вестника Малахию, объясняя, что перед самым пришествием Христа придет пророк Илия, который и возвестит о приходе Мессии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного». (Мал.4:5) Историческая справка об Илии: «Израильский пророк, живший во времена царя Ахава. Ахав и его чужеземка-жена, царица Иезавель, грешили против Бога, поклоняясь Ваалу и убивая Божьих пророков. Бог послал Илию сказать Ахаву, что накажет страну великой засухой. Выполнив свою миссию, пророк укрылся у потока Хорафа, и вороны приносили ему пищу. Через некоторое время поток высох. Илия пошел в Сарепту Сидонскую и жил там в доме вдовы. Она поделилась с пророком последней едой, но по слову Господа мука в её кадке и масло в кувшине не истощались до окончания голода. Когда сын вдовы умер, Бог ответил на молитву Илий и вернул отрока к жизни. На третий год засухи Илия вернулся к Ахаву. Царь обвинил пророка, говоря, что тот вызывает в Израиле беспорядки. "Не я смущаю Израиля, — ответил Илия, — а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам". Он сказал Ахаву послать пророков Ваала на гору Кармил. Там Илия вызвал их на состязание; если Ваал пошлет огонь на их жертву, значит, народ должен поклоняться Ваалу; если же Бог Илий пошлет огонь на его жертву, это будет значить, что только Он есть истинный Бог. Пророки Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. Когда же Илия помолился Богу, огонь пал с неба и возжег его жертву. Весь народ закричал: "Господь есть Бог, Господь есть Бог!" Пророки Ваала были убиты, и засуха окончилась. Услышав о смерти своих пророков, Иезавель пришла в ярость. Чтобы спасти жизнь, Илий пришлось бежать на юг, в пустыню. Он остался в одиночестве. Но Бог воззвал к нему и поручил помазать Ииуя как нового царя над Израилем и передать свое пророческое служение Елисею. Позднее Ахав приказал убить Навуфея, стремясь завладеть его виноградником, и Илия предупредил царя, что Бог накажет всю его семью. Ахав погиб в сражении, а его династия была уничтожена. Когда служение Илии завершилось. Бог вознес пророка на небеса в огненной колеснице. Пророк Малахия предсказал возвращение Илии на землю. Много веков спустя Илия вместе с Моисеем явился ученикам Иисуса Христа, когда те стали свидетелями преображения Иисуса».

   Во-первых, Христос объясняет кто такой Иоанн, точнее его задачу – указать на Христа. Второе, объясняет, как можно понять это место из Библии об Иоанне, как Илии , потому что духовные истины воспринимались с большим трудом. Нужно заметить, что это место в Библии, не имеет никакого отношения к перевоплощении, реинкарнации. Возможно, на первый взгляд это хороший аргумент  тем, кто строит свое мировоззрение на основании восточной веры в перевоплощение души из одного тела в другое, кто убежден, что Иоанн Креститель есть перевоплощение древнего пророка Илии, но есть одна загвоздка. Сам Креститель о себе сказал так: «И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет». (Иоан.1:21) Иоанн подчеркивает свою уникальную функцию настолько образно, что говорит о себе даже, как не о пророке, а как о гласе вопиющего в пустыне. Таким образом, Илия есть лишь образ, помогающий описать важность духовного труда Иоанна Крестителя.

«Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Матф.11:15) Образный строй речей Христа было понять не просто. Кроме хорошего знания текстов Священного Писания нужно было иметь еще желание понять, разобраться в духовной сути Слова Божьего. Нужно было доверять истолкованиям самого Христа. Кроме того, нужно было иметь честное сердце, чтобы не оправдывать себя, свое неверие именно в этого Мессию, а не в того, которого ждали большинство евреев (завоевателя-освободителя на белом коне, военизированным путем решающего политические и социальные проблемы евреев). По этой причине Христос так часто обращался к способности людей слышать духовные истины. Душа имеет не только уши, но и глаза. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». (Матф.5:8) Чистое сердце будет, как правильно видеть так и правильно слышать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *