КОММЕНТАРИИ К НОВОМУ ЗАВЕТУ. Медитация над СЛОВОМ (Матф.15:1-9)

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ 15 ГЛАВА. 1 – 9 СТИХИ. 2010 ГОД

«1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:

2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,

6 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:

8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;

9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Матф.15:1-9)

«Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб». Книжники и фарисеи пришли выяснить для себя некоторые важные вопросы и пришли ко Христу, потому что именно Он знает ответы на животрепещущие вопросы. Но не просто любопытство движет книжниками и их компанией. Христос начал проповедовать нечто, что категорически противоречило учению книжников и фарисеев. Что же это за противоречие, в чем суть конфликта? Начнем попорядку:

1) Суть вопроса в следующем: Почему ученики Христа преступают предание старцев? Начнем с того, что слово «преступать» еще переводится, как «нарушать». Есть учение фарисеев и книжников, и это учение вступает в противоречие с учением Христа. Почитаем немного Уильяма Баркли к которому мы иногда обращаемся за историческими справками: «Закон о чистом и нечистом широко применялся еще и в другой широкой сфере. В нем было изложено все, что человек мог есть и чего он есть не мог. В широком смысле слова чистыми были все фрукты и овощи. Но в отношении живых тварей имелись строгие нормы. Они приведены в Лев. 11.   Мы можем кратко изложить их здесь. Из животных в пищу можно употреблять тех, у которых раздвоены копыта и которые жуют жвачку. Вот почему иудей не может есть свинину, мясо зайца и кролика. Ни в коем случае нельзя есть мясо животного, умершего естественной смертью (Втор. 14,21). Во всех случаях из туши должна быть выпущена вся кровь; ортодоксальные иудеи еще и сегодня покупают мясо у кошерного мясника, который продает только такое мясо. Обычный жир и сало на мясе можно есть, а жир с почек и других внутренностей брюшины, который мы называем почечное или нутряное сало, нельзя потреблять в пищу. По поводу морской пищи только животных в воде с плавниками и чешуями можно есть. Это значит, что моллюски, как, например, омары, нечисты. Все насекомые нечистые, за исключением саранчи обыкновенной. В отношении рыбы и животных есть, как мы видим, стандартный текст — что можно есть и чего нельзя. В отношении птиц такого текста нет, и перечень пригодных и непригодных в пищу птиц приведен в Лев. 11,13-21. В книге Эдершайма «Жизнь и эпоха Иисуса Мессии» приведены самые изысканные формы омовения. Наготове держали кувшины с водой для омовения перед едой. Минимальное количество употребляемой при этом воды составляло полторы яичных скорлупы. Сперва воду наливали на обе руки, подняв вверх пальцы; вода должна была стекать по руке до запястья, после чего вода должна была стекать с запястья, потому что теперь уже сама вода была нечистой, потому что соприкоснулась с нечистыми руками и, если бы она стала опять стекать по пальцам, пальцы снова стали бы нечистыми. Процедура повторялась, причем теперь руки держали в обратном направлении, устремив пальцы вниз, и потом каждую руку очищали протиранием сжатым кулаком другой руки. Настоящий ортодоксальный иудей делал все это не только перед едой, но и между всеми блюдами».

О СУТИ ПРЕДАНИЯ. Следует заметить, что практически во всех религиях существует не только священное предание, но и священное писание. Весь вопрос только в том, какой статус имеет предание. Как только предание ставится на уровень высшего авторитета, Писание начинает искажаться. Увы, но именно так происходит в православии и католицизме. Когда же предание, как осмысление Библии, становится вторичным, тогда и Писание начинает занимать свое достойное место и становится единственным авторитетом. Кроме того, в предании есть еще одна опасность. Предание в большей степени имеет дело с внешними формами, ритуально – обрядовой стороной. А поскольку природа человека плотская, телесная, часть этой природы, склонна к ритуально-обрядовому поклонению будет всегда склоняться к внешним формам вопреки внутреннему смыслу Библии. И знаете почему? Потому что религиозные внешние проявления гораздо гораздо легче исполнять чем изменять сердце, менять свой характер. Поставил свечу, и ты сделал что–то угодное для Бога. Соблюдал какой-то день, а какой-то не соблюдал, и ты угодил Богу. Но на самом деле, конечно же, все не так. Бога интересует только сердце. В Библии сказано по этому поводу: «Жертвы и приношения Ты не восхотел…» (Пс.39:7) Конечно же, людям, которые свято верят в свои предания, очень трудно изменить мировоззрение, но вопрос даже не в этом. Вопрос в том, чтобы принять Христа, принять Его образ, попасть к Нему в плен, уверовать в Него, как в Бога, а затем уже принять учение Того, кто есть Бог. Вот тут то и произошел сбой у книжников и фарисеев. Христа, как личность не принимали, а значит и не принимали Его учение.

«зачем ученики Твои преступают предание старцев». Как всегда стоит вопрос авторитетов. Кто авторитетней Христос или старцы? Что авторитетней учение Христа или предание старцев? По большому счету все сводится к выбору, — Бог или человек?

«Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего». Христос словно выражает самую суть конфликта. Предание плохо настолько насколько нарушает заповедь Божью. Получается, что все, что нарушает Божью заповедь должно быть подвергнуто анализу, сомнению, а затем изменению и это еще мягко говоря. А если более резко, Бог гневается на все, что нарушает Его заповеди. Он это ненавидит. В словах Христа слышно и удивление и, если хотите, негодование. Божье учение, которое выражено в заповедях, не должно быть ничем не искажено и не упразднено. Парадокс в том, что книжники и фарисеи пытаясь служить Богу на своих условиях нарушают Божье, а значит, становятся противниками Бога и создают учения противное Творцу. И это точно так, и Христа не приняли и распяли, потому что не хотели принимать Божью истину.

«Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою». В качестве примера Христос берет заповедь о почитании отца и матери и о запрете на злословие родителей. Так же Христос обращает внимание на то, что почитание родителей выражается в том, чтобы оказывать им, по необходимости, материальную помощь. И прыткие дети нашли выход из затруднительного положения давать часть Богу и давать часть родителям. В целях экономии можно было то, что принадлежит родителям, им не давать, а пожертвовать Богу, а родителям объяснить, что им ничего не досталось, потому что все пошло на Бога. Посмотрим еще раз на суть конфликта? В параллельном евангелии есть интересное словечко «корван». «Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей». (Мар.7:10-12) Посмотрим на два значения этого слова. Первое, — «корван» означает тот, что посвящено Богу. И по преданию вы могли сказать «корван» Богу на то, что я готов отдать родителям и все, больше ничего не нужно. Такое «волшебное слово» полностью могло перечеркнуть необходимость соблюдения заповедей, все на основании того же предания. Второе значение слова «корван» — клятва. Если ты дал клятву («корван») то ты ее уже не можешь ни при каких условиях нарушить. Как только сказал «карван» Богу то, что должно было пойти на помощь нуждающимся родителям, сразу же освобождаешься от соблюдения заповеди. Получается, что предание вступает в конфликт с заповедями Божьими и этими же преданиями нарушается.

«Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня». Вот она суть лицемерия, — несоответствие слов делу. Говорят хорошо, приближаясь к Богу только устами, чтут Бога только своими устами, языком, но вот поступки вскрывают всю глубину сердца. Только поступки показывают насколько сердце в правильном положении ко Христу. И напоследок. Сердце может находиться на разном расстоянии к Богу. Дальше, ближе. Чем больше расходятся слова с делом, тем дальше сердце. И наоборот, чем точнее слова совпадают с поступками, тем ближе к Богу. Эта фраза Христа показывает глубокое понимание сердца фарисеев. Если к ним применимы слова Христа, значит они, где-то глубоко понимали, что преступали заповеди, понимали, что лицемерят и идут против Бога. От человека и только от человека зависит на каком расстоянии от Бога сердце. В этом и призыв Христа, — приблизьте свои сердца к Богу. Хватит вам лицемерить. Выполняйте Божьи заповеди и не перечеркивайте их ничем, даже если это предание старцев.

Comments are closed.