КОММЕНТАРИИ К НОВОМУ ЗАВЕТУ. ПРОНИКАЯ В ГЛУБИНУ НОВOГО ЗАВЕТА. (Матф.23:1 – 12)

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

ФАРИСЕЙСКАЯ СУЩНОСТЬ САМОВОЗВЫШЕНИЯ

«1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим

2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;

3 итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:

4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;

5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;

6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах

7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;

9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;

10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.

11 Больший из вас да будет вам слуга:

12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Матф.23:1-12).

«1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим

2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи». Начнем со странного для нас выражения: «Моисеево седалище». Слово «седалище» — это славянское слово, переводится, как стул, кресло, место сидения. Греческое слово, переведенное на русский, как «седалище» так же переводится, как русское. Седалище так же используется, как символ власти. Например, седалище царя, или нарицательно, — ты сделал плохо, что занял седалище царя, которое может занимать только царь. Ну а теперь углубимся в контекст. Только что между Христом и фарисеями, саддукеями были религиозные споры. Теперь же Христос, как будто суммирует суть этих споров, характеризуя самих религиозных лидеров Израиля. Моисеево седалище, это духовная власть, которая должна была передаваться священникам, чтобы сохранять чистоту религии для всего народа. Однако произошло совсем не то, что планировалось, впрочем, как всегда происходит не то.

«3 итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают». Практически, почти все, что говорили религиозные вожди, было базировано на законе Моисея. Христос дает очень мудрый совет всем, кто находится в роли учеников. Как часто нас постигало разочарование, когда мы видели разницу между тем, что говорит учитель и тем, что делает. В церквях нередко объясняют отпадение христианина от веры примерно так: «Он преткнулся» или «Он соблазнился» т.е. человек увидел нечто в церкви, что ему с моральной точки зрения не понравилось, чаще всего что-то в личности пастора, и все, конец христианству. Хорошо бы, если бы мы помнили слова Господа сказанные к народу по поводу фарисеев и книжников. Нет, безусловно, если пастор находится в явном грехе, тогда вы можете, поговоривши с пастором и увидевши, что реакции никакой не последовало, возможно, даже поменять церковь. Итак, если вы видите несоответствие слов и дел, похоже, что вы столкнулись с лицемерием, но даже в этом случае Христос говорит, что нужно поступать по словам учителей, не взирая на их личности.

Есть соблазн другого порядка, поступать так поступают лицемеры. Например, увидел человек в церкви, что кто-то из пастырей курит и ругается дома в своей семье. Услышавший может радостно воскликнуть: «Ура! Значит и я могу ругаться и курить?». Вот против таких вещей как раз Христос и предостерегает. Нет, не подражайте их поступкам. Только по словом, которые совпадают с Божьими заповедями. Подражать нужно только доброму и святому: «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (Фил.3:17).

Что же делают эти фарисеи и что не делают, а других заставляют?

1)    «4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их». Фарисеи связывают вместе, как связывают снопы, тяжесть закона, причем абсолютно без милости, и заставляют других выполнять эти повеления. Но при этом, что самое интересное, они сами не исполняют эти требования. Даже и пальцем не пошевелят. Странно это звучит. Ведь фарисеи старались что-то же делать? Христос имеет ввиду суть закона, они не пытались никого любить, а лишь контролировали мелочное исполнение закона и, в большей степени, своих преданий. Человек, как таковой их не интересовал.

2)    «5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои…». Может быть фарисеи и совершали добрые поступки, но делалось все напоказ, чтобы заслужить похвалу людей, что аннулировало смысл всех их дел. Что же такое хранилище? Обратимся за помощью к толкователю Нового Завета Уильяму Баркли: «Они расширяют хранилища свои. В заповедях в Исх. 13,9 сказано: «И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими». Это повторено в другом месте: «И да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими» (Исх. 13,16; ср. Втор. 6,8; 11,18). Для того чтобы исполнить эти заповеди, иудеи носили и еще носят при себе на молитве так называемые тефиллин или филактерии, то есть хранилища. Их носят во все дни, кроме субботы и священных дней. Это своего рода маленькие кожаные коробочки, одна из которых носится на запястье, а одна — на лбу. Та, что носится на запястье — маленькая кожаная коробочка с одним отделением, в котором находится сверток пергамента с написанными на нем четырьмя отрывками из Писания: Исх. 13,1-10; 13,11-16; Втор. 6,4-9; 13,1-21. Такую же кожаную коробочку с четырьмя маленькими отделениями, с одним свитком в каждом, на котором написан один из этих текстов, носили на лбу. Чтобы привлечь к себе внимание, фарисеи не только носили эти филактерии, но и делали их особенно большими, чтобы показать всем свое примерное послушание закону и свою примерную набожность».

3)    «…увеличивают воскрилия одежд своих…». И снова комментарий Баркли: «Они увеличивали воскрилия одежд своих; в греческом это краспеда, а в древнееврейском цицит. В Числ. 15,37-41 и Втор. 22,12 мы читаем, что Бог заповедовал Своему народу носить кисти на краях одежд своих, чтобы, взглянув на них, они вспоминали все заповеди Господни. Эти кисти были подобны четырем кистям по краям одежды. Позже иудеи носили их на нижнем белье, а нынче они сохранились в кистях на молитвенной шали, которую благочестивый иудей надевает на молитву. Можно было просто сделать эти кисти особенно большими, чтобы они стали показным знаком набожности; они уже не напоминали человеку о заповедях, а привлекали к человеку всеобщее внимание».

4)    «6 также любят предвозлежания на пиршествах…». Баркли нам еще раз поможет: «Кроме того, фарисеи любили занимать почетные места на пирах, с правой и левой стороны от хозяина; любили сидеть на передних местах в синагогах. В Палестине задние места занимали дети и самые незначительные люди; чем ближе места, тем больше почет. Самыми почетными были места старейшин, стоявшие лицом к общине. Человек, сидевший там, был виден всем и он мог на протяжении всей службы демонстрировать позу особой набожности, которую должны были видеть все».

5)    «председания в синагогах…» Фарисеи любили занимать почетные места, что-то подобное нашим президиумам парт собраний советских времен.

6)    «и приветствия в народных собраниях…». Их должны были выделять приветствием, что так же являлось отличительным признаком особого уважения.

7)    «и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» И еще один видимый признак уважения к фарисеям, который они очень любили, — обращение, как к учителям. Это и понятно, ведь они себя видели учителями всего народа, они полагали, что находятся на более высокой ступеньке святости, чем обычный люд.

«8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;

9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;

10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос».

Довольно сложное место Библии. Христос запрещает называть людей учителями, наставниками, отцами. Попытаемся по пунктам разобраться, отвечая на рождающиеся по этой теме вопросы:

1)    Можно ли называть кого — либо в церкви учителем? Иисус Христос назвал Никодима «учителем Израилевым» (Ин. 3:10). В антиохийской церкви определенные люди назывались «пророками и учителями» (Деян. 13:1). Апостол Павел не только считал учителей дарами Божиими Церкви, но и себя самого называл «учителем язычников» (1 Тим. 2:7). Кроме того, в настоящее время есть воскресная школа, а значит и учителями воскресной школы, которых так и называют.

2)    Кого можно называть учителем? Получается, что если дар учителя есть в церкви тогда и людей в церкви, обладающим этим даром, можно называть учителями. Например, в церковь приехал известный учитель Библии.

3)    Есть ли в Библии понятие духовный отец? Коринфской церкви Апостол писал: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе» (1 Кор. 4:15). Значит Ап. Павел был духовным отцом коринфян и всех, кого он наставлял в вере? А к отцам по плоти из Колосса он обращается следующим образом: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:21).

4)    Есть ли понятие наставника в Библии и церкви? «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим» (Гал.6:6); «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7).

5) Так что же имел ввиду Христос, когда дал запрет на название кого-либо учителем, наставником, отцом?

  1. Фарисеи хотели, чтобы их называли учителями. Они своим учением заслоняли Учителя с большой буквы. Они все время акцентировали внимание на себе. А духовный, христианский учитель должен направлять внимание на Христа. Как слушая выдающегося музыканта мы забываем о его технике и слушаем прекрасную идею композитора, так и слушая духовного церковного учителя, мы наслаждаемся мудростью и любовью Христа.
  2. Фарисеи стремились к господству над людьми и это Христос порицает.
  3. Фарисеи не могут называться учителями, наставниками и отцами, потому что они отвергли Христа.
  4. Мы, соединивши разные места Библии, не можем принять буквально этот призыв Христа, как и призыв, например, подставлять щеку. Христос нередко говорил образным языком и если есть основания толковать текст не буквально, а образно, то мы так и поступаем. А мысль Христа очевидна, — не возвышайте людей, не потакайте гордости человеческой. Не позволяйте людям заслонять их славой Бога.
  5. Человека можно называть по его дару и таланту, по его устремленности ко Христу учителем, наставником, отцом, а не по должности.
  6. Кроме того, есть мысль, что Христос эту речь произносил апостолам. Иисус учил, чтобы среди них никто не выделялся. Такой вывод можно сделать из того, что в первой церкви были и учителя и наставники и отцы и их так называли. И потому что непосредственно обращение к апостолам: «все же вы – братья».

«11 Больший из вас да будет вам слуга:

12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». Теперь мы приходим к самой сути всего этого отрывка. Фарисейство превратилось в такую систему, целью которой было уже не служение Богу и сохранение чистоты веры, а потакание гордости человеческой. Сами обряды фарисеев, которые выше перечислил Христос, рождались из пораженности всего естества человека гордостью. Религия была той почвой, которая удовлетворяла гордость. То же происходит с властью политиков. Не о народе они пекутся, а о своем благе и гордости. Показать себя, на политическом канале высказаться так, чтобы вся страна оценила. Христос говорит обратное. Кто больший пусть будет слугой. Обратите внимание, значит больший среди равных возможен? Таким большим был Ап. Петр среди других апостолов. И так в каждой церкви, в каждой группе церквей есть старший, ответственный, больший. Кто сам себя возвышает тот будет унижен. Значит, речь идет о пороке самовозвышения. И теперь мы лучше понимаем, что из-за самовозвышения Христос запрещает называться учителями, наставниками. Беда в самовозвышении, которое противоположному кротости и смирению. Христианину не нужно самовозвышаться, потому что его Бог возвысит, только в небе или на земле, не важно. Разве об этом должен переживать верующий человек? А тот, кто себя возвышает, тот как раз будет унижен, возможно, и скорее всего еще при земной жизни.

ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:

1)    Насколько бы не был лицемерным учитель, вы, по словам его, поступайте, а по делам его нет. И еще, Христос, таким образом, учит нас не вообще отпадать от веры, ведь не дает же он призыв, бросайте веру в Бога, нет. Скорее, оставайтесь в вере и не взирая на поступки лицемерных учителей поступайте по их словам, если эти слова совпадают с волей Божьей.

2)    Второе предупреждение Христа, — не поступать, как поступают лицемеры. Подражать только святости, но не лицемерию. Если кто-то поступает лицемерно, вряд ли отыщется нам оправдание если мы будем подражать таким людям.

3)    Когда мы учим духовным истинам, люди должны быть направлены не на нашу мудрость, но на Христа. Об этом не стоит забывать.

4)    Не следует искать славы себе, а искать служения людям.

5)    Не прославляйте людей, не потакайте их гордости.

6)    Не стремитесь, чтобы вас возвысили, пуст сам Бог вас возвысит за вашу скромность, кротость и смирение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *