КОММЕНТАРИИ К НОВОМУ ЗАВЕТУ. ПРОНИКАЯ В ГЛУБИНУ НОВOГО ЗАВЕТА. (Матф.23:23 – 32)

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

ГОРЕ ЛИЦЕМЕРАМ! ГОРЕ ФАРИСЕЯМ! ЧАСТЬ 2.

ОКРАШЕННЫЕ ГРОБЫ

«23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;

28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,

30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в [пролитии] крови пророков;

31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;

32 дополняйте же меру отцов ваших» (Матф.23:23-32).

«23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять». Христос продолжает обличение лицемерия в лице фарисеев.

Как известно сам Бог заповедал израильскому народу десятину: «Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля твоего каждогодно» (Втор. 14,22); «И всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня» (Лев. 27,30). Десятину нужно было отдавать не только от денег, но от всего урожая: «От всего, что съедобно и может быть сохранено, и питается от земли, надлежит отдавать десятину». Такие растения, как тмин, укроп выращивались по отношению к другим культурам в очень маленьких количествах. Но фарисеи, чтобы показать свою набожность, отдавали даже с малого десятину. Они очень точно считали и точно выполняли предписания Божьи. Казалось бы, картина идеальна. Можно сказать, что показателем любви к Богу есть и то, как люди относятся к малому. Картина была бы замечательной, если бы не одно но. Суть религии как раз в любви, из которой проистекает милость. А с сутью у фарисеев были большие проблемы. Они ставили акцент на вторичном, пренебрегая первичным. Кому же нужны десятины, если нет любви? Бог обличил их в трех вещах:

1)    Суд. Фарисеи судили лицеприятно и несправедливо. А ведь много мест в Библии говорят о том, что для Бога несправедливый суд есть мерзость.

2)    Милость. Когда человек не важен, а важны обряды тогда и относишься к человеку как к чему-то, что есть придатком ритуальной стороны. Может быть, поэтому два проходящих мимо избитого, в притче о милосердном Самарянине, будучи священниками, так и не подошли к несчастному. Им было некогда. Их ждали обряды. Так убивается милость.

3)    Вера. Фарисеи верили в силу обрядов, но не в Бога. По сути, они нарушали даже заповеди Ветхого Завета, поскольку еще в до прихода Христа было сказано о любви к ближнему. Пусть даже еврею. «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь» (Лев.19:18). Но они и своих презирали, не говоря о язычниках.

«24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» Господь открывает неверные акценты фарисеев. Мелочность раздувается за счет пренебрежения любовью. Комментатор Баркли показывает нам тонкости Палестинского юмора в устах Христа: «Дело в том, что комар — насекомое, нечистое животное, как и верблюд. Чтобы случайно не выпить что-нибудь нечистое, вино процеживали через ткань, чтобы отцедить все нечистое. Эта юмористическая картина, должно быть, вызвала взрыв смеха, потому что человек тщательно отцеживает свое вино через ткань, чтобы не проглотить малюсенькое насекомое, и в то же время всецело глотает верблюда. Это картина человека, совершенно потерявшего чувство относительной важности».

«25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их». Только что мы выяснили, что фарисеи ставили акцент на менее важном, на ритуалах, обрядах, а суть забыли, суть которая в суде, милости и вере. Христос, с другой стороны, теперь описывает проблемы фарисеев. Они занимались внешним. Они хотели выглядеть хорошо, при этом их мало интересовало внутреннее. Образная картина помогает нам представить чашу или тарелку (блюдо). Внешне вымытые, а внутренне грязные. Заглядываешь внутрь блюда или чашки, а они грязны и с ужасом понимаешь, что не сможешь использовать их, пока не помоешь. Внутреннюю грязь Христос сравнивает с хищением, что есть воровство и ложь. Работать то нужно над чистотой внутренней, чистотой сердца, а внешняя красота будет уже производной от внешнего. Эта внутренняя работа и есть религия, в хорошем и правильном смысле слова.

«27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;

28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония». Еще одна очень интересная справка от Баркли по поводу гробов: «Чаще всего умерших хоронили у обочины дороги. Мы уже видели, что всякий, кто прикоснется к мертвому телу, считался нечистым (Числ. 19,16). И потому всякий, прикоснувшийся надгробному камню, автоматически становился обрядово нечистым. Один раз в году, — на Пасху, — дороги Палестины были переполнены паломниками. Стать обрядово нечистым по пути на празднование Пасхи — это было бы для человека катастрофой, потому что значило, что он не может принять участие в праздновании. И потому у иудеев был обычай — в месяц Адар они белили все придорожные надгробные камни, чтобы ни один паломник не задел случайно и не стал бы нечистым. И потому, если человек путешествовал по Палестине весной, эти надгробные камни были белыми, почти красивыми в лучах солнца, но за ними были тела и скелеты, прикосновение к которым оскверняло человека». Вы только кажитесь. Мне показалось очень характерным слово «кажитесь». Жить или казаться? Боюсь, что большинство людей не живет настоящей жизнью. Они только пытаются казаться. Почему так важно казаться? Казаться – это самый легкий путь к славе и уважения без внутреннего напряжения. Можно сказать, что я молюсь по пять часов в день. У буду казаться очень духовным человеком, но таковым не буду на самом деле, потому что не правда то, что я долго молюсь. А может я долго молюсь, но не ради Бога, а ради того, чтобы опять тки казаться. Казаться легче, чем быть. Фарисеи только казались святыми, но их внутренность видел Бог. Как раз проблема фарисеев в том, что Богу не нужно казаться. Бог видит сердце человеческое. Те, кто кажутся, им все время нужно угождать людям, чтобы казаться кем-то важным в глазах людей. Самое страшное если у кажущегося внутри беззаконие. Оказывается можно играть роль праведности, но долго такую роль не проиграешь. Внутренний мир такого человека – мертвые кости.

«29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,

30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;

31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;

32 дополняйте же меру отцов ваших». Фарисеи почитали мучеников-пророков за веру. Однако, по своему поведению, они продолжали дело тех, кто убивал Божьих людей. Фарисеи тем, что чтили память убитых пророков, хотели показать свою солидарность со святыми людьми и свою непричастность к убийствам. Они не хотели быть сообщниками убийц, но сами собирались убить Христа. Они думали, что не имеют отношение к своим отцам, но так относясь к людям, они уже убивали, по крайней мере, в своем сердце. В своих намерениях, а в случае со Христом, не только в намерениях, фарисеи наполняли меру преступлений отцов. Выражение «наполнять меру» отправляет нас к книге Бытие, в которой названа причина изгнания язычников живущих на земле обетованной: «…ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт.15:16). Есть у Бога мера за которой следует наказание. Фарисеи подходили к этой мере своим лицемерием и ложью, своей видимость праведности. Уж лучше бы они ничего не делали, чем делали лицемерие.

ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:

1)    Важно не проглядеть за религиозным исполнением повседневных обязанностей любовь. Например, читаешь Библию и не дочитываешь до конца, тут к тебе подходит жена и что-то просит и, как всегда, ей нужно сделать именно сейчас. Все отложивши делаешь, потому что не хочешь превратится в фарисея. Живой человек превыше всего.

2)    Мелочность никогда не должна затмить главное. Например, в разговоре люди начинают что-то доказывать друг другу, а ты слушаешь со стороны и понимаешь – это все настолько вторично. А вот то, что собеседники сейчас мир потеряли и начинают друг друга уже недолюбливать, потому что в споре страсти накаляются, вот это плохо.

3)    Всегда следует ставить акцент на сердце, на мотивах, на внутренних процессах, а не на внешнем, как я выгляжу, как я делаю, как я поступаю. Правильный вопрос который себе следует задавать: «Почему я так поступаю?».

4)    Жить нужно так, чтобы не казаться, а быть. Бог не любит кажущихся, потому что те, кто кажутся, игнорируют Бога. Акцент кажущихся на мнении людей. Бог видит кажущихся насквозь. Не нужно казаться, нужно быть.

5)    У Бога есть мера греха, мера беззакония, если хотите мера терпения. Если мы переходим эту меру могут начаться наказания. Например, так было с Аммореями, так было с человечеством во время потопа и так будет со всеми, кто останется на земле то ли по неверию, то ли по своему фарисейству и лицемерию, когда придет Христос во второй раз.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *