КОММЕНТАРИИ К НОВОМУ ЗАВЕТУ. ПРОНИКАЯ В ГЛУБИНУ СЛОВА БОЖЬЕГО. (Матф.26:1 – 13)

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

СТРАДАНИЯ ХРИСТА. В ПРЕДВЕРИИ ПАСХИ. ЧАСТЬ 1.

СТРЕМЛЕНИЕ УБИТЬ ХРИСТА. МАРИЯ, ОТДАВШАЯ ЛУЧШЕЕ ГОСПОДУ.

«1 Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:

2 вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.

3 Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы,

4 и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить;

5 но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.

6 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,

7 приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.

8 Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?

9 Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.

10 Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:

11 ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;

12 возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;

13 истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Матф.26:1-13).

«Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие». (Матф.26:1,2) Остается два дня. Для нас слово «пасха» ассоциируется с праздником, впрочем, как и для евреев, а вот что значили эти слова для самого Христа? Это было Его убийство. Принесение в жертву Бога, вместо жертвенных животных, которые столетия приносили евреи, за свои грехи. Страдания, боль, отвержение, убийство. Два дня до пасхи. Что может чувствовать человек, который знает, что через два дня его не то что убьют, а мучительно, терзая подведут к смерти? Шок, депрессию, апатию, обреченность, подавленность? Однако, для Христа, знающего, что через три дня Он воскреснет все носит иной характер. В этом есть, как горечь, так и радость. Горечь от предстоящих страданий и, наверное, даже еще большая горечь от предательства, оставленности не просто посторонних людей, но учеников, в которых вложил Учитель 3,5 года. Распятие Христа связано с пасхой. Сам Христос вполне осознавал и нередко об этом указывал на себя как жертву, которую принесут ради грехов человечества. Всегда буду удивляться, какое мужество, какое терпение, какое самообладание, знать дату своей смерти и при этом быть спокойным. То, что Христос Бог, не смягчает мужество реакции Христа, потому что Он был так же и человек. Достаточно вспомнить, как Христос говорил сам о себе: «Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». (Матф.26:38) Одна эта фраза глубоко вскрывает насколько же Господь внутренне страдал, понимая, что Ему предстоит. Эта фраз словно призвана показать нам, что Он переживал всю боль так же, как и мы почеловечески. Так кто же, при здравом уме, захочет принять смертельную порцию издевательств от людей?

«Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе». (Матф.26:3-5) Банда заговорщиков и потенциальных убийц (еще не убили, но разрабатывают план убийства), самое странное, в лице первосвященников (не убий!), книжников и старейшин собралась во дворе главного бандита. Удивительно, кто имеет больше всех власти тот и становится бандитом второго типа. Первый тип – открытый, мелкий криминал. Второй тип – криминала под прикрытием законов и должностей. Самый коварный, опасный и лицемерный вид криминала. А когда еще священники занимаются такими делами – это уже полный апофеоз духовной деградации.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

ПЕРВОСВЯЩЕННИК — I. Должность П. давалась, как правило, пожизненно и переходила по наследству к старшему сыну. Первым П. израил. народа был АаронПосле того как Соломон сослал Авиафара в Анафоф, эта должность, начиная с Садока, стала исключит. привилегией потомков Елеазара (3Цар 2:26 и след.,35).

II. П. назван в Библии «священником» (Исх 29:30), «помазанным священником» (Лев 4:3, 5,16) или великим священником «из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания, и который освящен, чтобы облачаться в священные одежды» (Лев 21:10).

III. Должность П. была весьма почетной и передавалась по наследству. К П. предъявлялись особо строгие требования в отношении обрядовой чистоты (Лев 21:10-15). Даже в случае смерти отца или матери он, в отличие от остальных священников, не имел права осквернить себя прикосновением к умершему. Ему запрещалось обнажать в знак траура голову и раздирать одежду, что позволялось другим священникам (Лев 10:6). В это время П. не должен был покидать святилище (ст. 7). П. не мог жениться на вдове или на отверженной, он имел право взять в жены только израильтянку-девственницу, в то время как остальным священникам не возбранялось жениться на вдовах.

IV. Обязанностью П. было присматривать за всем, что касалось храма, богослужения и священства. Он должен был приносить жертвы как за свои грехи (Лев 4:3-12), так и за грехи всего народа (ст. 13-21); ему полагалось совершать предпис. жертвоприношения в День искупления (гл. 16). Кр. того, в особо ответственных случаях П. должен был испрашивать волю Господа при помощи  урима и туммима (Лев 8:8). П. мог исполнять любые священнич. обязанности и позднее стал приносить жертвы по случаю субботы, новолуния и больших праздников. Во время вавил. плена (587-538 гг. до Р.Х.) обязанности П. не исполнялись. В послепленное время институт первосвященства был восстановлен. П. стал пользоваться все возрастающим авторитетом и властью, поскольку царей в Израиле тогда не

было. Впоследствии хасмонеи, маккавейские цари-священники, объединяли власть царя и П. в одном лице; это продолжалось до тех пор, пока Иудея сохраняла при них свою независимость. Во времена Иисуса П. председательствовал в синедрионе и в политич. плане являлся верховным вождем народа, правда, подконтрольным оккупац. рим. властям.

V. Согл. Евр 5:5 и след., Христос считается истинным П. Церкви Божьей. В отличие от ветхозаветных П., каждый год приносивших жертвы за грехи народа, Христос однажды и навсегда взял на Себя наши грехи и примирил нас с Богом (Евр 9:25-28; ср. Ис 53:11; Ин 1:29; 2Пет 2:24), войдя в небесное святилище (Евр 9:24).

СТАРЕЙШИНЫ НАРОДА. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ. В ВЗ звание или должность С. происходит из естеств. старшинства в семье, в роде и племени (Исх 3:16,18; Чис 22:7; Нав 9:11). Но одного возраста было еще недостаточно для занятия этой должности. Важными критериями являлись также мудрость, благочестие и надежность (Исх 18:21; Втор 1:13,15). Собрание, образованное из С., в большинстве случаев выступало как совещат. орган. Согл. Втор 31:9-13, С. вместе со священниками должны были через каждые семь лет (в год отпущения) участвовать в чтении Закона народу. После овладения землей обетованной С. городов исполняли обязанности судей (Втор 19:12; 21:19 и след.; 22:15-18; Нав 20:4; Руфь 4:2,4,9,11; 3Цар 21:8,11; 4Цар 10:1,5). Они выносили решения по простым правовым вопросам. При этом разрешено было подавать апелляции, к-рые рассматривались священниками и официальными судьями (Втор 17:8-13; ср. 2Пар 19:8-11). Моисеем были назначены «семьдесят старейшин». Согл. Исх 18, это было сделано по совету его тестя Иофора, священника мадиамского, чтобы снять с Моисея часть нагрузки и улучшить отправление правосудия; а согл. Чис 11:16, — по Божьему повелению в ответ на жалобу Моисея. Здесь должность С. связывается с исполненностью Духом и ее видимыми проявлениями (Чис 11:25 и след.).

II. В ИУДАИЗМЕ. В иудаизме институт С. приобрел особое значение после гибели Иудейского царства — как в среде угнанных в плен (Иер 29:1), так и среди израильтян, оставшихся на родине (Иез 8:1 и след.; Иер 26:17 и след.). В организац. устройстве синагоги всегда существовало местное правление, обычно состоявшее из семи С. (Лк 7:3).

КАИАФА, прозвище Иосифа, к-рого в 18 г. по Р.Х. рим. прокуратор Валерий Грат назначил первосвященником. К. был зятем Анны (Ин 18:13) и первосвященником в то время, когда Иоанн Креститель начал свое служение (Лк 3:1 и след.). Именно К. предложил убить Иисуса (Ин 11:47-53; 18:14); в его дворце собрался синедрион для суда над Иисусом (Мф 26:57; Ин 18:24), и К. председательствовал на этом суде. После того как показания лжесвидетелей не подтвердились, К. своим вопросом «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» побудил Иисуса ответить положительно, в результате чего Его обвинили в богохульстве (Мк 14:59-64). В Деян 4:6 К. вновь упоминается в связи с разбират-вом в синедрионе дела ап. Петра и Иоанна. В 36 г. по Р.Х. Каиафа был смещен Вителлием, рим. наместником в Сирии. В Иерусалиме, в верхнем городе, туристам и паломникам обычно показывают место, где, по преданию, стоял дом Каиафы (см. план города на стр. 377).

КНИЖНИКИ — корпорация писцов, к-рые либо копировали списки книг, либо были их составителями. К. не принадлежали к сословию духовенства. Нередко К. назывались люди, сведущие в книгах. Роль К. в разные эпохи менялась. Можно выделить след. этапы в истории их деятельности: 1) первым институт К. основал Соломон (1 Пар 23:4) по образцу, найденному у соседних царей. Известно, что в Египте и Месопотамии писцы играли важную роль как учителя, переписчики и писатели (см. ст. Учительные книги). Вероятно, при Соломоне К. вели царские анналы, составляли официальные документы, собирали книги; 2) аналогичная функция была возложена на К. во времена Езекии (Притч 25:1), но с тех пор они становятся уже не столько писцами и хронистами, сколько носителями традиции мудрецов (см. ст. Мудрецов писания) и фактически с ними отождествляются; 3) расцвет лит-ры мудрецов наступает во *Второго Храма период. Создателями ее являются К. (6-4 вв. до н.э.); 4) в последние века до н.э. К. называют знатоков Закона; 5) в евангельскую эпоху К. входят в состав *Синедриона наряду со старейшинами и высшим духовенством (см., напр., Мк 14:53). Обличая духовных вождей народа, Христос Спаситель называет в их числе и К. (Мф 23:2); иногда о К. в НЗ говорится в положительном смысле (Мф 8:19; 13:52); 6) в более позднем *иудаизме К. считались ответственными за сохранность рукописной традиции свящ. книг, а нек-рые из них были их толкователями.

И вот, вся эта банда решила Христа взять хитростью, что уже говорит о том, что не было вины, иначе и зачем хитростью брать того, кто не скрывается, не агрессивен и официального обвинения на кого нельзя выдвинуть?

Если бы речь шла только о том, чтобы схватить Христа и посадить на некоторое время в темницу, но речь об убийстве. Да уж, чем сильнее человек мешает кому-то и чем больше этот человек представляет угрозу, тем актуальнее, для не имеющих моральные принципы, его убрать. А собственно, за что?

«6 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,

7 приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову». Когда же происходило это событие, возникает вопрос? А вопрос возникает, потому что у других евангелистов помазание Марии описано несколько ранее. А теперь давайте попробуем упорядочить время и обстоятельства этого события, сравнивши всех четырех евангелистов:

1)    Евангелист Матфей: Помазание Христа произошло в Вифании в доме Симона прокаженного. Мазала Христа женщина с алавастровым сосудом. Ученики все возмущались такой тратой денег.

2)    Евангелист Марк, то же, что и у Матфея: «И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову» (Мар.14:3). Но проблема в том, что по Марку это событие произошло за 2 дня до пасхи: «Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить» (Мар.14:1).

3)    Евангелист Лука: Христос был в доме фарисея, а женщина была грешницей: «Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром» (Лук.7:36,37).

4)    Евангелист Иоанн: Событие происходило за 6 дней до пасхи в доме Марфы и Марии. Мария мажет ноги Христа. Ученики находятся здесь же и Иуда возмущен нерациональной тратой денег Марией. «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых» (Иоан.12:1).

Вот как отвечает на эти вопросы Августин: «Может, — говорит он, — казаться противоречием, что Матфей и Марк, сообщив, что Пасха будет по прошествии двух дней, затем говорят о пребывании Иисуса Христа в Вифании и сообщают о помазании Его там драгоценным миром; а Иоанн рассказывает об этом помазании за шесть дней до Пасхи. Но те, которые смущаются этим, не понимают, что Матфей и Марк могли поместить именно здесь рассказ о помазании в Вифании. Ни один из них, сказав, что после двух дней будет Пасха, не сделал такой приписки: «после этого, когда (Христос) был в Вифании»».

Скорее всего речь идет двух ситуациях похожих друг на друга. Одна Мария была сестрой Марфы и Лазаря. Другая же Мария была грешницей. Значит, мы рассматриваем ситуацию, которая произошла в Вифании, а не в Галлилее.

Что значит, миро и почему нужно было его возливать на голову Христа?

Миро стоило 300 динариев. С учетом, что человек зарабатывал в среднем один динарий в день получалось, что Мария потратила на Христа годичную заработную плату, а с учетом того, что нужно было еще и питаться, тогда отложенное за два года работы. Если человек в нашей стране получает в среднем, например 150 долларов, то он бы потратил на Христа 1700 долларов. Вдумайтесь, 1700 долларов, чтобы втереть масло в тело человека? Но в том то и дело, что Христос был не просто человека, а Богочеловек? Мария чувствовала своей женской интуицией, что приближается время смерти Христа, поэтому, в отличии от другой Марии, она помазала не только ноги но и голову.

ПОЧЕМУ ЖЕНЩИНА ОТДАЛА ТАКОЕ ДОРОГОЕ МИРО ДЛЯ ХРИСТА:

1)    Любовь отдает самое дорогое.

2)    Любовь умеет быть благодарной.

3)    Любовь может быть великодушной.

4)    Любовь готова на маленькие и большие подвиги.

5)    Любовь к Богу должна стоять на первом месте.

6)    Даже если что-то жалко для Христа, Бог возместит, поэтому так же нам должно быть не сложно отдавать Иисусу самое лучшее.

7)    Любовь выказывает уважение, отдавая достойную честь самому Богу, а значит, отдавая лучшее.

«8 Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?

9 Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим». Ученики возмущались, а все потому, что с их точки зрения деньги тратились не рационально. Они еще не поняли принцип, если человек служит Христу, то это самое важное действие. Мария так же знала, о существовании нищих, но она давала свою помощь тому, кто в ней больше всего нуждался. Почему я так полагаю? Судите сами, какое было состояние Христа, если Он открыто говорил своим ученикам, что Его душа скорбит смертельно. «Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». (Матф.26:38). Если Христос страдал, предчувствуя приближение мучений и распятия, то Мария выразила свое сострадание. Она отдала лучшее, чтобы поддержать Христа, показать Ему, что Он не один. Возможно, это было и немного наивно, потому что вряд ли это было уж так необходимо, но Бог же видит сердце, а сердце Марии было прекрасно. И эта красота согревала Христа в последний период Его земной жизни. Не ученики распоряжаются, кому что делать, а Бог. И вообще, почему они решили возмущаться? Делает человек для Христа и это уже прекрасно. Не следует становиться судьями.

«10 Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:

11 ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;

12 возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению». Христос запрещает смущать женщину. Никогда нельзя смущать того, кто делает для Христа, разумеется, если это добро рассудительно и соответствует Библии: «то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность.» (2Пет.1:5) Христос учит учеников, как нужно научиться расставлять приоритеты.

Во-первых, служите Богу.

Во-вторых, служите тому, кто сейчас больше нуждается.

В-третьих, служите вечному, а не временному.

В-четвертых, учитесь выбирать самое главное, а главнее Бога нет ничего.

В-пятых, поскольку вы не можете всем помочь, сосредоточьтесь на том, кому нужна больше ваша помочь.

В-шестых, если человек делает добро, то не подавляйте его, а наоборот поддержите.

Мария приготовила Христа к погребению, поскольку миром готовился умерший к тому, чтобы его обматывали пеленами. Таким образом Мария, возможно сама того не ведая, указала на смерть Господа. Удивляет и восхищает, как спокойно молодой человек может говорить о том, что его будут погребать. Христос говорит о смерти, дыхание которой ощущал не только Иисус, но все рядом с ним находящиеся.

«13 истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала». «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», — писал великий русский поэт Пушкин. Памятник себе он делал талантами, которые ему дал Господь и которые он далеко не всегда, в отличии от Иоганна Себастьяна Баха, направлял на Бога. Мария так же себе воздвигла памятник, но не сама. Господь, который есть автором Библии, решил, что образ Марии должен войти в духовную историю спасения человечества, как образ человека отдающего самое дорогое для Христа. Почем же так? Вопрос риторический, поскольку ответ на него очевиден. Смысл жизни человека именно в отдаче самого дорогого для Господа. Если уже нас сложно отдать миро, деньги, и другие временные вещи, как же мы можем говорить о самом дорогом и важном, что есть у человека, о его жизни.

ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:

1)    Любовь отдает самое дорогое.

2)         Любовь умеет быть благодарной.

3)         Любовь может быть великодушной.

4)         Любовь готова на маленькие и большие подвиги.

5)         Любовь к Богу должна стоять на первом месте.

6)         Даже если что-то жалко для Христа, Бог возместит, поэтому так же нам должно быть не сложно отдавать Иисусу самое лучшее.

7)         Любовь выказывает уважение, отдавая достойную честь самому Богу, а значит, отдавая лучшее.

8)         Избегайте быть судьей тому человеку, который старается что-либо важное сделать для Христа.

9)         Служите Богу.

10)    Служите тому, кто сейчас больше нуждается.

11)    Служите вечному, а не временному.

12)    Учитесь выбирать самое главное, а главнее Бога нет ничего.

13)    Поскольку вы не можете всем помочь, сосредоточьтесь на том, кому нужна больше ваша помочь.

14)    Если человек делает добро, то не подавляйте его, а наоборот поддержите.

ПРИЛОЖЕНИЕ из http://wapedia.mobi/ru/%D0%9F%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%98%D0%B8%D1%81%D1%83%D1%81%D0%B0_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BC

Помазание Иисуса миром — общее название эпизодов четырёх Евангелий, повествующих об умащении Иисуса Христа благовониями, совершённом женщиной. Евангелия от Марка, Матфея и Иоанна включают помазание миром в рассказ о Страстях Христовых. По месту действия в этих Евангелиях эпизод помазания называют также Вечерей в Вифании; по месту действия в Евангелии от ЛукиПиром в доме Симона Фарисея. Католическая традиция в течение долгого времени отождествляла совершившую помазание женщину с Марией Магдалиной.

«Христос в доме Симона Фарисея», анонимный мастер, французская школа

1. Евангельские свидетельства

Женщина льет миро на голову Иисуса

Женщина омывает ноги Иисуса

Евангелие Описание помазания
От Матфея
(Мф.26:6-7)
Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению
От Марка
(Мк.14:3-9)
И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на неё. Но Иисус сказал: оставьте её; что её смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению
От Луки
(Лк.7:37-28)
И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришёл в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришёл, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи
От Иоанна
(Ин.12:1-8)
За шесть дней до Пасхи пришёл Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

2. Апокрифические рассказы

Апокрифы не сообщают непосредственно о помазании Иисуса, но рассказывают о происхождении благовонного мира, которым он был помазан. Согласна «Арабскому евангелию детства Спасителя» после обрезания Иисуса повитуха Саломея забрала

…крайнюю плоть (правда, говорят иные, будто пуповину она взяла) и поместила её в сосуд с нардовым маслом древним. Сын же её был продавцом благовоний, и, отдавая ему сосуд, сказала она: — Остерегись продавать сей флакон благовонного нарда, даже если б и триста денариев тебе за него предложили.
Был же это тот самый сосуд, что купила Мария-грешница и вылила на главу и ступни Господа нашего Иисуса Христа, а потом их своими власами отерла.[1]

3. Расхождения свидетельств евангелистов

Матфей Марк Лука Иоанн
Город Вифания Вифания Не назван, в Галилее, возможно Наин Вифания
Место Дом Симона прокаженного Дом Симона прокаженного Дом Симона Фарисея Дом в Вифании, где был и Лазарь
День Среда страстной недели Задолго до Страстной недели Суббота, за день до входа в Иерусалим
Женщина некая женщина некая женщина грешница из Вифании Мария, сестра Лазаря
Действия помазание головы помазание головы омовение ног омовение ног

Такое количество расхождений издавна вызывало вопросы у исследователей евангельских текстов. В настоящее время, значительная часть секулярных исследователей считает, что за евангельскими рассказами о помазании стоят одно или два реальных события из жизни Иисуса. Большинство полагает, что речь идёт об одном и том же помазании, рассказ о котором был отнесён евангелистами к разным моментам жизни Иисуса. В целом предпочтение отдаётся версии Марка, хотя точное определение времени (Страстная неделя) и места (Вифания) рассматривается большинством секулярных историков как позднее добавление.[2] Церковная традиция, напротив, признает достоверность сообщения о помазании на Страстной неделе.

Часть исследователей[3] предложила следующее решение проблемы:

  • Матфей и Марк описывают одно и то же событие, причем Матфей опирается на данные Марка
  • Лука, вероятней всего, рассказывает о другом омовении, которое хронологически имело место намного раньше
  • Иоанн комбинирует оба рассказа, добавляя к нему подробности из служения Марфы (из Луки 10:38-42)

Православный библеист архиепископ Аверкий считает, что омовений было два.[4] По счету некоторых это число доходит до трех.

3. 1. Мнения отцов церкви

Ориген считал, что всего было 3 помазания и 3 помазавших, в хронологической последовательности:

  1. безымянной блудницей в доме Симона фарисея, в Галилее, о котором говорится только в Евангелии от Луки;
  2. Марией, сестрой Лазаря, в их доме в Вифании, после воскрешения Лазаря, но до входа в Иерусалим, то есть в субботу (Евангелие от Иоанна);
  3. другой женщиной в доме Симона прокаженного в Вифании в Страстную среду (у Матфея и Марка).

Этой же точки зрения придерживался Феофилакт Болгарский.[5]Святой Иероним отличал грешницу из 7-ой главы Евангелия от Луки от женщины, совершившей помазание в Вифании. Святитель Амвросий Медиоланский в «Толковании на Евангелие от Луки» также различает помазания в Галилее и Вифании, но воздерживается от окончательного суждения по поводу того, кто их совершил, говоря что это могла быть и одна и та же, и разные женщины. Святитель Иоанн Златоуст допускал, что у Матфея, Марка и Луки речь может идти об одной и той же женщине, но отличал её от Марии, сестры Лазаря.[6]Святой Августин[7] и св. Григорий Двоеслов считали, что была одна помазавшая, но два помазания[8][9], причём Григорий Двоеслов отождествил совершившую помазание женщину с Марией Магдалиной, из которой Иисус изгнал семь бесов. В 23 омилии он так говорит об этом: «Та, которую Лука именует женой грешницей, и которую Иоанн называет Марией, мы верим, что это была Мария, из которой были изгнаны семь бесов согласно Марку». Это отождествление закрепилось в западной традиции и принималось большинством западных средневековых авторов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *