КОММЕНТАРИИ К НОВОМУ ЗАВЕТУ. ПРОНИКАЯ В ГЛУБИНУ БОЖЬЕГО СЛОВА. (Матф.26:26 – 35)

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

СТРАДАНИЯ ХРИСТА. В ПРЕДВЕРИИ ПАСХИ. ЧАСТЬ 3

ПОСЛЕДНЕЕ ПРИЧАСТИЕ.

ТРУДНОСТИ ВЫКОРЧЕВЫВАНИЯ САМОУВЕРЕННОСТИ

Ге Николай Николаевич "ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ"

«26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,

28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

30 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.

31 Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;

32 по воскресении же Моем предварю вас в Галилее.

33 Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.

34 Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.

35 Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики» (Матф.26:26-35).

«26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все». Христос начала свое земное служение крещением, а оканчивал причастием. Преломлять пасхальный хлеб должен был хозяин, и Христос исполнял его роль. К этому моменты, как говорят богословы, комментирующие Новый Завет, принятие ветохозаветней пасхи было окончено, поскольку после вкушения агнца ничего нельзя было есть до полуночи. Поэтому Христос совершает свою пасху с учениками после полуночи.  Древнейшие известия об установлении таинства Евхаристии мы находим не в Евангелиях, а в 1 послании апостола Павла (1 Кор. 11:23-30), которое написано было раньше Евангелий. То, как Христос формулирует происходящее базируется на Ветхозаветней традиции пасхи. Глава смейства должен был услышать вопрос: «Что это?» И на него ответить: «Это тело агнца, которого отцы наши ели в Египте». Что же хотел Христос сказать все этим действием?

1)    Христос есть пасхальный Агнец. Как агнца нужно было заколоть, так и Христа распяли для принесения жертвы.

2)    Пасха Ветхого Завета, и с ней эпоха Ветхих отношений с Богом подошла к концу. Теперь заключается Новый Завет между Богом и человеком на основании крови Христа.

3)    Христос спаситель. Как в древние времена кровь агнца, принесенного в жертву, смогла спасти евреев от смерти, когда Ангел губитель проходил по Египту уничтожая первенцев, так и теперь Христос спасает от смерти за грехи.

4)    Христос освободитель. Как в древние времена евреи получили свободу от ига Египетского рабства, так и теперь кровь Христа является спасительной от рабства греха и вечной смерти в аду.

5)    Новый Завет на крови Христа. Ветхий Завет заключался на крови агнца: «и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны. И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» (Исх.24:7,8). Как кровь агнца должны была освятить всех участников Ветхого Завета, так и кровь Христа является основой заключения Нового Завета: «И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мар.14:24).

«28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»

Как же происходит оставление грехов через изливаемую кровь? Христос на Себя взял грехи человечества и теперь, когда мы каемся и оставляем свои грехи, мы становимся не виновными перед Богом,  а значит принимаемся Отцом Небесным. Такое действие милости Божьей возможно на основании того, что Христос пролил свою кровь, т.е. отдал свою жизнь, чтобы снять с нас вину за грех.

ИЗ КОММЕНТАРИЕВ ЛОПУХИНА: Всех чаш обыкновенно наливалось три или четыре. Какая из них по счету послужила для установления причащения, трудно определить; вероятнее всего, третья. Когда яства были приготовлены и общество принималось за еду, то раздавалась первая чаша, благословенная хозяином словами благодарения, и по порядку выпивалась собравшимися (Лк 22:14-17). После этого, по омовении рук, праздник открывался тем, что каждый брал горькие травы и ел; затем прочитывались некоторые отделы из закона, избранные заранее. Затем разносилась вторая чаша вина, причем хозяин дома, согласно Исх 12:26-28, объяснял сыну, на его вопрос, цель и значение праздника; потом — галлел (аллилуиа Пс 112-117), во время которого, по окончании пения Пс 112 и 113, чаша выпивалась (что уже в древности при праздновании Пасхи пели, показывает Ис 30:29). Только затем следовало ядение, при благословении, разломанных маццот и испеченного агнца. Это и был, собственно, праздник, во время которого каждый возлежал и по желанию ел и пил. По окончании еды хозяин опять умывал свои руки, благодарил Бога за дарованный праздник, и благословлял третью чащу, которая преимущественно называлась чашей благословения (ср. 1 Кор 10:16; Мф 26:26-30 и Лк 22:19-23) и выпивал ее вместе с товарищами. Затем разносилась четвертая чаша, галлел опять воспевался Пс 114-117, причем хозяин благословлял чашу словами Пс 117:26 и выпивал ее с гостями (ср. Мф 26:29). Эти четыре чаши должны были иметь бедные; призреваемые получали их от общества. Иногда бывала и пятая чаша, и при этом происходило пение Пс 119-136 — по выбору…«При даровании закона на Синае, — говорит Цан, — не было недостатка в жертве, Исх 24:11; но пить жертвенную кровь — это показалось бы чудовищным каждому израильтянину. Несмотря на присоединение всего (нового христианского) учреждения к празднику Пасхи и сравнение Своей смерти с установленной в законе Моисея жертвой, Иисус возвышается над всеми аналогиями ветхозаветного культа». Учреждение Нового Завета было предсказано Иер 31:31-34.

«29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего». Христос, во-первых, говорит о последнем праздновании пасхи в своей земной жизни. Или можно сказать о первой и последней вечере Господней уже Нового Завета на земле. Во-вторых, крайне интересная мысль, Господь указывает на причастие в Царстве Отца. Получается, что в небе будет что-то связанное с причастием. Причастие является прототипом самых близких отношений между человеком и Богом. В причастии, размышляя о Христе страдающем и делая глоток вина и вкушая немного хлеба, мы с  Ним и соединяемся. В небесах будет вечное причастие, потому что наша природа изменится, и мы будем причастны Христу. Есть еще одна версия. Возможно, речь идет о тысячелетнем Царстве, в котором Господь будет править на земле и где будет причастие. По крайней мере, есть и такая версия. Я бы объединил две версии и получилось бы, что в тысячелетнем Царстве будет буквальное причастие, и в Небесном вечном Царстве будет образ причастия, как самых близких отношений с Богом.

«30 И, воспев, пошли на гору Елеонскую». УИЛЬЯМ БАРКЛИ: «Отрывок заканчивается словами о том, что Иисус и бывшие с Ним спели гимн и пошли на гору Елеонскую. Пение Халлел было важным элементом праздника Пасхи. Халлел значит хвалите Бога! Это были Пс. 112-117 — все хвалебные псалмы. В различные моменты празднования Пасхи пели разные части Халлел, а в конце пели Великий Халлел — Пс. 135. Вот этот гимн пели Иисус и бывшие с Ним, прежде чем они отправились на Елеонскую гору».

«31 Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;

32 по воскресении же Моем предварю вас в Галилее». Несколько мыслей:

1)    От лидера зависит практически все. Плохой лидер, значит, группа руководимая этим лидером не достигает цели и наоборот.

2)    Ночь, как символ испытаний. Когда приходит ночь, трудности и проблемы тогда люди начинают соблазняться. Слово «соблазн» переводится, как skandali/zw — вводить в искушение, соблазнять, вводить в грех, быть камнем преткновения. Иными словами Христос указывает на вхождение учеников в грех, грех трусости, предательства, отпадения от Христа и практического неверия в Божью силу поддержки.

3)    Но если в жизнь христианина приходит ночь, то нужно помнить, что за ночью всегда встреча со Христом. Смотрите, какая схема: Вам будет плохо, вы эмоционально переживете Богооставленность, но рядом с вами будет Христос.

4)    Чтобы встретить Христа нужно пойти в Галилею. Он рядом, но нужно сделать некоторое усилие. Назовем это усилие, применительно к нашему времени, усилием молитвы. Усилием стремление веры к Богу. Господь всегда нас ждет, нужно только об этом не забывать и не паниковать. Христос говорит о встрече после воскресения. Для того то Он и воскрес, чтобы быть рядом с нами.

«33 Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь».

Это целая история поучительность, которой для нас остается в высшей степени актуальной:

1)    Если и все, то я никогда. Петр был слишком самоуверенным. Он полагал, что из всех учеников самый сильный, самый верный. Первый урок, который предстоит получить Петру, что он такой же как и другие. Вы же помните, что другие ученики так же разбежались?

2)    Петр слишком полагался на себя. Он не понял, что акцент верующего человека стоит не на себе, а на Христе. Ничего, еще немного и Петр этот урок усвоит.

3)    Петру не хватило кротости и смирения. Он ошибочно ставил себя выше других, а следовало о других думать в превосходной степени: «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил.2:3).

«34 Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня». Только Христос знает о нас все. Знает, когда мы струсим и предадим, когда мы откажемся даже от Христа. Интересно, что Христос с особой торжественностью говорит о предательстве Петра, начиная свою мысль: «Истинно, истинно говорю…» Истинно то, что человек слаб и не надежен, но, повторимся, с Богом надежен и прочен, какими и предстоит стать апостолам. Так и случилось, петух пропел, а Петр уже успел предать трижды. Бог знает не только наши слабости, но даже степень этой слабости: «трижды отречешься от Меня».

«35 Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики». Эх, Петр, Петр. Уже и Христос, Сам Христос Всезнающий Господь говорит, что Петр не окажется на высоте, а будущий Апостол за свое. Это говорит о том, что гордость и самоуверенность являются глубочайший и пороками, укорененными настолько, что за раз и выкорчуешь. А как же выкорчевать? Бог дает обстоятельства, когда человек может полностью увидеть себя раздавленным обстоятельствами и в связи с этим окончательно разувериться в себе. Есть еще один способ, просто духовно смиряться перед Богом, в послушании Его заповедям. Но так бывает редко, в основном через трудности и, как мы уже сказали, саморазочарование.

ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:

  1. Христос есть пасхальный Агнец.
  2. Пасха Ветхого Завета, и с ней эпоха Ветхих отношений с Богом подошла к концу. Христос спаситель.
  3. Христос освободитель.
  4. Новый Завет на крови Христа.
  5. Христос пролил свою кровь, чтобы мы оставляли грехи.
  6. Причастие – есть символ нашего соединения с Богом.
  7. Причастие – происходит на земле сейчас. Причастие будет в тысячелетнем царстве. Причастие – будет в вечности уже не как буквальное причастие, с хлебом и вином. Это будет причащение, присоединение ко Христу вечное.
  8. От лидера, в том числе и духовного лидера, зависит практически все, потому что с поражением лидера распадается группа, которой он руководит и которой служит.
  9. Когда приходит ночь (особо сложные обстоятельства) тогда шансы поколебаться в вере увеличиваются, а значит и увеличивается опасность отпада. Следовательно, мы должны бодрствовать усиленно.
  10. Ночью следует помнить, что Христос рядом и идти к Нему.
  11. Петр полагал, что акцент ставить нужно на себе, а, как оказалось, на Христе. Не на себе, а на Христе!
  12. Петр считал себя выше других, а следует о себе думать в кротости и смирении, а о других, как более превосходным чем ты сам.
  13. Бог знает не только наши слабости, но даже степень этой слабости.
  14. Есть два способа обрести смирение. Первый – это путем послушания Божьим заповедям. Второй, через трудности, в которых проявится слабость человеческая. Лучше идти первым путем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *