КОММЕНТАРИИ К НОВОМУ ЗАВЕТУ. ПРОНИКАЯ В ГЛУБИНУ БОЖЬЕГО СЛОВА. (Матф.26:36 – 45)

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

СТРАДАНИЯ ХРИСТА. В ПРЕДВЕРИИ ПАСХИ. ЧАСТЬ 4.

КАК НЕ ПРОСПАТЬ ВАЖНУЮ МОЛИТВУ?

«ДУХ БОДР ПЛОТЬ ЖЕ НЕМОЩНА».

Андреа Мантенья. Моление о чаше. (1460—1470). Лондон. Национальная галерея

Андреа Мантенья. Моление о чаше. (1460—1470). Лондон. Национальная галерея

«36 Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.

37 И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.

38 Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.

39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.

40 И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?

41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.

42 Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.

43 И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.

44 И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.

45 Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников» (Матф.26:36-45).

«36 Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там». Печальнознаменитый Гефсиманский сад. Остается совсем мало времени до взятия Христа. Впереди избиение, унижение, страдания. Нужно ли готовиться к испытаниям? Почему то мы готовимся к приходу гостей. Нам очень важно, что подумают о нас люди, да и самим приятно, когда чистота в доме. Главная причина в том, что гости желанны, а страдания нет. Даже нежеланных гостей ждут, а страданий нет. Если нас воспитывали прямо и косвенно, чтобы готовиться к приходу гостей, то кто давал нам науку готовится к страданиям? У нас в городе был довольно известный философ, которому в возрасте 55 лет поставили диагноз рак. Поздней осенью его часто видели сидящим на берегу реки. Он готовился к смерти. Христос показывает, что подготовка к страданиям должна быть у каждого человека, потому что страдания нужно перенести достойно, и не согрешить, а такие испытания рано или поздно проходит каждый. Христос показывает на своем примере, как нужно достойно переносить страдания. Он готовится к ним. Как?

1)    Находит возможность побыть вдали от толпы. Идет в тихое место, которое называется Гефсиманским садом.

2)    Берет с собой учеников и просит их поддержки. Вы знаете, меня всегда это место поражало до глубины души. Бог! Сам Бог, просит поддержки людей!

  1. Мы не хотим показывать свои слабости и поэтому не обращаемся. Христос обращается.
  2. Мы, если и обращаемся, то только к самым сильным, самым мудрым. Христос же обращается к тем, кто Его скоро предаст, кроме Иоанна, и все же обращается. Просто сейчас в этот момент Господу нужна поддержка, потому- что Его силы ослаблены.

3)    Христос объединяет уединенную молитву с молитвенной поддержкой Своих учеников. С одной стороны Он отходит в сторону, что говорит о крайней необходимости быть в полной сосредоточенности, сконцентрированности на Отце Небесном. С другой же стороны Христос, как никто другой сейчас, в минуты перед глубочайшими страданиями, нуждается в молитвенной поддержке.

Важная и интересная мысль. Почему Христос берет с собой учеников в то место где Он будет молиться? Казалось бы, мог попросить о поддержке где бы ни были ученики. Наверное, Господь Иисус таким образом дает нам еще один урок по молитве, точнее по молитве ходатайственной. Иногда важно христианам собраться вместе, потому — что в этом великое согласие, поддержка.

«37 И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.

38 Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Почему Христос взял именно этих учеников? Христос был лучшим руководителем, менеджером. Он абсолютно точно знал, что в каждой группе должно быть несколько уровней. Лидер — Христос. Рядом с лидером – самые надежные люди, своего рода костяк – этими тремя и были Петр и два сына Заведеева Иаков и Иоанн. Трое, которые и были на горе преображения вместе с Иисусом. А затем – остальные девять будущих апостолов. А так же у Христа было еще 70, кстати, абсолютно неизвестные люди. Попутно замечу, что хочется быть знаменитым, однако Христос выбирает и тех, о ком не узнает большинство людей, однако будет знать Бог. «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лук.10:1).

Христос скорбит и тоскует. Во-первых, нам показывается эмоциональная сторона жизни Господа. Образ Спасителя стал настолько выхолощенным частыми повторениями в изображениях, описаниях, проповедях, что он становится каким-то почти не живым. Но Библия нам достаточно точно описывает страдающего Бога. Слово «скорбит» переводится с греческого peri/lupov — сильно скорбящий, крайне печальный. Такая крайняя степень печали, которую можно сравнить разве что со смертью. Был ли у Христа страх? Умел ли Он всегда радоваться? Поневоле задаешься такими вопросами. Чувства, в связи с трудными обстоятельствами, будут к нам приходить предсказуемые. На знание о предстоящих страданиях мы будем сжиматься и бояться. На нас будет нападать печаль. Но беда не в этом. Беда, когда мы не сражаемся. Для того то Христос и усиливает поддержку, чтобы сражаться с этими чувствами исходящими из Его человеческой природы.

Слово «бодрствовать» переводится, как grhgore/w — бодрствовать, быть бдительным или настороженным. Бодрствование напоминает человека стоящего на страже. Господь Иисус говорит не только о своих переживаниях, но и сразу-же добавляет, что нужно делать.

Бодрствовать нужно всегда, но есть разная степень бодрствования. Сейчас, то что делает Христос вместе с учениками, это максимальная степень бодрствования, быть в молитвенном уединении. Получается, что чем более серьезная ситуация тем более важно нам быть в бодрствовании.

«39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты». Более того, нам показана сама молитва Христа, как Он молился и в каком положении. Видно, как внешнее так и внутреннее. Христос падает на лицо, т.е. становится на колени так, что голову преклоняет к самой земле. Это поза выражает высшую степень смирения. Оказывается, что и поза есть выражением эмоционального состояния. И возможно даже поза может помогать человеку настраиваться на битву со страданиями. Христос умаляет Отца, будучи от Него полностью зависимым, чтобы чаша страданий миновала. О какой чаше идет речь? Есть несколько версий.

1)    Чаша – символ смерти. Христос просит, чтобы Он не остался в аду. Так и произошло. Он вышел из ада став победителем.

2)    Чаша – символ страданий. «Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мар.10:38,39).

«Если возможно». В этом выражении нет требований, нет претензий, а есть только смирение. Господи, если можно, услышь мою волю. Я бы хотел… Библия так и учит нас, что мы должны открывать свою волю перед Богом: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Фил.4:6). Вот Христос и открывает Свои желания, однако добавляет: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Вот самая великая формула смирения и, если хотите, получения желаемого. Мы всегда получим желаемое, если научимся, чтобы наши желания совпадали с желаниями Небесного Отца. «ВПРОЧЕМ» должно быть на всем, что бы мы не делали. Не я. Не моя воля. Не мои желания. Эти фразы выражают высочайшую суть человеческой жизни, которая в послушании Богу: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл.12:13).

«40 И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?» Понятно, что ученики были измождены. Конечно, мы должны к ним снизойти, потому что и сами так поступаем. В трудные минуты, когда надо помочь ближнему, да что там ближнему, помолиться за себя, мы будем больше спать, чем бодрствовать. Это важнейшее место говорит нам о нескольких истинах:

1)    Есть время для сна, а есть для молитвы.

2)    Плоть, греховная человеческая природа  всегда будет сопротивляться духовной войне, необходимости молиться.

3)    Быть в молитве – это просьба Бога и не только в той конкретно ситуации. Например, Христос переживает за город Сумы. Его воля, чтобы молились вместе за покаяние людей города. А люди не приходят на молитву, предпочитая заниматься своими делами тем более, что никто не требует сутками молится. Ведь со Христом нужно было побыть всего лишь немного времени. Разве это так много по сравнению с тем, сколько времени мы проводим в отдыхе или трудах для живота своего? Христос даже уточняет время, — «один час».

4)    Когда мы молимся, ходатайствуем, мы, как тогда ученики, молимся вместе со Христом, потому что и Он ходатайствует. «… Он (Христос) есть ходатай нового завета…» (Евр.9:15); «… Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим.8:34).

5)    Дьявол будет брать в союзники нашу плоть, чтобы нас отвести от усиленной молитвы.

«41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». Впереди у Христа искушение. Мы уже говорили о необходимости бодрствовать и о значении этого слова. Теперь Христос более глубоко объясняет, почему так важно бодрствовать. Человек состоит из духа, души и тела: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фесс.5:23).  Дух в человеке соединяет нас с Духом Бога. Когда мы молимся, наш дух подключается к Духу Божьему и тогда мы наполняемся силой. Тогда мы можем не впасть в искушение. Плоть слаба, а значит она не может противостоять искушениям. В прошлом курильщик, решительно бросивший это дьявольское зелье, увидел курящего, и его плоть начинает работу: «А помнишь, как было хорошо, когда ты курил? Помнишь, какие прекрасные впечатления? Я помню, — продолжает плоть, — что ты давал обещание не курить, но ты курнешь только раз или два, а потом опять сможешь бросить». Вот как работает слабая плоть. Чтобы противостать греху нужна сила плоти. Активизируя дух мы ослабляем плоть. Это как с лекарством. Заболел ребенок, мы думаем, как активизировать его иммунные силы, как сбить температуру. Начинаем усиленно ему давать лекарства, чтобы победить болезнь. Вот Христос и активизирует свой дух и просит, чтобы к этому духу подключились молитвенники, которые, в свою очередь, так же подключают дух к Богу.

«42 Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя». Христос продолжает нам открывать тайны своей молитвенной практики. Он показывает, как нужно молиться. Молится в другой раз. Вот образец настойчивости. Раз помолился, затем еще раз. Интересно, почему так?

1)    Христос сам учил, что нужно молиться постоянно и не унывать. «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего…» (Лук.18:1-3).

2)    Чтобы быть наполненным Божественной силой для противостояния слабой плоти.

3)    Чтобы углубить не свою волю, а волю Отца Небесного.

«43 И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.

44 И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово». Христос опять молится, а ученики опять спят. Заметьте, как по разному люди тренируют составные человеческой природы. Можно тренировать дух многократным повторением, а можно тренировать плоть такими же повторениями. Христос повторяет молитву, тем самым тренируя дух. А ученики углубляются во сне, тренируя, накачивая плоть. Так же и третий раз Христос молится углубляя и утверждая не свою волю, а волю Отца.

«45 Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников». Люди все отдыхают, все спят и почивают, а нужно молится, потому что в мире происходит борьба со Христом. Потому что постоянно нужно кого-то поддерживать молитвой. Еще раз скажем, что, не впадая в фанатизм, стремимся лишь провести практическую линию между теми событиями и нашей, современной христианской жизнью. Есть время отдыха, есть время обычной жизни с ее обычными бытовыми делами, а есть время молитвы. И Христос не требовал от своих учеников молится каждую секундочку в Гефсиманском саду, никогда не выходя из него. Это было время молитвы. И даже в это короткое отведенное время плоть побеждала дух. Вот это то и опечалило Христа, эта плотская реакция и породила мягкий упрек от Спасителя. Сейчас Христос будет схвачен, — что является трагическим событием, а ученики проспали подготовку. А теперь мы приходим к главному вопросу, — почему ученики себя так вели, после того, как схватили Христа? Струсили, отреклись, по крайней мере, эти трое? Да потому что они не молились.

ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:

1)    К страданиям нужно готовиться когда они еще не пришли. А то, что они рано или поздно придут это однозначно. По крайней мере так поступал Христос в Гефсиманском саду.

2)    Не нужно бояться показывать и говорить о своих слабостях. Открытость признак силы и мужества.

3)    Не нужно искать для поддержки только самых сильных и святых. Христос взял учеников далеких от святости для своей поддержки.

4)    Важно иногда, особенно в критические минуты, не просто молиться на расстоянии, но молиться вместе. Молиться так, чтобы рядом с тобой была поддержка.

5)    Беда не в том, когда к нам приходят страдания, а в том, когда мы с ними не сражаемся молитвенным обращением за поддержкой к Богу.

6)    Христос не требовал от Отца, но просил, указывая, что готов смириться с волей Всемогущего какой бы она не была.

7)    Есть время для сна, а есть для молитвы. Бывают моменты, когда нужно сконцентрироваться именно на молитве, тем более, что речь не идет об очень длинной молитве.

8)    Плоть, греховная человеческая природа  всегда будет сопротивляться духовной войне, необходимости молиться. Пусть нас это не удивляет.

9)    Быть в молитве – это, кроме всего прочего, помогать Богу. Со Христом нужно было побыть всего лишь немного времени. Разве это так много по сравнению с тем, сколько времени мы проводим в отдыхе или трудах для живота своего? Христос даже уточняет время, — «один час». Разве это так много, поддержать ходатайство один час?

10)                      Когда мы молимся, ходатайствуем, мы, как тогда ученики, молимся вместе со Христом, потому что и Он ходатайствует.

11)                      Дьявол будет брать в союзники нашу плоть, чтобы нас отвести от усиленной молитвы.

12)                      Тот, кто молится, не отпадет, потому что укрепляет свои духовные позиции, укрепляет свой дух. А тот, кто перестал молиться, отпадает, потому что укрепляет свою плоть, которая духовно очень и очень слаба.

13)                      Христос молится трижды. Давая нам пример, что нередко нужно повторять молитвенные усилия, чтобы получить просимое или чтобы окончательно укрепиться, утвердиться в воле Божьей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *