КОММЕНТАРИИ К НОВОМУ ЗАВЕТУ. ПРОНИКАЯ В ГЛУБИНУ БОЖЬЕГО СЛОВА. (Матф.27:11 – 21)

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

СТРАДАНИЯ ХРИСТА. В ПРЕДВЕРИИ ПАСХИ. ЧАСТЬ 10

ХРИСТОС ИЛИ ВАРАВВА. О ЛОЖНОМ ВЫБОРЕ НАРОДА И ПОНТИИ ПИЛАТЕ

Якопо Тинторетто. Христос перед Пилатом. 1566-1567.

Якопо Тинторетто. Христос перед Пилатом. 1566-1567.

«11 Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.

12 И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.

13 Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?

14 И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.

15 На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.

16 Был тогда у них известный узник, называемый Варавва;

17 итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?

18 ибо знал, что предали Его из зависти.

19 Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.

20 Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.

21 Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву» (Матф.27:11-21).

«11 Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь». Христос стоит перед Понтием Пилатом. Правитель мира, Творец Вселенной, поруганный Бог стоит перед одним из чиновников, который ведет себя, как Бог. Пребывание Христа на земле пестрит такими несоответствиями. Люди все хотели сделать что-то с Богом, а Он безропотно предавал себя в их руки. Обратимся к энциклопедии, чтобы более точно представить образ Пилата:

«По́нтий Пила́т (лат. Pontius Pilatus) — римский правитель Иудеи c 26 по 36 годы н. э; римский всадник. Иосиф Флавий и Тацит называют его прокуратором, однако найденная в 1961 году в Кесарии надпись, датируемая периодом правления Пилата, показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с 6 по 41 годы, был, по всей видимости, в должности префекта. Понтий Пилат построил водопровод в Иерусалиме [1]. Однако в целом его правление ознаменовалось массовым насилием и казнями.[2] Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. По словам философа Филона Александрийского, жившего в I веке, Пилат несёт ответственность за бесчисленные жестокости и казни, совершённые без всякого суда.

Понтий Пилат в христианской традиции

Согласно Новому Завету, Понтий Пилат приговорил к распятию Иисуса Христа, в смерти которого были заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой. По евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом», использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение «умыть руки»). После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую Понтием Пилатом, в 36 году римский легат в Сирии Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.

Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он был сослан во Вьенн в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено во Вьенн и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в бездонном озере в Альпах. По другим сообщениям, он был казнён Нероном; во Вьенне туристам показывают пирамидальную гробницу Пилата.

Христос перед Пилатом, Михай Мункачи, 1881 год

Имя Понтия Пилата — одно из трех (кроме имен Иисуса и Марии), упоминающееся в христианском Символе веры: «И во единого Господа Иисуса Христа, …распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого». По распространённому богословскому толкованию, слова «при Понтии Пилате» — указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории.

Апокрифы о Понтии Пилате

Первоначальная враждебность христианства к Понтию Пилату постепенно исчезает, и «раскаявшийся» и «обратившийся к христианству» Пилат становится героем ряда новозаветных апокрифов, а Эфиопская православная церковь даже канонизировала Пилата и его жену. Жену Пилата Прокулу (имя известно из ряда списков Евангелия от Никодима) стали отождествлять с христианкой-римлянкой Клавдией, упоминаемой у апостола Павла (2Тим.4:21) — в результате возникло двойное имя — Клавдия Прокула.[3] Праздник святых Пилата и Прокулы отмечается 25 июня.

Суд Пилата

Суд Пилата — описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор. Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса подвергли истязаниям (бичеванию, возложению тернового венца) — поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

Исторические свидетельства

Помимо Нового Завета, Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита. В 1961 году в средиземноморском порту Кесарии, который был когда-то резиденцией римского наместника в Иудее, два итальянских археолога обнаружили известняковую плиту размером 82 х 100 х 20 см с латинской надписью, расшифрованной археологом Антонио Фрова как:

…]S TIBERIÉUM

PON]TIUS PILATUS

..PRAEF]ECTUS IUDA[EA]E

что, возможно, является фрагментом надписи: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам». Эта плита стала первой археологической находкой, подтвердившей существование Пилата.

Иосиф Флавий также упоминает имя Пилата в так называемом Testimonium Flavianum (см. Историчность Иисуса Христа).

В целом, число исторических свидетельств о Понтии Пилате существенно уступает числу апокрифических текстов, связанных с его именем — начиная с «Донесений Пилата Тиберию», упоминания о которых встречаются уже у авторов IIIII веков, и заканчивая подделками XX века — такими, например, как «Свидетельство грека Гермидия» (якобы служившего официальным биографом правителя Иудеи и записавшего подробности суда над Иисусом).

Пилат спрашивает Христа царь ли Он Иудейский? Пилат сам, от имени Рима, был царем Иудеи. Вопрос естественен и подоплека вопроса понятна. Царь действующий спрашивает Христа, который объявляет себя царем и не отказывается. Не трудно догадаться какие мысли были у Понтия Пилата. Он смотрел на Христа, как на потенциального конкурента. А может быть и скорее всего, как на странного человека, простите, как на чудака. Думаю, вторая версия более правильная, потому что в Пилате нет агрессии. Пилат смотрит на Христа, как на конкурента. Пилат разрывается между сожалением Христа, потому что не воспринимает Его серьезно и между своей должностью, своим именем и имиджем. Зачем правителю лишние проблемы? Христос все это видит и понимает и поэтому отвечает кратко без особых объяснений: «Ты говоришь». Зачем прокуратору детали если он не хочет об этом слышать?

«12 И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.

13 Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?

14 И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился». Если человек не принимает главной мысли христианства, — Христос Господь, он с дьяволом. Уши его закрыты, сердце окаменело: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца» (1Иоан.2:22,23). Как же ведет диалог Христос с теми, кто Его не принимает? Он молчит. Всегда ли нам нужно молчать, как делает Иисус с теми, кто не хочет слушать Евангелие? Христос не мало говорил о себе, говорил о своем воскресении, обличал за грехи и, в конце концов, исцелял, производил чудеса. Наконец, после того, как все слова, все поступки были сделаны в достаточной мере, чтобы уверовать во Христа, как Мессию, как Бога, Он перестает говорить. Наверное, приходит момент, когда нечего сказать, все не имеет смысла. Такой момент наступает, когда люди просто не хотят слушать о Христе. Кстати, интересно, что речь идет не просто о словах Христа, речь идет о поступках, действиях. Для человека, который не верит во Христа, Бог перестает что-либо делать, разве что, стучаться Духом Святым в сердце и просить о покаянии. Если кто и помогает отвергшему Христа, то это дьявол.

«15 На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.

16 Был тогда у них известный узник, называемый Варавва». Известно, что у евреев существовал обычай отпускать по праздникам преступника, что-то подобное нашей амнистии. Вот, что пишет об это комментатор Библии Лопухин: «Насколько было древне такое обыкновение, совершенно неизвестно. В Талмуде не встречается никакого намека на этот обычай. У римлян было нечто подобное; но сообщения об этом весьма кратки и неясны. У греков узники освобождались в праздники Деметры, или в так наз. фесмофории. Одинаковое выражение Матфея и Марка κατά δε έορτήν, которое можно перевести «ради праздника» или «для праздника» (слова «Пасхи», прибавленного в русск., нет во многих подлинниках), показывает, что этот обычай соблюдался вообще по праздникам, а не во время одной только Пасхи. Отпущение одного узника на Пасху напоминало об освобождении евреев из Египта (id congruebat liberationi ex Aegypto). Пилат ухватился за эту мысль, чтобы освободить Иисуса Христа. Тут было нечто подобное тому, что бывает и у нас, когда преступники освобождаются по манифестам. Пилат мог бы в настоящем случае употребить власть. Но, как и обыкновенно бывает, его запятнанная совесть делала его слабосильным, и он не имел воли, чтобы воспротивиться толпе, которая все более и более приходила в ярость».

Уильям Баркли по поводу этого стиха дает интересную информацию: «Его имя Варавва значит сын отца; отцами называли величайших раввинов. Вполне возможно, что Варавва был потомком древней и известной семьи, сбившимся с дороги и ставшим знаменитым преступником. Такой человек придает преступлению очарование и это могло нравиться народу. Еще более интересным является то, что Варавву, наверное, тоже звали Иисусом. В некоторых очень древних списках Нового Завета, например, в сирийском и армянском, он назван Иисусом Вараввой, о чем знали и христианский богослов и философ Ориген и епископ Кесарии Палестинской Евсевий. Интересно отметить, что Понтий Пилат дважды говорит об Иисусе, называемом Христом (27,17.22), как бы отличая Его от другого Иисуса. Имя Иисус было обычным, широко распространенным. И, вероятнее всего, толпа кричала: «Не Иисуса Христа, а Иисуса Варавву». Понтий Пилат пытался найти выход из положения, но толпа выбрала отчаянного преступника и отвергла нежного Христа; любящему она предпочла жестокого».

У людей есть разная популярность. Одни знамениты своими талантами, другие своей святостью, тритии же бандитизмом. Варавва был известен своими криминальными делами. Этот человек, в любом случае, был разбойником. Сейчас люди будут стоять перед выбором знаменитость какого порядка выбирать? Думаю, что выбор людей всегда показывает их склонность. Что человек выбирает того он и хочет, в то и будет превращаться, уподобляться. Выбираешь искреннюю веру в Бога, становишься подобным Богу, выбираешь наоборот таким и становишься.

«17 итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?

18 ибо знал, что предали Его из зависти».

Еще одна характеристика Пилата от Уильяма Баркли: «У него сразу все началось с неприятностей. Римское командование было расположено в Кесарии. У римлян были не знамена, а боевые значки — древко с римским орлом или с изображением царствующего императора. Считаясь с ненавистью иудеев к всяким идолам все предыдущие правители во время посещения Иерусалима приказывали, перед въездом в город, снимать изображения с древков боевых значков. А Понтий Пилат отказался сделать это, что привело к такой отчаянной враждебности и непримиримости со стороны иудеев, что Пилату пришлось, в конечном счете, уступить, потому что нельзя было ни арестовать, ни убить целый народ. Потом Понтий Пилат решил, что Иерусалиму нужно новое водоснабжение — очень мудрое решение. Но для этого он построил новый акведук, а деньги взял из храмовой сокровищницы. У крупного иудейского ученого Филона Александрийского есть характеристика Понтия Пилата. Он сообщает, что иудеи грозили воспользоваться своим правом и пожаловаться императору на Пилата. Эта угроза рассердила Пилата до крайности, потому что он боялся, как бы они не послали посольство к императору и не пожаловались на отрицательные стороны его правления — на его взяточничество, на высокомерность, на вымогательство, на его жестокость, на его манеру оскорблять людей, убивать без суда и судебного приговора, на его бесконечную и в высшей степени вопиющую бесчеловечность. Понтий Пилат пользовался у иудеев очень плохой репутацией и уже то, что они могли пожаловаться на него императору, ставило его в затруднение. Мы проследим карьеру Понтия Пилата до конца. В конце концов, он был отозван в Рим за свою жестокость, проявленную в Самарии. Какой-то самозванец позвал народ к горе Гаризим, утверждая, что покажет им священные сосуды, спрятанные там Моисеем. Как-то так вышло, что большая часть народа пришла с оружием и они собрались в деревне Тирабата. Понтий Пилат напал на них и перебил с совершенно необоснованной жестокостью, потому что это было довольно безобидное народное движение. Самаряне пожаловались сирийскому легату Вителлию, непосредственному начальнику Понтия Пилата, а Вителлий приказал Пилату отправиться в Рим и дать отчет о своем поведении. Когда Пилат находился на пути в Рим, умер император Тиберий и так Понтий Пилат избежал суда. Согласно легенде он покончил жизнь самоубийством, а тело его было брошено в Тибр, но злой дух настолько взволновал реку, что римляне отвезли тело в Галлию и бросили его в Рону. Так называемую могилу Понтия Пилата еще и сегодня показывают в Вене. Там произошло то же самое; тогда тело взяли и увезли в район швейцарского города Лозанны и похоронили в шахте в горах. Напротив города Люцерн есть гора Пилат. Первоначально эта гора называлась Пилеатус, что значит, одетая шапкой облаков, но, ввиду того, что ее связывали с Понтием Пилатом, ее стали называть Пилатом».

В этом разделе мы находим несколько интересных поводов для размышления:

1)    Пилат снимает с себя ответственность, предлагая сделать выбор народу. Правитель вполне сам мог решить, кого отпускать, однако все время будет пытаться снять с себя ответственность. С чего бы это такой сильный и волевой мужчина и так себя нерешительно ведет? Ответ очевиден, Пилат где-то в глубине души понимает, что Христос ни в чем не повинен, но не может идти против толпы, боясь за свою должность. А вот и демократия, когда большинство хочет распятия Христа, демократия, которая дружно, единым фронтом выступает против Бога. Демократия, которой можно прикрыть свое малодушие и неверие. Бывают моменты, когда правителю, лидеру нужно принять волевое решение, тем более, когда это моменты связаны с духовностью, с Богом.

2)    Пилат был человеком весьма проницательным. Он понял, что Христа предали из зависти. Вскрывается подлинный мотив действий священства иудейского. Они не могли видеть во Христе конкурента. Христос мешал их власти, их комфорту, их устоявшемуся мировоззрения, их жизненной реализации, гордости и всем что только может быть греховного в человеке.

«19 Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него». Даже в такой трагический и обреченный момент, спасающий Бог дает знаки, чтобы не допустить человека до вины преступления. Самого страшного преступления из всех возможных, — предательство Бога. Такая забота показывает Бога, как человеколюбивого и до последней минуты сражающегося за спасение души. Такой пример очевиден не только на судьбе Пилата, но и Иуды. Сейчас Бог действует через жену правителя. Однако, увы, все напрасно.

Жена увидела во сне, что она страдает за Христа. Действительно, история доносит до нас страшную кончину Понтия Пилата. Духовная причина страданий – отвержение Христа, косвенная — участие в казни над Господом. Конечно же, жена Пилата так же страдала за самоубийство мужа. А ведь все могло быть иначе? Если бы люди слушались Христа жена могла бы и не страдать. Когда мы выступаем против Бога, то страдаем не только мы, но и наши родные.

«20 Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.

21 Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву». Ну не такие уж слепые люди, чтобы не понимать, кого выбирают. Все прекрасно знали, что Христос принес любовь и свободу, исцеление и мир. Знали. Почему же так легко было возбудить против Господа этих знающих? Оказывается, народ можно легко возбудить, преимущественно на злое. Кстати, слово «возбуждение» переводится, как поддаться убеждению. Люди поддались на зло. Легко убедить того, кто не сопротивляется, не думает, противится злому. Податливость на злое – это характерно для греховной сущности человека, которая с удовольствием откликается на грех. Получается, что как немцы, принявшие приказы Гитлера и уничтожающие людей были все равно ответственны перед судом истории, так и эти, на первый взгляд ни в чем не повинные люди, принявшие указания первосвященников стали виноватыми в смерти Христа. Ведь именно по требованию народа Христа казнили а Варавву отпустили. Вот вам выбор людей. Дайте нам кого угодно и это не важно кого, важно только, чтобы Христа отстранить от нашей жизни. И еще. Кого мы выбираем на того и становимся похожими. Выбрали Варавву стали подобны ему. Все выбирающие стали бандитами духовными. А выбрали бы Христа, стали бы подобными Господу и Спасителю.

ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:

1)    Когда мы людям говорим о Христе следует помнить пример Спасителя, который в начале говорил и показывал чудеса, а затем, когда увидел по поступкам людей, что они не хотят вникать и понимать и разбираться, кто есть Христос, Господь больше не говорил им не слова.

2)    Для отвергшего Христа помощь свыше не приходит, кроме как просьбы Бога о покаянии.

3)    Для лидера, особенно когда речь идет о духовных вещах, не всегда полезно советоваться с народом безбожным. Решение нужно принимать перед Богом самостоятельно.

4)    Бога нужно защищать перед людьми, а не потакать толпе в отвержении Христа.

5)    Бог всегда посылает знаки, чтобы нас предупредить от греха. Наша задача распознать эти знаки и быть послушными Богу. Так было с Иудой, так и с Пилатом, когда Бог действовал через жену правителя.

6)    Кто бы нас, в чем бы не убеждал, весь вопрос в том, чтобы мы сами разобрались кто есть Бог и как нам жить? Неправильный выбор не снимает с нас вину ответственности.

7)    Кого человек выбирает подобным тому и становится. Выбрали Варавву и стали подобными Варавве. Выбрали Христа и стали подобными Христу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *