КОММЕНТАРИИ К НОВОМУ ЗАВЕТУ. ПРОНИКАЯ В ГЛУБИНУ БОЖЬЕГО СЛОВА. (Матф.27:22 – 34)

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

СТРАДАНИЯ ХРИСТА. В ПРЕДВЕРИИ ПАСХИ. ЧАСТЬ 11

КРОВЬ НА НАС И НА ДЕТЯХ НАШИХ

«22 Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.

 И. Н. Крамской. Христос в терновом венце, 1881. Музей истории религии

И. Н. Крамской. Христос в терновом венце, 1881. Музей истории религии

23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.

24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.

25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.

26 Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк

28 и, раздев Его, надели на Него багряницу;

29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!

30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.

31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.

32 Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.

33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место,

34 дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» (Матф.27:22-34).

«22 Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.

23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят». Где это видано, что правитель, тем более во времена не развитой демократии, или точнее почти полного отсутствия той самой пресловутой демократии, спрашивал у людей, что делать? Пилат продолжает искать возможности освободиться от ответственности. Ищет сбросить бремя невинной крови, где и как только может. Уже готов и преступника отпустить. Готов и у народа спросить и быть так, как велят его подданные. Но, увы, он не слышит того, что хочет. Ненависть первосвященников и настрой народа играют роковую роль в смерти Христа. Весь народ говорит Пилату свое желание: «да будет распят!» Сам то Пилат понимал, что Христос ни в чем не виноват, но надеясь пробиться к совести толпы через разум, через вопросы, спрашивает: «какое же зло сделал Он?» Первый урок, который мы можем извлечь: людям, которые не хотят слушать, все же пробовать, как Пилат (в положительном смысле) задавать вопросы. С надеждой, что может быть удастся пробиться к их совести. Какие бы хорошие вопросы не задавались, если люди уже настроены на зло, имеют установку на достижение своего, они не будут вступать в диалог. В этом самая большая проблема. Если бы только они постарались ответить на вопрос, хороший вопрос Пилата. Но смотрите, реакция народа, превращенного своим единством в толпу, однозначно агрессивно тупая. Простите за это слово, но человек, погруженный в нерациональную злобу, становится подобен тупому животному. Нет ответа и начинают кричать еще больше. Так бывает в конфликтах, когда человеку сказать нечего он начинает кричать все больше и больше. Почему, вы спросите? Да потому что криком будет пытаться заглушить свою совесть, чтобы наполниться еще большим «мужеством» подключаясь к кричащей толпе. Мы вместе, мы сильные против беспомощного Христа. Его нужно убить, потому что мы толпа, мы решаем судьбы людей. МЫ сильнее Бога. МЫ и есть бог.

«24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы». Пилат совершает исторический акт лицемерия. Сколько бы мы публично не умывали руки, сколько бы не говорили, что мы не виновны в крови и все же виновны, если выступаем не в защиту христианства и самого Христа, имея на то власть. Мог ли Пилат защитить Христа? Конечно, мог. Еще раз вспомним Божье предупреждение через жену Пилата. И что же? Пилат, человек не робкого десятка, стал орудием в руках толпы. Когда мы не противостоим, когда мы начинаем плыть по течению, вместе с толпой лишенной рационализма, мы похожи не только на толпу, но еще и на Пилата. Не оправдает прокуратора театральные жесты умывания рук. Спектакль слишком уж плохой. Заметьте, Пилат точно формулирует свою оценку Христа: «Не виновен в крови ПРАВЕДНИКА». Если знать, что Христос праведник и это звучит из уст практически неверующего человека, то что же тогда говорить? Знать, что Христос праведник, и предать Его на распятие, это преступление. Умывание рук не делает нас невиновными. Любая попытка снять с себя ответственность, например в семье или в какой-то сложной ситуации, где от нас предполагается и ожидается волевое решение есть умывание рук.

«25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших». Люди часто произносят то, чего во всей глубине не понимают. А фраза, которая сейчас произнесена евреями «кровь Его на нас и на детях наших» – это самое точное и короткое объяснение истории Богоизбранного народа. Еще с древних времен Бог сказал: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию». (Быт.9:5,6). Если напрасно проливается кровь, то Бог взыскивающий, требующий возмещения. А если целый народ дает приказ на распятие Христа, то кровь, естественно будет взыскиваться с целого народа. Начиная с распятия евреев после разрушения Иерусалима в 70 году и заканчивая второй мировой войной, которая вращалась вокруг еврейского вопроса. Ни один народ не подвергался таким репрессиям. Ни один народ так ненавидели, как еврейский. Вопрос даже не в том, что они распяли Христа. И, конечно же, вовсе не в том, что Бог им мстил. Вопрос в отвержении своего Мессии, в отрицании Бога, пришедшего к евреям, чтобы заключить Новый Завет, новый договор между народом и Богом. А что можно ожидать, когда люди отрекаются от Бога? Судьба еврейского народа должна быть мрачным и глубоким уроком всем, кто отрекается от Бога. На примере целой нации мы можем понять, что же будет и с отдельными личностями отказавшимися от Бога.

«26 Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие». Пилат не только отпускает Варавву, но и предает на распятие Христа. Еще раз спросим, виноват ли Пилат? А кто же Христа предал на бичевание, а затем на распятие? Вот, что пишет по поводу избиения Христа Уильям Баркли: «Понтий Пилат велит бичевать Иисуса. Римское бичевание было ужасной пыткой: жертву раздевали, ей связывали назад руки и привязывали ее к столбу в согнутом положении, с тем, чтобы спина была хорошо открыта для бичевания. Сам бич представлял из себя длинную, кожаную плеть, на которой были закреплены заостренные куски кости и свинца. Такое бичевание всегда предшествовало распятию и «оно превращало оголенное тело в клочья сырого мяса и в горящие и кровоточащие рубцы». Люди умирали под таким бичом, теряли разум и лишь немногие не теряли сознание до конца бичевания».

«27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк

28 и, раздев Его, надели на Него багряницу» Из комментариев Лопухина: «Марк не говорит, что Христос был предварительно раздет для поругания. У Матфея воины раздевают (έκδύσαντες) Иисуса Христа. Таким образом, по Матфею, на Христа, после бичевания, надеты были Его собственные одежды, и теперь воины снова сняли их, чтобы надеть на Него «хламиду червленую» (χλαμύδα κοκκίνην). Но определенно нельзя сказать, сколько раз одевали и раздевали Христа пред распятием, дважды или трижды. Марк называет эту «хламиду червленую» «порфирой», т.е. красной одеждой. Она имела вид плаща, застегивавшегося пряжкой на правом плече и покрывавшего левую сторону тела до колен. Этот плащ надевали на себя римские и македонские цари и другие лица, — его часто можно видеть на бюстах и статуях императоров и полководцев. Надевая на Христа эту «хламиду», воины хотели осмеять Его царское достоинство, которое в их глазах было совершенно мнимым.

Марк не говорит, что Христос был предварительно раздет для поругания. У Матфея воины раздевают (έκδύσαντες) Иисуса Христа. Таким образом, по Матфею, на Христа, после бичевания, надеты были Его собственные одежды, и теперь воины снова сняли их, чтобы надеть на Него «хламиду червленую» (χλαμύδα κοκκίνην). Но определенно нельзя сказать, сколько раз одевали и раздевали Христа пред распятием, дважды или трижды. Марк называет эту «хламиду червленую» «порфирой», т.е. красной одеждой. Она имела вид плаща, застегивавшегося пряжкой на правом плече и покрывавшего левую сторону тела до колен. Этот плащ надевали на себя римские и македонские цари и другие лица, — его часто можно видеть на бюстах и статуях императоров и полководцев. Надевая на Христа эту «хламиду», воины хотели осмеять Его царское достоинство, которое в их глазах было совершенно мнимым». Христа привели в преторию. Статья из энциклопедии о претории: «ПРЕТОРИЯ (Мф 27:27, 15:16 и др.). Под преториею в Иерусалиме во времена Пилата следует разуметь жилище и главное местопребывание Пилата. Обыкновенно правители Иудеи жили не в Иерусалиме, а в Кесарии; но на известные большие праздники, когда по причине стечения народа особенно требовались меры предосторожности, они прибывали в Иерусалим и занимали обширные, великолепные палаты. Вероятно, претория находилась в крепости Антония, построенной Иродом, или близ этой крепости. В претории находилось не только помещение Пилата, но также и помещение для его свиты и воинов. Перед преториею находилась также площадь, где областной правитель производил суд. Кроме претории в Иерусалиме, в Новом Завете упоминается еще о претории в Кесарии и о претории в Риме»  (Деян 23:35, Филип. 1:13)».

1)      Чтобы поглазеть на издевательства был собран весь полк. Толпа ни в чем так охотно не проводит время, как в развлечениях. Полк смотрел, как будут избивать до полусмерти незащищенного и ни в чем не повинного.

2)      Со Христа сняли Его одежду, что было уже само по себе унизительно и одели багряницу, чтобы усилить издевательства. Багряница, на окровавленном теле должна была показать несоответствие между царской накидкой и самым унизительным положением Христа.

И еще из Баркли по поводу воинов: «После такого бичевания Иисус был передан в руки воинов; в это время делались последние приготовления к распятию и готовили сам крест. Воины взяли Иисуса в свои казармы в претории, в резиденции прокуратора. Воинская часть названа полк, спейра. Спейра состояла из шестисот человек. Маловероятно, чтобы столько человек было тогда в Иерусалиме. Эти воины составляли личную охрану Понтия Пилата, сопровождавшую его из Кесарии, где находилась его штаб-квартира. Нас бросает в дрожь от того, что делали воины, но из всех причастных к Распятию, их меньше всего можно осуждать. Они даже не были из иерусалимского гарнизона; они и представления не имели, Кто такой Иисус; они, конечно, не были иудеями, потому что иудеи, — единственный во всей империи народ, — были освобождены от воинской обязанности. Это были новобранцы, которые могли быть набраны со всех концов земли. Они наслаждались своими грубыми шутками, но, в отличие от Понтия Пилата и от иудеев, они действовали по незнанию. Может быть, из всего происшедшего Иисусу это было легче всего вынести, потому что, хотя они и сделали из Него бутафорского царя, в их глазах не было ненависти. В их глазах Он был всего лишь заблуждающимся галилеянином, идущим на распятие. Немаловажно отметить, что Филон Александрийский рассказывает, что в Александрии толпа иудеев проделала все это же со слабоумным мальчиком. «Они развернули кусок ткани и накрыли им его голову, как диадемой… а вместо скипетра подали ему кусочек местного папирусового камыша, который они нашли брошенным у обочины дороги… И потому что он был по-царски разукрашен, некоторые подходили, как бы приветствовать его, а другие как будто бы обратиться к нему с прошением». Так они смеялись над полусумасшедшим мальчиком, и за такого воины почитали Иисуса».

«29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» Как известно, победителей, в древние времена венчали венцами лавровыми. А чтобы унизить человека, нужно было сделать нечто противоположное, обычно это происходило с преступниками, одевался терновый венец. Шипы впивались в чело и с лица стекала кровь. Трость так же символизировало издевательство над Христом, как над царем. Издевательство продолжается, воины становятся на колени. Над Иисусом смеются и призывают к радости царя. Какая радость для еле живого человека, над которым издевались долго и унизительно.

«30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове». Дальше больше. В Христа плюют. Его бьют по голове. Я не знаю и не могу комментировать подобное. Да из Христа исходила святость и незлобивость. Он был само смирение и Божественная любовь, вопрос только один, что же нужно иметь в сердце, чтобы так издеваться над Иисусом?

«31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие». Наконец то, наелись, насмеялись. Все в этом мире надоедает, даже издевательство над Христом стало неинтересным. Все, надоело. Христа одели в Его одежды обычные, и повели на распятие. А что еще делать, когда развлечения стали неинтересными?

Еще раз обратимся к комментатору Баркли: «Потом они приготовились отвести Его к месту распятия. Иногда нам говорят, чтобы мы не задерживали наше внимание на физических страданиях распятия, но мы никогда не сможем получить слишком яркого представления о том, что Иисус сделал для нас, и что Он ради нас выстрадал. Еврейский автор Клаузнер говорит: «Распятие — самая ужасная и жестокая смерть, придуманная человеком для того, чтобы отомстить своим собратьям», а римский политический деятель, оратор И писатель Цицерон назвал распятие «самой жестокой и самой ужасной пыткой». Римский историк Тацит назвал его «пыткой, пригодной только для рабов». Эта казнь происходит из древней Персии и ее происхождение связано с тем, что персы считали, что земля посвящена богу Ормузду, и поэтому преступника поднимали от земли, чтобы он не осквернял ее, ведь она была собственностью бога. Из Персии распятие переняли в Карфагене, в Северной Африке и в Карфагене с ним познакомились римляне; а римляне применяли его исключительно для казни мятежников, беглых рабов и самых низких преступников. Эту казнь нельзя было применять по отношению к римским гражданам. Клаузнер описывает далее распятие. Преступника, — уже кровоточащую после бичевания массу, — привязывали к кресту. Там он висел пока не умирал от голода, жажды и палящего солнца, неспособный даже защищаться от мучивших его комаров и мух, садившихся на его обнаженное тело и на кровоточащие раны. Это все ужасно, но Иисус Христос выстрадал все это за нас по Своей воле».

«32 Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его». Римский офицер мог остановить любейшего человека, куда бы он ни шел и заставить его, без труда, выполнить любое задание, каким бы неприятным или грязным оно бы ни было. Возможно, этот человек пришел, как паломник на Пасху, собравши все свои финансы и желая глубоко пережить важнейший праздник евреев. Родом Симон из Киринеи, в Северной Африке. Его постигли унижение и позор: его заставили нести крест Иисуса. Нередко бывает так, что мы попадаем в чрезвычайно неприятную ситуацию. Кажется, что произошла досадная случайность. Однако же, Бог может обратить такие случайности в прекрасные закономерности для славы Своей. И еще одна мысль. Помогая нести крест ближнему, мы несем крест Христа. Или в нашем кресте содержатся и кресты других людей. Вот почему крест пастора не простой, потому что в нем ответственность за всех людей в церкви. Рассказывая об этом эпизоде, Марк указывает на Симона как «отца Александрова и Руфова» (Мар. 15,21). Такое указание может значить только одно — Александр и Руф были хорошо известны в Церкви. В страшный день для Симона, возможно произошло его перерождение и точно произошла встреча со Христом. Что же мог думать и чувствовать Симон, наблюдая, как ведут Христа? Возможно, что через досадные неприятности мы становимся ближе к Богу. То, что сперва показалось Симону днем позора, стало днем его славы. И еще, планы Симона были совершенно нарушены. Все для того, чтобы Симон, опять таки встретился со Христом.

«33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место,

34 дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить».

Это был одурманивающий напиток, облегчающий страдания (кислое вино с травами). Напиток этот предлагали два раза. Первый раз перед распятием Он отказался, давая тем самым понять, что идёт на мучения исключительно добровольно. Второй раз — непосредственно перед кончиной. Если бы это не было актом милосердия, то стали бы Его спрашивать перед тем, как напоить? Все милосердие, какое Христос мог получить от людей – это одурманить вое сознание, чтобы не чувствовать боли. Похожая картина и сегодня. Если вы видите несправедливость жизни и глубоко страдаете от всего зла вас окружающего, тогда вам предложат, в качестве «лекарства» спиртное или наркотики, чтобы задурманить себя и перестать видеть жизнь в реальных красках. Максимальное милосердие, какое можно получить от людей. Еще раз убеждаемся, что здоровое, чистое милосердие только в Боге.

ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:

1)    Если вы сталкиваетесь с враждебным настроем, постарайтесь задавать вопросы, которые бы помогли людям понять их враждебность. Какая вина? Почему вы та настроены? В этом плане Пилат дает нам хороший урок.

2)    К сожалению, не стоит удивляться, когда в конфликте на правильный вопрос, оппонент начинает не отвечать, а кричать еще громче. Так было с толпой, которая оставила вопрос Пилата без ответа, а кричала еще сильнее.

3)    Любая попытка снять с себя ответственность, например в семье или в какой-то сложной ситуации, где от нас предполагается и ожидается волевое решение есть умывание рук. В этом смысле не подражайте Пилату.

4)    Попавши в досадную случайность, как нам кажется, мы должны помнить, что у Бога нет случайностей и как Симон, наверняка досадовал на то, что так был унижен и в самый неподходящий момент. Однако потом стало понятно и Симону, что он вошел в историю и стал знаменитым человеком, потому что понес крест Христа, потому что был исполнителем воли Божьей. Вот, что значит смирение.

5)    Чрез досадные случайности в нашей жизни происходят встречи с Богом или более глубокое познание Христа. Так произошло и с Симоном. Он попавши в неприятную историю встретился со Христом.

6)    Нести крест ближнего – это так же входит в тяжесть нашего креста. А вот пасторство тем и сложно, что несет крест всех людей в церкви. Христос же понес грех, крест за всех людей на земле когда-либо живших.

7)    Если Бог нарушает наши планы – это для того, чтобы мы встретились со Христом и более глубоко Его познавали.

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИЗ КНИГИ ОПАРИНА «Археология Нового Завета»
Часть II. Судьи, приговорившие себя

Глава 12

Кровь Его на нас и на детях наших!

Во всей Всемирной истории мы не найдем ни одного народа, на долю которого выпало бы столько бед и несчастий, как на евреев. Тотальные гонения на этот народ осуществляли римляне и византийцы, арабы и турки, испанцы и французы, англичане и немцы, и т. д. Их гнали и уничтожали представители всех религий и идеологий: католики и православные, мусульмане и буддисты, фашисты и коммунисты. Их гнали и гонят на протяжении вот уже практически 2000 лет и в каждой стране от Новой Зеландии до Великобритании существуют антисемитские организации. Евреев уничтожали и гнали только за то, что они евреи. Почему?! Почему на долю этого весьма талантливого и в подавляющем большинстве своем образованного народа выпало столько бедствий и несчастий? Ученые, как евреи так и представители других национальностей, занимающиеся этой проблемой, не могут дать ответа на этот вопрос. И это действительно так, ибо с человеческой точки зрения это необъяснимо. Также являются необъяснимыми и удивительными следующие факты: во-первых, массовые гонения и убийства, во-вторых, то, что несмотря на столетние усилия сотен государств и десятков религий уничтожить евреев как народ, полностью ассимилировать их с другими народами, ликвидировав их язык, религию и культуру не удалось. Они выжили и существуют сегодня, казалось, вопреки какому бы то ни было здравому смыслу. В третьих, как объяснить «внезапное» появление Израиля как государства в середине 20 века, после 2000-летнего геноцида против всего народа?

Попыток объяснить все это было предпринято множество, но все они выглядят неубедительно, что признают даже их авторы.

Истинные же причины всего названного, как, впрочем, и всего происходящего на земле, изложены в Библии. Именно эта Книга раскрывает причины взлета и падения царств, империй и народов от Древнего Вавилона до современных нам США. В ее необычайных пророчествах представлена широчайшая панорама исторических событий прошлого, настоящего и будущего, причем не в виде отрывочного перечисления отдельных событий, но как целостное полотно, в котором каждое государство, его народы, цари занимают строго определенное место. Она рисует целостную взаимосвязанную картину всемирной истории. Помимо этого, в Библии раскрыты механизмы истории, ее пружины, ее философия. Благодаря этой Книге можно понять фактически любые исторические события. Раскрывает она и тайны трагической истории еврейского народа…

Среди тех, кто осудил Христа, были цари, царицы, сановники, прокураторы, первосвященники, но был и… целый народ!

Вчитаемся в событие, произошедшее 2000 лет назад, ставшее роковым для целого народа, определившее судьбу многих поколений евреев от тех далеких лет до сегодняшнего времени: «На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели… Итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтоб я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? …Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить… Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят! Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят! Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки пред народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И отвечая весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:15, 17, 20, 22-25).

Перед лицом всей вселенной народ добровольно сделал свой выбор. Евреи сами добровольно подписали себе приговор, избрав свою участь: «Кровь Его на нас и на детях наших»! Народ, который веками ждал Мессию, не только отверг Его, но и обрек на распятие. За 1500 лет до прихода Христа в наш мир Господь через Моисея предупредил Израиля: «Если же не послушаете Меня, и не будете исполнять всех заповедей… То и Я… обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами… А вас рассею между народами (выделено авт. — А. О.), и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены» (Левит 26:14-17, 33).

Распяв Христа, иудеи разорвали свой Завет с Богом: «Иисус же, возгласив громко, испустил дух. И завеса в храме разодралась надвое, сверху до низу» (Мк. 15:37-38). Этим исполнились слова Христа, Который незадолго до Своего распятия сказал: «Се, оставляется вам дом ваш (т. е. храм — А. О.) пуст» (Мф. 23:38).

В ходе вспыхнувшей спустя 30 лет после смерти и воскресения Христа Иудейской войны, Иерусалим в 70 году по Р. Хр., как мы уже писали в предыдущих главах, был взят и разгромлен римлянами. «Войско не имело уже кого убивать и что грабить. Ожесточение не находило уже предмета мести, так как все было истреблено беспощадно. Тогда Тит приказал весь город и храм сравнять с землей; только башни, возвышавшиеся над всеми другими, Фазаель, Гиппик, Мариамма и западная часть обводной стены должны были остаться: …чтобы служить свидетельством для потомства, как величествен и сильно укреплен был город, который пал перед мужеством римлян. Остальные стены города разрушители так сравняли с поверхностью земли, что посетитель едва ли мог признать, что эти места некогда были обитаемы. Таков был конец этого великолепного, всемирно известного города» [1]. Однако иудеи не желали смиряться со своей участью. Разрушение храма и города не привело их к раскаянию и осознанию причин происшедшего. Они, подобно своим пращурам, не послушавшихся Моисея и пытавшихся без Бога захватить Ханаан, теперь решили сбросить римское иго.

В 132 году под предводительством Симона Бар-Кохбы они поднимают восстание, начало которого очень ярко описывает римский историк 2 века Дион Кассий: «Покуда Адриан (римский император — прим. А. О.) находился в Египте, а затем снова в Сирии, евреи вели себя тихо, но когда он уехал оттуда в 132 году, они открыто взбунтовались против него… поначалу повстанцы добились значительных успехов. Они отвоевали Иерусалим, обнесли его оборонительными стенами, дабы выдержать осаду, и воскресили таинства древнего храма. Они заново учредили еврейское правительство и стали чеканить монеты с лозунгом «За свободу Иерусалима» [2].

Но Бога не было с ними и поэтому эти удачи стали для повстанцев началом конца.

Император Адриан был взбешен восстанием и вознамерился окончательно истребить этот народ. Он послал на войну с Иудеей большое войско во главе с Секстом Юлием Севером, которое захватило Иерусалим и полностью разрушило. По подсчетам одного римского историка, уничтожено было 985 деревень, 50 крепостей и убито полмиллиона людей, да еще от голода и эпидемий скончалось около десяти тысяч евреев. Оставшихся иудеев продавали в рабство, «причем их оказалось такое множество, что на рынке цена раба уступала цене леопарда. Иудеев ждало еще одно наказание: императорским указом они навсегда изгонялись из священного города» [3].

После подавления восстания Адриан смог, наконец, осуществить свою давнюю мечту: превратить Иерусалим в подлинно языческий город. На месте развалин была основана римская колония, население которой должны были составлять отслужившие срок солдаты и вольные переселенцы — римляне, греки, сирийцы и др., но… кроме евреев. Новый город стал называться Элия Капитолина, в честь императора Элия Адриана и Юпитера Капитолийского. На месте иудейского Храма были воздвигнуты храм Юпитера и статуя Адриана. «Иерусалим получил вид греческого города — с театром, цирками, капищами и статуями богов… На Южных воротах красовалось изображение свиньи. Евреям запрещалось даже показываться в черте города; за нарушение этого запрета полагалась смертная казнь» [4]. Более того, Адриан запретил даже употреблять само название Иудея! [5].

После этого евреи были рассеяны по всему миру, где претерпевали нечеловеческие порой мучения. В задачу данной книги не входит описание истории еврейского народа и тех преследований, которым они подвергались. Поэтому мы приведем лишь несколько фактов, показывающих, кем именно преследовались евреи на протяжении веков:

• в 807 году по Р. Хр. багдадский халиф Гарун аль-Рашид (кстати, герой серии сказок «Тысяча и одна ночь») повелел евреям носить высокий конический колпак на голове и желтый пояс, дабы отделить этих «нечистых» людей от других жителей государства.

• в Египте халиф Хаким (9 век) приказал евреям носить на шее шары весом около 3 кг в «память» о том, что их предки поклонялись золотому тельцу.

• в 1215 году на 4 Латеранском Вселенском соборе, собранном папой Иннокентием Третьим, католические иерархи постановили, чтобы евреи, живущие в христианских землях, под страхом смерти носили на своей верхней одежде желтый круг, как отличительный знак евреев, которых любой житель Европы мог в любое время оскорблять и притеснять. Тех же евреев, кто не носил этого позорного клейма, выслеживала инквизиция и сжигала на костре.

• в 16 веке в Италии, в Венеции создается первое гетто, причем это слово, ставшее одним из символов фашизма, происходит от итальянского «гетто», что в переводе означает «пушечный завод», так как впервые отдельное поселение для евреев было создано вблизи пушечного завода.

В одной из своих булл от 1555 года папа Павел Четвертый писал, что христиане не должны хорошо относиться к евреям и как бы то ни было общаться с ними. Поэтому евреям полагается жить отдельно, в специально отведенных для них кварталах города [6]. Такие гетто существовали в Италии вплоть до 1870 года, когда было покончено со светской властью папы.

• правители нацистской Германии так же под страхом смерти заставляли всех евреев старше шести лет носить у себя на груди желтую шестиконечную звезду.

• в недавнее советское время мы все также помним, что лицам, у которых в графе «национальность» стояла надпись «еврей», запрещался выезд за границу. Повышение по служебной лестнице также было ограничено в связи с национальной принадлежностью к этому народу.

Итак, на протяжении веков евреи были самыми настоящими изгоями общества, от которых шарахались, как от прокаженных и относились к ним как к «полулюдям», на которых показывают пальцами, высмеивают, издеваются, оскорбляют. Но еще более ужасающую картину являют собой те гонения, которым подвергался этот народ. Приведем всего лишь несколько примеров, не вдаваясь в страшные, подчас изуверские детали их истребления:

• на протяжении всей истории еврейский народ неоднократно подвергался полному выселению из многих стран.

* Так в 1290 году по указу английского короля Эдуарда Первого евреи были изгнаны из страны, а их имущество конфисковано. Официальное разрешение вновь поселиться в Англии они получили лишь почти 400 лет спустя, в 1650 году [7].

* В 1306 году французский король Филипп Четвертый издал подобный указ. В течении всего одного месяца с одним узелком в руке около ста тысяч евреев были выселены, а их имущество досталось французам [8].

Вернувшись спустя время во Францию, они вновь были изгнаны в 1394 году по указу короля Карла Шестого.

* В 1492 году евреи были изгнаны из Испании, полностью лишенные всего своего имущества [9].

* В 1495 году по указу князя Александра евреев изгоняют из Литвы.

* В 1498 году евреев изгоняют из Португалии.

* В 1670 году по указу императора Леопольда Первого евреи были изгнаны из Вены и Нижней Австрии.

* Страшные гонения и убийства евреев имели место на Украине при Богдане Хмельницком. Так в ходе только одной резни, учиненной казаками, в Немирове было истреблено 6000 евреев [10].

* Всем хорошо известны из курса школьной истории черносотенские еврейские погромы, происходившие почти в первых двух десятилетиях 20 века в Российской империи.

* Фашистский геноцид евреев не нуждается в особом описании. Никогда не хватит слов, чтобы описать зверства нацистов против этого народа. Отметим лишь, что всего фашистами было уничтожено 6 млн. евреев, из них только в концлагере Освенцим 1,5 млн. евреев было задушено в газовых камерах, в Бабьем Яру в 1941 году в течении 2-х дней было убито 33 тысячи евреев, в лагере Треблинка — убито 870 тысяч евреев.

Как видим, на протяжении 2000 лет евреи расплачивались за страшный выбор своих предков: «Кровь Его на нас и на детях наших!»

Но возникает вопрос: оставался ли Господь равнодушным и безучастным к горю этого народа? Однозначно нет! Бог всегда поддерживал и хранил их. Именно благодаря Его защите и охране они не были полностью уничтожены и выжили в нечеловеческих условиях, казалось, наперекор здравому смыслу.

История знает немало примеров исчезновения огромных народов: вавилонян, скифов, ассирийцев, этрусков, готов, гуннов и др., которые в своей истории испытали намного меньшие притеснения, чем евреи, и все-таки они пали и бесследно исчезли, а евреи — нет. На протяжении многих веков от Авраама до Христа евреи были особым Богоизбранным народом и «следы» этого они сохраняли и позже, когда отступили от Господа, потребовав Его распятия.

Поэтому неудивительно, что среди ученых, писателей, политических деятелей и др. всегда было много евреев. Даже существовал так называемый короткий анекдот: «еврей-каменщик!» Причины этого — в тех Божьих благословениях, которые не утратил еврейский народ, а также в стремлении большинства исполнять Божьи заповеди и постановления. Следует также подчеркнуть, что на протяжении практически всей истории евреи отличались особым достатком. Да и до сих пор ведущие банкиры мира, богатейшие люди — евреи. Почему? Дело в том, что большинство из них верны были в возвращении десятины от своих доходов Богу, как это было Им заповедано, и Божье обетование чудесным образом исполнялось и исполняется до сих пор жизни еврейского народа: «Принесите все десятины в дом хранилища… и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал. 3:10).

Причины необычайно быстрого образования государства Израиль мы также находим в Библии. Еще 2000 лет назад Господь пообещал через пророков, что Иерусалим будет отстроен и Он вновь соберет евреев на их древнюю родину незадолго до Второго Пришествия Христа (см. Иерем. 31:38-40; Зах. 14:10; Иез. 36:24, 33-36). Подробно исполнение этих пророчеств мы рассматривали в книге «Древний мир и Библейская хронология» [11].

В течении долгих веков средневековые епископы и инквизиторы под страхом смерти заставляли евреев принимать христианство. Но те либо в большинстве случаев отказывались, либо принимали притворно, на деле оставаясь последователями иудаизма. Казалось, что зверства инквизиторов и пап навсегда должны были отвратить евреев от христианства, но оказалось иначе. Несмотря на попытки сатаны погубить этот народ, его план провалился. Божья милость и любовь открыла сердца многих и многих евреев, которые, осознав ошибку своих предков, через костры инквизиции и гетто смогли увидеть любящего Иисуса, Который хранил их как народ, несмотря на то, что их предки распяли Его.

Сегодня весть Евангелия звучит в Израиле и тысячи евреев становятся на истинный Божий путь, с которого сошли их предки 2000 лет назад. Пример иудеев времен Христа учит нас, живущих в 2001 году тому, как опасно превращаться в одно целое с толпой, особенно когда это касается духовных вопросов. Нельзя следовать за какой бы то ни было религией по тому принципу, что она многочисленна, что за ней следовали предки и что так делают все. Перед Господом будет давать отчет не толпа, не единая масса людей, а каждый без исключения человек и только лично за себя.

Задумайтесь об этом!

ПРИЛОЖЕНИЕ О ТЕРНОВОМ ВЕНЦЕ ХРИСТА ХРАНЯЩЕМСЯ ВО ФРАНЦЙИИ

Терновый венец Христа

11 февраля, 2010 • Читайте такжеТакже в рубрике Распечатать запись Отправить по почте

Православие в миреФотоальбом

Теги: паломничествоПарижтерновый венецФранцияХристос

Поддержите наш сайт!

Христос в терновом венце

«Скорее расскажи, какие там были в Париже распродажи», – первым делом спросила подруга. «Вы что, даже в Лувре не побывали?!», – изумленно спросил папа. Нет, помимо распродаж, Лувра и Эйфелевой башни, (которые, кстати, желающие тоже посмотрели), оказывается, самое важное в Париже скрыто от глаз туристов. Об этом знают далеко не все парижане, а у тех, кто знает, нет возможности посмотреть. Наш рассказ сегодня – о главной христианской святыне Парижа.

Днем первого января у Собора Парижской Богоматери длинная очередь. В первую пятницу каждого месяца совершается торжественный вынос Тернового венца Христова, и мы с паломниками службы святого апостола Фомы направляемся к Собору. Венец Спасителя хранится во Франции с тринадцатого века, но многие ли туристы знают об этой величайшей святыне?

«Это воспринимается, как чудо: в соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится одна из величайших святынь христианского мира: Терновый венец Спасителя – тот самый, который воины возложили на главу Иисуса Христа, усугубляя Его страдания».
Д. Николай Никишин

Рассказы паломников, посетивших в IV веке Иерусалим, сохранили упоминание о Терновом Венце Христовом и орудиях страданий Господа. Упоминания о венце находятся в текстах святого Павлина Ноланского (409), святого Антония мученика (570), Кассиодора (575), Бернарда (870). С 7 по 10 века величайшие святыни постепенно стали перевозить в Византию, опасаясь персидских набегов.

Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:1-2)

Терновый венец Спасителя

В начале 13 века константинопольский император Балдуин II за долги решил заложить венец в Венецианский банк, чтобы расплатиться с кредиторами, но выкупить было не на что, тогда король Франции Людовик IX (Людовик Святой, причисленный католической церковью к лику святых) выкупил у банка Терновый венец Христов за практически половину годового бюджета Франции – 135 тысяч ливров – колоссальную сумму. Луи Святой получил в наследство трудное и раздробленное государство, и принесение во Францию великих святынь должно было помочь ему поднять религиозный престиж страны.

Тогда убо Пилат поят Иисуса и би (Его): и воини сплетше венец от терния, возложиша Ему на главу, и в ризу багряну облекоша Его (Ин. 19: 1-2)

Страшно думать, что если бы крепнувшие европейские страны не вывезли из Византии множество христианских святынь, то их всех бы ожидала участь родного города святителя Николая – Мир Ликийских, где полуразрушенный православный храм находится в поражающем взор запустении. Хоть и у католиков, но удивительно бережно, с огромным почтением хранятся эти святыни в Европе и в наши дни.

Шел 1238 год. Людовик IX вышел встретить процессию с Терновым венцом и еще 28 великими святынями за 40 (!) километров от Парижа. Он снял с себя все королевские регалии и шел босиком в простой тунике.  Весь путь до Парижа он пронес вместе с братом венец Христов. Спустя два года в Париж принесли и частицу Креста Господня. Для этих святынь была построена часовня Сен-Шапель (Святая часовня) – один из самых знаменитых шедевров готической архитектуры, а стоила эта часовня в три раза дешевле, чем Терновый венец. Шипы Венца Людовик отправил в дар в другие государства.

Людовик IX встречает Терновый венец

Во время революции Сен-Шапель горела, были сожжены мощи Женевьевы, одной из самых почитаемы французских святых, венец же уцелел и был передан в Национальную библиотеку, а в 1801 году Наполеон передал их парижскому архиепископу. Наполеон I и Наполеон III преподносили в дар реликварии для хранения Тернового Венца.

Совлекоша с Мене ризы Моя и облекоша Мя в ризу червлену, возложиша на главу Мою венец от терний и в десную Мою руку вдаша трость, да сокрушу их, яко сосуды скудельничи.

Сегодня венец хранится в Соборе Парижской Богоматери, о котором туристы только и знают, что это один из главных французских соборов, стоит на Сене и славен своими витражами да химерами, а перед ним – точка отсчета нулевого километра Франции.

В соборе Парижской Богоматери

Перед Собором длинная очередь – католики стараются попасть на чин поклонения венцу. Пробираемся в Собор, нас просят убрать фотоаппараты. Но как же наши читатели – неужели мы не сможем показать им этот удивительный чин и сам Венец Христов? Надо договорится с местными священниками, решаем мы с нашим гидом Тимофеем и обращаемся к стоящему уже за ограждениями служителю в красной мантии. Излагаю ему просьбу, что мы для православного сайта, что мы хотим показать Венец читателям из России. Он приглашает нас пройти в ризницу, где все уже готово к торжественной процессии.

Витражи Нотр-Дама

К нам подходит, как мы узнали позже, главный хранитель венца (Интересно, а если он нас решит благословить, что делать – только и успеваю подумать я, но «страхи» напрасны, он протягивает руку для рукопожатия). Объясняем теперь уже ему, что хотим показать для русских читателей Венец, чин выноса. Раздумывает, потом говорит, что в Интернете уже где-то есть один фоторепортаж (все же католики так и не научились работать с прессой!), но потом дает согласие, разрешает следовать за процессией и снимать. Довольные, мы возвращаемся в храм, но тут к нам снова подходит охранник, требуя убрать фототехнику:

-Нам же разрешили!
-Кто вам разрешил?
— Ну мы не знаем, как его зовут, монсеньер….кардинал?
— Какой кардинал?! – изумляется охранник.
— Ну, простите, мы не знаем, какие у вас тут кардиналы и как их зовут. Мы не спросили… Но разрешили нам!

Охранник звонит по рации, узнает, что действительно русским журналистам разрешили снимать и ведет нас к первому ряду.

Толпа расступается и из ризницы выходит процессия – рыцари, дамы в черном и наконец хранители венца вместе с католическими священниками. Венец, частицу Креста Господня и гвоздь распятия проносят по храму и торжественно возлагают на престол. Читаются Евангелия Страстей Господний, женщина в синей мантии под аккомпанемент органа исполняет  песнопения.

Вынос венца Христова

Начинается поклонение Венцу. Приложиться не разрешают (говорят, что обычно прикладываться позволяют, но из-за эпидемии гриппа решили временно приостановить традицию), можно только совершить земной поклон. Поклониться Венцу Страстному и постоять, не веря своим глазам.

Поклонение венцу

Днесь висит на древе, на водах землю повесивый:
венцем терновым облагается Ангелов Царь
в ложную багряницу облачается, одевающий небо облаками
заушение принимает Тот, кто в Иордане освободил Адама
гвоздьми пригвоздися Жених Церковный
копием прободеся Сын Девы
Поклоняемся страстем Твоим, Христе,
Поклоняемся страстем Твоим, Христе,
Поклоняемся страстем Твоим, Христе,
Покажи нам и славное Твое воскресение

Стоим последние минуты у Венца, заключенном в хрустальный оклад.

Два года назад здесь стоял Святейший Патриарх Алексий, он приезжал в Нотр-Дам. Выступить с докладом в ПАСЕ, а затем отслужил в Нотр-Даме молебен перед Терновым венцом.

«Визит Святейшего Патриарха Алексия произвел колоссальный резонанс во французском обществе. Речь в ПАСЕ обсуждало все общество , конечно, были и положительные, и критические суждения, но так уж принято в Европе. Главное, что практически никого она не оставила равнодушным. А когда мы привозили группу паломников поклоняться венцу, Святейший Патриарх служил молебен, в Собор почти невозможно было войти – приехали все православные, все русские, живущие во Франции и очень много католиков», – рассказывает руководитель паломнической службы святого апостола Фомы Тимофей Китнис.

«Конечно, молебен был именно православный, католики при нем просто присутствовали, но эффект был совершенно феноменальный». Тимофей, проведя нас по Собору, идет к левому приделу – практически напротив алтаря, в нише – икона Владимирской Божией Матери – дар Святейшего Патриарха Алексия II.

Владимирская икона — подарок Святейшего Патриарха Алексия II

Тернием венчается Бог, землю всю украсивший цветами, и раны приемлет, и терпит поношение долготерпеливно, и багряницу поругания носит, и терпит вся Бог сущий, и страждет Своей плотью.

Ссылки по теме: Паломничество к православным святыням Европы паломнической службы святого апостола Фомы

Фото: Анатолий Данилов, Анна Данилова, официальный сайт Собора Парижской Богоматери

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *