КОММЕНТАРИИ К НОВОМУ ЗАВЕТУ. ПРОНИКАЯ В ГЛУБИНУ НОВГО ЗАВЕТА. (Матф.19:1 – 9)

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

24 ФЕВРАЛЯ 2010 ГОД. МТФ. 19. 1 – 9.

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ РАЗВОДИТЬСЯ?

«1 Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, за Иорданскою стороною.

2 За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там.

3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,

6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;

9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Матф.19:1-9).

«Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, за Иорданскою стороною. За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там». Христос, по окончании своих речей, шел в другое место, чтобы продолжать учить людей, подобно дождю, который орошая одно место, чтобы цвели цветы, летит к другому. Христос наполняет влагой жизни всех и вся, переходя с места на место.  А то, что за Христом следовало много людей, говорит не только о том, что они все нуждались в исцелении, потому что в противном случае, за Господом ходила бы только больница. За Христом шли люди так же потому что хотели услышать что-то важное, получить надежду, наполнить свою жизнь смыслом и узнать, когда же придет Мессия и каков Он будет? Получается, что только тот, кто находится в поиске, сможет найти то, что искал. То есть найти Христа, потому что во Христе ответы на всю ту жажду, ради удовлетворения которой люди шли за Иисусом. И все ж, из жалости Христос исцелял всех, кто шел, чтобы ничто не мешало слушать, не отвлекаясь от боли. Так же, чтобы явлена была сила Божья в исцелении.

«И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» Почему фарисеи задают именно этот вопрос? Эта религиозная группа стремилась жить свято, по Писанию, но их предания слишком часто затмевали Писание. Вот они и хотели разобраться. Но, кроме всего прочего, как известно, им очень мешал Христос своей всесокрушающей резкой правдой о лицемерии и необходимости быть послушным Богу. Немного исторической справки. Нас, как всегда, выручит Уильям Баркли: «У иудеев были самые высокие в мире нормы брака. Брак был священной обязанностью. Оставаться холостым после достижения двадцатилетнего возраста, за исключением, если он всецело посвятил себя изучению закона, то это означало нарушить заповедь «плодитесь и размножайтесь». В представлении иудеев человек, у которого не было детей «убивал свое потомство» и «умалял образ Божий на земле». «Если муж и жена достойны, слава Божья пребывает с ними». В брак нельзя было вступать легкомысленно и беззаботно…У иудеев были очень высокие нормы и законы относительно брака и чистоты. В идеале развод считали презренным делом. Иудеи говорили, что даже алтарь проливает слезы, когда мужчина разводится с женой своей юности».

Существовали две серьезные проблемы по вопросу развода: 1) Жена была лишена прав. Девушку выдавали замуж особо не считаясь с ее желаниями. Бракоразводный процесс, по мнению фарисеев, можно было начинать, но только мужчине. Если муж не мог обеспечить семью или был сексуально пассивен, суд мог вынести решение о разводе. Жена могла развестись, если муж имел болезнь. 2) Сама процедура развода была крайне простой. Можно было написать заявление (бракоразводное письмо), объяснить причину и вопрос мог вполне решиться положительно. В законе Моисея было сказано: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего» (Втор.24:1). Что значит найти что-то противное? Получается, что любой пустяк можно было назвать противным, чтобы только развестись? Было две школы толкования этого отрывка о разводах. Первую школу представлял равви Шемай, учивший, что противным может быть только сексуальный грех, такой как прелюбодеяние. Вторая школа Гиллеля, напротив считала, что практически любая проблема может быть достаточной, чтобы дать развод. По сути, вопрос фарисеев можно интерпретировать так; чтобы развестись к кому нужно прислушаться к Шамаю или к Геллелю? На что Христос говорит, что нужно прислушаться к Богу.

«Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

Во-первых, Христос своей речью явно отвергает акцент на предании. Господь сразу же аппелирует к Писанию.

Во-вторых, Иисус возвращается к самому идеальному моменты, периоду, когда Бог сотворил людей, когда грех еще не коснулся естества высшего творения Божьего. В тот идеальный момент Адам и Ева пребывали в гармоничном единстве. Бог указал, что это единство не может быть разрушено даже кровными узами между детьми и родителями.

В-третьих, прилепление говорит о максимальном единстве возможном между двумя людьми. Было две плоти, а стала одна. И эта одна не может быть разорвана, разрезана, растерзана, разъединена. Уже даже не остается понятия «двое», есть только одна плоть: «что они уже не двое, но одна плоть».

В-четвертых, ключевая фраза: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Бог сочетал. Давайте посмотрим значение слова «сочетал» — suzeu/gnumi — соединять, сочетать, спаривать; в классической греч. лит-ре обозн. запрягать вместе. Что находится вместе, по воле Божьей, того человек не должен разлучать. Нет, конечно же, человек может, использовать свою свободу, но это явно противоречит воле Божьей. Оказывается, сочитывает не человек, но Бог. Бог дает любовь, дает привязанность, дает желание быть вместе и создавать семью. Бог дает такие чувства, но Бог не дает мысли о разводе. Если не Бог тогда дьявол. Еще раз, по-моему, это очень важная мысль. Бог дает мысль только о соединении. Дьявол же дает мысль о разъединении. Поэтому, когда мы думаем о том, что нам надоела жена или муж. О том, что кто-то красивей и мудрей и с кем-то мне хотелось бы больше жить чем с моей второй половиной, это ничего общего не имеет с Богом. Звучит не просто констатация факта, что Бог соединил, но звучит заповедь запрещающая разъединять соединенное Богом.

Еще раз к Баркли: «Школа Шамай определенно считала, что выражение что-нибудь противное значит блуд, внебрачные связи, и только по этой причине можно развестись с женой и отослать ее. Если даже женщина непослушна и вредна, как сама Иезавель, ее нельзя отослать прочь, если она не нарушила супружеской верности. Школа Гиллеля, напротив, толковала выражение что-нибудь противное самым широким образом: она считала, что муж может развестись со своей женой, если она испортила ему обед, если она ходила непричесанная, если она говорила на улице с мужчинами, если она неуважительно говорила в присутствии мужа о его родителях, если она была сварливая женщина, чей голос был слышен в соседнем доме. Раввин Акиба даже доходил до того, что фраза, если она не найдет благоволения в глазах его значит, что муж может развестись со своей женой, если он находил женщину, которая нравилась ему больше и которую он считал более красивой. Вся трагедия заключалась в том, что, как и надо было ожидать, предпочтение отдавали школе Гиллеля; брачные узы не были прочными, и разводы по самым банальным поводам стали, к сожалению, обычным делом. Для завершения картины надо сказать, что по раввинскому праву в двух случаях развод был обязательным. Во-первых, в случае нарушения супружеской верности. «Женщине, нарушившей супружескую верность, надо обязательно дать развод». И, во-вторых, развод был обязательным в случае бесплодности. Смысл брака заключался в детях, в произведении потомства, и, если после десяти лет брака супружеская пара оставалась бездетной, развод был обязательным. В таком случае женщина могла выйти вторично замуж, но эти нормы оставались в силе и во втором браке. Надо провести еще две интересные иудейские правовые нормы в связи с разводом. Во-первых, оставление семьи вообще не считалось причиной для развода. Если имело место оставление семьи, нужно было привести доказательство о том, что супруг умер. На этот случай имелось лишь одно послабление в законе: если по иудейскому праву во всех других случаях нужно было заверение двух свидетелей, в случае, когда один супруг исчез из дому и не возвратился назад, достаточно было одного свидетеля. Во-вторых, как это ни странно, умопомешательство не могло быть причиной для развода. Если жена сходила с ума, муж не мог развестись с ней, потому что, будучи разведенной, она не имела бы никакого защитника в своей беспомощности. Это положение отражает сострадание к женщине. В случае, если с ума сходил муж, развод был невозможен потому, что он был неспособен написать разводное письмо, а без такого письма, составленного по его инициативе, не могло быть развода. За вопросом, который задали Иисусу, стояла очень наболевшая и бурно обсуждавшаяся проблема. Его ответ поставил в тупик обе стороны и этот ответ наводил на мысль, что нужно радикально изменить всю ситуацию.

«Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует». Почему же тогда, если Христос так категоричен, Моисей разрешал развод? Христос дает довольно интересный ответ, объясняя, что Моисей по жестокосердию позволял разводиться. Можем ли мы сделать вывод, что закон не отражал совершенства Бога, но лишь был запрещающим законом, в котором сильно учитывалась греховность человека? Конечно так. Идеал семьи был дан в книге Бытие, — Адам и Ева, — полное единство. Все же остальное, это лишь отход, задача которого была предотвратить еще худшее, беспорядочные разводы. Да, получается, что закон не нес совершенство, а лишь предупреждающие действия. Закон, как уступка греху. Только Новый Завет, не снисходит к нашим недостаткам, а поднимает нас на уровень подобия Божьего. Точно выполняя все заповеди Христа, мы уподобляемся самому Учителю. И теперь Христос еще более жестко высказывается о вине разводящегося. Если человек, по словам Христа, разводится не из-за измены, и женится на другой, тот прелюбодействует. Получается, что в данном отрывке Христос указывает только одну причину развода – прелюбодеяние, измена. Такой человек сам становится прелюбодеем. Получается, что если иудей по всем правила Ветхого Завета, разводился, он был совершенно не причем. Он оставался чист. А Христос говорит, нет уж, разводящийся такой же грешник, как и тот, кто разводится без причины. И тот и другой получают статус прелюбодея. Скажем иначе, между прелюбодеем и разводящимся можно вполне ставить знак равенства, ПРЕЛЮБОДЕЙ = РАЗВОДЯЩИЙСЯ, НО ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ «и женится на другой». Если разводится, а не женится на другой, тогда не прелюбодей. А дальше еще сложнее, и даже тот, кто женится на разведенной так же является прелюбодеем. Если разведенная развелась по неправильной причине, не по вине прелюбодеяния своего мужа, то и женящийся, ни в чем не виноватый, становится прелюбодеем, потому что своим действием так сказать, закрепляет грех прелюбодеяния, способствует ему.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:

1)     Только тот, кто находится в поиске Божьей воли, сможет ее понять.

2)    Бог сочитывает двух людей. Если появляются мысли о разводе, не говоря уже о действиях, можно точно сказать, что это от дьявола. Бог только сочитывает, а дьявол разрушает.

3)    Только Новый Завет, не снисходит к нашим недостаткам, а поднимает нас на уровень подобия Божьего. Точно выполняя все заповеди Христа, мы уподобляемся самому Учителю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *