КОММЕНТАРИИ К НОВОМУ ЗАВЕТУ. ПРОНИКАЯ В ГЛУБИНУ БОЖЬЕГО СЛОВА. (Матф.27:46 – 60)

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

СТРАДАНИЯ ХРИСТА. В ПРЕДВЕРИИ ПАСХИ. ЧАСТЬ 13 И ПОСЛЕДНЯЯ

РАЗОДРАННАЯ ЗАВЕСА. СМЕРТЬ И ПОГРЕБЕНИЕ ХРИСТА

«46 а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
47 Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.
48 И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить;
49 а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.
50 Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
51 И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;
52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.
54 Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. 55 Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему;
56 между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.
57 Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса;
58 он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело;
59 и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею
60 и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился».

«46 а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Христос висел на кресте около шести часов. Господь испил чашу страдания настолько насколько живой человек может окунуться в самые глубокие страдания, которые все время держат человека на грани смерти, приближая последнюю с каждым мгновением.

Оставлен! Бог отвернулся от Него на время;
И грех Адама стал меж праведными Сыном и Отцом;
Да, лишь однажды осиротевшего Еммануила вопль
Вселенную огромную потряс,
Поднялся ввысь один, не отозвавшись эхом.

(Элизабет Баррет Браунинг)

Оставление Богом Христа является самым сильным примером разделения между Богом и человеком, когда на человеке грех. Справедливый Бог не соединяется с грехом. А человек, на котором нераскаянный грех должен, если он может себе честно сказать, будет переживать Богооставленность. И только покаяние восстанавливает наши отношения с Богом. Единственный случай, когда не нужно было каяться – это Христос, совершенно святой взявший на Себя грехи всего человечества, за что и переживал состояние Богооставленности.

«47 Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. 48 И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить;
49 а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его». Имя Илия по-еврейски пишется иначе, чем Эли или Или — Боже мой, от Эл — бог и присоединения притяжательного местоимения. Но по произношению «Илия» и «Боже мой» на еврейском сходны. Имя «Илия» значит «Бог есть Господь». Было, естественно, если «некоторые из стоявших», может быть, не расслышав или просто не поняв последних слов Христа, подумали, что он зовет Илию к Себе на помощь.

О роли уксуса мы уже говорили. Очевидно, кто-то дал уксус из жалости, слыша стенания Христа. Тряпка с уксусом надевалась на палку и подносилась к самым устам, чтобы умирающему хоть как-то облегчить страдания. Конечно же, было интересно, придет ли Илия, пророк, о котором говорилось в еврейском народе, что главная его обязанность помогать праведникам на земле?

«50 Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
51 И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;
52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим». Отметим несколько моментов:

1)    Христос умер, потому что сам добровольно отдал свою жизнь ради искупления людей: «»…Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее» (Ин. 10,17-18) Каждый христианин, служащий другим, любящий ближнего отдает свою жизнь, только со Христом это произошло гораздо быстрее.

2)    Христос громко вскрикнул. В нем еще оставалась сила. Крик Христа не был связан с ненавистью, а скорее с невыразимыми страданиям смерти грешника. Христос на себе показал, как же умирает тот, кто разъединен с Богом своими грехами. Вопль показал весь ужас греха.

3)    Разодранная завеса храма, которая весила——, была разорвана. Именно эта завеса не допускала во святое святых. Завеса, можно сказать, скрывала Бога от человека. Она показывала недоступность Бога грешному человеку. Со смертью же Христа завеса разрывается, причем разрывается сверху, что показывало действие Божье. С небес разрывается преграда между человеком и Богом. Смерть Христа, кровь Христа стала тем основание, которым строились новые отношения между человеком и Творцом. Послание к евреям дает интересную мысль. Завеса – это и есть тело Христа. Когда тело было растерзано и умирало – это значило, что завеса в храме была разодрана пополам: «…дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть плоть Свою» (Евр. 10,19-20). Разорванная завеса дает возможность любому человеку войти в присутствие Божье, в любое время, что было не возможно в Ветхом Завете.

4)    Смерть Христа вызвала даже природные катаклизмы. Началось землетрясение. Нужно заметить, что природа всегда реагирует на духовные состояния. Достаточно вспомнить землетрясения, как наказания, как Божьи суды. Вот, что пишет Лопухин: «Лука связывает раздирание завесы с тем, что «померкло солнце». Здесь все признаки начавшегося землетрясения. Многие принимают, что это было не естественное землетрясение, а чудесное. Но какое же землетрясение может быть неестественным? Раздирание завесы, равно как и многие другие обстоятельства, о которых сообщается в апокрифах, в Талмуде, и Иосифом Флавием, — все это могло быть следствием землетрясения. Под завесой храма следует разуметь здесь завесу, отделявшую святое святых от святилища. По Иерониму, поп velum templi scissum, sed super liminare yempli mirae (infinitae) magnitiudis coruisse (fracyum esse atque divisum — не завеса храма разодралась, а брус храма огромной величины обвалился). Это сообщение Иероним нашел в Евангелии евреев. Понятно, что это возможно было во время землетрясения; но раздирание завесы этим не исключается».

5)    Открылись гробы, показывая, что сила Божья властна даже над смертью. Бог указывает через людей, вышедших с гробов, что смерть не властна, когда приходит жизнь умершего Христа. Парадоксально – смерть Христа открывает дорогу к жизни.

6)  Чтобы помочь сомнениям людей эти мертвые явились многим. Можно только представить реакцию людей, которые видели своих знакомых и родственников живыми. Это еще один аргумент в пользу воскресения мертвых, в пользу Божественности Христа, аргумент, который может быть одним из самых убедительных. Происходит чудо, которое предвещает воскресение самого Христа, а люди так и не уверовали в своем большинстве.

«54 Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий». Впрочем, были и те, которых увиденное потрясло. Например, сотник и воины, в его подчинении увидевши все эти чудеса, землетрясения, воскрешение умерших, сделали единственный правильный вывод – Христос Сын Божий. Вот группа нормальных людей, которые делают вывод необходимый для всех. Реакция человека, который внутренне не бунтует против Бога, должна быть такой, как сотника и его окружения. И в целом, как человек принимает Христа показывает насколько он готов без предубеждений рассмотреть вопрос веры в Бога. Кстати, по поводу того, что воины устрашились – это то же совершенно нормальная реакция. Как мы помним, «начало мудрости страх Господень». (Псалом 110:10) Лучше принять Христа, как Господа без таких катаклизмов и потрясений стихий природы. Лучше принять, потому что услышали проповедь и покаялись, потому что Он Бог, а мы грешники.

«55 Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему;
56 между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых». Вот, что пишет знаменитый комментатор Библии Лопухин, пытаясь разобраться с вопросом, что же это были за женщины у креста: «При кресте были женщины, смотревшие издали на распятие:

Мф. 27:56. Мк. 15:40.
Между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова, и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых. Были тут и женщины, которые смотрели издали; между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова Меньшего и Иосии, и Саломия.

Отсюда видно, что «мать сынов Зеведеевых» упоминается у Матфея там, где Марк говорит о Саломии. Далее евангелист Иоанн говорит (19:25), что «при кресте Иисуса стояли матерь Его и сестра матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина». Это место можно читать двояко, именно:

1. Матерь Его (Христа),

2. и сестра Матери Его, Мария Клеопова,

3. и Мария Магдалина.

или:

1. Матерь Его,

2. и сестра матери Его,

3. Мария Клеопова,

и Мария Магдалина.

По первому чтению, следовательно, при кресте стояли только три женщины, по второму — четыре. Первое чтение опровергается на том основании, что если бы Мария Клеопова была сестрой Богоматери, то две сестры назывались бы одинаковым именем, что весьма невероятно. Далее в Евангелии Иоанна указываются две как бы группы женщин, и имена первой и второй, а затем третьей и четвертой соединяются союзом «и:»

1-я группа: Матерь Его и сестра Матери Его, 2-я группа: Мария Клеопова и Мария Магдалина.

Таким образом, и здесь под «сестрой Матери Его» возможно разуметь Саломию или мать сыновей Зеведеевых. Такое отождествление, по разным причинам, не может, конечно, считаться вполне несомненным. Но ему нельзя отказать в некоторой вероятности. Если, с одной стороны, Саломия была «матерью сыновей Зеведеевых», а с другой — сестрой Марии, матери Иисуса, то, значит, Иаков и Иоанн Зеведеевы были двоюродными братьями Христа. Саломия находилась в числе женщин, сопровождавших Иисуса Христа, которые следовали за Ним в Галилее и служили Ему (Мф. 27:56; Мк. 15: 41).

«57 Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса;
58 он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело;
59 и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею
60 и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился».

И еще позаимствуем несколько мыслей из Лопухина, который обладал большими историческими знаниями, чтобы видеть и комментировать исторические нюансы происходящих со Христом событий. Следующий день была суббота — день покоя. Она начиналась с «появлением на небе трех звезд», или приблизительно с шести часов вечера по нашему счету. Это и был «второй» вечер, с которого, по случаю наступления субботы, прекращалась всякая деятельность. Первый же вечер начинался около трех или четырех часов по полудни. Промежуток между первым и вторым вечером назывался временем «между вечерами». В это время, если и был пасхальный день, дозволялось исполнять, по крайней мере, некоторые работы, что хорошо видно из Евангелий, которые в настоящем, как и во всех других случаях, служат историческим источником, более надежным, чем, например, Талмуд.

Иосиф, по всей вероятности, жил в Иерусалиме, хотя все евангелисты и называют его человеком «из Аримафеи». Неизвестно, какая Аримафея (Рама) здесь разумеется: Рама ли в колене Вениаминовом, или в колене Ефремовом — родине пророка Самуила (см. прим. к 2:17,18). Ср. 1 Мак. 2:34. Вероятно — последняя. Иоанн добавляет, что Иосиф был тайным учеником Иисуса Христа — из страха от иудеев. Иосиф учился у Христа, но возможно это был начинающий ученик. Возможно, он был еще не зрелым, потому как боялся людей и сильно зависел от мнения своих сограждан. Что ж, даже такие люди, начинающие свой путь христианский. Так же могут быть учениками Христа. Образ Иосифа помогает нам понять, что ко Христу могут иметь отношение ученики разного уровня.

Римляне оставляли обыкновенно тела казненных преступников на крестах. На этот раз иудеи не хотели оставить тел на крестах по случаю наступления великого дня — пасхальной субботы. Таким образом, просьба, обращенная Иосифом к Пилату, была в настоящем случае согласна и с желаниями самих иудеев и, конечно, Пилата, который знал, что предал казни невинного Человека. Таким образом, удовлетворение просьбы Иосифа не могло встретить препятствий ни с чьей стороны. Он и Никодим хотел теперь отдать последний долг своему Учителю. Так как до наступления субботы оставалось недолго, то с погребением нужно было спешить.

Подробнее других евангелистов рассказывает о погребении Иоанн. Оно совершилось обычным способом. Враги Христа успокоились после Его казни и не принимали почти никаких предосторожностей.
«Плащаница» по-гречески у всех синоптиков σινδών, тонкая льняная или бумажная материя иноземного происхождения, получавшаяся из Индии (синд, инд, Индия) и, по свидетельству Геродота (Ист. 2:86), употреблявшаяся у египтян (λούσαντες τον νεκρόν κατειλίσσουσι παν αύτοΰ το σώμα σινδόνος βυσσινής — омывши мертвого, обвертывают все тело его льняным синдоном). Обряды погребения у египтян, описанные в указанном месте у Геродота, интересны и могут служить к объяснению евангельских мест. Сравнивая известия о погребении Христа с этими египетскими обрядами, можно прийти к заключению, что Иосиф и Никодим намерены были тело Христа набальзамировать.

Лука и Иоанн добавляют, что в этот гроб никто еще не был положен; Матфей и Иоанн называют гроб новым. В этом гробе Иосиф хотел похорониться сам, почему у Матфея и встречаем выражение: εν τω καινω αύτοΰ μνημείω. Вероятно, большой камень, приваленный ко гробу был не вне его, а в самой пещере. Об этом можно заключать из Ин. 20:1.

Интересно замечает комментатор МакДональд, говоря, что как Иосиф похоронил тело Христа, так же он похоронили и себя для лучшей, в плане комфорта, жизни. Теперь его ожидали проблемы экономические, религиозные, социальные. Его будут критиковать, возможно, он лишиться должности и статуса. Но Иосиф, созрел до того, чтобы теперь стать явным учеником Христа. Тайный ученик еще не означает, что однажды он не сделается явным.

ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:

1)    Когда мы начинаем сознательно грешить Бог оставляет нас, как оставлен был Христос, взявший на себя грехи человечества.

2)    Смысл христианской жизни в отдаче своей жизни, как и Христос отдал свою жизнь.

3)    Смерть Христа открыла дорогу от смерти к жизни, подобно тому, как воскресли умершие, когда умер Христос, так и мы, получили надежду на вечную жизнь с воскресением Иисуса, Господа и Спасителя.

4)    Не следует категорично оценивать учеников Христа. Если говорится о том, что среди учеников Иисуса был Иосиф из Аримафеи, который все делал тайно, то возможно, подчеркиваем, как начальный этап ученичества и такой вариант. Но если человек долго пребывает тайным учеником Христа, тогда это кажется странным, потому что стыдиться своего Учителя, невозможно долго. И потом, как же духовно возрастать если все время стыдится своей принадлежности ко Христу? А как проповедовать другим? Одним словом, то, что хорошо на первом этапе, весьма не хорошо на последующих этапах. Да, не забудем, что Иосиф показан нам, как человек, который прямо теперь говорит Пилату о своей принадлежности ко Христу. Так что, духовное взросление на лицо.

5)    Если ученик Христа тайный, то это еще не значит, что однажды, созрев, он не сделается явным, ведь Иосиф после смерти Христа явно сказал Пилату о том, что хочет хоронить Христа, тем самым выдав себя, как ученика Иисуса.

ПРИЛОЖЕНИЕ: ЗАВЕСА В ХРАМЕ

Скиния была разделена на два помещения толстым занавесом из голубого, пурпурного и алого материалов и красивого, скрученного льна. На нем был выткан херувим. В Святом месте находились алтарь для ладана, подсвечник, и стол для хлебов Приношения. Во втором помещении, Наиболее Святом Месте или Святая Святых находился Ковчег и Сидение Милости, оно было сделано из золота и находилось на крышке ковчега. Это было также место примирения (propitiation) где грехи символически покрывались разбрызганной кровью невинной жертвы. Иудейский историк Иосиф Флавий говорил, что завеса была толщиной в четыре дюйма, и лошади, привязанные с разных сторон, не могли разорвать эту завесу.
Завеса служила для того, чтобы предотвратить вход людей в символическое присутствие Бога, это мог сделать только первосвященник в День Искупления. Для того чтобы первосвященник оставался живым с другой стороны завесы, он должен был брызгать на нее кровью жертвы, которая заместила его. Завеса служила для того, чтобы отделить людей от Святая Святых. Это должно было говорить грешному человеку, что он сможет прийти к Богу только этим, предписанным путем. Завеса была на пути к присутствую Бога. Она была закрытой дверью. Только Первосвященник мог войти в Святая Святых и остаться живым, но с ним должна была быть кровь заместительной жертвы (Исход 26:31-35; Левит 16).
Более того, жертва Аарона предвещала совершенную жертву нашего Великого Первосвященника в Небесном Святилище. Пока завеса в Храме не разорвана, истинная жертва еще не принесена. Однако, когда завеса в Храме была разорвана сверху до низу, ото значило, что Господу Богу была принесена совершенная жертва за грехи, и она была принята.
Тело Иисуса было «завесой», которая скрывала внутреннюю славу Его Божества. Кроме Иисуса все согрешили и лишены славы Божьей. Только во Христе живет Слава Божья. Только Он, безгрешный и совершенный, может войти в присутствие Господа Бога. «В Нем ася полнота Божества живет в телесной форме» (Кол 2:9). «Так как по доброй воле Отца вся полнота Божества живет в Нем» (Кол 1:19).
Петр говорит о дне, когда он видел, как внутренняя слав прорывалась через завесу на горе Преображения.
(2 Петра 1:16-18).
Матфей рассказывает нам о том, что Иисус взял с собой на гору Преображения Петра, Иакова и Иоанна. «Он преобразился перед ними; и Его лицо сияло, как солнце, и Его одежда стала белой, как снег. И вот, Моисей и Илия явились перед ними, говоря с Ним . . . » Они говорили с Ним о Его грядущей смерти. Далее, Матфей пишет : » . . . яркое облако накрыло их, и вот, голос из облака сказал: ‘Это Мой Сын, Которым Я очень доволен; слушайте Его!'» (17:2-3, 5). Это была Shekinah слава на лице Иисуса! Завеса Его тела, не сдерживала Его более. Слава Его Божества выплеснулась наружу. (Филиппийцам 2:5-11).
Завеса это символ воплощенной жизни Иисуса, а разрыв завесы, это символ Его смерти на кресте. Смерть Христа открыла новый, живой путь в присутствие Бога. В то же самое время, была исполнена цель существования физического Храма в Иерусалиме. Так как Иисус уже принес Богу Отцу совершенную жертву за грех, а нем более не было необходимости.
(Евреям 10:19-22).
В тот самый момент, когда умер Христос на кресте, в Храме произошло нечто. Марка 15:37-38 говорит нам, что, когда Он умер «Иисус издал громкий крик и вздохнул последний раз. И завеса в Храме разорвалась сверху до низу» ( Мат 27:51). Только Бог мог сделать это, так как люди не могли достать до верха завесы. Этим был открыт путь в присутствие Бога, который больше не находился в Святая Святых Храма, теперь Он был на небесах??? Теперь, за завесой в Храме Ирода ничего не было! Ковчег был уничтожен, когда вавилоняне разрушили Храм Соломона. Смерть Иисуса привела нас в присутствие Господа Бога. То, что предвещалось Скинией и Храмом, стало реальостью!
У иудейских отцов есть традиция разрывать свою одежду в знак скорби у постели мертвого сына!! «Руки» Бога разорвали толстую завесу храма сверху до низу.
Иисус Христос является нашим единственным и совершенно достаточным propitiation. Его кровь на Mercy Seat , которая отвратила грев Бога, и открыла путь в присутствие Бога для всех людей, которые верят в Него. У нас есть теперь свободный доступ в присутствие Бога Отца через Его Сына. Единственный путь внутрь мы имеем через кровь искупления.
(Евреям 10:10-14).
Иисус сказал своему ученику Фоме
(Иоанна 14:6).
Через несколько минут Иисус сказал своему ученику Филиппу:
(Иоанна 14:9-11).
С распростертыми руками Он приглашает прийти и встретить Его в Святая Святых в вечном небесном Святилище.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *