КОММЕНТАРИИ К НОВОМУ ЗАВЕТУ. ПРОНИКАЯ В ГЛУБИНУ НОВOГО ЗАВЕТА. (Матф.20:17 – 23)

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

ПУТЬ К СЛАВЕ ЧЕРЕЗ СТРАДАНИЯ

«17 И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им:

Пауль Трогер. Моление о чаше. (Ок. 1750). Вена. Музей барокко.

Пауль Трогер. Моление о чаше. (Ок. 1750). Вена. Музей барокко.

18 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть;

19 и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.

20 Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.

21 Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.

22 Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.

23 И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.

«И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им». Все предчувствовали, что должно что-то ужасное произойти. Внутри Христа шло борение, которое нарастало до молитвы в Гефсиманском саду, до кровавого пота во время той самой молитвы перед страданиями и распятием. Эта атмосфера предстоящих  страдание передавалось ученикам. Вот как пишет об этом евангелист Марк: «Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам» (Мар.10:32,33). Христос идет третий раз в Иерусалим, и третий раз говорит своим ученикам о том, что Его ожидает, пытаясь их приготовить к трагедии, чтобы все мужественно перенесли убийство Учителя. Не будем забывать, что ученики были детьми своего времени и ожидали, что Мессия будет сильным воином, который сядет на престоле вместо царя. Они до сих пор не понимали, что престол будет духовным и Царство Божье  — это Царство не от мира сего. Христос мужественно идет навстречу своим страданиям, тем самым показывая, как безукоризненно Он выполняет волю Отца Небесного подавая нам пример. Христос каждое мгновение осознавал, что делает это ради любви к Отцу Небесному и ближним.

«18 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть;

19 и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет». Что же ожидало Христа в Иерусалиме?

1)      Первосвященники и книжники, можно сказать коллеги Христа, те, кого Он пришел спасать, те, кто должны были быть ближе всего к Господу, кто призван Ему служить, кто, по идее, должны были раньше всех разглядеть во Христе Мессию и самого главного первосвященника, предадут Христа. Слово «предадут» производное от существительного предательство. В этом предательстве религиозных деятелей Израиля величайшая трагедия и конфликт между религией и Христом, принесшим новое учение, между преданием Иудеев и Новым Заветом. Если бы евреи проникли в суть Ветхого Завета, тогда бы поняли на кого подняли руку. Достаточно вспомнить пророка Исаию, который писал о Христе страдающем и понесшим грехи всего мира: «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом» (Ис.53:2-4). Получается, что человеческие представления о Боге и спасении, которые отклоняются от Писания, всегда будут противоречить воле Божьей. Достаточно посмотреть на современное православие.

2)      «Осудят на смерть». Если сказать кратко, то Бога всегда будут убивать, когда Он мешает людям служить своим представлениям.

3)      Язычники будут издеваться и распинать Христа. Так и произошло, когда римляне избивали и распяли Иисуса. Как должно быть страшно знать, что ты идешь на верную смерть. Но, что же может противостоять этому страху? Страху может быть противопоставлена самая сильная мысль, мысль о воскресении Христа: «и в третий день воскреснет». Христос завершает краткое описание тех страданий, которые Его ожидают воскресением. Он словно хочет сказать несколько истин:

  1. Людям не под силу убить Бога.
  2. Людям не под силу лишить жизни верующего человека. Физической жизни можно лишить, но вечной жизни нет.
  3. Людям не под силу остановить Христа. Его можно распять, но воскресший, Он все равно будет править землей, потому что Он Царь Царства Божьего.
  4. Такие мысли способны уничтожать любой страх и давать силу перенести страдания.

«20 Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.

21 Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем». Ко Христу приходят с разными просьбами, порой даже с очень абсурдными. С такой мыслью к Иисусу подошла мама сыновей Заведеевых, Иакова и Иоанна. Интересно, что в Евангелии от Марка  (Map. 10,35-45) ученики сами подходят ко Христу с этой просьбой. Уильям Баркли дает очень интересную версию того, что возможно эта женщина была тетей Христа и поэтому, как она думала, имеет право просить за двоюродных братьев Господа: «Для этой просьбы у них могла быть очень естественная причина. Вполне вероятно, что Иаков и Иоанн были близкими родственниками Иисуса. У Матфея, Марка и Иоанна приведен список женщин, стоявших у креста. Воспроизведем этот список. У Матфея приведены: Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых (Мат. 27,56). У Марка: Мария Магдалина и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия (Map. 15,40). У Иоанна: Матерь Его, и сестра матери Его, Мария; Клеопова, и Мария Магдалина (Иоан. 19,25). Мария Магдалина приведена во всех трех списках; Мария, мать Иакова и Иосии должна быть та же женщина, что и Мария Клеопова, поэтому третья Женщина описана тремя разными способами. У Матфея она названа мать сыновей Заведеевых, у Марка — Саломия, а Иоанн называет ее сестра Матери Его. Таким образом, мы узнаем, что мать Иакова и Иоанна звали Саломия, и что она была сестрой Марии, матери Иисуса. А это значит, что Иаков и Иоанн были двоюродными братьями Иисуса, И, вполне возможно, что они полагали, что это близкое родство дает им право на особое место в Царствии Небесном».

Когда Христос задает вопрос: «Чего ты хочешь?» Он, словно каждый раз, останавливает человека, чтобы тот сам себе задавал вопрос, а что я хочу от Бога? Нередко люди хотят и просят совсем не то, что нужно им, и тем более, что хотел бы давать Бог, именно поэтому нужно хорошо и духовно подумать перед тем, как что-то просить у Бога. А вопрос то самый главный, есть ли в этом воля Божья?

Мама просит за сыновей. О чем она больше всего переживает? Чтобы ее уже взрослые детки стали министрами в Царстве Божьем. Мама хочет несколько вещей для своих сыновей, а исходя их другого Евангелия и сами сыновья этого хотят:

1)    ВЛАСТЬ. Занять высокий пост в Царстве Мессии. Они имеют честолюбивые планы и хотят возвышаться над людьми.

2)    СЛАВА. Они хотят славы, чтобы их уважали и почитали.

3)    БОГАТСТВО И КОМФОРТ. Они хотят комфорта, чтобы жить в богатстве и достатке.

Картина, о которой мечтает мама настолько ярка в ее сознании, что она без труда образно описывает сыновей, которые сидят один справа от Христа, другой слева в будущем царстве Мессии. Поразительно то, что эта просьба звучит сразу же после слов Христа об ожидавших Его страданиях и распятии. Что это, полный эгоизм и бесчувствие? Да, возможно. Можно со всей определенностью сказать, что насколько много нас заботит комфорт, настолько меньше мы думаем о Христе. Ученики так переживают, чтобы им успеть договориться со Христом о хороших должностях, что не слышат, как Христос говорит им о своих страданиях.

«22 Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем». Очень хорошо этот эпизод комментирует Иоанн Златоуст: «вы напоминаете Мне о чести и венцах, а Я говорю о подвигах и трудах, вам предлежащих». И далее комментарий к 22 стиху: «сущности, в словах матери сынов Зеведеевых и их самих содержалась просьба о допущении к страданиям, которые предстояли Христу и о которых Он уже говорил раньше. Поэтому реальный смысл просьбы был страшен; но ученики не подозревали этого. Спаситель, в полном согласии с только что преподанным сообщением, или, лучше, учением (20:18,19), разоблачает истинный ее смысл. Он указывает на чашу, которую Ему предстояло пить (Мф 26:39), которую псалмопевец (Пс 114:3) называет болезнями смертными, муками адскими, теснотою и скорбью (на эти тексты указывает Иероним в своем толковании 22 стиха). Спаситель не говорит, что … страдания, принесение Себя в жертву и смерть не ведут и не могут быть путем к мирскому владычеству. Он говорит только о чаше, не добавляя, впрочем, что это будет чаша страданий. Очень интересно, что слово «чаша» употреблялось в ветхозаветном писании в двух смыслах, для обозначения и счастья (Пс 15:5; 22:5), и бедствий (Пс 10:6; Ис 3:22; Иер 49:12). Но сомнительно, поняли ли слова Христа ученики в первом именно смысле. Самое вероятное предположение то, что их понимание было, так сказать, чем-то средним (ср. Лк 18:34). Они не понимали всей глубины смысла слова «чаша» со всем, что здесь подразумевалось; но, с другой стороны, не представляли дела и так, что тут будут только одни страдания и ничего больше. Они могли представлять дело так: для приобретения внешнего, мирского владычества им нужно предварительно испить чашу страданий, которую предстояло испить Самому Христу. Но если Сам Христос будет ее пить, то почему же и им не принять в этом? Это не должно превысить и не превысит их сил. И вот, на вопрос Христа ученики смело отвечают: можем. «В пылу усердия они тотчас изъявили согласие, не зная того, что сказали, но надеясь услышать согласие на свою просьбу» (Иоанн Златоуст).

«23 И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим». Понятно, какие будут вопросы к этому стиху заранее. Например, почему всемогущий Бог Христос говорит, что от Него не зависит, кто сядет справа или слева от Отца Небесного на престоле? Христос в своей земной жизни не однократно говорил о том, что Отец Небесный более самого Христа: «Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня» (Иоан.14:28). НЕ следует забывать, что Господь, в своем земном воплощении, был естественно меньше Отца Небесного. Не даром же говорится, что Он сам себя смирил: «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:8). Отсюда несложно понять, что сейчас Христос говорит с точки зрения своей земной ограниченности. Не от Иисуса зависит, кто именно сейчас попадет на самое почетное место в небе. Действительно, Бог Отец с небес помогает и готовит места, но на основании выбора людей, самих учеников. От их жертвенности, посвященности и стремления быть во всем послушными Богу до конца. Выражение: «кому уготовано Отцем», значит не произвол Бога Отца, в стиле: «кому хочу тому и даю», а выявляет взаимосвязь между тем, что делает человек и тем, что ему, в связи с поступками исходящими из веры, дает Бог.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *