КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ. КАК БОГ ОТОЖДЕСТВИЛ СЕБЯ С ЛЮДЬМИ

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

крещение Господне29й год нашей эры. 14 лет Римом правит император Тиберий. В Иудеи – Понтий Пилат, 5й прокуратор. В Галилеи – сын Ирода Великого Антипа. В пустыне Иудейской проповедует Иоанн Креститель. Страна, под оккупацией  Рима, разграблена и порабощена. И хотя события, с приходом волхвов на поклонение царю, с пастухами, которым Ангелы указали место родившегося Мессии, почти позабыты, все же люди, в столь ужасных условиях, напряженно ожидают и предчувствуют приход Того, Кто есть Спаситель — Мессия.

ГЛАВА 1. ПРИБЛИЗИЛОСЬ ЦАРСТВО БОЖЬЕ. ПРОПОВЕДЬ ИОАННА

Много ходило слухов об Иоанне, праведном человеке, живущем в пустыне. «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской» (Матф.3:1). В то время ессеи, известная секта от Иудаизма, насчитывающая тысячу человек, проповедовала конец света, в это же время Иоанн, которого в последствии назовут Креститель, проповедовал о конце тьмы. Проповедь свою, в пустыне Иудейской, он начал с призыва о необходимости покаяния в грехах, с предупреждения, что приблизилось Царство Божье и с объяснения, что есть покаяние: «и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.3:2).

1) Царство Небесное. О чем говорит, современному человеку, выражение «Царство Небесное»? Слово «царство» указывает на какую-то политическую власть или государственное устройство? Это не президентская и не парламентское управление страной, это не феодализм или капитализм. Царство Небесное – это форма правления Бога. Это Царство отличается кардинально от остиальных царств на земле.

Царство земное – управляют люди Царство Небесное — управляет Бог
Царство земное — видимо Царство Небесное — невидимо
Царство земное – временное Царство Небесное — вечное
Царство земное – редко когда справедливо управляет людьми Царство Небесное – строится на Божьей справедливости
Царство земное – часто людям приносит несчастье Царство Небесное – делает людей счастливыми Божьим благословением
Царство земное – забирает от людей (например, налоги, или время – воинская служба) Царство Небесное – отдает Божью помощь, Божью силу, Божью благодать, Божью поддержку, Божье утешение
Царство земное – все подчинено комфорту власть имущих. Забирает самое дорогое, что есть у людей Царство Небесное – власть служит людям. Бог отдал самое дорогое, что у Него есть – Сына Своего И. Христа

А теперь покажите мне человека, который бы не мечтал попасть в Царство Божье и человека, который бы был полностью доволен жизнь в Царстве земном? Конечно, вы скажите, что тем, кто на верху власти, живется очень хорошо? Для тела – да. А что испытывает их омертвевшая душа? Как они мучаются ночами и в каких страхах живут ежедневно, это мы не знаем. Сегодня ты министр, а завтра весь кабинет министров в отставку. В истории о Иосифе и хлебодаре и виночерпии, самых приближенных людей к Египетскому фараону, и впавших в немилость своему царю, есть момент, когда хлебодару снится сон, будто у него на голое корзины с едой и птицы еду из корзин клевали. Иосиф пророчески истолковал этот сон: «через три дня фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве, и птицы будут клевать плоть твою с тебя» (Быт.40:19). Вот вам жизнь власть имущих. Иоанн проповедует о приближении Царства гражданами которого хотят быть, практически, все. Но как попасть в это Царсвто?

2) Покаяние. «и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.3:2). Если вхождение во внешнее царство требует внешних процедур, то вхождение в Царство духовное – требует внутренних. Дочь моя, которая в Германии, до сих пор не может выписаться, проблемы с оформлением документов. Есть еще одно отличие Царства Божьего от царства земного, в Царстве Божьем, чтобы войти в него, вместо бумаг нужно оформлять душу. Душа оформляется, готовится к гражданству в этом царстве покаянием. Все понимали, что покаяние – это оставление грехов. Но для евреев было не понятно, какое к ним покаяние имеет отношение, ведь они знали, что им-то каяться не нужно поскольку они принадлежать к Божьему народу? И тут – то прозвучала совершенно революционная мысль, — каяться нужно всем, потому что все грешные. Не даром же Иоанн предупреждал фарисеев и саддукеев: «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Матф.3:7-9). Фарисеи были группой людей, которые  с особой тщательностью исполняли закон, но попались на гордыне, все время, подчеркивая свое превосходство над простыми людьми. Помните, фарисея, который молился: «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди…» (Лук.18:11). Саддукеи – были аристократами, и многие истины, например об Ангелах, о воскресении человека после смерти, ими отрицались. Увидев, что все евреи идут к Иоанну каяться в своих греха, фарисеи и саддукеи решили так же прийти, чтобы не отставать от идущих и на всякий случай. Всякий человек, который приходит к Богу не из-за Бога, а из-за необходимости, моды, из-за того, чтобы люди ничего не подумали, это, кстати, касается властей Царства земного, могут услышать тот же «комплимент», который услышали фарисеи, саддукеи: «порождения ехиднины». Ехиднины – это были маленькие, но очень опасные и ядовитые, змеи. Иоанн Креститель, в этой ситуации, вскрывает две ошибки:

ПЕРВАЯ ОШИБКА – обычно люди думают, что они будут спасаться за свои заслуги перед Богом. Я все же не так плох, как мой сосед недавно вышедший из тюрьмы. Или соседка, алкоголичка и распутная женщина. Так же я не плох, потому что принадлежу к особому народу, еврейскому. Скажите, разве не такие же мысли приходят современным христианам. Я спасусь, потому что я лучше чем кто-то. Я спасусь, потому что я христианин, потому что принадлежу церкви. Иоанн Креститель пытается донести противоположную истину: «не думайте говорить в себе: «Отец у нас Авраам». Проблема в том, что когда люди так мыслят им уже как-бы и каяться сильно не нужно.

3) Сотворите плод покаяния. Третье, о чем говорит Иоанн Креститель в своей проповеди – необходимость плода, результата покаяния.

ВТОРАЯ ОШИБКА — Иоанн призывает людей к крещению во оставление грехов, но перед этим он говорит о покаянии, причем не просто о покаянии, а о важности поступать на основании покаяния. Крещение – это лишь ритуал. Я всегда задаюсь вопросом, почему религия подавляющего большинства людей, часто связана с ритуальной стороной? И прихожу к выводу, что люди самым отчаянным, решительным образом ищут взаимоотношений с Богом без изменения своей души, без, как мы говорили, без оформления души. Такие лазейки, как бы быть с Богом, но самому не меняться, не менять свою жизнь очень часто предлагаются в исторических церквях. Вот тебе иконочка, приложись, повесь в свою машину и все, ты с Богом. Вот тебе святая водичка, набери, отнеси в храм, там за эту водичку помолятся, и вы уже с Богом. Вот освященная квартира. А что толку в этой «освященной» квартире, если в ней живут люди, которые не молятся, ругаются, пью, изменяют, плохо воспитывают детей? Иоанн Креститель категорически выступает против таких ритуальных отношений с Богом. Вот поэтому у большинства людей ассоциация с религией — участие в бесконечных и часто непонятных обрядах и ритуалах. Позволю себе смелую мысль, — Бог ненавидит ритуалы и обряды, кроме крещение и причастия, потому что в них есть опасность поклоняться творению, изделию рук художника вместо самого Бога: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель…» (Исх.20:4,5). Моисей создал медного змея, рассказывает история Ветхого Завета, на которого евреи смотрели и исцелялись от укуса змей. Этот медный змей напоминал образ Христа, которому предстояло прийти в будущем. Но послушайте, что делал Езекия: «И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» (4Цар.18:3,4). Кстати, у нас, протестантов, есть всего два установления – водное крещение и причастие, все остальное это личные взаимоотношения с Богом. А знаете, почему так активно Иоанн выступает против фарисейства и саддукейства, против ритуализации религии? Почему утверждает, что нужны дела покаяния, а не просто ритуал крещения? Потому что человек, который прячется от Бога за ритуалами и религий, в своей сути, не меняется, оставаясь грешником. Послушайте еще раз о чем возмущается Иоанн Креститель: «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния» (Матф.3:7,8).     Наиболее удивительная мысль звучит далее: «и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Матф.3:9). Вы должны, продолжает свое обращение к гордым людям, не себе приписывать то, что вы верующие, дети Авраама, а понимать, что это делает Бог. Творец может даже из камней сделать верующих, смотрите, чтобы вы сами в камни не превратились. Чтобы точнее понять значение фразу «из камней» давайте вспомним важное описание неверующих людей: «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Иоан.12:40). Бог действительно делает из каменного сердца сердце, принявшее Бога, сердце, ожившее для Господа. А теперь скажите, какое у вас основание для гордости? – словно спрашивает Иоанн.

   По сути, Иоанн готовил людей ко встрече со Христом. А готовность души ко встрече – это осознание себя грешником. Только заболевший обращаюсь к врачу. Но если я не болен то и врач мне не нужен. «Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Матф.9:12).

ГЛАВА 2. ЗАЧЕМ КРЕСТИЛСЯ ХРИСТОС?

«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него» (Матф.3:13). У реки Иордан появляется Христос, который, по преданию, занимался плотничеством вместе со своим отцом. Почему именно в этот час Христос открывает себя, как Учителя Израиля? В еврейском народе существовала традиция — мужчина может учить только тогда, когда ему исполнилось 30 лет. Но почему же Христос приходит креститься от Иоанна? Крещение указывало на грехи человека и призывало в этих грехах каяться, Христос же был безгрешен. Крещение призывало людей сотворить достойный плод покаяния – Христу не нужно было каяться и приносить плод покаяния, потому что Он абсолютно свят. Через крещение люди должны были подходить к Царству Божьему, а Христос и пребывал в этом Царстве, Он и есть Царь этого царства. Например, Христос часто говорил о том, что это Его царство, Он ест Царь: «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Иоан.18:36). Почему же Христос пришел креститься?

1) Быть во всем первым. «И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол.1:18). Первому всегда идти тяжелее всего. Представьте первым идущего скалолаза, альпиниста, туриста, идущего по полю с высокой травой. Христос на себя берет самую сложную миссию быть первым. Он, словно расчищает нам дорогу. Один из первых входит в воду признавая необходимость Иоаннового крещении.

2) Христос отождествляется с людьми. При том, что Господу не нужно, как мы уже сказали, каяться в грехах, входить в Царство Божье, потому что он из него и не выходил, но ради солидарности, ради того, что бы быть с людьми, Христос принимает водное крещение. Мы так часто хотели бы отождествить себя с успешными и богатыми людьми, а глядя на инвалидов, бомжей думаем, — не дай Бог!14 декабря 1825 года произошло восстание дворян против Русского самодержавия. Восстание было жестоко подавлено. Пятеро зачинщиков повешены, остальные сосланы в Сибирь. Мария Волконская была красива и умна. Ей исполнилось 20 лет. Она была женой одного из декабристов. Впереди казалось блестящее будущее и все в один момент изменилось. Царь Николай 1й предложил развестись дамам со своими, отправленными в ссылку после восстания, мужьями, но они выбрали иной путь. Оставаясь верными своим супругам, они отправляются с ним в Сибирь в жуткие условия и это после самых шикарных дворцов и изысканной, утонченной жизни. Добиралась Мария до места ссылки мужа два месяца через стужу и метель, подписав отречение от всех прав и привилегий. Эти аристократки поселились в простой избе, кололи дрова, сами варили, носили воду в ведрах. Жены получили запрет, даже после смерти своих мужей, возвращаться в Петербург. Годы ссылки тянулись бесконечно. Да, они жили в тяжелейших условиях, но чистая совесть, вера и любовь, которая готова идти на смерть, с этими добродетелями великие женщины останутся в памяти потомков, показывая высочайший пример верности. Иисус выбрал такое же отождествление с людьми. Он пришел в этот мир не на своих условиях, а в трудные условия, оставив славу Небес. Достаточно вспомнить: «Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лук.9:58); «сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Лук.9:22).

3) Христос публично посвящает себя на служение. До этого никто и не догадывался, что Христос есть тот самый Мессия, что рядом с людьми жил Бог. Водное крещение было знаком для всех людей начала служения Господа. Началось духовно победоносное шествие Мессии ко кресту, с которого Он сойдет воскресшим.

4) Христос крестится, чтобы люди, и в первую очередь, Иоанн Креститель, смогли увидеть, что на Него сходит Дух Святой: «И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Иоан.1:32,33). Так же, Дух Святой, сходящий на Христа, показывает, что теперь Христос будет крестить людей Духом Святым. Тот, кто имеет может и давать.

5) Христос показывает, что нет никаких препятствий со стороны людей, чтобы исполнять волю Божью. Обратите внимание, как Христа отговаривает Иоанн Креститель: «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» (Матф.3:14,15). И, тем не менее, Господь выполняет волю Божью, а не волю человека, даже если этот человек родственник и наполненный благородством и святостью.

6) Христос показывает, что нужно исполнять волю Божью, причем всю. «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» (Матф.3:15). Мало того, что нужно выполнять волю Божью, Он еще показывает, что нужно исполнять всю волю Божью. И знаете, почему это так важно? Потому, что нарушение одного пункта может перечеркнуть всю судьбу. Вспомним первого царя Израиля Саула. Он выполнял всю волю Божью, по крайней мере, в начале своего служения, но однажды нарушил маленький нюанс, не послушался слов пророка. И что же? «И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа Бога твоего, которое дано было тебе, ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда; но теперь не устоять царствованию твоему…» (1Цар.13:13,14).

7) Христос показывает пример величайшей кротости и смирения, потому что принимает от меньшего, от человека, благословение и водное крещение будучи сам Богом. Принимает даже от того, кто был не достоин понести обувь Господа: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матф.3:11).

8) Христос показывает, что правда на земле и есть заповеди Божьи: «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду…» (Матф.3:15).

ГЛАВА 3. ЯВЛЕНИЕ ТРОИЦЫ

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Матф.3:16). То, что Христос и так был всегда с Духом Святым, это очевидно. Тогда почему же на Христа сходит Дух Святой именно в момент крещения? Христос был все же и человеком и нуждался в поддержке Отца Небесного. Бог показывает, что когда мы начинаем служить Богу то получаем Духа Святого. Посмотрим на три этапа водных, так сказать, ритуалов.

1. Водное омовение было в Израиле. Но это омовение не помогало людям очищать совесть, укреплять веру и вовсе не было знаком посвящения Богу.

2. Иоанн Креститель предложил водное крещение во оставление грехов, но возникает вопрос, а что же дальше, после того, как люди эти грехи увидели и осознали?

3. Христос, сам крестившись от Иоанна, дает новое крещение: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матф.3:11). А дальше, после признания грехов, следует принятие Духа Святого, для победы над этими же грехами.

   В момент, когда Христос вышел из воды, открылось небо и Бог проговорил, чтобы все слышали: «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф.3:17). Слово «благоволение» переводится, как проявлять добро, доброжелательность, быть довольным. Бог будет проявлять к нам добро, доброжелательность, помогать нам во всем, поддерживать, мы познаем Его великое добро, если только уверуем во Христа. Христос крестился, чтобы дать нам будущность и надежду, показать, что у нас есть такой Бог, который может нам во всем помочь и понять. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр.4:15). Вопросы: 1) Что вы думаете о Царстве Божьем, что это такое и почему И. Креститель начал свою проповедь с призыва каяться, в связи с  приблизившимся Царством Небесным? 2) Какие две ошибки показал Иоанн  в действиях фарисеев и саддукеев и как эти ошибки повторяют христиане? 3) Сколько у протестантов ритуалов-установлений и почему Бог ненавидит ритуалы и обряды, которые Им не утсановлены? В чем опасность ритуалов и обрядов? 4) Перечислите все пункты объясняющие причину крещения Христа? 5) Какое отношение каждый вышеперечисленный пункт имеет к нам? 6) Почему на Христа сошел голубь, что он символизировала и какое это отношение имеет к нам? 7) Почему Бог проговорил с небес? Какой был в этом смысл? 8) Подведем итог, почему Христу понадобилось креститься и за что мы должны благодарить Хиста в контексте крещения?

ПРИЛОЖЕНИЕ. Рассказ «Мама»

— Алло, это бюро находок? — спросил детский голосок.
— Да, малыш. Ты что-то потерял?
— Я маму потерял. Она не у вас?
— А какая она твоя мама?
— Она красивая и добрая. И еще она очень любит кошек.
— Да, как раз вчера мы нашли одну маму, может быть это твоя. Ты откуда звонишь?
— Из детского дома №3.
— Хорошо, мы отправим твою маму к тебе в детский дом. Жди.

Она вошла в его комнату, самая красивая и добрая, а в руках у нее была настоящая живая кошка.

— Мама! — закричал малыш и бросился к ней. Он обнял ее с такой силой, что его пальчики побелели. — Мамочка моя!!!

…Артем проснулся от своего собственного крика. Такие сны снились ему практически каждую ночь. Он засунул руку под подушку и достал оттуда фотографию девушки. Эту фотографию он нашел год назад на улице во время прогулки. Теперь он всегда хранил ее у себя под подушкой и верил, что это его мама. В темноте Артем долго вглядывался в ее красивое лицо и незаметно для себя уснул…

Утром заведующая детским домом, Ангелина Ивановна, как обычно обходила комнаты с воспитанниками, чтобы пожелать всем доброго утра и погладить каждого малыша по голове. На полу около Артемкиной кроватки она увидела фотографию, которая ночью выпала из его рук. Подняв ее, Ангелина Ивановна спросила мальчика:

— Артемушка, откуда у тебя эта фотография?
— Нашел на улице.
— А кто это?
— Моя мама, — улыбнулся малыш и добавил, — она очень красивая, добрая и любит кошек.

Заведующая сразу узнала эту девушку. Первый раз она приходила в детский дом в прошлом году с группой волонтеров. Наверно тогда и потеряла здесь свою фотографию. С тех пор эта девушка часто обивала пороги различных учреждений в надежде добиться разрешения на усыновление ребенка. Но, по мнению местных бюрократов, у нее был один существенный недостаток: она была не замужем.

— Ну что же, — произнесла Ангелина Ивановна, — раз она твоя мама, то это полностью меняет дело.

Войдя к себе в кабинет, она села за стол и стала ждать. Через полчаса раздался робкий стук в дверь:

— Можно к Вам, Ангелина Ивановна? — И в дверях показалась та самая девушка с фотографии.
— Да, заходите, Алиночка.

Девушка зашла в кабинет и положила перед заведующей толстенную папку с документами.

— Вот, — сказала она, — Я все собрала.
— Хорошо, Алиночка. Я должна задать еще несколько вопросов, так положено, понимаешь… Ты осознаешь, какую ответственность на себя берешь? Ведь, ребенок — это не на два часа поиграть, это на всю жизнь.
— Я все осознаю,- выдохнула Алина, — просто я не могу спокойно жить, зная, что кому-то очень нужна.
— Хорошо, — согласилась заведующая, — когда ты хочешь посмотреть детей?
— Я не буду на них смотреть, я возьму любого ребенка, какого предложите, — сказала Алина, глядя заведующей прямо в глаза.

Ангелина Ивановна удивленно подняла брови.

— Понимаете, — сбивчиво начала объяснять Алина, — ведь настоящие родители не выбирают себе ребенка… они не знают заранее каким он родится… красивым или некрасивым, здоровым или больным… Они любят его таким какой он есть. Я тоже хочу быть настоящей мамой.
— Впервые встречаю такого усыновителя, — улыбнулась Ангелина Ивановна, — впрочем, я уже знаю, чьей мамой вы станете. Его зовут Артем, ему 5 лет, родная мать отказалась от него еще в роддоме. Сейчас приведу его, если вы готовы.
— Да, я готова, — твердым голосом сказала Алина, — покажите мне моего сына.

Заведующая ушла и через 5 минут вернулась, ведя за руку маленького мальчика.

— Артемочка, — начала Ангелина Ивановна, — познакомься это …
— Мама! — закричал Артем. Он бросился к Алине и вцепился в нее так, что его пальчики побелели. — Мамочка моя!

Алина гладила его по крошечной спинке и шептала:

— Сынок, сыночек… я с тобой…

Она подняла глаза на заведующую и спросила:

— Когда я смогу забрать сына?
— Обычно родители и дети постепенно привыкают друг к другу, сначала здесь общаются, потом на выходные забирают, а потом насовсем, если все в порядке.
— Я сразу заберу Артема, — твердо сказала Алина.
— Ладно, — махнула рукой заведующая, — завтра все равно выходные, можете взять, а в понедельник придете, и оформим все документы как положено.

Артем был просто счастлив. Он держал свою маму за руку и боялся отпустить ее даже на секунду. Вокруг суетились воспитатели, нянечки… одни собирали его вещи, другие просто стояли в сторонке и вытирали глаза платочками.

— Артемушка, до свиданья. Приходи к нам в гости, — попрощалась с ним Ангелина Ивановна.
— До свидания, приду, — ответил Артем.

Когда они со всеми попрощались и вышли на улицу, он, наконец-то, решился задать своей новой маме самый главный вопрос:

— Мама… а ты кошек любишь?
— У меня их дома целых две, — засмеялась Алина, нежно сжимая в своей руке крошечную ладошку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *