ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ. КАК ИСПОЛНИТЬ ВАЖНЕЙШУЮ ЗАПОВЕДЬ

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

Помню, как одна наша знакомая, женщина в возрасте, посещающая церковь неожиданно для нас заявила: «Людей я вообще — то не люблю, а вот Бога очень люблю». Мы с женой были просто возмущены, мы негодовали, как можно так не мудро рассуждать? Тем более, что Библия нас учит: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Иоан.4:20). Но со временем начинаешь видеть в себе, то, что выразила наша знакомая. Действительно, почему же так получается, что мы христиане, любящие Бога, так часто не любим людей? Размышляя над темой любви к ближнему я хотел бы поставить два самых сложных вопроса минуя очевидную истину, что ближнего нужно любить. Вопрос первый, — почему нужно любить ближнего? И вопрос второй, — как любить?

Особенно второй вопрос интересен тем, что переводит нас в практическую плоскость. А христианство, как известно, очень и очень практичное учение. Истина не может быть не практичной. За основу рассуждений о любви к ближнему мы возьмем последние минуты жизни Христа.

ГЛАВА 1. ПОЧЕМУ НУЖНО ЛЮБИТЬ БЛИЖНЕГО?

  1. Мы так созданы Богом, по Его образу и подобию, а Его образ – это любовь. У Творца была очень точная программа для каждого человека. Подумайте только, мы созданы Богом для чего – то, для какой – то цели и цель эта – любовь к Богу и ближнему. «Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук?»» (Ис.45:9). Представим себе возмущенную глину, которая кричит: «Не смей лепить из меня чашку. Я хочу быть вазой для цветов!» Вы, как скульптор будите потрясены не только тому, что глина говорит, но и что она еще что-то требует. Мы глина в руках Творца и Бог из нас делает то, что считает нужным. Я хочу быть в руках совершенной любви. Глина попала в руки самого гениального скульптора, который сейчас из этого бесформенного куска творит шедевр: «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:10). Греческое слово «творение» переводится, как произведение искусств, причем, добавлю, высшее творение, потому что занимается высший скульптор. Это творение задумано, как гимн любви. Это все сказано о нас, о том какими мы, люди, должны быть: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13:4-7).
  2. Бог нас сотворил для того, чтобы мы с Ним были вместе вечно вместе. Чтобы быть с Богом вечно, и чтобы эта вечность начиналась на земле, нам нужно иметь святость. «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12:14). Я так себе и представляю, как на воротах в рай написано одно слово: «СВЯТОСТЬ», и святость будет являться пропуском в вечные Божьи обители. Кстати, кто полагает, что святость – это отсутствие грехов, тот должен понимать, что безгрешный был только Христос, все же остальные святые не потому, что победили грех, а потому, что ведут с ним, с этим грехом, жесткую войну. Так вот, чтобы прийти к святости нужно свою душу очищать от грехов, бороться с ними. А как бороться? Только с помощью любви к ближнему. Помню когда-то отец привез меня на дачу показал большой сетчатый заржавевший забор и сказал, что мне предстоит его очистить от ржавчины, для чего мне вручил большую металлическую щетку. Я робко поинтересовался нет ли другого пути вычистить ржавчину, отец категорически ответил, что нет. Любовь к ближнему можно сравнить со щеткой, которая соскребывает с нас налет греха, лени, пороков и недостатков. Мой ближний как раз и есть эта металлическая щетка и тут в самый раз сказать вместе с бабушкой, которую  вспоминал в самом начале, что людей за это нужно ненавидеть, да вот Бог говорит, что как раз процесс соскрёбывай с нас греха происходит именно через любовь к ближнему. А любить ближнего как раз за то, что он дает почву нам увидеть свои недостатки. Сократ, древний мудрец имел очень сварливую жену. Несмотря на отвратительный характер супруги, Сократ оставался всегда ей верен, все переносил от нее и никогда не приходил в отчаяние. Однажды Антисфен спросил Сократа зачем он женился на самой сложной женщине? Мудрец ответил: «Я хотел научиться искусству жить с людьми; и я женился на Ксантиппе, будучи убежден в том, что если я вынесу ее нрав, то буду ладить со всякими характерами». Сократ понимал, что если ты научишься переносить и любить одного человека, тогда есть шансы научиться теперь и любить всех остальных. Христос предупреждает, что суть любви не в том, чтобы любить тех, кто нас любит: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят» (Лук.6:32).

   Давайте же посмотрим на уровни любви к ближнему, через призму висящего на кресте Иисуса Христа. Итак, ЛЮБОВЬ В ШИРИНУ:

1й УРОВЕНЬ – Любить тех, кто нас любит. Всем, кто сейчас скажет, что это легко, сразу же парирую, — если это так легко, то тогда почему же мы больше всего боли причиняем нашим домашним, которые нас любят? Оказывается, всякая любовь требует труда, прекрасного, интересного, духовного труда особенно к тем, кто любит нас. Я бы добавил еще одно описание любви от себя – «любовь никогда не расслабляется, она активна». На кресте, между двумя разбойниками, висит Христос. Один из разбойников начинает понимать, что рядом с ним распят Мессия и в нем зарождается любовь к Иисусу Христу: «…И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук.23:40-43). Иисус проявляет любовь к тому, в ком рождается любовь к Господу и Спасителю.

2й УРОВЕНЬ – Любить тех, кто безразличен к нам. У креста, в основном, находились безразличные люди: «И стоял народ и смотрел…» (Лук.23:35). А вот современная ситуация, — жена варила борщ, старалась, и грушек туда добавила и чесночку сбегала на рынок купила. Муж поел, даже не буркнул «спасибо!». Какое безразличие! Иногда безразличие может убивать еще больше чем открытая нелюбовь. Вот почему Бог говорит «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3:14-16). Бог говорит, что безразличие самое опасное состояние, лучше уж отрицание, в нем больше надежды, что человек может еще измениться. Христос любит безразличных людей, потому что и за них Он был распят.

3й УРОВЕНЬ – Любить тех, кто нас не любит. «…Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус». (Лук.23:35,36). Эти люди не понимали самого главного, что они уже видели любовь, причем Христос был распят и за начальников и за воинов, за всех кто ругался на Христа. Он их любил самой чистой и святой любовью, а они были слепы. У каждой любви своя сложность, но любить тех, кто нас не любит, пожалуй, сложнее всего. «А Я говорю вам: любите врагов ваших…» (Матф.5:44).

4й УРОВЕНЬ – Любить палачей, любить мучителей. Знаменитые слова о прощении своих палачей звучат ради любви к этим самым людям, которые причинили столько боли самому Христу: «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий» (Лук.23:34). Христос показывает и доказывает, что любить можно даже своих мучителей любовью прощением. Для великой княгини Романовой, родственницы убиенного царя, события в Ипатьевском доме — часть не только российской, но и семейной, глубоко личной истории. Поэтому вопрос о прощении убийц императора стер с ее лица улыбку. — Я их простила. Одно дело — память. Мы не должны ничего забывать, чтобы такие ошибки не повторялись. Но как христианка я прощаю преступников. Если не умеешь прощать, очень трудно жить.

5й УРОВЕНЬ – Любить до отдачи своей жизни за ближнего. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан.15:13).

   Кстати, думаю будет очень интересно проверить себя, как минимум, по 5ти пунктам любви в ширину. Как часто вы проявляете любовь? На каком уровне? Только что мы рассмотрели любовь, так сказать, в высоту. А теперь давайте посмотрим на любовь к ближнему в высоту. ЛЮБОВЬ В ВЫСОТУ:

1) Нижний уровень – ФИЗИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ. Вспомним, как Христос заботился о физических потребностях людей. Одно из великих чудес Христа заключается в том, как Он накормил 5.000 проголодавшихся. Это было реальное материальное чудо:  «Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу. И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов» (Лук.9:16,17). Да и в молитве «Отче Наш» просим о хлебе насущном на сей день, выражая просьбу к Богу о материальной стороне жизни. В материальную заботу входит попечение о теле, еда, одежда. Христос на кресте обращает внимание на жизнь Иоанна, самого молодого ученика и своей матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Иоан.19:26,27).

2) Средний уровень – ДУШЕВНАЯ ЛЮБОВЬ. Христос знал, как важна для человека теплота отношений, нежность, а главное общительность. Как важно общение, как важно побыть вместе. Иногда другу нужно просто побыть рядом и это единство душ, душевная поддержка. «И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его» (Иов.2:11); «И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико» (Иов.2:13). Вот уровень дружбы, когда люби в беде могут прийти и просто посидеть рядом с другом.

3) Высший уровень – ДУХОВНАЯ ЛЮБОВЬ. Если в первом и втором случаях речь идет о поддержке души и тела, то на самом высшем уровне – поддержка духа человеческого, той части венца творения, которая стремится к Богу. Вновь вспоминая книгу Иова, вот как его охарактеризовали друзья: «Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал, падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял» (Иов.4:3,4).

ПРЕДСТАВИМ ГРАФИЧЕСКИ ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ

1- ДУХОВНАЯ ЛЮБОВЬ

 2 – ДУШЕВНАЯ ЛЮБОВЬ

3 – ФИЗИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ

 1.     Любовь к тем,  кто любит. 2. Любовь к тем, кто не любит. 3. Любовь к безразличным. 4. Любовь к врагам и палачам.  5. Любовь готовая положить жизнь за ближнего.

кто любит.,         

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ

  1. Чтобы полюбить ближнего его нужно понять, прежде всего. Конечно, можно и нужно поступать по любви даже к тем людям, которых мы не можем понять, в силу ограниченного времени. Например, как понять человека, которого видишь впервые и не на долго, например в поезде? Но лучше, если есть возможность понять другого человека, что позволит полюбить его. Например, перед нами человек, который делает зло. Он вор, он насильник. С одной стороны, если у нас украли сумку, мы готовы убить воров. С другой стороны, давайте представим, как будут меняться наши чувства, когда бы мы узнали, что этот парень из интерната. Вот статистика показывающая, что происходит с ребятами из интерната: Каждый третий воспитанник детского дома через год после выпуска становится бомжем, каждый пятый — преступником, каждый десятый совершает самоубийство. Эту историю я прочитал в одной старинной книжке: « В некоторый город пришел корабль с невольниками, а в городе том жила одна святая дева, весьма внимавшая себе. Она, услышав, что пришел оный корабль, очень обрадовалась, ибо желала купить себе маленькую девочку, и думала: возьму и воспитаю ее, как хочу, чтобы она вовсе не знала пороков мира сего. Она послала за хозяином корабля того и, призвав его к себе, узнала, что у него есть две маленькие девочки, именно такие, каких она желала, и тотчас с радостью отдала она цену (за одну из них) и взяла ее к себе. Когда же хозяин того корабля удалился из того места, где пребывала оная святая, и едва отошел немного, встретила его одна блудница совершенно развратная, и, увидев с ним другую девочку, захотела взять ее; условившись с ним, отдала цену, взяла (девочку) и ушла с ней. Видите ли тайну Божию? Видите ли суд (Божий)? Как можно объяснить это? Итак, святая взяла ту маленькую, воспитала ее в страхе Божием, наставляя ее на всякое благое дело, обучая ее иноческому житию, и, кратко сказать, во всяком благоухании святых заповедей Божиих. Блудница же, взявши ту несчастную, сделала ее орудием диавола. Ибо чему могла оная зараза научить ее, как не погублению души своей? Итак, что мы можем сказать о страшной сей судьбе? Обе были малы, обе проданы, не зная сами, куда идут, и одна оказалась в руках Божиих, а другая впала в руки диавола. Можно ли сказать, что Бог равно взыщет как с одной, так и с другой? Если обе впадут в блуд, или в иной грех, можно ли сказать, что обе они подвергнутся одному суду, хотя и обе впали в одно и то же согрешение? Одна знала о суде, о царстве Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видела и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, все скверное, все диавольское: как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом?»
  2. Чтобы полюбить ближнего нужно за него постоянно молиться. Молящегося накрывает любовь благодати Божьей и уже трудно не любить и не простить человека, который причинил тебе много боли: «…молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:44). Многие знают, что я собираю в свою молитвенную тетрадь всех людей, которые обиделись на меня. Ситуации с этими людьми были для меня очень болезненными, но я за них молюсь, и молиться планирую до конца своих дней земных или до того, пока не произойдет примирение. Этот рецепт имеет 100% эффективность. В душе нет и намека на агрессию, злобу, обиду или непрощение.
  3. Чтобы полюбить человека ему нужно желать благо, то есть добро (благословлять), и делать добро. Когда-то знаменитый театральный режиссёр Станиславский написал книгу актера работа над собой, где он вывел формулу, что если вы хотите получить эмоции начинайте действовать и эмоции придут. Этот принцип вывело христианство за 2000 тысячи лет до самого Станиславского. Например, как быть, когда все твои чувства против человека тебя унижающего и оскорбляющего? А Христос говорит: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:44). Когда вы начнете молиться за человека, начнете ему делать добро и начнёте желать ему доброго, ваши эмоции поменяются к нему. По крайней мере, вы сможете ему сострадать. Я часть думаю
  4. Чтобы полюбить ближнего с ним нужно поступать по любви к себе. Сейчас очень много и моно говорить о том, что все начинается с любви к себе. Нужно себя полюбить. Безусловно, если человека воспитывали ненормально, формируя в нем комплекс неполноценности, тогда ему нужна помощь христианского консультанта, но Христос говорит не о том, что нужно себя любить, а о том, что нужно любить ближнего, как себя. «вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф.22:39). Акцент, согласитесь, стоит на ближнем. А любовь к себе она настолько в нас, что нам, в большинстве своем и напрягаться не нужно. Что значит любить себя? Мы себя склонны прощать, заботиться о себе: «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф.5:29). Искать свои интересы, в первую очередь: «потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Фил.2:21). Иными словами, забота о своей душе и теле и есть любовь к себе. Как же можно служить и себе и ближнему, любить одновременно и себя и ближнего? Чем выше ваш уровень, тем чаще вы выбираете послужить ближнему вместо того, чтобы послужить себе. Сейчас я прошу своих детей, чтобы они мне помогали, например, по кухни, но ведь я точно помню, что когда был даже старшеклассником, для меня уговоры мамы «убирай комнату свою, хотя бы, чтобы была чистота» казались абсурдными, ненужными. Дети слушаются родителей, отдвигая в сторону свои интересы, муж моет посуду и не кричит на жену, когда она его раздражает, сдерживается ради любви, друг отставляет свои интересы, чтобы пойти и помочь другу. Сколько у вас таких моментов в жизни? Есть проблемы в христианстве с духовным эгоизмом. Все эти отшельники, пустынники, монахи, были сосредоточены на самоспасении, а ведь спасение происходит тогда, когда мы отдаем, когда мы интересы ближнего ставим выше своих.
  5. Чтобы полюбить человека нужно помнить ПРИНЦИП ЗЕРКАЛА. Если вы будите раздражать змею или пчелу, она непременно нанесет ответный удар. На зло злом, — так реагирует плоть. В Ветхом Завете есть знаменитая заповедь: «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» (Лев.24:19,20). Эта заповедь в древние времена носила положительный характер, она ограничивала зло. Вместо того, чтобы убить того, кто причинил тебе боль и обиду, Бог ставил ограничение, боль нужно причинить только в тех масштабах, в которых причинили тебе. Можно сказать, что эта заповедь сохраняла саму жизнь. Еще эта заповедь хорошо показывала суть природы человека. Мы, подобно змее или пчеле жалим, причем всегда оправдываем себя неправильными действиями ближнего. «Если бы он так не поступал…», «Если бы он не раздражал…». Представьте большое зеркало. Когда я смотрю вместе со своим маленьким сыном в зеркало, какую бы я гримасу не сделал, он будет повторять за мной. Я корчу гримасу злого и он, улыбаюсь и он. Мы, как в зеркале, отражаем все, что есть в ближнем, потому что смотримся в его зеркало, поступаем на его условиях. Но в этом нет любви Божьей. На меня кричат, а я словно в то же зеркало копирую кричащего и, в ответ на него кричу. Он обижается и я. Он мстит и я. Он не хочет разговаривать со мной и я с ним. Суть любви в том, чтобы мы поступали глядя в зеркало, где отражается Бог, Как Бог смотрит, так смотрю и я. Как Бог смотрит на грешника? Он отдал Сына своего на распятие. Он посылает свои блага всем: «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф.5:45). Бог любит всегда, а значит и нам нужно отражать в зеркале Божью любовь.

   И наконец, последний мысль. Если вы хотите понять, христианин ли вы, близок ли к вам Бог, а вы к Богу, тогда откройте библейские тесты на веру: «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Иоан.4:12). А вот как могут узнать люди, что мы христиане: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан.13:35).

ВОПРОСЫ: 1) Почему так важно любить ближнего? 2) Перечислите все уровни любви в ширину и обсудите, что у вас работает, а что нет? 3) Обсудите все уровни в глубину и обсудите, что работает, а над чем нужно еще работать? 4) Перечислите все практические уровни любви к ближнему? Особо остановитесь, на молитве за врагов, на принципе зеркала и на попытке понять ближнего? 5) Что значит любить, как самого себя? 6) Часто ли у вас получается любить тогда, когда любить не хочется и не можется?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *