НАДЕЖДА НА БОГА В САМЫХ ТРУДНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

Даже среди неверующих людей бытует такая, широко известная, поговорка «Надежда умирает последней». Мы все достаточно ясно понимаем, что надежда является важной составной жизни человека, но вот насколько она важна, как жить надеждой, когда нет никакого терпения и все обстоятельства против? Как сформировать в себе твёрдую надежду, которая бы давала силу и вдохновение для жизни? И почему христиане так редко говорят о надежде? Сегодня мы будем искать ответы на эти вопросы.

ГЛАВА 1. ЧТО ЕСТЬ НАДЕЖДА И ЧЕМ ОНА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ВЕРЫ

Примерно две тысячи лет до Р.Х., на земле жил человек по имени Аврам. Бог обратился к этому человеку, чтобы он отправился в землю, которую ему укажет сам Творец вселенной. Условие было не простым, учитывая оседлость, бизнес, родственные связи. Бог объяснил и пообещал: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12:1-3). Для представителя древних народов было большим благословением иметь потомство, которое, кстати, Аврам не имел. Но Бог, обратившись к Аврааму, пообещал ему не просто детей, а целый народ в неисчислимом количестве! Что ж, 74х летнему дедушке, у которого с одной стороны детей не было, и с другой стороны, который, наверное их уже не мог иметь, оставалось ждать и надеяться. Что же такое надежда, христианская надежда? Поставим акцент на одно слово из цитаты о надежде Авраама: «Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое»…» (Рим.4:18). Когда говорится «по сказанному» — это означает, что надежда Аврама строилась на сказанном Богом, но не на физических законах. Этот принцип хорошо понятен из поведения моего сына. Когда мы с ним прогуливаемся он часто просится на ручки, устал, тяжело, я же ему говорю, что нам нужно пройти еще два дома и тогда я его возьму точно на ручки. Он, полагаясь на мои слова, идет без плача еще два дома, точно надеясь, что можно положиться на слова отца.

   Есть три компонента, три сваи, три фундамента христианской жизни: вера, надежда, любовь. Какую же роль играет в этой триаде надежда? Слово «надежда», в детальном переводе с греческого, означает человека, который очень внимательно, пристально вглядывается в горизонт с надеждой увидеть признаки восхода солнца. Надежда всегда связана с будущим. Надежда в Библии сравнивается с якорем, который дает возможность кораблю не отпылать  от берега: «(надежда) которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр.6:19,20). Место, в Ветхом Завете, куда входил первосвященник раз в году, и куда другим было категорически запрещено входить, находилось в храме за завесой, место присутствия Бога. Вот туда-то, в святая святых и забрасывается надежда, как якорь. А якорь, как известно дает стойкость кораблю и позволяет ему держаться пристани, как и человеку надежда позволяет держаться Бога. Человек, который имеет надежду в будущем, таким образом, строит свою жизнь в настоящем, под эту надежду. Несколько примеров. Первый — повеление о сборе манны небесной, когда евреи были в пустыне. Бог повелел собирать манну столько, сколько хватит на один день, а на следующий день не нужно было оставлять, потому что каждый день будет эта манна выпадать с неба, а если кто и оставит то манна начнёт сильно смердеть: «вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте» (Исх.16:16). И что же из этого повеления получилось? «Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, — и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей» (Исх.16:20). Надежду израильтянам нужно было поставить на слово Божье, а они поставили надежду на свои страхи и, как результат, манна собранная излишне воссмердела. Это смердение, как символ жадности и недоверия Богу, как символ отсутствия надежды.

Итак, надежда – это доверие Божьему обещанию о том, что произойдет в будущем. Вера – это то, что дает нам силу на каждый день для достижения надежды. А любовь – это то, какими методами мы будем достигать надежду через веру. 

Евреи должны были принять надежду, что на завтра Бог опять даст манну и сегодня не нужно собирать на будущее. Верой, евреи должны были не собирать лишнего, опираясь на надежду. Надежда – это маршрут, куда едет водитель. Вера – это бензин, на котором движется вперед автомобиль. Любовь, это марка автомобиля, то, как этот автомобиль ездит, так сказать, качество достижения цели, надежды.

Возвращаясь к Аврааму. Он, возложил свою надежду на Бога, и знал, в каком направлении ему ожидать обещанное Богом. Авраам должен был строить жизнь в соответствии с Божьими обещаниями. Сказал Бог, что даст землю, значит, нужно было идти в эту землю, оставив всю родню и все богатство свое. Сказал, что даст потомство, значит, не нужно было заводить себе еще жен и от них иметь детей. Надежда, таким образом, направляет движение веры. Например, человек может говорить, я верую в Бога, и говорит это искренне, но в каком направлении он движется, как строит свою жизнь?

ГЛАВА 2. КАК РАБОТАЕТ НАДЕЖДА?

Аврааму было — 75, и в этом возрасте он должен был зачать сына. Однако, Божье обещание так и «застыло». Шли годы, а человек, к которому обратился Бог, не видел никаких изменений. Легко представить, как каждый раз он спрашивал у Сары, — ты еще не беременна? И всегда получал отрицательный ответ. Мало того, что вся эта ситуация никак не вдохновляла и не обнадеживала, надежда с каждым годом, месяцем, неделей таяла, а старость наступала. Но Библия говорит, что Аврам: «… сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое»…» (Рим.4:18).

1. Принимаем Божье обещание. Бог обещает. Мы точно знаем, что Бог исполняет свое слово «так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис.55:11). Есть обещания, которые точно указаны в Библии, например: «…Сам (Бог) сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр.13:5). А есть надежда на то, что Бог лично нам проговаривает, на Его откровение. Я точно знал от Бога, что в «Церкви рождества» будут домашние группы. Сколько было скептиков, сколько подсмеивающихся надо мной. А я надеялся, что Бог поможет. Учтите, что мы были первой церковью в городе в которой были домашние группы. Бог исполнил свое обещание.

2. Начинаем надеяться на это обещание, то есть жить по обещанию. Например, мне хочется яблоко, я звоню жене и спрашиваю, может ли она купить яблоко, когда будет ехать с работы? Жена отвечает, конечно же, да. И я жду. Что включает мое ожидание? Я не бегу в магазин сразу после разговора с женой, потому что знаю, жена если обещает, она делает.

3. Я терпеливо жду, когда надежда достигнет берега, когда я получу то, что мне обещано и на что я надеюсь. Но яблоко то мне хочется сейчас, а я продолжаю не бежать в магазин надеясь на слово жены. Жена должна была прийти в шесть вечера, однако уже семь, а ее нет. Я проявляю терпение, потому что доверяю жене и если ее нет во время, значит, есть на то причины. Продолжаю ждать яблоки. «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр.10:36). Не бывает надежды без терпения. Сколько лет понадобилось ждать Аврааму обещанного? В это сложно поверить, но 75ти летний, «молодой» человек, ждал 25 лет! Я молился о своей сестре 16 лет. Я молился и верил, что она придет к Богу, а вот, когда придет я не знал, но надеялся. Обратите внимание, как сказано об Авраме: «поверил с надеждой». К своему удивлению обнаружил, что некоторые христиане верят без надежды. То есть, Бог то есть, и Он всемогущий, но я уже не надеюсь, что Он лично сейчас поможет.

4. Бог поддерживает нас в ожидании. Но, обратите внимание, Бог все время поддерживал надежду Авраама, понимая, что его надежда «тает». Творец неоднократно обращался к тому, кто так долго ждал и периодически напоминал о своем обещании. Например, когда Аврааму было уже 99 лет, Бог опять проговорил ему, что будет потомство: «Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя» (Быт.17:1,2). Наверное, с каждым разом обещания Божьи было сложнее и сложнее принимать, ведь уже 99! Почему Бог 25 лет заставил терпеть Авраама? Потому что хотел научить его по настоящему надеяться. Кстати, Бог и нас, во многих вопросах, будет вести, возможно, годами. Теперь вы понимаете, почему приходится по некоторым пунктам молитвы так долго ждать ответ? Бог укрепил мою надежду покаянием сестры. Я продолжаю молиться за своих родителей с надеждой. «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим.15:13).

ГЛАВА 3. ПРИМЕРЫ НЕПРАВИЛЬНОЙ НАДЕЖДЫ

Светские люди имеют надежду, потому как человек вообще не может жить без надежду, так мы созданы Богом. Люди, отказавшись от Бога, начали активно придумывать себе надеждозаменители, имитаторы надежды. Светские люди обычно имеют надежду, которая базируется ни на чем. Больной человек говорит, что я обязательно выйду из болезни, попавший в финансовую беду не теряет надежду, что все пройдет. Надежда просто на том, что все будет лучше, с годами блекнет, меркнет и исчезает. Скажем правду, которую не скрывает Библия, у великого подвижника веры, Аврама, был момент когда он не смог проявить надежду до конца. Не даром же Библия говорит: «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Иер.17:5). Например, мужчина больше надеется на свою работу, чем на Бога, и поэтому постоянно пропускает молитву, чтение Библии, Богослужение, у меня такая работа. Разговариваешь с таким человеком, и слышишь: «Да не могу я ходить в церковь, потому что занят, деньги надо на семью зарабатывать». Я слышу и знаю, что такие мысли непременно приводят к жизненному тупику. Библия говорит, как только человек начинает надеяться на человека его сердце удаляется от Бога. Это значит, что пропадает глубокая вера, потому, как Бог не нужен. По сути, любая надежда не на Бога порочна, хрупка и обязательно подведет ложно надеющегося. Вот, что пишет по этому поводу Ап. Павел: «хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я» (Фил.3:4); «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою» (Фил.3:7). Помните притчу, когда человек находит жемчужину, он идет и все остальное продает, потому что нашел нечто большее, так и с надеждой на Христа.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЧЕЛОВЕКА НАДЕЮЩЕГОСЯ НА ЛЮДЕЙ

БОЛЬШЕ ЧЕМ НА БОГА?

1. Страшно разочаровуется в людях, когда они не оправдывают его надежду.

2. Очень сильно доверяет людям жизненные вопросы, а молитву, надежду на Бога, ставят далеко не на первое место.

3. Уныние, апатия, депрессия – сопровождают человека, потерявшего надежду.

4. Больше надеются на свои способности или на способности близких и родных.

5. Надеясь на людей или на себя, нарушают Божьи заповеди. Скажу вам откровенно я настолько не уверен в себе, что мне страшновато идти против Бога. Что сделал Авраам, когда его надежда начала таять? «Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары» (Быт.16:1,2). Авраам, говоря простым языком «сорвался» у него не хватило терпения, чтобы получить обещанное, как говорит об этом Библия: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр.10:36). И какой же результат? Во-первых, согрешили все трое, но больше всех виноват Аврам, которому Бог ясно сказал ждать. Во-вторых, Сара поссорилась с Авраамом и выгнала служанку. Родился Измаил, от которого произошли арабские племена, сегодня это исламский мир. И когда мы слышим об исламских терактах это отголоски слабости Авраама, его уступке жене, когда не хватило надежды и веры.

ГЛАВА 4. ЧТО ДАЕТ НАДЕЖДА?

1. Надежда изменяет нашу сущность. Известно, что имя, у древних народов, и евреи не были исключением, означало сущность. Бог, когда Аврааму было 99 лет, обратился к нему чтобы сообщить новое имя. «И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя» (Быт.17:3-6). Если имя «Аврам» переводится, как превознесенный отец, то имя «Авраам» переводится, как «отец множества народов». Представляете каково 99 летнему дедушке, у которого только один ребенок и тот родившийся от служанки, которая сбежала вместе с этим ребенком, дают имя «отец множества народов». Это звучит, как горькая шутка. Но это имя показывает сущность человека веры. После того, как он отступился

2. Надежда делает нас сильными. Мой любимый эпизод, который лично вселяет большое вдохновение, повествует об одном эпизоде в жизни Давида, того самого Давида, который писал псалмы. Будущий царь Израиля и автор псалмов, пока воевал со своей дружиной, на его город напали враги и увели детей, женщин в плен, в том числе и его жен и жен его воинов. Вы понимаете, что должны были переживать воины? Они хотели убить Давида. С одной стороны страшное несчастье у самого Давида уведены жены, с другой свои же хотя Давида убить: «Давид сильно был смущен, так как народ хотел побить его камнями; ибо скорбел душею весь народ, каждый о сыновьях своих и дочерях своих. Но Давид укрепился надеждою на Господа Бога своего…» (1Цар.30:6,7). У Давида нет никого рядом кроме враждебно настроенных людей, но у Давида есть Бог. Надежда на Бога, в момент, когда сердце расслабленно, как описывает Библия состояние страха, укрепляет, наполняет силой. Чтобы подтвердить возможность надежды наполнять человека внутренней силой, приведу пример эксперимента с крысами. Первую партию крыс бросили в воду и животные, которые панически бояться воды, начали тонуть, примерно,  через7 часов. Затем вторую партию крыс опять бросили в воду, после того, как первая крыса утонула, всем бросили дощечки, чтобы они могли долго продержаться в воде, после чего их вытащили и хорошо покормили. Этих же крыс опять бросили в воду не бросая дощечки. Они начали тонуть, на этот раз, только через 72 часа. Таким образом, крысы, укрепившись надеждой, продержадись в воде, по сравнению с первыми брошенными в воду в 10 раз дольше. Вот как в цифровом эквиваленте можно увидеть на сколько надежда увеличивает силу.

ГЛАВА 5. ПОЛЕТ НАДЕЖДЫ

«Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся» (Ис.40:30,31). Надеющийся сравнивается с орлом. Три момента в способности орла, которые покажут, чем верующий похож на эту красивую и величественную птицу:

1) Орлы способны летать выше других птиц. Некоторые орлы поднимаются на высоту до 5 километров и часами парят в воздухе. Так и надеющиеся на Богу поднимаются над земной рутиной, чтобы с высоты Божьих обещаний, Божьей воли, смотреть на жизнь. Авраам смотрел не так, как все остальные люди. Он уже знал, что на земле появится великий народ, что из этого народа будет спаситель всему человечеству. Авраам, в своей надежде на Бога, мог долго парить в духовном мире, а точнее, он все время жил духовным, а материальное было лишь необходимым фоном всей его жизни.

2) У орла есть удивительная способность, он, пожалуй, единственное существо, которое может смотреть на солнце. Надбровная складка защищает его глаза от солнечного прямого света, а так же вторая пара век, практически прозрачная перепонка на глазах, что помогает не бояться смотреть на мощный источник света, такой как солнце. Авраам все время смотрел на Бога, как Петр, который шел по воде, как Ап. Павел, которого избивали камнями и за которым охотились, а он продолжал проповедовать людям о Христе.

3) Орел умеет долго ждать. Этой птице приходится часами сидеть у норы какого нибудь мелкого зверька, чтобы с надеждой ожидать, когда он вылезет из своей норы наружу и тогда стремительный бросок. Так христианин, который живет надеждой, должен уметь так долго ждать сколько угодно Богу, чтобы в свое время… «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал.6:9). Чтобы пожать, получить нужно не ослабеть. Надежду и дает нам возможность не слабеть, потому что наш Бог – Бог надежды. Хистос для того и пришел на землю, учил, взял на себя все наши грехи, даровал нам Духа Святого, поместил нас в церковь, чтобы мы никогда не теряли надежду, чтобы мы шли за нашим начальником и совершителем веры!

НАДЕЖДА

Надежда пусть не умирает,
Даёт нам сил идти вперёд,
Унынью мест не уступает,
Прихода славной яви ждёт.

Держись, душа, надежды крепко,
Не дай сразить врагу стрелой,
Духовный меч направь уж метко
И веры щит возьми с собой.

Надежды луч пронзает тучи,
Надежда смотрит в даль веков,
Надежда – двигатель могучий —
Развеет сумрачный покров.

Терпеньем калится надежда,
Она в пути дарует сил.
Того не знают лишь невежды,
Что в Сыне Бог любовь явил.

Христос надежду в нас вселяет,
Мы ней для неба спасены,
Грехи Он кровью омывает,
Теперь мы дочери, сыны.

Надежда нас не постыжает,
Её опора – верный Бог,
Надежда крепостью венчает
И сред болезней и тревог.

Она с терпеньем ожидает,
Мы с ней пребудем до конца,
Надежда в небо направляет,
Чтоб встретить Вечного Творца.

ВОПРОСЫ: 1) Что такое надежда? 2) Чем надежда отличается от веры? 3) Почему надежда сранивается с якорем? 4) Что делает надежда, вера и любовь, если сравнить с движением автомобиля? 5) На что вы надеетесь в жизни? 5) Конкретизируйте вашу надежду: на что надеетесь в семье, на работе, в церкви, в духовной жизни? 6) Расскажите о ситуации когда надежда на Бога позволяла вам пройти трудности? 7) Когда вы сдавались и теряли надежду? 8) Почему христианин сравнивается с орлом и как это связано с надеждой?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *