НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ Ч.5 КАК НЕ СТАТЬ ФАРИСЕЕМ И КНИЖНИКОМ? БЕРЕГИТЕСЬ ЗАКВАСКИ ФАРИСЕЙСКОЙ!

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

ФАРИСЕИ И ХРИСТОС«Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф.5:20).

Те, кто читает Новый Завет, помнят эти слова, но, как мне кажется, скорее всего, мы их пробегаем мимо и особо не задумываемся о глубоком значении мысли Христа о том, что может помешать нам, христианам, войти в Царство Небесное. Серди всех правил дорожного движения, одни из самых важных это знаки, объединенные в группы, которая так и называется – предупреждающие знаки. Например, опасный поворот или скользкая дорога. Если не притормозить, можно и жизни лишиться. Заповеди Христа чем-то похожи на знаки только еще более важные, потому что в них идет речь о том, что может помешать нам войти в Царство Божье, Царство Небесное. Царство Небесное – это территория Бога, это место, где находится Бог и где Он царствует. А спасутся только те, кто находятся в подчинении Небесному Царю, а значит, в Царстве Божьем живущие. Человек может быть в Царстве Бога, а может из него выходить.  Кажется, так очевидно, что если человек грешит, пьет, курит, развратничает и прочие грубые грехи, тогда такой грешник не войдет в Царство Бога. Но Христос говорит о гораздо более тонком, изощренном грехе. О гораздо более утонченном искушении дьявола – грех фарисейства, грех лицемерия.

ГЛАВА 1. КТО ТАКИЕ ФАРИСЕИ И КНИЖНИКИ

ФАРИСЕИ. Как известно, фарисеи были религиозно – политической партией. Интересно, что фарисеи остались единственной партией, группой, которая сохранилась после Вавилонского плена, после падения Иерусалима и является основой современного Иудаизма. Слово «фарисей» переводится, как обособленный, отделённый. Эти люди стремились буквально и точно соблюдать заповеди Бога и в связи с этим с одной стороны отличались большим религиозным рвением, с другой же стороны, отделялись от всех остальных людей, пренебрежительно относясь ко всем, кто не был связан с движением фарисеев. Верили в существование Ангелов и бесов, в бессмертную душу и, соответственно, в воскресение после смерти. Фарисеи постоянно чувствовали и ставили большой акцент на своем превосходстве. Они считали себя единственно — подлинными верующими и были убеждены, что именно они являются прямыми наследниками Авраама. Они подлинные дети Авраама: «Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?» (Иоан.8:33). Остальные же евреи были нечистыми, оскверняли себя не соблюдением заповедей и достойны были презрения, уже не говоря о язычниках. Фарисеи создали гигантское количество преданий, которые и пытались соблюдать.

КНИЖНИКИ. Эта группа людей видела свою задачу в том, чтобы тщательно изучать и комментировать, учить и доносить до простого народа все детали Божьих заповедей. Они учили практической духовной жизни еврейский народ, но сами впали в мелочность, детальность, законничество потеряв из виду самое важное, самое ценное, что было в Божьем законе – любовью к Богу и человеку. Именно книжники увидели во Христе угрозу традиционному пониманию Божьих заповедей Ветхого Завета и во Христе увидели врага еврейской традиции. Книжникам принадлежит написание громадного количества комментариев к Ветхому Завету – Талмуду. Книжники, вместе с фарисеями, были инициаторами распятия Христа.

ГЛАВА 2. В ЧЕМ ЖЕ ЗАКЛЮЧАЛАСЬ

«ПРАВЕДНОСТЬ» ФАРИСЕЕВ И КНИЖНИКОВ?

Даже историки, изучающие различные духовные группы и партии среди евреев, говорят, что Новый Завет является чуть ли не самым весомым описанием жизни фарисеев. С этим трудно не согласиться, но еще более важно, что сам Христос дает перечень проблем фарисеев. Возможно, читая эти строки, вы, скорее всего, подумаете, что эта проблема не имеет отношения к нам, христианам 21 века. Однако, Христос, предупреждает об опасности стать фарисеем абсолютно всех верующих — христиан, внесши это предупреждение в свое вечное Евангелие. «Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Матф.16:6). Предупреждение означает, что эта заквасочка есть в каждом человеке, но ее нужно беречься. Кстати, слово «беречься» переводится, как остерегаться, то есть, то чего нужно бояться. Закваска – это забродившее тесто, которое символизировало грех. Когда евреи праздновали пасху, обязательно нужно было съесть пресный, без закваски, хлеб, что символизировало чистоту и святость. Физически закваска воздействовало на все тесто, можно сказать, заряжая своим брожением остальное тесто. Во-первых, склонность к брожению греха есть в каждом из нас. Во-вторых, это брожение может передаваться от других людей, которые сами заражены этой закваской фарисейской. Послушаем, за что обличал Христос фарисеев и книжников, выкрывая порочную сущность их закваски. Вот перечень фарисейских грехов, перечень компонентов этой закваски:

1) Говорить и не делать, учить и не поступать как учишь. «итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Матф.23:3). Слова «говорят и не делают» — звучит, как приговор. Мне один молодой проповедник рассказывал: «Я проповедую людям, призывая их жить святой жизни и знаешь, что меня удивляет? Я сам так не живу, а они меня слушают и меняются!» Я был тогда просто сражен этими откровениями моего знакомого христианина. Понимал ли он, что фарисейская закваска проникла в него и уже совершала разрушительную работу? Может быть это не так страшно? – заметит читатель не искушенный в тонкостях дьявольских сетей. Проблема в том, что говорить, но не делать – разрушает совесть, угашает Дух Святой, который очень чувствителен к лицемерию. Или, если говорить по Библейски – сжигает: «через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1Тим.4:2). Так же такие вещи разрушают веру и в тех, кто слушает. Сколько же несчастных, которые однажды увидели, как, например, священник, учит в храме, а сам живет совершенно противоположным образом, разочаровались не только в церкви, но и в Боге? Частенько такая проблема встречается у родителей, которые учат своих детей делать то, что сами не делали.

2) Делать на показ. «остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение» (Лук.20:46,47). Досталось и фарисеям, а не только книжникам: «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф.6:5).

3) Стремиться к власти и почету. «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга» (Матф.23:8-11). Скажу откровенно, как только я слышу от некоторых христиан, что они переходят в нашу церковь, чтобы учить других и в этом помогать пастору, у меня сразу же зажигается красная лампочка сигнала тревоги. Заметьте, человек приходит в церковь не для того, чтобы духовно возрастать, получать качественную духовную пищу и служить Господу, а для того, чтобы учить. Пахнет фарисейской заквасочкой. Если посмотреть глубоко, то власть и почет – это момент превозношения над другими людьми. А это вскрытие гордости. Между прочим, если человек обижается, когда его не хвалят за доброе дело, — это уже признак, что делающий добро делает, чтобы его похвалили.

4) Заботиться, в первую очередь, о соблюдении религиозных правил и обрядов. Конечно, мы подумаем, что это проблема не наша, какие там обряды и ритуалы в протестантской церкви. Но не спешите с выводами. Как человек себя ведет среди других – это может стать ритуалом. Например, дома кричит, отличается нетерпимостью и строгостью, а на людях добр и мил. В разговоре не позволяет себе грубых и скверных, как говорит Библия, гнилых слов, а на работе с друзьями или дома, совершенно другой лексикон. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Матф.23:23). Милость, вера, справедливый суд – это все проявления любви. Фарисеев, похоже, любовь — самое главное, что дает нам Бог, интересовало меньше всего. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Матф.23:27).

5) Всезнание и непринятие критики. Конечно, там где гордость там и непринятие критики. Как же гордость будет смиряться? А ведь, чтобы принять критику нужно смиряться, в том числе и перед тем, кто критикует. Например, мне по анализу Богослужения помогает старшая дочь. Она записывает маленькие недочеты и передает мне, чтобы можно было уровень Богослужения, с Божьей помощью, поднимать на все более высокий уровень. «И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка» (Матф.21:45,46). Где гордость там и злоба. А какой злобой были пронизаны фарисеи – это общеизвестно. Они же и организовали распятие Христа.

ГЛАВА 3. ПОЧЕМУ ФАРИСЕИ СТАЛИ ФАРИСЕЯМИ?

ДУХОВНЫЙ МЕХАНИЗМ ФАРИСЕЙСТВА

По сути мы сталкиваемся с 2мя колонами на которых стоит все фарисейство:

1.       Прославить себя, а не Бога. Поколение постарше знает, как жить в доме с печным отоплением. Тепло всегда требует, чтобы подбрасывали дрова или уголь. Так грех гордости всегда требует подпитку. И вместе смирения книжники и фарисеи искали любой повод возвеличить себя. Христианин, наученный Христом, ведет битву, прежде всего, с собой, со своей гордыней. У фарисеев же Бог является лишь поводом для получения славы человеческой, для подпитки своей гордости. Приведем несколько коротких характеристик мотивов фарисеев на которые указал Господь Иисус: «чтобы прославляли их люди…» (Мф. 6:2); «чтобы показаться перед людьми…» (Мф. 6:5); «чтобы показаться людям…» (Мф. 6:16). Фарисеям нужно получить славу на земле: «Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф.6:5); «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним» (Лук.16:13,14). Получить награду на земле в виде похвалы, а не на небе. Поэтому для фарисея самое страшное остаться не замеченным, не получить похвалу, услышать критику в свой адрес.
2.       Быть с Богом и при этом, оправдывая себя, грешить. Фарисеи создавали множество обрядов, чтобы только всю веру в Бога перевести в сферу внешних обрядов. Судите сами, вместо того, чтобы омывать свою душу от греха, они омывают руки. Вместо того, чтобы помочь ближнему в субботу, они оправдывают себя тем, что суббота святой день. Нововведениям своим они придавали большее значение, чем заповедям Божиим. За это Спаситель обличал их: «зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» (Мф. 15:3); «вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Мк.7:8). Оказывается, делаем мы открытие, необходимость преданий, такого количества ритуалов и обрядов рождалась потаканием слабости человеческой, греховной сути человека. Например, иконы – дать возможность увидеть картинку во время молитвы. Молитва святым. Бога недостаточно. Если нагрешишься, то можно через святого к Богу он как-то ближе. Чтобы стать христианином достаточно покрестись младенца и это уже не осознанное решение а ритуал. А человек христианином становится автоматически через обряд.
3.       Возвысится над людьми. Им было свойственно презрительное отношение к грешникам, мытарям, людям некнижным: «этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7:49). Гордость и мнение о своей праведности вели фарисеев к духовной слепоте и делали их неспособными со смирением признать кого-либо выше, чище и праведнее себя. Христос указал сам корень, самую суть, место нахождение проблемы: «Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Матф.15:7,8). Сердце – центр человеческой жизни, мысли, чувства, воля, в нем сосредоточена вся наша жизнь. Когда человек не хочет посвящать свою жизнь Богу, но понимает, что вроде и без Бога нельзя вот тут то и начинается  дорога к фарисейству. В нем начинает действовать фарисейская закваска, которая проникает во все сферы жизни, точно так же, как обычная закваска влияет на все тесто, в которое она помещена. Так вот где находится тайна фарисейства! Помните сказку о Кощее бессмертном с его жизнью-иглой, спрятанной в сундуке? Но Библии, описывающей фарисеев не до сказок.  Закваска находится в сердце и фарисеи не собирались ее удалять.

ГЛАВА 4. КАК ПРЕВЗОЙТИ ПРАВЕДНОСТЬ ФАРИСЕЕВ И КНИЖНИКОВ?

1) Фарисеи учат, но сами так не делают, а нужно поступать так, как учишь. Говорите, делайте, советуйте только то, чему вас Бог научил, что вы поняли и очень важно, что реально уже делаете, иначе ваша совесть будет сжигаться.

2) Фарисеи делали все на показ, а нужно быть скромным и не трубить о своих добрых поступках. «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Матф.6:3,4).

3) Фарисеи стремились к власти и почету, а нужно служителю быть всем слугой. «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матф.20:25-28).

4) Фарисеи заботились, в первую очередь, о соблюдении религиозных правил и обрядов, а нужно, в первую очередь, искать любви к Богу и людям. Самым точным барометром является наша совесть и то, что о вас говорят братья и сестры. Спросите у братьев, у сестер, — какие у меня недостатки? Над чем мне как христианину нужно работать? Вот и попробуйте на домашней группе. А если человек обидится на вас за прямую критику, это то же из области фарисейства. Божий порядок таков, — вначале духовность, святость, и только потом ритуалы. Если ритуалы вначале, Бог такой порядок ненавидит: «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?» (Ис.1:11,12). Если в первом предложении Бог говорит о ненужности всех жертв, без соблюдений заповедей любви, то во втором Господь еще более радикально выражает свое неприятие лицемерия. Люди приходят в храм, а Бог говорит, что вы топчите двор мой. То есть можно прийти в церковь, а можно просто топтать землю церкви. Топтать – значит проводить время без пользы. «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис.1:15-17). Вначале святая жизнь, служение Богу, проявление любви, а затем уже ритуальная сторона. Получается, что когда я иду на Богослужение, у меня должен быть мир в сердце, я должен со всеми примириться, а само служение должно дать мне импульс для служения Богу и людям на протяжении недели. Например, причастие нас не очищает, а, на основании чистой жизни по вере, и на основании благодати, которую дает Господь, чистота, проверка своего духовного состояния, а затем уже само причастие: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11:28,29). А у Фарисеев так, — как я живу, это уже, как придется, а вот соблюдение ритуалов, это в первую очередь.

5) Всезнание и непринятие критики. Как только Библию читать вам становится не интересно, как только в проповедях вы уже все знаете и все слышали, как только вы не в состоянии принять обличение – это признаки того, что закваска начал мощно поднимать все тесто. Нам, как зрелым христианам, нужно эти признаки сразу отличать и понимать, что именно таким путем дьявол ведет к разочарованию,  к отпадению, к остыванию веры. Помню, как на Богослужении, давно дело было, один брат все книжки читал. Я сначала подумал, мало ли, может человеку скучновато один раз. А потом смотрю, а человек всегда во время проповедей книги читает. Этот человек впоследствии ушел из церкви и сейчас в незавидном духовном состоянии. От нас зависит, как мы слушаем, в том числе проповеди, как мы читаем Библию: «Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь» (Прит.23:19). Слушайте под углом вопроса к своему сердцу, — что мне хочет сказать Бог?

Оказывается Христос, на страницах Нового Завета, 4 раза повторяет одно и то же предупреждение: «Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Матф.16:6). Евреи удаляли закваску не просто из еды, из кухни. Бог, чтобы глубоко и символично помочь понять людям, как Творец ненавидит греховную сущность-закваску, повелел евреям, во время празднования пасхи, обойти весь свой дом, пересмотреть все, чтобы никакой закваски не было: «С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества Израилевых — пришлец ли то, или природный житель земли той» (Исх.12:18,19). И теперь обратите внимание, какую глубокую вещь открывает нам Бог. Ведь закваска, как мы выяснили, это то, что находится в сердце. Если в сердце закваска фарисейская, тогда фарисейство будет выходить наружу. Если же в сердце Христос, Дух Святой, тогда из сердца будет исходить плод Духа Святого, будут духовные проявления, которые уничтожают синдром фарисея. Христос пришел на эту землю, чтобы удалить закваску, чтобы дать нам праведность и праведность Божья в нас должна быть выше праведности фарисеев. Если мы не победим фарисейскость внутри, тогда не сможем войти в Царство Небесное. «… Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:6,7).

ВОПРОСЫ: 1) В чем заключается праведность фарисеев? 2) Почему так опасно учить и не поступать, как учишь? В чем лицемерие? 3) Почему нужно беречься закваски фарисейской? 4) Почему фарисеи так стремились к власти и почету? 5) Почему фарисеям так важно делать все на показ? Были ли у вас моменты, когда вы себя ловили на том, что делаете напоказ и почему деланье на показ угашает Святого Духа? 6) Ловили вы себя в том, что возвышаетесь над людьми и расскажите, в какой ситуации? Почему людям так нравится возвышаться над другими? 7) Почему фарисеи никак не принимали критику, ненавидели правду о себе и готовы были убить всякого, кто смел их критиковать? 8) Насколько вы способны принимать критику? И почему так трудно вам принимать критику? Как превзойти праведность фарисеев? Что вы открыли для себя в проповеди, на чем поставили акцент, в чем утвердились? 8) Что изменится в вашей жизни после этой проповеди? Почему евреи должны были так тщательно вынести из дому закваску и какое это отношение имеет к вам? Как вы будите выносить закваску из своего дома? 9) Впустили ли вы Христа в каждую комнату вашей жизни?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *