НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ Ч.7. БРАК И РАЗВОД. ПОВТОРНЫЙ БРАК (Матф.5:31,32)

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

РАЗВОД«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Матф.5:31,32). Христос продолжает свою Нагорную проповедь, разбирая не менее интересный и практичный вопрос, с которым связано столько проблем нашей жизни, вопрос брака и развода. Господь отвечает на следующие вопросы: Можно ли разводиться? Если да, то в каких случаях? Как быть если любовь между супругами ушла? Почему Бог так категорически выступает против разводов? Почему эта тема так важна можно доказать двумя способами. Во-первых, вопрос ко всем читающим эти строки, —  кто никогда не думал о разводе, кто никогда не испытывал усталость и невыносимость от своего брака, пусть даже крайне редко и мимолетно? Во-вторых, статистика по разводам в Украине, России, Белоруссии, говорит очень красноречиво, о размахах проблемы. Приведу цитату из интернет издания: «В Украине возросло количество разводов среди молодых пар, которые поженились без раздумий, говорится в сюжете ТСН. Теперь в Украине на развод решаются легче и чаще, чем прежде. По словам психологов, созданный на эмоциях влюбленных, брак распадается так же импульсивно и быстро» (http://gazeta.ua/ru/articles/life/_v-ukraine-kazhdyj-tretij-brak-raspadaetsya-za-god-dva/435442). Сегодня развод является обычным делом, и тон задают СМИ, показывая жизнь высших слоев общества, например звезд кино или музыкальной сцены для которых короткий брак и развод что-то не значительное между обедом и ужином. Не понравилось, почувствовали разобщенность, встретила другого и полюбила, надоели бесконечные скандалы и все, развод. Естественно, что мы, как христиане, строим свою жизнь не на мнении людей, не на поведении голливудских звезд, но на Библии, книге Божьей мудрости и Божьих заповедей, которая почему-то развод запрещает. Выяснением почему запрет на развод указан самим Богом мы и постараемся разобраться

ГЛАВА 1. ЧТО ЕСТЬ БРАК

Чтобы понять насколько возможен развод нужно определиться с тем, что есть брак. Когда два человека, подчеркиваем, разного пола не состоящие в браке, испытывают друг ко другу чувства и у них возрастает желание быть, как можно чаще, вместе, когда они принимают для себя решение, что нужно соединить свои жизни и судьбы в одну и  быть неразлучно вместе, когда эти люди готовы, при свидетелях, заключить завет друг с другом, одеть кольца, как символ единства, и пообещать друг другу верность до конца, когда их брак государство скрепляет печатью, вот тогда и начинается семья. Мы, как христиане, знаем, что центральная часть бракосочетания это молитва благословение за молодоженов, где церковь выступает свидетелем. Кстати, такая процедура, или почти такая, описана в книге Руфь, когда главная героиня выходит замуж на Вооза: «И сказал весь народ, который при воротах, и старейшины: мы свидетели; да соделает Господь жену, входящую в дом твой…» (Руф.4:11).

   Первый институт семьи бы создан самим Господом Богом: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18). Единство двоих – это один из пунктов, как Бог соделал все прекрасным на земле. Два человека прилепляются друг ко другу, переживая единство тела, души и духа, заключая завет друг с другом: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт.2:24). Они оставляют семью отца и матери, где воспитывались и создают свою отдельную семью в которой будет новый уклад, новые традиции, в которой два человека с разными характерами и воспитанием будут учиться жить вместе создавая единство. Исключением из этого правила могут быть только те, кто имеет дар безбрачия. Ап. Павел, как раз, имевший этот дар, писал: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1Кор.7:7). Определимся с целью брака: 1) Продолжение рода; 2) Общение; 3) Помощь и поддержка друг друга во всех сферах. 4) И наконец, 4я грань, важнейшая в браке, — это дружба. В книге притч описывается женщина изменяющая своему мужу: «которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего» (Прит.2:17). Слово «руководитель» переводится, как — (близкий) друг, приятель. Наверное, теперь более понятно, почему церковь выступает против дружбы замужней женщины и женатого мужчины. Такая дружба должна быть между мужчиной и женщиной. Речь идет не о том, что мы с кем – то из церкви общаемся и общаемся часто, особенно если общение связано со служением. Речь идет о совместных прогулках, встречах, посещения друг друга на дому. Такая дружба опасна и может привести к привязанности, а дальше к более сложной ситуации.

   Теперь давайте посмотрим, что не есть брак: 1) Брак – это не просто секс и вовсе не только секс. 2) Брак  — это не только совместный быт. 3) Брак – это не просто эмоции или влюбленность. Кстати, одна из причин, почему в славянских странах гораздо больше разводов, чем в западноевропейских – эмоциональное решение, ведь славянская душа более широкая! 4) Брак – это не сожительство. Самое близкое единство, которое только возможно между двумя людьми на земле – это брак, семья. Все вышеперечисленные пункты не есть брак, потому что ни в одном из них мужчина и женщина не дают друг другу обещание, при свидетелях, в верности.

ГЛАВА 2. РАЗВОД В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

«…берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей. Если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь Бог …» (Мал.2:15,16). Само слово «вероломно» переводится, как оставление верности. Верность, образно говоря, выбрасывается на помойку. С другой стороны, вероломство в том, что муж, ненавидя свою жену, продолжал с ней жить, унижая, оскорбляя и отвергая. Действительно, в Ветхом Завете допускалась процедура развода. Почему же так? Во-первых, сердце еврейского народа было ожесточено, то есть сердце, как центр жизни человека, было не послушно Богу. Люди жили по своим правилам, но не обращались к Творцу. Ожесточение привело к тому, что мужья очень жестко поступали со своими женами. Духа Святого еще не было, потому что Дух Святой пришел с верою во Христа, с его благодатью. «… Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Матф.19:8). И вот теперь, когда мы живем в другую эпоху Нового Завета, конечно же, развод ничто не может оправдать.

   Ветхий Завет дает очень точный и глубокий образ брака, как единство отношения Бога с его народом, завет между Богом и еврейским народом. Ведь брак ест так же завет, такой же завет – договор, который мы заключаем с Богом в момент водного крещения. Почему именно такой образ? Потому что он наиболее точно описывает самые близкие отношения Бога и человека: «И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, — и ты стала Моею» (Иез.16:8). Единство, которое переживает Бог со своим народом, носит духовный характер. В браке, как известно, есть три уровня единства: духовный, душевный и физический. Так вот, Бог имеет в виду единство духовное с еврейским народом. Хотя Бог максимально заботился и о материальной стороне жизни своего народа. Но как отвечает народ на это единство? Народ отпадает от Бога, начинает поклоняться идолам, служить другим богам и перенимать чужие, враждебные Богу, традиции, противоречащие Божьим правилам, что называется духовным блудом. Помню, как в разговоре с одной старушкой из баптистской церкви, мы с женой услышали: «Я по церквям другим не хожу. Блудом не занимаюсь». Бог показывает, на Своем примере, что развод, в некоторых случаях, возможен: «И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо…» (Иер.3:8).

ГЛАВА 3. В КАКИХ СИТУАЦИЯХ ВОЗМОЖЕН РАЗВОД?

Первое, на чем нужно ставить основание наших размышлений о разводе — общее отношение Бога к этому явлению. Скажем прямо, Бог ненавидит развод: «Если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь Бог Израилев…» (Мал.2:16). А вот как звучи цитата в новом переводе: «Господь, Бог Израиля, говорит: «Я ненавижу развод и жестокости, которые делают мужчины. Поэтому храните свой духовный союз и не обманывайте ваших жён»». (Мал.2:16). Или украинский перевод этого же места: «Бо ненавиджу розвід…» (Мал.2:16). Бог относился к разводу, как к мерзости оккультизма. Как там нужно было уничтожить яд связи с дьяволом, так и в случае измены: «Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и так истреби зло от Израиля» (Втор.22:22). Если проследить линию позволения разводов вырисовуется следующая картина:

1. Вначале не было никаких разводов. Семья была едина без возможности оставлять друг друга.

2. Затем Бог увидел, что люди, укореняются в грехе, и позволил разводиться.

3. Христос восстановил единство брака. «Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Матф.19:8,9). Получается, что если супруг разводится без причины, указанной Богом, тогда он совершает сразу тройной грех. С одной стороны разводиться, это то, что Бог ненавидит, это грех против Бога. С другой стороны, совершается грех прелюбодеяния, потому что связан то разводящийся со своей второй половиной. Грех против своей второй половины. Но, интересный момент, как только он соединяется не со своей женой или мужем, сразу автоматически перестает быть супругом и второго человека, с которым имеет интимный контакт, втягивает в грех. А третий грех – втягивание в прелюбодеяние того с кем интимные отношения вне брака. Поэтому, Христос выступает против развода, и подчеркивает, что разводящийся Царство Божье не наследует. «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр.22:14,15).

В КАКИХ ЖЕ СЛУЧАЯХ РАЗВОД РАЗРЕШЕН? В Новом Завете, на эту тему, дается расширенное учение:

1. В случае смерти второй половины: «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества» (Рим.7:2).

2. В случае сексуального контакта одного из супругов не со своей второй половиной, вне брака. В случае прелюбодеяния: «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Матф.5:32). Самое сокровенное единство из возможных это интимное единство. И если муж, например, соединяется, прилепляется к другой женщине, он в это же мгновение, нарушает завет, он разрывает завет своей изменой, становясь одним телом с блудницей: «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть» (1Кор.6:16).

3. Не желание второй половины жить с супругом. «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь» (1Кор.7:15). Интересное выражение «к миру призвал нас господь», — указывает на то, что мы спокойно отпускаем, без истерик, без скандалов, без шантажа и угроз, — Если ты уйдешь, я повешусь! Да, с болью в сердце, но спокойно, даем право уйти.

4. Желание остаться безбрачным. Это достаточно не простой пункт: «если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей» (1Кор.7:11). Церковь однажды столкнулась с ситуацией, когда одна женщина развелась с мужем, объясняя такой поступок желанием остаться одинокой. Через некоторое время она сообщила, что хочет выйти замуж и уже встречается с молодым человеком. Неужели можно обмануть Бога? Я знаю одно, что Бог ненавидит такое лукавство.

5. Особые ситуации, которые очень осторожно и щепетильно может рассматривать церковь на основании власти, которую ей дает Господь: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Матф.18:18). Приведем примерный перечень ситуаций с которыми я сталкивался или знаю, что сталкивались различные церкви. Муж попадает в психиатрическую клинику, без права выхода, в буйном приступе. Я разговаривал с человеком из Штатов, в которого жена бросала ножи, проблемы с психикой. Церковь разрешила развод. Если вторая половина угрожает жизни супруга или жизни детей. В одной из баптистских церквей был дан развод по причине хронического сексуального заболевания жены, которое она скрыла до венчания. Жена не хочет разводиться, но и не живет с мужем месяцами, категорически отказываясь вернуться в свою семью, проживая у своих родственников.

РАЗВОД ЗАПРЕЩЕН, ДАЖЕ ЕСЛИ ВАША ВТОРАЯ ПОЛОВИНА:

1) Неверующая или потеряла веру, стала отступником. «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1Кор.7:16).

2) Потеряна любовь, как чувства. У нас в церкви есть одна сестра, которая не имела любви к своему мужу, но молилась, и Господь дал ей чувства. За чувства к супругу нужно молиться, нужно сражаться. Кроме того, есть хороший рецепт восстановления чувств от Христа. Начинайте молиться, благотворить и благословлять. Как только я молюсь о тех людях, которые мне причинили боль, меня сразу же наполняет к ним любовь. «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:44). Сам Христос любит нас, хотя мы не достойны его великой любви.

3) Нет детей. Вы знаете, что смысл жизни человека далеко не только в рождении и воспитании детей. Хотя дети это великая радость. А что бездетным нужно впадать в депрессию от невозможности иметь потомство? Смысл жизни в принесении плода Богу, чтобы его имя прославилось и чтобы мы могли достичь спасения и быть вечно с Богом. «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (Иоан.15:8). У кого нет детей могут еще больше служить для Господа. У нас есть очень хорошие знакомые, семья пастора из Чернигова. Замечательные люди, которые не имеют своих детей. Они гораздо больше служат Богу чем остальные. Правда, со временем, им Бог позволили усыновить детей. У Христа не было детей.

4) Психологическая несовместимость. Действительно сложно уживаться с другим человеком, но постарайтесь, с Божьей помощью, себя настроить на положительный лад и увидеть во второй половине ваше дополнение, а не вашу копию. Как правило, Бог дает вторую половину для исправления наших недостатков. Импульсивная жена и спокойный муж. Эмоциональная и быстрая жена и продумывающий все, руководствующийся более разумом муж. Это не трагедия,  а радость дополнения и команды. Христос, избравший 12 Апостолов, совершенно разных по темпераменту и по характеру, показал, как Бог принимает разных людей и как из них делает команду.

5) Наркоман, алкоголик и другие зависимости, разрушающие жизнь семьи. Возможно, именно вы окажитесь тем человеком, через которого спасет Бог вашу вторую половину. Только, вот, что я вижу, — люди, ведущие борьбу за своих близких, нередко сами ослабевают и отпадают, потому что перестают соблюдать жизненно необходимую ежедневную дисциплину: чтение, молитва, служение, посещение д.г. и Богослужения.

6) Малобюджетный муж/жена. Не перспективный, мало зарабатывает, не хозяйственный. Конечно, любая женщина хотела бы сделать свой семейный очаг максимально уютным, но Христос не позволяет разводиться по такой причине. Значит, мудрая жена должна влиять на своего мужа, вдохновлять его на изменения и помогать ему, и сама работать над улучшением быта. А мужа воспринимать, в этом вопросе, как крест.

7) Сварливая жена, капризный супруг. Хотя Библия говорит: «Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена – равны» (Прит.27:15). Но даже в этом случае нельзя разводиться.

   Кроме того, что развод это грех в разводе заложен еще один механизм показывающий слабость человеческого естества. Вместо того, чтобы освящать друг друга, влиять друг на друга, проявлять плоды Духа Святого, например долготерпение и обращаться ко Христу воскресшему за помощью в гармонизации брака, человек выбирает самый легкий путь, бросить трудности и борьбу за любовь. Только проблема в том, что если человек бросил первый раз, скорее всего, он будет бросать и второй. Ведь за любой брак нужно бороться, а Бог дает нам все необходимое, чтобы мы побеждали любовью. Ведь Христос нас Своей святой любовью победил? В конфликте всегда есть два пути, — оставить, бросить того, с кем конфликт, игнорировать или оставаться с этим человеком строя отношение на прощении, любви и добром, святом и мудром влиянии.

ГЛАВА 4. ПОСЛЕ РАЗВОДА. ЖДАТЬ ИЛИ НЕ ЖДАТЬ?

Итак, представим, что произошел развод по причинам позволительным и указанным самими Богом. Что же дальше? Вопрос, который мне постоянно задают, — нужно ли ждать пока вторая половина вернется и сколько ждать? Конечно, как говорит Ап. Павел, лучше оставаться одному, потому что так человек сможет больше посвятить времени Богу: «А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене…» (1Кор.7:32,33). Но с другой стороны, тот же Апостол говорит: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор.7:8,9). Предположим, что вас оставила ваша вторая половинка. Вы можете и не ждать возвращения, вот при каких условиях: 1) Если вторая половину развелась, по причине блуда; 2) Если вторая половина после развода сразу же выходит замуж/женится 3) Если вторая половина не собирается к вам возвращаться и дает вам добро на то, чтобы вы повторно женились/вышли замуж. Во всех остальных случаях так же оставленный супруг свободен, если сам не виноват в оставлении, но причины, указанные выше, позволяют не тешить иллюзии насчет восстановления семьи и, с Божьей помощью, искать себе партнера, создавая новую семью. ВАЖНО! Брак и тем более повторный брак возможен только с христианином: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1Кор.7:39).

ГЛАВА 5. ПОВТОРНЫЙ БРАК

Некоторые люди изводят себя, оставшись в состоянии развода, тем, что нужно вечно ждать, потому что если не ждешь то грешишь. Библия говорит о противоположном. Повторный брак не является грехом. «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1Кор.7:27,28). В некоторых ситуациях повторный брак даже поощряется:   «Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1Тим.5:14).

   И все же, чтобы дать вашей второй половине оставившей вас, шанс, хорошо, если позволяют обстоятельства, встретиться перед тем, как вы решитесь на второй брак, встретиться, чтобы сообщить, во-первых, что вы собираетесь выйти замуж или жениться. Еще раз узнать, нет ли к вам претензий? Еще раз, если нужно, уточнить, как будет делиться материальное имущество, если оно конечно не поделено. По христиански, по доброму, скажите, что готовы всегда помочь, что этот человек не является вашим врагом и поблагодарите за все доброе, что было в прошлой совместной жизни. Когда вы будите так разговаривать и так делать, Дух Святой вас будет наполнять, потому что вы, побеждая свою плоть, и свою греховность, будите поступать свято. Но помочь вы сможете только в том случае, если ваша новая вторая половина будет не против этого. И все же следует отметить, что если вы и решились ждать до победы, — это так же не является грехом. Нужно понять волю Божью и ни на кого не роптать, не быть злым. Ждите с благодарностью и радостью к Богу.

   Кроме того, христианин, который пришел в церковь, будучи разведенным, и который хочет создать семью, должен встретиться со своим супругом (супругой) в прошлом, если только эта бывшая вторая половина, не замужем и не жената. Выяснить, не имеет ли та сторона, с который произошёл развод, ожиданий или видов на восстановление брака. Если имеет то, скорее всего вам нужно восстановить ваш разрушенный брак, что может быть очень не просто, но если это воля Божья, тогда Бог вас проведет и через трудности. Тем более, если есть ребенок, важно сделать такой шаг. Впрочем, если сестра или брат, хотят остаться одиноким, тогда пусть будет так, но в случае повторного брака лучше обратиться к бывшему супругу того, чтоб выяснить все вопросы.

   А закончим мы размышления по нашей теме, великой и оптимистической цитатой говорящей о том, что Христос на кресте примирил с собой всех людей. В первую очередь, Христос примирил между собой супругов. Какие бы ни были трудности, но Бог закрывает черный выход из брака, побуждая нас все проблемы, с которыми мы сталкиваемся, решать в духе любви Христовой благодатью: «упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир» (Еф.2:15). ВОПРОСЫ: 1) Что такое брак? 2) Почему Бог против развода? 3) Что Ветхий Завет говорит о разводе? 4) В каких ситуациях возможен развод? 5) В каких ситуациях развод запрещен? 6) Если развод произошел, ждать христианину, пока его половина оставившая вернется к нему или нет? А если ждать то сколько? 7) Если разведенный пришел в церковь, покаялся, то как приготовиться к повторному вступлению в брак? 8) Почему такой высокий процент разводов? Почему люди предпочитают идти по легкому пути? 9) Что делать если через некоторое время после свадьбы приходит разочарование во второй половине и жгучая мысль, что произошла ошибка, постоянно преследует? 10) Что важно из проповеди вы вынесли для себя?

2 комментария

  1. Сергей:

    Здравствуйте, исправьте пожалуйста опечатку «2) Почему Бог против БРАКА?». Заранее спасибо.

  2. vad-2:

    Спасибо. Действительно досадная опечатка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *