ИЩИТЕ ЖЕ ПРЕЖДЕ ЦАРСТВА БОЖИЯ И ПРАВДЫ ЕГО, И ЭТО ВСЕ ПРИЛОЖИТСЯ ВАМ. НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ. ЧАСТЬ 12. (Мтф.6.19 — 34) .

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

ЦАРСТВО БОЖЬЕВсе, даже те люди, которые никогда не читали Библию, однажды слышали заповедь Христа, которая звучит несколько странно и часто не выполняется даже самими христианами: «Ищите прежде Царства Божьего…». Поскольку у человека есть совесть, то мы, как правило, себя молниеносно оправдываем, дескать, не реально, не возможно, а кто за меня семью кормить будет, кто долги отдавать, кто мебель покупать? Оправдания молниеносно проносятся в мыслях и мы себя успокаиваем и жизнь продолжается, но однажды, наступает момент, когда нужно остановиться и глубоко подумать, что значит это повеление, что хотел сказать Христос и что должно измениться в нашей жизни в связи с этим повелением, которое изрек Господь в самой центральной, самой глубокой  и самой продолжительной Своей проповеди, в Нагорной. Итак, Нагорная проповедь часть 12. Как искать прежде всего Царства Божьего?

ГЛАВА 1. ГДЕ СОКРОВИЩЕ ТАМ И СЕРДЦЕ

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф.6:19-21).

1. Сокровище. Христос предупреждает нас, чтобы мы не собирали не те сокровища. Из этой мысли уже понятно, что у каждого человека есть свои сокровища. Для кого-то единственное сокровище – это дети, супруг, или карьера, деньги, хобби. Сегодня время, когда частым сокровищем является информация. У меня был один знакомый, который перерезал провод компьютера, потому что уже ночами спать не мог, все свободное время, в том числе и ночное, отдавая поиску информации в интернете это было его сокровище. Причем, наше сокровище, это как правило даже не внешние какие-то вещи. Сокровище – это отношение человека к тому, что ему дорого.

2. Собирание сокровища. У нас не только есть сокровище, но мы его еще и собираем. Иисус имел ввиду не только собирание материальных сокровищ. Собирать можно впечатления, удовольствия. Лентяй, валяющийся на диване, длит удовольствие от лени – то есть собирает.

3. Временность материальных сокровищ. Собирал человек сокровище, собирал и вдруг умер, или обанкротился. Когда живешь долго в одном городе иногда наблюдаешь судьбы не знакомых людей. Недавно я увидел человека, который был банкиром в 80е, а я в те времена занимался бизнесом. Затем, мне показалось это очень странным, но я, несколько лет назад, видел его на рынке продающим овощи. И несколько дней назад увидел из окна автобуса, как он одиноко брел по улице и виду у него уже был, как у человека потерявшего все. Мне стало не по себе от того, что так все хрупко в жизни. Сегодня у тебя богатство, а завтра ничего, сегодня ты занимаешь важный пост, но тебя бросает супруг и ты остаешься один с ребенком или приходит серьезная болезнь. И что тогда? Возникает вопрос, — где же мои ценности, что для меня важно, с чем я остаюсь, что меня может утешить? Один богатый человек все старался усовершенствовать хранилища своих сокровищ, собрав большой урожай: «… вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лук.12:18-21). Характеристика такого человека умещается в одном слове – безумный.

4. В чем же проблема материальных сокровищ или скажем более точно, сокровищ не в Боге? А в том, что «где сокровище там и сердце». А что страшного, если сердце будет с сокровищами? Сердце наше должно быть с Богом. Человек создан для Бога и любое отклонение от этого направления порождает лишь пустоту и разочарование, неудовлетворенность и поражение. Ответим в следующем разделе. Сердце не с Богом, если оно в безбожных сокровищах.  Есть такое понятие, как скоропортящийся продукт. С точки зрения вечности временные сокровища – это скоропортящийся продукт.

Кроме того, посвященность, погруженность в материальные сокровища конфликтуют с духовными. В чем проблема большинства людей в нашей стране, которые убеждены в своей православной принадлежности, но, как говорит статистика 3% посещают храмы и то по праздникам? «ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Иоан.3:20). Люди так бояться расстаться со своими греховными сокровищами, что не хотят идти ко Христу.

5. Что есть сокровище земное? Нужно обязательно разобраться с этим вопросом, потому что все читающие текст нами разбираемый никак не могут понять, как не собирать сокровища, если хочется и ремонт дома хороший сделать и одежды модной подкупить и денежек накопить и детям какое-то имущество собрать и подработать? Нам нужно посмотреть, как себя люди ведут, когда у них есть сокровище и тогда, через поведение, нам станет понятным, что есть сокровище? «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Матф.13:45,46). Сокровище – это то, что для меня ценнее всего, чему я отдаю больше времени, денег, энергии и даже мыслей, чего я стремлюсь во что бы то ни стало заполучить и ради чего я переступаю Божьи заповеди. Так что, мы должны понимать, что речь идет не обо всех материальных ценностях, но о тех, что заставляет меня не собирать духовные сокровища.

6. Сокровище небесное. Что же это такое? Давайте посмотрим табличку, которая поможет нам понять, что есть собирание сокровищ небесных:

  СОКРОВИЩЕ ЗЕМНОЕ СОКРОВИЩЕ НЕБЕСНОЕ
1 Видимое Невидимое
2 Получаем Отдаем
3 Радость тела Радость духа
4 Себе (Лук.12.21) Богу и людям. В Бога богатеть (Лук.12.21)
5 Укрепляют тело, комфорт Укрепляют дух, веру
6 Ради себя и своей семьи Ради Христа

Сокровище небесное – это Дух Святой внутри нас. «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах (тело человека), чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2Кор.4:7). Может ли быть что-то более ценное в жизни человека чем Бог? Однако, большинство людей живут так, как будто Бог вторичен.

ГЛАВА 2. ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ СЛУЖИТЬ ДВУМ ГОСПОДАМ?

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Матф.6:24). Наше сердце по своей природе – однолюб. Точно так же, как невозможно любить сильной, настоящей любовью сразу двух, трех женщин. Уж не знаю, как получалось у восточных богачей, которые содержали гарем, но помню, как один журналист спросили у богатого шейха из Саудовской Аравии, — сколько у вас жен? На что молодой араб с улыбкой ответил: «Одна единственная и любимая». Трудно любить сразу в нескольких направлениях. В нашем сердце есть только одно местно для одного Бога и одно место для одной жены/мужа, а уж потом дети и далее все остальные люди.

   Что же касается старания, о котором Христос говорит, как о невозможности стараться служить сразу двум господам. Я вспоминаю свой опыт, когда в баптистской церкви был вторым пастором и занимался бизнесом. Все время чувствовал, как поток мирских интересов очень хотел меня поглотить. Приходишь уставший с работы и признаюсь, все, что хочется делать, это упасть на диван и смотреть телевизор до ночи пока не уснешь. Я понимал, что на одной чаше весов семейные заботы, нужно было кормить семью, думать об одежде и оплате коммунальных услуг, с другой же, пропорционально активности бизнеса падала духовность. Что же мне помогало? Молитва, Библия, два поста в неделю (среда, пятница), каждое воскресенье проповедь и домашняя группа на неделе, да еще и пятничное Богослужение. Эти моменты были на другой чаше весов. Вот так чаши, на одной написано – плоть, а на другой дух, выравнивались. А иначе все время будет перевешивать, потому что нельзя служить двум господам.

   В притче о сеятеле рассказывается о нескольких типах почвы на которой семя не может прорости. «Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода» (Мар.4:18,19). Вот, что делает забота в сердце, суета, тревога о материальном – заглушает слово.

   «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лук.21:34). Сердце не только наполняется, привязывается к тому, что для нас ценность, но еще и отягощается до того, что человек, теряющий свое сокровище теряет смысл жизни. Недавно я прочитал об одном немецком бизнесмене Адольфе Меркеле (однофамилец Ангелы Меркель), который считался одним из самых богатых людей Европы. Он потерял столько денег во время кризиса, например, только убытки от сделок с акциями «Фольтсвагена» составили 500 млн. долларов, что бросился под поезд. У него оставалось еще столько денег, что он мог жить прекрасно и еще его внуки и правнуки. Миллиардер не смог пережить потерю своих ценностей. А теперь другой пример. Мой тесть, уже ушедший в вечность, был набожным человеком. Честным и тяжелым трудом, за всю жизнь, он собрал довольно большую сумму денег на книжку, чтобы поделить между своими пятью детьми. Развал СССР и все, полностью все потеряно. Реакция? Он понимал, что все допущено Богом, и как ни в чем не бывало, продолжал жить с Богом, благодарить Его.

ГЛАВА 3. НЕ БЕСПОКОЙТЕСЬ, КАК ЯЗЫЧНИКИ

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? … И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Матф.6:25-32). Ключевое слово этого отрывка «заботиться» переводится, как — беспокоиться, быть озабоченным, тревожиться. Представьте человека, который все время работает и беспокоиться, не находит себе покоя и мучается от вопросов, — Что будет? Как мне заработать больше? Что делать для того, чтобы больше одежды, еды и так далее…? Наиболее точно выражает проблему с беспокойством – слово «тревога». Тревога, когда не на что опереться. Такое впечатление, что у того, кто тревожится нет надежды на Бога. Некоторые люди говорят, что в каком-то другом вопросе я могу надеяться на Бога, а в этом вопросе – нет. Не вижу, чтобы мне Бог помогал. И так люди привыкают к тому, что нужно полагаться только на себя и постоянно тревожатся.

   Христос приводит пример с заботой Бога о птицах. Заметьте, что все птицы, работают. Они вылетают в поисках корма. Ищут зернышки. Мамы не только сами кормятся, но и приносят корм птенцам. Но откуда берется корм, — это уже забота Бога. Так что, как видим, Бог сотрудничает даже с птицами, заботится о них. А лили, один из самых прекрасных цветков выглядят гораздо красивее, чем одежда самого богатого человека в мире — Соломона.    Чтобы показать, как немного зависит от человека, Христос приводит пример с ростом: «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» Очень много параметров жизни человека зависят сугубо от Бога, например цвет глаз, строение тела, рост. И пластические операции способны скорее навредить чем принести пользу о чем сегодня много говорят журналисты.

   Заботящийся, более точно переживающий, нервничающий, не находящий себе покоя —  проявляет маловерие. Скажу откровенно, я и сам человек беспокойный и Бог продолжает меня учить доверять Ему.

Неверие язычников. Христос обращается ко всем уверовавшим с вопросом, — чем же вы отличаетесь от неверующих? Вообще, в Нагорной проповеди, Господь несколько раз сравнивает поведение уверовавших и неверующих (язычников). Например: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят» (Лук.6:32). Так чем же отличается христианин, который страшно переживает, нервничает, волнуется, не находит себе места, от язычника, (нехристианина), который все так же переживает, нервничает и волнуется? Получается ничем. Вот почему такое поведение называется маловерием. Покажите во всей этой панике, суете, тревоге место Бога? Расскажите, как вы надеетесь на Творца? В большинстве случаев – никак.

Вспомним цитату из послания Ап. Петра, который прямо говорит: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1Пет.5:7). Слово «печется» переводится, как – заботиться. Вот ответ на вопрос, почему не следует заботиться. Давайте посмотрим на поведение ребенка. Почему ребенку не нужно заботиться о пище, о деньгах на жизнь? У ребенка есть родители и он точно знает, что они заботятся, поэтому, в этом смысле, всегда спокоен.

ГЛАВА 4. ИЩИТЕ ЖЕ ПРЕЖДЕ ЦАРСТВА БОЖЬЕГО

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его…» (Матф.6:33). Хорошо, предположим, мы уже поняли, что забота, суета, тревога не от Бога, но что же предлагает Христос, чему учит в Нагорной проповеди? Все равно человек, как мы уже говорили, имеет сокровища, собирает их и вот. Человек всегда в поиске сокровищ: «потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Фил.2:21). Так, что же искать? Ищите прежде Царства Божьего. Слово «прежде» означает, что на первом месте должен быть Бог, Божьи заповеди, духовная, христианская жизнь. Давайте представим день христианина. Просыпаешься и, прежде всего, ищешь Царства Божьего, то есть начинаешь день с молитвы и чтения Библии. Обратился к Богу, покормил свою душу и дух и только тогда начинаешь свой день. Как вы ищите прежде Царство если день начинаете с компьютера, с суеты, с уборки или еды?

Несколько вопросов, которые помогут нам понять чего мы ищем в жизни?

1. С чего начинаем свой день? 2. Какие мои реакции на то, что я теряю или что хочу, но мне не дают, не получается взять? 3. Как часто я делаю бескорыстно понимая, что ничего не получу взамен? 4. Если мне предложат материальную выгоду за счет непосещения Богослужения, домашней группы, служения, что я выберу? Чему отдам предпочтение? 5. Как часто вы слышали голос Божий, что нужно отдать деньги, время, силы, выслушать, послужить, но отказывали ради своего комфорта? Отказывали, прежде всего Богу.

ГЛАВА 5. КАК ПРИЛАГАЕТСЯ ОСТАЛЬНОЕ?

«…и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Матф.6:33,34). Христос, словно ставит точку на этом разделе, говоря, что часто тревоги и заботы связаны с будущим. Однако, хоть заботься, хоть переживай, но завтрашний день может принести тебе множество сюрпризов и неожиданностей. Большинство фобий так и появляются, когда человек начинает тревожиться. А Бог учит нас противоположному: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Фил.4:6). Все остальное прилагается тогда, когда вы служите Богу, ищите его Царство и Он заботиться о вас. А если вы сами о себе заботитесь, то зачем Богу заботиться о вас?

— Отец, — сказал послушник аббату — настоятелю монастыря, — сердце моё преисполнено любви к миру, душа свободна от дьявольских искушений. Каков должен быть мой следующий шаг? Настоятель попросил, чтобы послушник сопровождал его к умирающему, о котором нужно было молиться.  Сказав несколько ободряющих слов родственникам, настоятель заметил в углу большой сундук.

— А что там лежит?

— Одежда, которую мой дядюшка никогда не надевал, — ответил племянник усопшего. — Всё ждал, когда представится случай нарядиться в то или это, а в результате всё так и сгнило в сундуке.

— Помни про это сундук, — молвил аббат, когда они вышли из этого дома. — Если есть у тебя в душе сокровища, используй их без промедления, примени к делу. А не то сгниют и сгинут бесцельно.

ВОПРОСЫ: 1) Что для вас ценнее всего, кроме Бога? Какие ваши сокровища? Как вы это будите определять? 2) Как мы собираем сокровища? Что значит собирать? 3) Почему опасно собирать земные сокровища? 4) Чем отличается собирание сокровищ небесных от сокровищ земных? 5) Расскажите, в чем вы видите разницу, в своей жизни, между собиранием сокровищ небесных и земных? А вообще, вы собираете небесные сокровища? — приведите несколько примеров. 6) Почему нельзя служить двум господам? 7) Что значит выражение отягощение сердца и заглушение слова, которое упало в бурьян? 8) Почему именно реакция на то, что мы теряем, выказывает наши ценности? Поделитесь, как ваши реакции выказывали какие у вас ценности (примеры из жизни)? 9) Как вы умеете и получается ли у вас не беспокоиться, когда казалось бы следует беспокоиться? 10) Какие вопросы могут нам помочь понять ищем ли мы Царство Божье прежде всего? Приведите примеры, когда вы искали Царство прежде всего и насколько у вас это получалось? 11) Как прилагается все остальное, когда мы ищем прежде всего Царство Божье?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *