НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ. ЧАСТЬ 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТРАХА ПЕРЕД ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ? (Мтф. 5. 37)

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

Businessman with the World on his Shoulders«Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Матф.5:37). Я все размышлял, о чем же эпизод, из Нагорной проповеди, который мы будем сегодня изучать? Христос так лаконично учит, что если ты говоришь «да», то пусть это будет «да» и соответственно наоборот. И вот, как озарение, — да это же тема об ответственности! Если ты говоришь «да», говоришь, что я берусь, я буду стараться, то это значит, что человек так говорящий берет на себя ответственность. Если сам Христос затрагивает эту тему, то можно представить насколько она важна для человека. Мы все время сталкиваемся с тем, что люди не берут ответственность. Недавно слышал, как один политик, возмущаясь, говорил: «Купили поезда Хундаи. Потратили $307 млн. Снег на дорогах Украины сошел вместе с асфальтом. Кто за это возьмет ответственность?» А ведь этот политик прав, ставя абсолютно справедливый вопрос. Посмотрите на проблемы мировой экологии, которая скоро растерзает планету? Кто за это возьмет ответственность? Впрочем, как и за глупое распределение богатств в современном мире. Взять семьи. Почему так часто мы видим образ мужчины, который ни за что не отвечает? В духовном смысле то же хватает проблем с безответственностью. Если бы 2 миллиарда христиан взяли ответственность за остальной мир, то, наверное, как минимум, количество христиан увеличилось бы, на 1 миллиард.

ГЛАВА 1. ЗАЧЕМ НУЖНА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

В Библии есть яркая иллюстрация к нашей теме – притча о хозяине давшем поручение своим подчиненным: «…поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего» (Матф.25:14-18). Первый вывод, который мы можем сделать – ответственность, это взять на себя какое-то дело, которое нам поручают люди, обстоятельства или Бог и выполнить это дело, довести его до конца. Даже выражение такое существует «разбиться в лепешку», стараться не жалея сил. Бог вверяет нам свое дело на земле. Бог должен прославиться в нашей жизни, а прославляется Он, когда мы приносим плод. А плод, в свою очередь, мы приносим, когда берем на себя ответственность. Бог все делает так, чтобы мы сами были спасены и другим открывали дверь для спасения, чтобы наша жизнь была гармоничной и прекрасной, чтобы мы духовно возрастали. Но чтобы все это происходило, следует брать ответственность. Ответственностью держится мир. И даже самое главное, что есть в жизни – любовь, не возможна без ответственности. Судите сами, сколько любви в родителях, которые оставили своих детей не захотели взять за них ответственность? Сколько любви у детей, не желающих ничего помогать по дому, к своим родителям? Вся наша жизнь это линия ответственности: родители за нас берут ответственность. Затем вырастаем и берем ответственность за супруга, затем дети, затем работа, бизнес, затем церковь, где мы, как христиане так же берем ответственность, с момента водного крещения. Мы все время повторяем, что нет любви без поступков, а поступки – это производное ответственности. Чего стоят слова любви парня, которого вполне устраивает сожительство и который не хочет брака, а по сути, не хочет ответственности? И принесший 5 талантов, как и принесший прибыли в 2 таланта, проявили уважение (любовь) к своему хозяину, тогда, как закопавший один талант проявил полное неуважение к своему господину. Таким образом, мы приходим к выводу, что любовь всегда связана с ответственностью, значит, нет христианства без ответственности. Ниже мы поговорим о конкретных проявлениях ответственности христианина. Спросите у любой женщины, которая подбирает себе мужа, на что она обращает внимание? Конечно, на красоту. Спросите у женщины, которая имеет жизненный опыт, на какое место, из всех качеств мужа, она бы поставила ответственность? И опытная, не задумываясь ответит, — на первое. А что Бог бы в нас хотел видеть? Конечно же, ответственность. Ответственный христианин это тот, кто старается во все дни жизни соблюдать заповеди и проявлять любовь. Если посмотреть на нашу притчу, где первый принес на 5 талантов прибыли, второй на 2, а третий вообще ничего не делал, то получается, приблизительно у 33% населения земли есть проблема с ответственностью, иными словами у каждого третьего. Согласитесь, не мало.

ГЛАВА 2. ПОЧЕМУ МЫ ТАК БОИМСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ?

Давайте выясним, почему люди так часто боятся и избегают ответственности? Однажды, известный герой Библии, Моисей, услышал Божий призыв, как реакцию на жестокие страдания еврейского народа в Египетской неволе: «И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его» (Исх.3:7); «Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых» (Исх.3:10). Моисей получил весьма трудное задание. Чего же боялся Моисей и чего боимся мы, когда нужно брать ответственность?

1) Страх перед людьми. Как только ты берешь ответственность от тебя сразу будут требовать, от тебя будут ожидать качественного выполнения этого задания. Не только страшно перед Фараоном, но еще и перед еврейским народом, да и перед Богом. Несколько миллионов людей нужно будет вывести из Египетской земли. И это Египтяне, для которых жизнь чужестранца не значила ничего. Фараон хотел убить собственного приемного сына, за то, что тот убил египтянина, и этим сыном был Моисей. И вновь Моисею идти к Фараону? Моисей реагирует так, как большинство из нас когда Бог вверяет нам дело: «Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?» (Исх.3:11). Итак, первый страх – страх перед людьми.

2) Страх потерпеть поражение. «И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь?» (Исх.4:1). Самое страшное, пожалуй, кроме потери близких и родных, это быть отвергнутым, раскритикованным, подвергаться насилию не только и не сколько физическому сколько духовному. Для человека самое важное это быть любимым. Вот поэтому многие люди избегают ответственности. Меньше берешь на себя, меньше у тебя будет проблем. Живешь себе тихонько и тебя не трогают и ты никого.

3) Страх не довести до конца, потому что не хватит сил и способностей. «И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен» (Исх.4:10). Действительно, каждое дело следует доводить до конца. Даже Христос говорил о том, что если человек берется и бросает он может быть подвергнут осмеянию: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним» (Лук.14:28,29). А кто хочет выглядеть глупо?

4) Страх потерять комфорт. Представьте, какая жизнь была у Моисея. Он имел жену, имел детей. У него был тесть. Ведь после окончания разговора с Богом Моисей отправился к себе в семью: «И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром» (Исх.4:18). А так же с собой взял жену и детей: «И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою» (Исх.4:20). Вы думаете, ему не хотелось посидеть с детьми, обнимать и целовать свою жену, наслаждаться красотой природы? Да еще свежи были воспоминания о бегстве из Египта. Моисей не забыл, что ему грозила смерть и вновь возвращаться туда, где ты можешь потерять все радости жизни?

   Следует заметить, что страх является хорошим тестом на веру, как доверие Богу. Если страх парализует, не дает принять волю Божью, исполнять эту волю, мешает исполнить свое предназначение в жизни, тогда этот страх — «подарок» дьявола. Не даром говорится, что трусливые люди попадают в ад: «Боязливых же и неверных…участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр.21:8).

Итак, подведем итог. Боящийся ответственности, проявляет крайне слабую, «рыхлую» веру и боится: 1) Людей; 2) Поражения; 3) Не довести до конца; 4) Боится нарушить  свой комфорт.

   В целом можно выделить три уровня безответственности.

1) Бытовая безответственность. Когда муж не несет никакой ответственности за свой быть скидывая все на жену или наоборот, что бывает гораздо реже. Мужчины очень злятся когда им женины делают замечания, но с другой стороны они же и сами провоцируют такое поведение жен. Это же относится к деньгам. Деньги – это то, что вверяет нам Бог. В той притче, с которой мы начинали нашу тему, хозяин вверил то, что ему принадлежит. Так Бог вверяет нам деньги, от которых просит лишь десятину.

2) Душевная безответственность. Нет времени для беседы супругов, нет времени на детей. Супруги никогда не проводят времени вместе, просто для общения, для совместного отдыха. Человек занят только своими интересами.

3) Духовная безответственность. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова» (Еф.5:25,26). Мужья берут ответственность за семью, жены за то, чтобы быть в подчинении у мужа. Дети в том, чтобы подчиняться родителям. Родители в том, чтобы мудро и духовно воспитывать детей. Только представьте картину, вокруг нас все ответственные люди!? Мы все понимаем, почему Европа живет лучше нас. Причины не только политического порядка. Потому что там формируется чувство ответственности с детства, поэтому самые лучшие машины, как известно, немецкие. И вопрос не только в инженерной мысли, а в том, с какой ответственностью немцы трудятся.

   ПРИЗНАКИ БЕЗОТВЕТСТВЕННОГО ЧЕЛОВЕКА: 1) Часто не доводит до конца начатое дело; 2) Берется все время за новое не завершая предыдущее дело; 3) Легко обещает и часто не делает то, что обещает; 4) Всегда себя оправдывает, когда не доводит до конца начатое; 5) Не предупреждает, когда не может выполнить обещанное тому, кто это обещанное ожидает; 6) Говорят, что безответственный от непунктуального отличается тем, что непунктуальный всегда приходит, но не вовремя, а безответственный обязательно проспит встречу.

ГЛАВА 3. КАКОЕ БЛАГО В ОТВЕТСТВЕННОСТИ?

Бог, сразу после сотворения людей, дал им поручение ожидая от них ответственного отношения: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15). Какое же благо в ответственности?

1) Приношение плода происходит только у ответственных людей. Что может безответственный человек принести Богу? Какой плод принес отрицательный герой Библии Саул, первый царь Израиля, который то пытался быть послушным Богу, то срывался, то каялся за то, что гонялся за Давидом, то снова испытывал приступы ярости? Какой плод принес тот, кто закопал единственный талант? «…Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов» (Матф.25:25-28). Во-первых, Бог такого человека называет лукавым и ленивым. Во-вторых, такой человек не только ничего не получает от Бога, но еще и теряет то, что имеет. А вот тот, кто принес Богу 5 и тот, кто 2 таланта услышали следующее: «Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Матф.25:23).

2) Духовный рост и приход к христианской зрелости происходит только у ответственных людей. Давайте посмотрим на Моисея до того, как Бог ему дал поручение. Сам диалог Моисея с Богом, его отговорки показывали человека слабого духом, несколько боязливого, хотя он и защитил девушку ставшую впоследствии его женой в земле Медиатянской. Но Бог хотел повысить уровень Моисея, чтобы этот вождь Израиля вывел избранный народ из рабства. После того, как Моисей принял на себя поручение, взял ответственность, он стал зрелым, сильным, мудрым, кротким, послушным Богу. Принятие ответственности есть переломный момент ведущий к зрелости.

3) Ответственность делает нас участниками в жизни невесты Христа, Церкви. Ответственность делает нас домостроителями. Давайте подумаем о том, что Церковь строится на краеугольном камне Христе, а Христос строит свою Церковь на ответственных людях. Кто отвечает за Богослужение, да и за всю церковь? Пастор. Кто отвечает за детей? Старший служитель воскресной школы. Кто за подростков? Диана. Кто за прославление в Церкви? Кто за операторскую работу и за то, чтобы выставить всю аппаратуру? Кто за 20 домашних групп? И вот так церковь стоит на тех, кто берет на себя ответственность. Люди, взявшие на себя ответственность в церкви, являются домостроителями. А что же по поводу мира, который нас окружает? Вот тут то каждый из нас должен взят ответственность за одного неверующего. Представляете картину если бы каждый в нашей церкви взял бы ответственность за одного неверующего? Нас бы было, как минимум, на 50% больше. Еще бы человек 100 спаслось в этом городе. Это же просто праздник! Что бы было если бы Моисей бросил ответственность за выход еврейского народа? Если бы Есфирь не захотела рисковать и не пошла бы к царю просить об освобождении своего народа? Что было бы если бы служители нашей церкви в один момент отказались бы от ответственности?

ГЛАВА 4. КАК СТАТЬ ОТВЕТСТВЕННЫМ?

Вначале скажем, что ответственными не рождаются ответственность – это то, что мы формируем в себе сами, это момент самовоспитания. Как стать ответственным?

1. Возьмите на себя ответственность в каждой важной сфере жизни: 1) Отношения с Богом. Ежедневная молитва и чтение Библии. 2) Служение в Церкви. 3) Семья, супруг, дети. Кстати, попутно скажу, что это явный перекос, если вы взяли ответственность, например, за семью, а в церкви никакой ответственности не несете. 4) Возьмите ответственность за одного неверующего человека. Звоните, встречайтесь, ищите возможность наставничества. «Жили-были в соседних домах две семьи: верующая и семья неверующих. Неверующие все время ссорятся, бьются, а у верующих всегда тишина и взаимопонимания. Жена неверующего соседа говорит мужу: – Сходи к соседям и посмотри, что такого они делают, почему у них всегда все хорошо? Ушел муж, укрылся недалеко и наблюдает. Вот видит, женщина моет пол в доме, вдруг что-то ее отвлекло, и она побежала на кухню. В это время ее мужу надо было срочно в дом. Он не заметил ведро с водой, зацепил его и вода разлилась. Тут пришла жена, извиняется перед мужем, говорит:– Прости, дорогой, я виновата: я оставила ведро на проходе. Он: – Нет, ты извини, я виноват: не увидел его у себя под ногами. Неверующий человек расстроился и пошел домой. В доме жена спрашивает: – Ну что, посмотрел? Мужчина: – Да! Жена: – Ну и что? Мужчина: – Все понял! У нас всегда ВСЕ ПРАВЫ, а у них всегда ВСЕ ВИНОВАТЫЕ. Вот таким тонким житейским примером притча дает нам понять о важности умения брать на себя ответственность». (http://sniperman.ru/pritchi-ob-uspehe/pritcha-otvetstvennost/)

2. Помнить, что когда Бог дает нам поручение, он же нас и поддерживает. Помните, как точно и емко, одним словом было сказано о нагрузке тех, кому Бог вверил таланты? «и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился» (Матф.25:15).

3. Бог разделяет с нами ответственность, когда мы берем ответственность за Божье дело. Помните, как сказал Бог Моисею? «И сказал Бог: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе» (Исх.3:12). Более того, Бог знает наши слабости и знает, именно в какой сфере нам нужна помощь. У Моисея были проблемы с речью, с красноречием, Бог дал ему поддержку: «Господь сказал: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь? итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить. Моисей сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать. И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем» (Исх.4:11-14).

4. Не берите на себя больше, чтобы не перегрузиться и не бросить все. Даю несколько важных признаков перегруза: 1) Нет необходимого, минимального времени на семью; 2) Появляется хроническая усталость. 3) Начинает подниматься ропот, что никто не помогает, вроде бы как мне больше всех нужно.

5. Если вы взялись, идите до конца, с пониманием, что это угодное Богу дело. Вряд ли кто-то захочет иметь дело с человеком безответственным. Ответственность – это часть благочестия, ответственность – это одна из ярких и прекрасных граней святости. Один неудачник спросил успешного человека: – Мне вечно не везет. Как ты думаешь, почему? А  успешный спросил: – В чем тебе не везет? – Во всем, – ответил неудачник. – Вот вчера опоздал на работу и получил от начальника нагоняй и штраф. – А почему ты опоздал? – спросил успешный человек. – Потому что вчера на пути на работу была непредвиденная автомобильная пробка, и я в ней застрял, – ответил неудачник. И добавил: но я же в этом не виноват! – Понятно, – сказал успешный человек, – в чем тебе еще не везет?  — В чем еще тебе не везет? – Еще мне не везет в семейной жизни, потому что жена меня постоянно пилит. – И в этом ты тоже не виноват? – спросил успешный человек. – Конечно, не виноват! Разве я виноват, что у моей жены скверный характер? – Всё ясно, – констатировал успешный человек, словно врач, который поставил диагноз. – Что тебе ясно? – спросил неудачник. – Ясно, что в своих неудачах ты прежде всего склонен винить обстоятельства, поэтому не стремишься улучшаться сам. И пока ты не научишься принимать ответственность за свои поступки на себя, вместо того, чтобы перекладывать ее на других, ты так и останешься неудачником.

6. Дух Святой будет нам напоминать об ответственности Христа и давать силу, чтобы подражать Учителю в этой ответственности. Однажды я понял, что безответственный человек угашает, оскорбляет внутри себя Духа Святого. И все потому, что Дух Святой указывает нам на Христа и делает нас подобными Господу: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Иоан.16:13,14). Христос взял ответственность за всех грешников, за весь мир. Христос, который не просто однажды взял эту ответственность, но несет эту ответственность, до сих пор ходатайствуя за нас. Ходатайствовать может только тот, кто взял ответственность? «Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим.8:34). Слово «ходатай» переводится, как защитник, адвокат. Адвокат это тот, кто берет ответственность за подзащитного. Христос может понять, как не просто нести груз ответственности. Однажды один мальчик хотел купить котенка, но у него не хватало денег. Продавец, узнавши, сколько есть у мальчика, предложил ему недорого котенка, который стоит гораздо дешевле остальных, потому что он родился со лосманной лапкой. Мальчик сказал, что этот котенок стоит столько же сколько и другие и он готов сбегать домой, чтобы взять еще денег и заплатить столько же, сколько и за остальных котят. Продавец на это ответил: «Ты не понял. Этот котенок неполноценный. Мальчик поднял свою маленькую штанину по колено и показал свою сухую ножку и сказал продавцу, во-первых, этот котенок такой же нужный, как я нужен папе и маме, а во-вторых, я этого котенка буду сильно любить, потому что смогу лучшее других понят, как ему живется с переломанной лапкой. Потрясенный продавец просто подарил мальчишке котенка. Так и Бог нас понимает, любит и поддерживает, когда мы берем ответственность за свое христианство. До какого же предела Он, наш Господь,  нес ответственность за людей? «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:8). И последний вывод: Бог есть любовь, а любовь это ответственность. Бог взял ответственность за людей, когда был распят и воскрес. И от нас ожидает ответственности за тех же людей, которых Он любит.     Итак, упражняемся в ответственности и Бог нам поможет. ВОПРОСЫ: 1) Что такое ответственность? 2) Почему ответственность так важна для человека и для Бога? 3) Почему люди так панически, нередко, боятся ответственности? 4) У вас есть страх перед ответственностью и в каких сферах? 5) Какие три главные сферы безответственности вы помните из проповеди? 6) Какие признаки безответственного человека? 7) Как лично вы боритесь с безответственностью, которая проявляется в вашей жизни? 8) Почему безответственность есть угашение Духа Святого? 9) Почему безответственность связана с не любовью? 10) Почему Христос является высочайшим примером ответственности?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *